Правила семейного воспитания
По Ю.Б. Гиппенрейтер 1) Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!». 2) Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему, но! А) возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам; Б) по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. 3) Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. 4) Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействий). 5) Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. При этом говорите о СЕБЕ, о СВОИХ чувствах, а не о нем. 6) Не требуйте от ребенка невозможного, трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке. 7) Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. 8) Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. 9) Правила (ограничения, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Но! Их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. 10) Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. 11) Требования, предъявляемые взрослыми, должны быть согласованы между собой.
методы и приёмы работы с ребенком
Психологическая поддержка Это совокупность средств психологического воздействия, сосредотачивающих внимание на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Реализация: Поддерживать ребенка – означает: 1) безусловно принимать ребенка 2) опираться на сильные стороны ребенка 3) забывать о прошлых неудачах ребенка 4) показывать, что вы удовлетворены ребенком 5) демонстрировать любовь к ребенку 6) помогать ребенку в том, с чем он не может справиться сам 7) позволить ребенку самому решать проблемы, с которыми он может справиться 8) проводить больше времени с ребенком 9) демонстрировать оптимизм и веру в возможности ребенка Поддерживать можно посредством: ü отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, продолжай) ü высказываний (я горжусь тобой, спасибо за помощь, мне нравится как ты это делаешь) ü прикосновений (погладить, дотронуться, обнять) ü совместных действий (находиться рядом, мягко вести, играть с ним, слушать его) ü невербальных проявлений (улыбка, подмигивание, кивок).
Использование внешнего средства Картинки для напоминания, список дел, записки, схемы, инструкции. Способ передать самому ребенку руководящие функции родителей.
Активное слушание Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Правила: 1) повернитесь лицом к ребенку, глаза должны находиться на одном уровне, можно взять его за руки или посадить на колени 2) не задавайте вопросов, желательно, чтобы ваши реплики звучали в утвердительной форме 3) держите паузу, не забивайте время своими соображениями и замечаниями 4) повторите, как вы поняли то, что случилось с ребенком, обозначьте чувство ребенка Результат: Исчезает или значительно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Ребенок начинает рассказывать о себе все больше. Ребенок сам продвигается в решении проблемы.
Я-сообщение Конструкция: 1) безоценочное описание поведения ребенка (когда ты…) 2) характеристика чувств, испытываемых взрослым (я чувствую…) 3) указание на то, почему поведение ребенка не устраивает взрослого (потому что…)
Преимущества: 1) позволяет выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме 2) дает возможность ребенку ближе узнать родителей 3) открытое и искреннее выражение чувств позволяет детям искренне выражать свои 4) высказывая чувство без приказа или выговора, мы оставляем за ребенком право самому принять решение
Прием «я заметил»
«ты убрал в своей комнате?» не надо задавать вопросы риторического характера «я заметила что ты до сих пор не убрал в своей комнате. ты сделаешь это сейчас или после ужина?» если приём не срабатывает, значит нам очень важно чтобы ребенок нас «слушался», но не всегда ребенок может оказаться в ситуации, когда надо слушаться взрослого гораздо важнее научить ребенка действовать самостоятельно, сообразно с интересами других людей
Поиск альтернатив
чем младше ребенок, тем меньше альтернатив иногда альтернатива м.б. скрытой (можешь почистить зубы до того, как одеться, а можешь после)
Конструктивный способ разрешения конфликтной ситуации Этапы: 1) прояснение проблемы 2) сбор предложений 3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого 4) детализация решения 5) выполнение решения и проверка
Прием цветовых зон Помогает найти «золотую середину» в использовании запретов и ограничений Зеленая зона: все, что разрешается делать ребенку по его усмотрению или желанию (в какие игрушки играть, с кем дружить, в какой кружок записаться) Желтая зона: действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, свобода выбора в пределах определенных границ (решай сам, когда сесть за уроки, но закончить работу нужно до 8 часов вечера) Оранжевая зона: действия ребенка, которые не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств разрешаются (лечь спать позже, потому что папа вернулся из длительной командировки) Красная зона: действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах (нельзя ломать вещи, обижать малышей, включать газовую плиту)
Прием «я заметил»
«ты убрал в своей комнате?» не надо задавать вопросы риторического характера «я заметила что ты до сих пор не убрал в своей комнате. ты сделаешь это сейчас или после ужина?» если приём не срабатывает, значит нам очень важно чтобы ребенок нас «слушался», но не всегда ребенок может оказаться в ситуации, когда надо слушаться взрослого гораздо важнее научить ребенка действовать самостоятельно, сообразно с интересами других людей
****************************************************************************
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |