Основные структурные элементы законодательных актов
Наиболее устойчивыми структурными элементами являются реквизиты нормативных правовых актов, характеризирующие следующее: вид акта (закон, декрет, указ, постановление и др.); орган (должностное лицо), принявший (издавшее) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты и другие элементы. В правилах юридической техники под реквизитами правового акта понимаются элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Делопроизводственные правила и правила юридической техники имеют общий перечень структурных единиц, содержащихся в правовых актах. Порядок деления текстов документов освещается в инструкциях, правилах и других разработках в области делопроизводства. Так, порядок деления текстов проектов федеральных законов, правовых актов Президента, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти подробно описан в Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Установление и описание структурных единиц правового акта занимает заметное место в системе предписаний юридической техники. Структурные элементы законодательных актов описаны в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, в соответствии с которыми используются следующие элементы (по нисходящей): раздел, глава, статья. Возможно деление крупных систематизированных актов на части, разделов на подразделы, глав на параграфы. Структура правового акта и необходимость включения в него тех или иных с элементов определяются исходя из объема и содержания акта. По общему правилу нормативно-правовые акты обладают определенной структурой, в теории права в том или ином виде в структуру нормативно-правового акта могут входить следующие элементы: Заголовок. Основные требования к заголовку нормативного документа – это точность, краткость информационная насыщенность. Слишком длинные, громоздкие заголовки создают трудности при применении актов и их систематизации, а также при их толковании. Преамбула. Преа́мбула в праве — вводная или вступительная часть правового акта. К правовым актам, имеющим преабмулу, относятся декларации, международные договоры, законы, нормативные акты, договоры гражданско-правового характера. Преамбула – самостоятельная часть правового акта, но она не является обязательной. В преамбуле также может указываться сфера распространения нормативного акта. В преамбулах международных актов, как правило, перечисляются государства – стороны данного договора, участники соглашения и т.д. Общая часть. Общая часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать: 1) фундаментальные положения (принципы, определения понятий, основные институты); 2) специализированные нормативные положения: презумпции, преюдиции. Презу́мпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока не доказана его ложность. Среди наиболее важных юридических презумпций выделяются: Особенная часть. Особенная часть нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают: 1) вид и меру (правила) возможного и должного поведения (юридические права и обязанности); 2) вид и меру негативных (отрицательных) последствий возможных нарушений правовых норм (юридическую ответственность). Указания о принятии акта, о его отмене, о внесении изменений. Рубрикация основной части НПА. Критерии формирования части как структурного элемента НПА.
Вспомогательные структурные элементы нормативного правового акта. Структура правового документа — это его строение. Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части: 1) вступительную; 2) основную; 3) заключительную. Примечания Примечания вызывают к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить «по ходу дела», т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа. Примечания позволяют: 1) расширить либо сузить объем информации; 2) предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения; 3) пояснить или уточнить какое-либо положение; 4) определить условия применимости положения; 5) указать орган, который ответствен за решение того или иного вопроса, и т. д. Приложение Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении со- держатся: — таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.); — образцы документов; — карты; — бланки; — схемы. Ссылки Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность. Сноски Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2113)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |