Понятие и функции конкуренции. Формы конкуренции. Типы рыночных структур
Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. Функции конкуренции: 1.Стимулирующая. Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции или/и снижать издержки производства 2. Распределительная. В ходе конкурентной борьбы происходит распределение дохода в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. 3.Регулирующая. Конкуренция определяет структуру и объем производства продукции в обществе. Чтобы устоять в конкурентной борьбе предприниматель должен производить то, что предпочитает потребитель. Факторы производства направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. 4.Контролирующая. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, он будет нести убытки, и соответственно вытиснится с рынка. Виды конкуренции: 1.По сфере деятельности: - внутриотраслевая - между производителями одной отрасли за повышение доли на рынке с целью максимизации прибыли. - межотраслевая - между производителями различных отраслей за наиболее выгодные сферы приложения капитала. 2.По методам соперничества: - ценовая конкуренция, которая ведется по поводу и с помощью цен. - неценовая конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукций и условий продажи при неизменных ценах. Типы рынков: 1. Рынок совершенной конкуренции Рынок совершенной конкуренции является теоретической моделью
2. Рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно •Монополистическая конкуренция •Олигополия •Монополия Рынок совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции -большое кол-во покупателей и продавцов -однородная продукция -свободный вход и выход фирм -свободный доступ к информации -невозможность влияния на цену товара Рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция -большое количество покупателей и продавцов -дифференцированная продукция -относительная легкость входа и выхода -отдельная фирма контролирует цену на свой товар Олигополия. Олигополия -несколько крупных компаний, зависимых друг от друга -однородная и дифференцированная продукция -барьеры для вхождения в отрасль и выхода из неё -затрудненный доступ к информации -преобладание неценовой конкуренции Монополия и ее виды. Ценовая дискриминация. Антимонопольная политика государства. Монополия -единоличный производитель товара -уникальный продукт -непреодолимые барьеры для входа и выхода -доступ к информации блокирован -полная власть над ценой Виды монополий 1.Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства - системы водоснабжения 2.Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии 4.Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. 5.Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав 6.Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции
Ценовая дискриминация – состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам, в зависимости от их платежеспособности. Она возможна при определенных условиях: 1)продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены; 2) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности; 3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.
Антимонопольная политика государства - комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (477)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |