Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммерческие банки, их виды, операции банков



2016-01-26 330 Обсуждений (0)
Коммерческие банки, их виды, операции банков 0.00 из 5.00 0 оценок




44. Финансы: сущность и роль в процессе общественного воспроизводства.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и у государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Выделяют три основные стадии процесса общественного воспроизводства:

-производство;

-распределение;

-потребление.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости произведенного общественного продукта.

Именно на этой стадии появляются финансовые отношения, связанные с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Однако, реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована.

В общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы:

-финансы хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, учреждения);

-страхование;

-государственные финансы.

В зависимости от характера деятельности субъектов, внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную организационную структуру финансового аппарата, и в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Взаимодействия между выделенными звеньями финансовой системы осуществляются, как правило, при посредничестве учреждений банковской системы, играющих особо важную роль в отношении функционирования финансов предприятий.

Финансы субъектов хозяйствования являются основным элементом приведенной схемы и представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов. Формируются финансовые ресурсы за счет таких источников, как:

-собственные и приравненные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и пр.);

-мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами;

-поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховое возмещение и т.п.).

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь. подразделяется на подзвенья в зависимости от:

-отраслевой принадлежности субъектов;

-форм собственности;

-характера деятельности и других факторов.

 

45. Сущность и функции налогов. Виды налогов. Основные принципы построения налоговой системы.

Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого явля-ется одним из условий совершения в интересах плательщиков юридиче-ски значимых действий государственными органами, включая предос-тавление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки. Объектом налого-обложения называется имущество, на стоимость которого начисляется на-лог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на се-бестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом. Налоговая ставка представ-ляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарение, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств госу-дарству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в сче-те за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на до-бавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - ал-коголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда на-зывают «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Есть ряд мнений о разумных пропорциях этих налогов. Одно из них заключается в том, что таких пропорций не существует, так как есть мировая практика применения в развитых странах только прямых налогов либо только косвенных. Например, в Западной Европе круп-нейший налоговый источник - НДС. Косвенные налоги взимать легче, но они меньше учитывают финансово-хозяйственное положение налогоплательщика и при своей универсальности представляют тяже-лый налоговый пресс, который смягчается в акцизах, взимаемых по дифференцированной ставке. Кроме того, косвенные налоги - это тяж-кое бремя для населения.

Наиболее крупные федеральные налоги в России: НДС; акцизы; налог на прибыль предприятий и организаций; отчисления на произ-водство минерально-сырьевой базы (целевой бюджетный фонд); пла-тежи за пользование природными ресурсами; сбор за пересылку, пере-валку грузов и наливку нефти; сбор за отпускаемую электроэнергию производственными предприятиями.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответ-ственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, рег-рессивные и пропорциональные. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распреде-ления налогового бремени нашли свое отражение в принципах налого-обложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть на-логового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец более высокого дохода должен платить не только аб-солютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнитель-ной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного. Следовательно, задача состоит в том, чтобы установить такой уровень налогов, при котором разные по величине потери дохода обладали бы равной полезностью для их владельцев.

Налоги играют определяющую роль в формировании доходов го-сударства.

В этом проявляется их собственно фискальная функция (пополнение доходов казны). Данное направление налоговой политики связано с уровнем и со структурой налоговой нагрузки на бизнес. Су-ществующие государственные приоритеты могут выражаться в таких мерах налогового регулирования, как установление льготных ставок налогов или налоговые освобождения для определенных отраслей эко-номики или, что встречается достаточно часто на практике, для фирм, представляющих малый и средний бизнес.

Налоги требуют научного подхода к их установлению. Первые научные принципы налогов определил А. Смит, который сформулиро-вал четыре принципа: понятность условий взимания налогов; сбор на-логов в сроки, удобные для налогоплательщика; пропорциональность налогов доходам; минимальные издержки взимания налогов.

В экономической теории сделана попытка установить связь меж-ду ставкой налога и деловой активностью. Кривая Лаффера, назван-ная по имени американского ученого, занимающегося данной пробле-мой, описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступ-лениями в государственный бюджет (см. рис. 8.1).

По мере роста ставок налога от 0 до 100 % доходы государствен-ного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (до точки М, соответствующей, допустим, 50 %-ной ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Лаффер с помо-щью своей кривой показал, что стопроцентная ставка налога дает та-кие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь до-ход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на ко-торую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «ухо-дить в тень». Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расши-рению производства и занятости, уменьшит необходимость транс-фертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится со-циальная нагрузка на бюджет.

 

46. Государственный бюджет. Доходная часть государственного бюджета. Расходная часть государственного бюджета.

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;

расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

4.Источники доходной части:

налоги;

государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);

эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;

займы у международных организаций.

5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:

социальные нужды (не менее 50% всех расходов);

поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);

обслуживание государственного долга;

предоставление дотаций предприятиям;

развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

 

47. Проблемы государственного (бюджетного) долга. Бюджетный дефицит и его причины.

Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном – государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.

Государственный бюджет – это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале ХХв.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Рассмотрим структуру расходов и доходов госбюджета РФ.

Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако это достигается не всегда.

Дефицит государственного бюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.

Процифит бюджета в 2003 г. составил 216, 8 млрд. руб.

В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом, так было и в России в 1992–1999 гг. Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.

Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.

Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, – это государственный долг.

Государственный долг – сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования государства.

В феврале 2004 г. внешний долг России иностранным государствам и коммерческим банкам составлял 117,0 млрд. дол., или менее 1 тыс. дол. на каждого жителя, включая грудных младенцев (для сравнения в 1991 г. Россия имела 80 млрд. дол. внешнего долга), а в начале 2001 г. – 143,4 млрд.дол.).

Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту. По различным подсчетам этот уровень в нашей стране составляет порядка 30%.

По расчетам специалистов, к 2003 г. на обслуживание внешнего долга и процентов по нему России потребуется 70% бюджетных расходов.

Пути решения проблемы внешнего долга – это его реструктуризация, отсрочка платежей и новые иностранные займы. Для этого Россия ведет переговоры с Лондонским и Парижским клубами кредиторов. В первую очередь предстоит урегулировать ту часть долга, которая перешла к России от бывшего СССР.

В то же время многие иностранные государства и страны – члены СНГ, в свою очередь, должны России. Например, задолженность, перешедшая от СССР, составляет 94 млрд. дол. Основные должники – Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ливан, Афганистан, Ирак. К сожалению, следует констатировать, что основную часть этого долга вернуть вряд ли удастся.

Есть еще один аспект этой проблемы. По различным оценкам, сумма валютных средств, принадлежащих российским предпринимателям, незаконно вывезенная за рубеж и находящаяся в зарубежных банках, составляет 100–150 млрд. дол. Возвращение этих денег в Россию могло бы помочь решению многих экономических проблем.

 

48. Понятие мировой экономики. Структура международной экономики.

Мирова́я эконо́мика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом, мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединённых международными отношениями.

 

49. Международная экономическая интеграция

 



2016-01-26 330 Обсуждений (0)
Коммерческие банки, их виды, операции банков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммерческие банки, их виды, операции банков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (330)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)