Дашт-и Кыпчак: степи и города
Ханам Золотой Орды в XIV в. подчинялась огромная территория, которая простиралась от Дуная на западе до Иртыша на востоке, от Дербента и Хорезма на юге до Прикамья и Причулымья на севере. Довольно точно на основании рассказов побывавших там купцов и дипломатов,, территорию Золотой Орды в первой половине XIV в. описал арабский историк ал-Омари, который среди наиболее известных ее городов и областей отмечает Хорезм, Сыгнак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, Маджар, Азак, Акчакерман, Кафу, Судак, Саксин, Укек, Болгар, Дербент, а также земли Сибирь я Ибирь, Башкирд и Чулыман (Тизенга-узен 1884: 236). Восхищаясь размерами владений «царства Хорезма и Дашт-и Кыпчак» арабский путешественник Ибн-Халдун представлял его своим читателям в середине XIV в. как «обширное царство на севере, от Хорезма до Яркенда и Согда и Сарая, до города Маджара и Аррана и Судака и Болгара и Башкирда и Чулмана; и в границах этого царства город Баку, из городов Щирвана, и возле него «Железные ворота», а на юге до границ Константинополя» (Тизенгаузен 1884: 378). По сведениям арабских географов, длина этого государства простиралась на восемь, а ширина на шесть месяцев пути и имела размеры от моря Константинопольского до р. Иртыша, в длину на 800 фарсахов, а в ширину от Еаб-ал-Абваба (Дербента. -Д.И., И.И.) до города Болгара, то есть приблизительно на 600 фарсахов (Тизенгаузен 1884:175, 206). Совокупность исторических, археологических и нумизматических данных позволила установить границы Улуса Джучи (Егоров 1985: 75-150). В середине XIV в. самым западным пределом Орды, видимо, являлась территория междуречья Днестра, Прута и Сирета, ограниченная с юга нижним течением Дуная. Именно здесь располагалась ставка мятежного карачибека Ногая, разбитого ханом Токтой, после длительной и упорной борьбы (1300 г.). Главным городом этой части Орды был Ак-керман (ныне Белгород, близ устья Днестра), построенный правителями Орды во второй половине XIII в. и быстро ставший важным ремесленным центром и торговым портом, через который вывозились в Западную Европу и на Ближний Восток хлеб, а также шерсть, мясо и другие продукты скотоводства. Вокруг города располагалась обширная сельская округа с цветущими садами и огородами. В Северном Причерноморье в непосредственном подданстве золо-тоордынских ханов находились степи от берегов Черного моря до границ Руси, а также земли Степного Крыма. Южное побережье -Таврика -была занята небольшими генуэзскими портами-колониями. Центром их была Кафа (Феодосия) - небольшая территория которой была куплена Генуей в 1266 г., а к концу XIV в. ставшая подлинной «Меккой» всего Причерноморья — «известный и населенный город, — по словам архиепископа Иоанна де Галонифонтибуса, - место сбора купцов со всех концов мира», где постоянно торговали купцы, говорящие на. 35 языках (Галонифонтибус 1980: 14). Среди других портов выделялась Солдайя (СГурож, Судак). Все они имели небольшую сельскую округу, но главным источником их доходов была транзитная торговля со Средиземноморьем. Судя по письменным источникам, эти города были зависимы от Орды и платили ей дань, хотя иногда все же подвергались нападениям татар и вынуждены были участвовать в их междоусобицах. Главным городом Крымских степей был город Крым (европейцы называли его Солхат, ныне Старый Крым). Появился он уже в 60-х годах XIII в. и благодаря расцвету черноморской торговли стал важнейшим экономическим и административным центром всего полуострова. Ибн-Баттута называет его «большим и красивым городом» (Тизенгаузен 1884: 280), а
Ибн-ап-Варди - «большим городом, где имелись базары, мечети, гостиницы и бани» (Поляк 1964:50). Другим важным центром Крыма являлся Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале) близ Бахчисарая. С начала XV в. служил административным центром Крыма, а позднее зарождавшегося Крымского ханства. На севере граница между вассальными русскими княжествами и остальной частью Орды, как и сотни лет до этого, проходила по водоразделам притоков Днепра: в правобережье где-то в районе Роси, а в левобережье по рекам Псел и Ворскла, т. е., по естественной границе леса и степи. Северо-восточные, северо-западные и южные русские княжества входили в состав Золотой Орды на правах зависимых владений, сохраняя свою администрацию и династии, но выплачивая регулярные налоги («ордынский выход»). Территория Руси, подвластная ордынским ханам, включала в себя владения Волынских, Киевских, Новгород-Северских, Черниговских, Владимиро-Суздальских и Рязанских князей, а также земли Новгорода и Пскова. Некоторое время во власти ордынских ханов находились Смоленское и Галицко-Волынское княжества, которые позднее были включены в состав Литовского государства. Граница между этими княжествами и собственно территориями, входившими в улусную систему Орды, пролегала, видимо, также по водоразделам между лесом и степью, примерно по линии Киев — Курск — Тула — среднее течение р. Цны — устье р. Суры (Насонов 1940; Феннел 1989; Горский 1996; Егоров 1985). В состав Орды входили также мордовские и чувашские земли. В целом эти лесистые и труднодоступные места Сурско-Свияжского междуречья не были густо населены и сохраняли традиционный патриархальный социально-хозяйственный уклад. Хотя и здесь находились центры ордынской военно-административной власти (например, Болыпето-ябинское городище) и небольшие поселения. Южнее, в Посурье и При-мокшанье, располагались земли, которые ранее входили в состав Булга-рии. В ХШ-ХГУ веках здесь находился улус Мухша (Мохша) с центром в городе Наручад (современный г. Наровчат-). Для того времени это был развитый торговый и экономический центр, чеканивший даже свою монету. Раскопки выявили здесь кирпичные дома, бани и большое мусульманское кладбище с мавзолеями (Федоров-Давыдов 1994: 37). На Средней Волге и Нижней Каме находились земли бывшей Волжской Булгарии, которая в ХШ-ХУ веках распалась на ряд зависимых от Орды эмиратов: Булгарское, Джукетауское, Керменчукское, Казанское. Все они были подчинены Джучидам, хотя в разные годы эта зависимость
имела различный характер - от достаточно сильной до чисто номинальной. Во всяком случае, Булгария этой эпохи была одной из самых развитых областей Орды с несколькими довольно крупными городами (Болгар, Кашан, Кирменчук, Джукетау, Биляр, Казань), а также десятками мелких городов и сотням и поселений. Самым крупным и известным булгарским городом того времени был Болгар. Этот город, возникший еще в начале X в., не отличался в домонгольский период размерами, хотя и был важным экономическим центром. Настоящая его история начинается с 40-х годов XIII в., когда, вернувшись из западного похода и подавив восстание булгар, Бату-хан сделал местом своей ставки район Нижнего Прикамья. Этот район имел стратегическое значение, так как позволял в начальный период формирования империи контролировать центр страны - Поволжье. Постепенно, благодаря богатым традициям высокоразвитого сельского хозяйства и ремеслу, булгарам удалось во многом преодолеть последствия монгольского завоевания и добиться возрождения страны. Город Болгар конца ХШ-Х1У вв. становится одним из самых крупных и богатых центров Европы. Он бурно застраивается каменными и кирпичными постройками, в том числе общественными зданиями: мечетями и банями. Улицы были покрыты мостовыми. Благоустройству города служили водопроводные и дренажно-ряжевые системы. Продолжая ранние булгарские традиции, ремесленники изготавливали предметы, широко известные во всем цивилизованном мире: кожаные изделия, оружие, украшения. Выгодное географическое положение на пересечении речных и сухопутных путей делали Болгар важным перевалочным пунктом мировой торговли (Смирнов 1951; Город Болгар... 1987; 1988; 1996). Кроме того, город был крупнейшим центром тюркской городской культуры и центром области, где уже с X века распространилось мусульманство. Именно благодаря влиянию булгарских миссионеров ислам сумел завоевать прочные позиции в Золотой Орде. Несмотря на феодальную раздробленность, булгары имели сильные, хотя и немногочисленные, рыцарские дружины и передовую военную Технику, в том числе и огнестрельное оружие - «тюфяки» (небольшие пушки). Экономическая и военная сила позволяла правителям этих эмиратов уже в XIV веке активно участвовать во внутренних делах Улуса Джучи. На севере и северо-востоке пределы Джучиева Улуса, судя по восточным источникам, включали «земли Чулыман, Башгард, Сибирь и Ибирь». Скорее всего, подЧульшаном следует понимать область Верхнего Прикамья (от булгарского обозначения верхнего течения р. Кама), «Башкард», определенно, степи Южного Приуралья, а «Сибирь и Ибирь» — обширные степные и таежные земли Западной Сибири вплоть до При-обья и Прииртышья. В Средней Азии правителям Золотой Орды принадлежал Хорезм со столицей в городе Ургенч (ныне Куня - Ургенч). Этот город - бывшая столица Хорезмшахов (Гургандж) — был разрушен монголами, но заново отстроен уже в XIII в., а в 30-е гг. XIV в. достиг значительного расцвета. Ибн-Батгута писал, что он «один из самых больших, значительных и красивых тюркских городов, богатый славными базарами, просторными улицами, многочисленными постройками, отборными красотами» (Ти-зенгаузен 1884: 308). Богатая округа и выгодное положение на пересечении торговых путей делали Хорезм одной из важных областей Орды. В Приаралье Улусу Джучи принадлежала значительная земледельческая область, включавшая нижнее течение р. Сырдарья с городами Отрар, Дженд, Сыгнак и Сайрам (Байпаков, Ерзакович 1971) и степные земли Приаралья вплоть до озера Балхаш и хребта Каратау на востоке, до При-обья на севере. В состав Улуса Хорезм входили также плато Устюрт и полуостров Мангышлак. На Северном Кавказе владения Золотой Орды располагались в степной зоне, вплоть до северных предгорий Кавказа, которые занимали воинственные черкесы, аланы и вайнахи, постоянно сражавшиеся с ордынцами. Среди многих других городов Северного Кавказа следует выделить Азак (ныне Азов) и Маджар (близ современного г. Прикумска). Азак был важнейшим торговым и экономическим центром, конечным пунктом многих сухопутных и речных путей. Благодаря генуэзцам (они называли его Тана), которые имели здесь колонию, город в XIV в. был широко известен в Европе. Маджар также играл огромную роль в жизни региона как центральный пункт на пути из Ближнего Востока в Орду. По словам Ибн-Баттуты это был «город большой, один из лучших тюркских городов» (Гизенгаузен 1884:287). В Приморском Дагестане земли Улуса Джучи доходили до важной стратегической крепости Дербент (арабское название - «Баб-ал-Абваб», тюркское - «Темиркапу» (Железные ворота). Неоднократно ордынцы через этот проход вторгались в Закавказье и периодически завоевывали земли Северного Азербайджана, вплоть до городов Тебриз и Ардебиль, однако, надолго удержать эти земли они были не в состоянии. Основную территорию Улуса Джучи занимали степи. Население в языковом и даже, очевидно, в хозяйственно-культурном отношении, претерпело лишь небольшие изменения по сравнению с домонгольским
периодом. Недаром территория Золотой Орды в восточных источниках продолжала традиционно именоваться «Дашт-и Кыпчак» (Арсла-нока 1990). Кочевые племена продолжали кочевать в меридиональном направлении с юга на север (зимой) и обратно (летом). Чрезвычайно важные и уникальные сведения о такой системе жизнедеятельности в эпоху средневековья сохранились у ал-Омари (XIV в.), который, описывая Улус Джучи, указывал: «Ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища же их, как и некогда летовища царей Турана (т.е. домонгольских кыпчаков. —Д.И., И.И.\ находились в области Уральских гор» (Тизенгаузен 1884: 243). Изменения же коснулись в первую очередь социальной и племенной структуры, которые оказались перемолоты в системе татаро-монгольских кланов, набора бытовых предметов, украшений, оружия и конского снаряжения, их формы и орнаментации. Наглядным свидетельством изменений в духовной культуре стало изменение погребальных обрядов населения евразийских степей (Федоров-Давыдов 1966: 150-163). Сердцем Улуса Джучи было Нижнее Поволжье. Именно в этой области, которая, по словам арабского историка второй половины XIV в. Ибн-Халдуна, была «богата возделанными местами (т.е. населенными пунктами. — И.Д., И.И.)»(Тизенгаузен 1884: 378), находились два средневековых мегаполиса Улуса Джучи - Сарай. Сарай ал-Махруса (Бого-хранимый Сарай) и Сарай ал-Джадид (Новый Сарай), а также другие крупные города: Хаджитархан (близ современной Астрахани), Бельджа-мен (Водянское городище), Укек (близ современного Саратова), Гулистан (очевидно, близ современного Волгограда) и Сарайчик (современный нос. Сарайчик, севернее г. Гурьева), которые вместе с десятками городков и поселений, их окаймлявшими, образовывали густонаселенный земледельческий оазис, тянувшийся по обеим берегам Волги вдоль всего нижнего течения, а также вокруг рек Дон и Урала. Здесь находился политический, экономический и культурный центр империи, место, где происходило средоточие огромных материальных и людских ресурсов -во многом за счет регулярного ограбления провинций и развития мировой торговли — и уже в конце XIII века произошел небывалый, стремительный рост и расцвет городов, особенно столичных. Первая столица Золотой Орды, построенная монголами в Восточной Европе - Сарай или Сарай ал-Махруса, ныне расположенная на левом берегу Ахтубы у с. Седитренного (Астраханская обл.), была основана Бату-ханом еще в начале 50-х годов XIII в. на месте переправы через Волгу, во всяком случае, в 1254 г. папский посланник Гильом Рубрук
уже видел здесь поселение (Путешествие в восточные страны: 330). Спустя 30 лет город значительно разросся и начал чеканить монету с указанием места выпуска - «Сарай» или «Сарай ал-Махруса» (Мухама-диев 1983: 13-14). Некоторое время город, видимо, имел в основном административные функции, но постепенно происходило развитие ремесел, в первую очередь для удовлетворения запросов знати, но в XIV веке, в связи со стабилизацией обстановки в Орде, происходит всплеск торговой и производственной активности. Город разрастается и превращается в настоящий гигант с общей площадью с пригородами около 36 кв. км (Баллад 1923: 31; Федоров-Давыдов 1994: 24-27). Только центральные городские кварталы, определенные по данным археологии, раскинулись на площади 20 кв. км. (Егоров 1985: 115; Федоров-Давыдов 1994:26). В средневековье плотная городская застройка Сарая, его пригороды, обширные сады, огороды и замки знати, слившиеся в единый массив, производили огромное впечатление на современников своими масштабами и великолепием. Даже такой искушенный и много повидавший путешественник, как Ибн-Баттута, описывая его, с удивлением пишет, что «город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня. Совершили там молитву полуденную, поехали и добрались до нашего жилища, не раньше как при закате. Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов» (Тюенгаузен 1884: 306). По мнению современников, число жителей города достигало 75 тыс. человек (Тизенгаузен 1884: 550). Недаром Сарай считался крупнейшим городом Европы, а вероятно, даже всего Востока, сравнимым с Багдадом, Каиром, Константинополем и Римом того времени. Будучи важным политическим центром, город отличался высоким уровнем благоустройства, в нем имелись централизованные водопровод и канализация, а большинство дворцов и общественных построек было сделано из сырцового кирпича. Археологические раскопки выявили целый ряд богатых построек, Одна из них, размерами более 600 кв. м, была центром целой усадьбы. В центре этой постройки, находился зал для парадных приемов. Перед ним располагалась большая комната, с полом, выстланным кирпичом и бассейном в центре зала, вода в который поступала и
вытекала через систему подпольных каналов, соединенных с городским водопроводом. За бассейном возвышалась кирпичная платформа с балдахином или шатром, где должен был восседать хозяина дома. Из комнаты двери вели во внутренние покои, где имелись жилые комнаты, с подпольным отоплением и лежанками, а также в комнаты для прислуги (Федоров-Давыдов 1994: 60-62). Такой же, но только гораздо больший дворец имел и хан, о котором ал-Омари пишет: «Место пребывания царя там большой дворец, на верхушке которого находится золотое но-волуние... Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимние помещения» (Тизенгаузен 1884; 241). Внутри города ныне определены целые ремесленные кварталы, жители которых специализировались на своем особом производстве: металлургия и металлообработка, гончарство, стеклоделие, ювелирное и косторезное дело и т.д. Все они вырабатывали продукцию не только для внутреннего потребления, но и на экспорт (Федоров-Давыдов 1994:. 20-27). Однако еще большее значение для такого расцвета Сарая имела . при жизни его сына хана Джанибека, когда сюда перебрался ханский двор и здесь началась чеканка монеты (Мухамадиев 1983: 15-17). Многолетние раскопки, начатые еще в середине прошлого века А.В. Терещенко и продолженные в 20-30-е гг. XX в. Ф.В. Баллодом, А.Ю. Якубовским, а в 60-80-е годы проводившиеся В.Л. Егоровым, М.Д. Полубо-яриновой, Т.В. Гусевой и Ю.А. Зеленеевым (Гусева 1985; Егоров 1985: 112-114: Федоров-Давыдов 1994: 20-45; 1998а: 3-15), позволили довольно подробно изучить это городище, выявив остатки хорошо распланированного и благоустроенного города. Центром его служила широкая площадь на пересечении главных улиц, которые по радиусам расходились во все стороны. Здесь выявлены районы аристократических усадеб и бедных кварталов, жилые и ремесленные постройки, культовые сооружения. Особый интерес представляет юго-восточная часть города, имевшая несколько другую застройку. Здесь пространство между улицами было занято усадьбами, состоявшими из большого дома, водоема и хозяйственных построек, которые были окружены стенами. Как правило, эти усадьбы довольно богаты. Для их украшения применялись майоликовые кашинные изразцы с надглазурными и подглазурными орнаментами, среди которых наиболее выразительными являются растительные и арабесковые. В окрестностях города, особенно на юге и востоке, выявлены обширные пригороды, представлявшие собой крупные замки-усадьбы, вокруг которых концентрировались мелкие усадьбы и небольшие жилища. Здесь обнаружены усадьбы богатых ремесленников и их подмастерьев, выявлены остатки косторезных, ювелирных и гончарных мастерских. В доме ювелира найдены тигли с каплями золота, обрезки золотых пластин и проволоки, заготовки, бронзовые матрицы, инструменты, готовые изделия и ювелирный горн. Не исключено, что в этой же мастерской изготавливали изумительные золотые и серебряные сосуды с пыпшой орнаментацией, а также поясные наборы и украшения сложных, вычурных форм, выполненных в технике скани изерни. Все исследованные замки имели сходную планировку: в центре четырехугольного пространства, обнесенного кирпичной стеной, располагались дом владельца, сад с несколькими небольшими водоемами - хаузами, а по периметру усадьбы - хозяйственные постройки и дома воинов, челяди и рабов. Сама планировка и богатые находки из этих замков указывают на то, что это были резиденции ордынской аристократии. Первоначально район усадеб представлял, вероятно, ядро города.
Постепенно складываются районы бедноты и торгово-ремеслешше кварталы. Городские кварталы, прорезанные узкими улочками и арыками, были густо застроены небольшими глинобитными домами. Внутри каждого квартала был, видимо, большой хауз. Все эти кварталы принадлежали, скорее всего, рядовым горожанам. Как и во всяком восточном городе, проблема водоснабжения здесь была жизненно важной. Установлено, что большая часть улиц имела арыки, которые сетью каналов соединялись с большими искусственными озерами, сооруженными на северной окраине города, созданными для водоснабжения города и борьбы с талыми водами с сырта, грозившими городу затоплением (Федоров-Давыдов 1998:10-11). Характерно, что до 60-х годов XIV в. город не имел общей крепостной стены, настолько Орда была сильна, и только с началом смуты появилась необходимость в укреплении столицы. Вокруг города расположено также несколько крупных мусульманских кладбищ с мавзолеями-дюрбе. Как и другие города Улуса Джучи, Сарай ал-Джадид был важным торговым пунктом, привлекавшим купцов со всего цивилизованного мира. При раскопках здесь были найдены китайский фарфор и селадон, византийские иконки, итальянская стеклянная посуда, эмалированное сирийско-египетское стекло, индийские золотые монеты и арабские ткани. Практически до конца XIV в. нижневолжские и причерноморские города были главными воротами, через которые шел в Европу поток китайского шелка, восточных пряностей и невольников. Многочисленные караваны, идущие из сердца Азии, не только обогащали Орлу, но и включали ее в мировой взаимообмен товарами и идеями, делали ее немаловажной частью средневекового Старого Света (Федоров-Давыдов 1998: 38-59). Население Золотой Одры в антропологическом отношении было смешанным: сходным, но не однородным. Судя по краниологическим данным, население нижневолжских городов можно отнести к единому расовому типу: брахикранному европеоидному с наличием определенной монголоидной примеси. Подобный тип в целом был характерен для средневекового населения Волжской Булгарии и Хорезма. Вместе с тем, по сумме признаков, антропологический тип горожан отличался от серии, полученной из раскопок кочевнических курганов ХШ-Х1У вв., которая дает сдвиг в сторону большей монголоидности. Исследователи из этого делают вывод, что население городов формировалось, в основном, из выходцев из оседлых районов, в то время как кочевники продолжали вести привычный образ жизни, лишь частичн о переселяясь и го-
рода. Тот факт, что по признакам монголоидности (по данным В.П. Алексеева, южносибирского происхождения) степное население превосходит городское, свидетельствует не о переселении нового населения из Западной Сибири, а скорее всего, о значительно большем проценте монголоидности у кыпчаков, чем привыкли считать историки, исходя из произвольной гипотезы о европеоидности европейских кыпчаков (Гумилев 1960:250; Герасимова и др. 1987:223-22 7). При этом надо иметь в виду, что погребения в склепах нижневолжских городов дают более высокий процент монголоидности, чем остальные погребения в других городских некрополях, что, в определенном смысле, может свидетельствовать о социальном разграничении знати, нобилитета (формируемого из представителей «татарских» кланов) с простыми горожанами (быстро смешивающегося из различных компонентов и поэтому довольно сильно метисированного). Население принадлежащих Орде оседлых регионов (Руси, Булгарии, Северного Кавказа), судя по данным палеоантропологии, не претерпело значительного изменения. Пожалуй, единственным исключением служат включения более монголоидного населения в районы Волго-Уральского региона, что нашло отражение в материалах могильников в Болга-ре (Бабий бугор) и Среднем Поволжье (Мари-Луговской) (Герасимова и др. 1987: 227-232). Города Поволжья были также крупными культурными центрами, где развивались литература и искусство, формировались общеразговорный и литературный языки. В государствах Чингизидов официальным языком был монгольский, который на письме передавался уйгурским алфавитом. О подобной практике сообщал Г. Рубрук, рассказывая о том, что великий монгольский казн Мунке послал французскому королю Людовику IX «грамоту на языке моалов, но письменами югуров» (Путешествия в восточные страны: 129). Несомненно, что и в Улусе Джучи правящая элита государства довольно долго сохраняла монгольский язык (Уазагу 1995:479-485). Так, автор XIV в. Вассаф писал, что хан Узбек разговаривал со своими приближенными Кутлуг-Тимуром и Исой-гурганом по-монгольски (Тизенгаузен 1941: 89). Монгольский язык был также официальным языком делопроизводства и дипломатической переписки, на котором велась переписка не только с великим кааном в Каракоруме, с Хула-гуидами, но и с Египтом (Усманов 1979: 94-101). В этой связи в канцелярии египетских султанов были специальные чиновники, переводившие документы с арабского на монгольский язык. В частности, ал- Омари, говоря о порядке переписки с золотоордынским ханом Джанибеком (1342-1357 гг.), отмечал, что письма «иногда пишутся по-арабски... но большею частью пишется к нему по-монгольски» (Тизенгаузен 1884: 251; см. также: 68, 105, 341, 362, 435). В качестве официального монгольский язык использовался и внутри страны, свидетельством этого могут служит пайцзы - верительные, проезжие и иммунитетные грамоты на золотых и серебряных пластинах (Известны пайцзы ханов Токты, Узбека, Кельдибека и Абдаллаха), легенды на которых всегда Писались по-монгольски буквами уйгурского алфавита (Григорьев 1981: 89). Использовался монгольский язык и в быту: в богатом склепе близ Укека была обнаружена лирическая поэма на монгольском языке, написанная уйгурским письмом на бересте (Поппе 1941: 81-134). Однако, несомненно, что монгольский язык, даже будучи официальным, не был широко распространен и оставался уделом узкого клана аристократии (Усманов 1981: 101). Основным языком общения в золотоордынских городах и степных районах Улуса Джучи были различные диалекты кыпчакского языка. Именно на основе этого языка (огузо-кыпчакского типа тюркского языка) в городах Золотой Орды начало формироваться общегородское койне. Свидетельством этого служат, например, указания итальянского финансиста XIV в. Франческо Пеголотти, который в своем руководстве для торговцев рекомендует торговцам, собирающимся вести торговые дела в Орде, иметь переводчиков, знающих куманский (т.е. кыпчакский) язык (Ре%о1оШ 1936: 21-22). О том, что в городах Золотой Орды своеобразным Нпруа/гапсо был кыпчакский язык, свидетельствует словарь Сойёх Сшпашсш, составленный в ХШ-Х1У вв. в одном из городов Улуса Джучи (Каа1о1887; Радлов 1884: 52-53; Абдуллин 1974: 166-185; Наджип 1979; Махмутова 1982). О характере этого языка и его распространенности среди различных слоев городского населения могут свидетельствовать археологические находки. Особого внимания заслуживает лопатка быка из Сарая ал-Джа-дид, на которой тушью нарисованы две рожицы и написано по кыпчак-ски: «Карикатура, клянусь Аллахам. Руку приложил Али... сын Мухам-мада (сделал?)» (Ватер, Федоров-Давыдов 1963:245-246; Усманов 1963:246). Сохранились также тюркские стихи, процарапанные на большом кувшине, обнаруженном в Сарайчике: «Лишивменя чести и славы, ты отнялуменя чашу золотую. Наполнив чистым вином чашу, обратил ее в золото» (Самойлович 1913: 38).
Именно на основе этого общегородского койне и норм литературного караханидского (и, видимо, булгарского) языков сформировался литературный золотоордынский язык — поволжский тюрки (Самотович 1927: 27; Усманов 1979:101-106; Нуриева 2004). На нем созданы такие произведения старотатарской литературы, как «Гуяистан бит-тюрки» Сейфа Сараи, «Мухаббат-наме» ал-Хорезми, «Хосров и Ширин» Кутба, «Нахдж ал-фарадис» («Открытый путь к раю») Махмуда ас-Сараи ал-Бул гари, «Кыссас ул-анбиййа» («История пророков») Рабгузи и многие другие известные, но, очевидно, не дошедшие до нас произведения (см.: Наджип 1989; Аби-лов 1999:63-72; Хисамов, 1999: 73-91; Нуриева, 1999). Определенно, что в XIII - начале XIV вв. монгольские указы и дипломатические документы частично переписывались или дублировались на кыпчакском языке (например, знаменитая жалованная грамота Узбек-хаиа венецианскому послу А. Дзено, данная в 1332 г., была переведена на латыш, с «куманского» (О1р1ота1агшт...: 243-244; см. также: Григорьев 1981:81-83), но уже со второй половины XIV в. и по XVI в. в качестве официального государственного языка используется исключительно тюркский (кыпчакский или старотатарский) язык (Усманов 1979:101 и далее). Поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы в качестве литературною языка вплоть до середины XIX в. (Фасеев 1966; Пахмутова 1982). Одновременно в среде интеллигенции и знати были распространены персидский и арабский - языки поэзии и богослужений. Особенно широким было проникновение их после принятия при Узбек-хане ислама, когда арабская графика начинает функционировать как ведущая форма письма, а арабский и персидский становятся полноправными языками золотоордынской культуры. Известны не только переводы персидских поэм на тюркский язык, но и прекрасные персидские четверостишья на изразцах и блюде:
О сердце! Смотри на мир по своему желанию. Смотри, как люди подвергаются в нем испытанию подобно Ною в течении 1000 лет (его жизни). Смотри, как в мире много разведено садов и цветов. Смотри, сколько воздвигнуто на свете исполинских дворцов и чертогов. Смотри, во сколько тысяч атласов и золотых парчей гордо облачились (люди). И вслед за тем уничтожили их (Федоров-Давыдов 1976: 204-205). В Х1П-Х1У вв. в Сарае жили и творили великие писатели и ученые, творившие по-арабски и по-персидски: шейх Сад ат-Тафтазани, написавший ряд книг по риторике и праву (среди них комментарий к «Матн ат-тахлис» ал-Казвини); Мухтар ибн Махмуд аз-Захиди (конец XIII в.) -знаменитый имам и знатный факих Ибн Баззази (начало XIV в.), создавший «ал-Фатави ал-Баззази»/«Изречения ал-Баззази», высоко оцененные современниками и многие другие (ая-Хсат 1962: 27-33). Золотоордынская цивилизация - яркая страница истории мировой культуры. В Джучиевом Улусе был создан пышный имперский стиль, впитавший в себя традиции многих народов, но не в хаотичес Появление большого количества городов в Дашт-и Кыпчаке в XIII-XIV вв. (сейчас их известно около ста) -явление уникальное в истории средневековья. Практически на пустом месте в регионе с небольшой городской округой в дельте Волги, возникли не просто отдельные города, а целая земледельческая область, ставшая центром особой цивилизации, сочетавшей степную кочевническую и оседлую мусульманскую культуры. По образному выражению историка, золотоордынские города периода расцвета «представляли смесь среднеазиатских мечетей и минаретов, изразцов и поливной посуды с деревянными срубами и кочевническими юртами» (Федоров-Давыдов 1976: 120). Все это говорит о том, что в Золотой Орде была создана своеобразная цивилизация, которая, впитывая достижения покоренных народов и соседей, выработала синкретичную, колоритную и пышную культуру. Недаром один из современников - арабский историк Ибн-Арабшах, писал: «Сарай сделался средоточием науки и рудников благодатей, и в короткое время в нем набралась такая добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его» (Тизенгаузен 1884:463). Расцвет золотоордынской культуры был таким ярким и насыщенным, что в свою очередь она повлияла на материальную и духовную жизнь всех окружающих государств. Следует также подчеркнуть три обстоятельства, которые способствовали расцвету городов, развитию сельской округи вокруг них и укреплению единства государства, тем самым, сплачивая различные части империи и способствуя формированию цивилизации. В первую очередь, это создание системы бесперебойно функционирующих коммуникаций —ямов (иамов, джемов) — почтовых станций с лошадьми и караван-сараями. Обычно они располагались на расстоянии 30-50 км между собой, т.е. на длину дневного перехода на всех важнейших караванных путях Улуса Джучи, связывая различные города и порты страны. Ямская повинность была одной из важнейших государственных повинностей населения, избавление от которой особо оговаривалось в тарханных ярлыках, например, русскому духовенству. Кроме чисто государственных интересов — быстрое распространение важной государственной информации во все концы страны, системы ямов вместе с возникшими рядом с ними караван-сараями стали важнейшими торговыми артериями страны, по которым беспрепятственно и безопасно двигались караваны с товарами от портов Крыма до Каракорума и Ханбалыка. Яркое описание этого пути из Кафы в Сарай, а из него в Ургенч и оттуда в Индию,
дал в начале XIV в. путешественник и географ Ибн Баттута (Тизенгаузен, 1884:280-314). Это были не только пути движения материальных ценностей, но и информации - культурных и технологических достижений, религиозных проповедников. Недаром часто караван-сараи служили вакуфом для какой-либо суфийской общины или близ караван-сарая возникал странно п<
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |