Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Большая Орда и Астраханское ханство. Информации о хозяйственно-экономической основе Большой Орды и её внутренней



2016-01-26 1165 Обсуждений (0)
Большая Орда и Астраханское ханство. Информации о хозяйственно-экономической основе Большой Орды и её внутренней 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Информации о хозяйственно-экономической основе Большой Орды и её внутренней политической организации очень мало.

Ведущей отраслью экономики в этом государстве оставалось кочевое скотоводство, хотя удобных для зимних пастбищ районов на территории государства оставалось все меньше (Сафаргалиев 1960: 271-272). Однако, нельзя полагать, что татары Большой Орды являлись классическими кочевниками. Например, к 1490 г. относится сообщение русского посла о том, что «Орда пахала пашню на р. Куме» (Малиновский: л. 66). Речь шла, очевидно, о посевах проса. В 1501 г. крымский хан МенглиГирей указывал, что «большая часть татар» из Большой Орды в условиях кризиса «принуждено бьто оставить поневоле свое прежнее кочевье, не заготовив для себя хлеба» (Малиновский: л. 93). Очевидно, существенную роль играли в экономике государства «выходы» (дань) с русских княжеств: в 1474 г. Иван НI обязывался вымачивать Большой Орде ежегодную дань в сумме 140 тыс. алтын в два срока (весной - 80 тыс., осенью - 60 тыс.) (Сафаргалиев 1960: 270). Вообще, эта дань выплачиваласьдовольно регулярно с 1450 г. по начало 1470-х гг. (Павлов 1955: 190-191). В 1480 г. хан Большой Орды Ахмат от Ивана III опять требовал дани также в размере 140 тыс. алтын: «И ты бы мою подать в 40 день собрал: 60000 алтын, 20000 алтын вешнею, да 60000 алтын осеннею» (Павлов 1955: 190-191). Торговля, несомненно, существовавшая в Большой Орде, отчасти была связана с г. Астраханью, но не только: в 1474 г., например, вместе с послом из этого ханства с 600 татарами «пословыми» в Москву прибыли и 3200 купцов, пригнавших 40 тыс. лошадей и привезших «иного товару много» (Назаров 1983: 33). Наличие в Большой Орде специального торгового центра видно и из сообщения о взятии


Шибанидом ханом Ибрагимом в 1481 г. «Ахматовой Орды», в результате которого тюменский хан с собою забрал «Ордобазар», который «поведе в Тюмень» (ПСРЯт. 37,1982:95). Если исходить из источников, то распад Большой Орды был во многом связан с хозяйственным кризисом конца ХУ - начала ХУI вв. Согласно информации русских послов и крымского хана, в начале ХУI в. большеордынцы были «худы ... добре, и пеши, и наги» или «безконны добре ... , и охудали и кочуют на рознь» (Зайцев 2001: 109). Такое положение сложилось из-за засухи и неурожая, недостаточности пастбишных угодий.

Внутренняя административно-политическая организация ханства практически неизвестна. Из письма хана Ахмата оттоманскому султану Мухамме1)' IП (1476 r:) видно, что хан считал себя единственным наследником Чингиз-хана, что вьiтекало из его правления в «Тахт-иле» (Сафаргалиев 1960: 271). В Большой Орде правила собственная династия, причем в 1491-1504 {т. 1)'т известен калга, Т.е. в ханстве существовал инстИ1)'Т официального наследника престола. Из ярлыка этого же хана Ивану 111 примерно этого же времени (Сафаргалиев 1960: 270), вытекает, что ханство состояло из «семидесяти орд». Но в связи с тем, что достоверность данного ярлыка подвергается сомнению, информация о делении государства на внутренние «орды» остается малонадежной. Можно лишь высказать предположение, что речь в данном случае идет о каких-то крупных кланах (возможно, частично во главе с карача-беями), имевших устойчивый характер и контролировавших фиксированные кочевья. Конечно, в Большой Орде существовал и свой административный аппарат (известны послы, «молзозода большой молна базарский» ) (Зайцев 2001: 208), но подробных сведений о его структуре мы не имеем.

В экономике Астраханского ханства роль скотоводства была велика - среди товаров, доставляемых в Сыгнак из Хаджи-Тархана «со стороны Дешта», в начале ХУI в. отмечаются «жирные овцы, кони, верблюды» (Исфахани Фазлаллах ибн Рузбuxан 1976: JJ6). Бараны и лошади из Хаджи-Тархана упоминаются и в османских документах, связанных с Азаком (Зайцев 2001: 224). Судя по данным второй половины XVI-ХVП вв., в столице ханства и ее окрестностях имелось садоводство и огородничество (выращивали яблоки, айву, грецкие орехи, дыни, арбузы, тыкву, огурцы) (Зайцев 2001: 224). Хлеба было мало - если его и сеяли, то в ограниченных районах (по р. Бузану, а также в некоторых местах вдоль р. Волга). Возможно, до падения Казанского ханства хлеб привозился ОТ1)'да, а также из Персии. Несомненно, существовало масштабное рыболовство, причем часть рыболовных участков (учуги) принадлежали


хану и знатным татарам. Ловили осетровых, белуг, севрюгу. Икра ЯВJlЯлась важной статьей местной торговли. Об основных направлениях местного хозяйства говорит дань, наложенная в 1554 r: на население ханства после его взятия русскими: ежегодно по 10 тыс. лошадей, по 20 тыс. овец, по 30 тыс. (в других источниках - по 3 тыс.) белуг и осетров (Зайцев 2001: 163). Охота также практиковалась татарами. Добыча соли (из озер) скорее всего контролировалась ханской администрацией и была существенной - ее вывозили в русские княжества, Персию, Армению, Турцию. Имеются и сведения о выплате «выхоДю> в Астраханское ханство из Московской Руси. Однако, точныIe размеры его неизвестны. Но самой значительной для экономики ханства являлась торговля - как транзитная, так и экспорт MecTНbIX продуктов. Торговля была сосредоточена в г. Астрахани, издавна являвшемся крупныIM торговым узлом. В ХУ в. отмечена торговля специями из Индни (через Шемаху и Баку), отправляемых через TaIJY в Венецию. В XV - ХУI вв. отмечена и работорговля, но она носила ограниченныIй характер и касалась, прежде всего, продажи в рабство военнопленных. В Астрахань привозилась пушнина (соболь, белка), которая далее вывозилась в Дербент, Сыгнак (Исфахани Фазлаллах ибll Рузбuxан 1976: 116-117). Из Персии, Турции привозились шелк, парча, атлас, шелковые нити, ковры, драгоценности, краски, кольчуги, луки, мечи, грецкий орех; из Армении - жемчуг, бирюза, кожа; из Аравии - прянос~ ти; из русских земель - сафьян, овчина, деревянная посуда, бумага, уздечки, седла, ножи; из других татарских ханств - шерстяные, хлопчатобумажНbIe, шелковые, льняные ткани. На ярмарку в г. Астрахань съезжались купцы из многих стран (Персии, ИНдии, Аравии, Турции, Бухарского ханства и т.д.). В ряде случаев купцов в прикаспийские государства на местНbIX кораблях (yпrкули, шюты) возили сами астраханские татары (Зайцев 2001: 210-226). О ремесле в ханстве данныIx практически нет, но наличие в г. Астрахани кирпичныIx и кaмeННbIX сооружений (мечети, городские постройки, крепостныIe cтeНbI) позволяет говорить о существовании в городе мастеров-каменщиков. А чеканка собственной монеты в ханстве доказывает знакомство населения с целым рядом других ремесел. Фискальная система ханства практически неизвестна - есть только данныIe О том, что в государстве «черныIe люди» платили «дань» (ясак).

Политический строй Астраханского ханства, соответствовавший позднезолотоордынским традициям, известен довольно неполно. В государстве правили хань! из Чингизидов - В основном, из династии ханов Большой Орды, в т.Ч. из ветви, находившейся позже и в Касимовском ханстве. Но несколько раз на троне оказывались и представители крым-


ской династии Гиреев, правда, на короткое время. По источникам известно о существовании в ханстве инстmyrа калги (Зайцев 2001: 126, 132). Так как в Астраханском ханстве известна система карача-беев во главе с «улуг беем» (беклярибеком), можно предположить деление ханства на отдельные «юрты» - княжества. Но территории этих княжеств остаются неизвестными. Возможно, по клановому принципу было разделено кочевое население ханства. Во всяком случае, в одном из сообщений за 1502 г. говорится о «черных улусах» (Сборник Р ИО 1884: 381). Эти улусы находились за пределами г. Астрахани - в 1521 г. речь идет о том, что «Азтороканский улус поимали ... , только один город остался» (Сборник РИО 1895:675). В летописном известии за 1557 г. о «черных людях» Астраханского ханства сказано, что они просили у русских разрешить им «житипо старому у города Астрахани» (ПСРЛ т. 13, 1966:277), т.е. эта группа действительно находилась вне столичного центра. Да и в другом сообщении за тот же год, сказано: « ... князем и мурзам и улановым, лучшим ЛЮдЯМ, велели быти в городе ... , а черных людей всех распустити по их улусам» (Рычков 1774: 66). Наличие в Астраханском ханстве клановых структур, связанных с карача-беями, позволяет поставить вопрос о ее соотношении с племенной принадлежностью «родовых черных татар». Дать однозначный ответ на этот вопрос сегодня невозможно, так как, во-первых, мы не знаем названий всех правящих кланов государства, во-вторых, когда есть информация о ногайских группах и клане Мангыт в ханстве, речь идет о поздних реалиях XVI-XVH ВВ., которые невозможно автоматически перенести на период ханства. Но, несомненно, одно - этносословная стратификация среди астраханских татар существовала. Так, при описании периода хана Дербыш-Алия (1554 г.), говорится: « ... татарина Дербыша Алея царя Касимовского посадили и всего Астраханского царства и земли татар князей и мурз и сеитов и мулл и уланов и абызов и улусных и кочевых и черных людей всех до одного ... к шерти и правде привели» (Сборник РИО 1884: 90-92). В Патриаршей (Никоновской) летописи за 1556 г., сказано: « ... астраханские люди, Чалым улан в головах, и молълы и хаджи И шихы и шихзоды и князи и все мурзы и казаки и вся чернь, Астраханская земля» (ПСР Л т. 13, 1965:283). В приведенных отрывках одна часть населения (от уланов до казаков, в первом случае - скорее до «улусных» людей) относится к феодальному сословию, а другая - к «черному» люду. Именно о последних в летописном сообщении за 1557 г. сказано: «черные люди Астраханцьш, которые «дань дают» (ПСРЛт. 13, 1965: 277). По всей видимости, «черные татары» делились на «улусы» или «табуны» - по данным


середины ХVII в. «юртовские татары» состояли из «мурз, табунных голов, сотников и десятников и всех родовых черных татар». В более поздний период насчитывалось 9 улусов (табунов) во главе с старшинами (семь из них имели ти1ул «агь», а двое - «мурзю» (Татары 2001: lJ7). Хотя эти сведения нельзя напрямую перенести на период Астраханского ханства, можно предположить, что клцновые княжества тогда состояли из улусов, а последние делились на сотни и десятки.

Выше уже речь шла о духовенстве в Астраханском ханстве - оно состоя.tюИз неСКОЛЬКИХ групп и возглавлялось сеидами. В целом в ханстве кроме сеидов известны хаджи, муллы, ахуны, шейхи, шейхзаде, хафизы (Исхаков 1998: 64-68). Эта группа входила в феодальное сословие\ 'недаром в русских документах она всегда фиrypирует среди знати (уланов, князей и мурз).

Административные CTPYК'JYpЫ Астраханского ханства почти неизвестны, как и перечень должностных лиц. В документах упоминаются послы (в т.ч. «большой посол») (Зайцев 2001: 78-79), афызы (ПДРВ ч. х; 1795: 55).

 



2016-01-26 1165 Обсуждений (0)
Большая Орда и Астраханское ханство. Информации о хозяйственно-экономической основе Большой Орды и её внутренней 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Большая Орда и Астраханское ханство. Информации о хозяйственно-экономической основе Большой Орды и её внутренней

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)