Потребности и ресурсы, их противоречивое единство
Предмет, метод, функции и структура экономической науки. Экономическая наука относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические явления осуществляются посредством общественных отношений между людьми. Экономическую науку определяют как науку: - о богатстве; - о видах деятельности, связанных с денежными сделками; - о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; - об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления. Вывод: экономическая наука изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Методы экономической науки: - формальная логика - изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. - диалектика - учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. - анализ (мысленное расчленение анализируемого объекта на части и изучение каждой его части отдельно) и синтез (соединение уже изученных частей предмета в единое целое и получение знаний о предмете в целом) - методы индукции (выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории) и дедукции (выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частному. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки фактами, то она отвергается) - математическое моделирование - упрощенное описание реальности, позволяющее определить причины экономических явлений, закономерности их изменений и последствия таких изменений. - научная абстракция - предполагает, что все другие явления, за исключением того, которое сейчас изучается, являются неизменными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повторяются. Функции экономической теории: -Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население. -Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование. -Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке. -Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства; -Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития. Структурой экономической науки являются прежде всего ее отраслевой (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика транспорта, экономика строительства, экономика природопользования), функциональный (бухгалтерский учет, финансы и кредит, маркетинг, менеджмент, экономическая статистика) и региональный (в ряде стран с большой территорией имеются регионы с особыми и иногда весьма различными условиями экономического развития) аспекты.
Предложение, закон предложения, факторы предложения ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах. Основной фактор предложения - цена. Неценовые факторы: величина налогов, уровень НТП, наличие товаров-заменителей.
Потребности и ресурсы, их противоречивое единство. Потребности и ресурсы составляют противоречивое единство: потребности бесконечно увеличиваются; ресурсы являются ограниченными. Ограниченность ресурсов выявила три основополагающие проблемы хозяйствования: что, как и для кого производить. Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, выступают факторами производства. Основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательство, информация, время. Основная проблема экономики заключается в том, что имеем неограниченные потребности и ограниченные ресурсы. Материальные потребности — прежде всего желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Полезность — совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих определенную потребность человека. К потребностям могут быть отнесены предметы, пища, услуги и т.д. Общество всегда стремилось к удовлетворению своих растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже. То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу. Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |