Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права и обязанности налоговых и других государственных органов



2016-01-26 498 Обсуждений (0)
Права и обязанности налоговых и других государственных органов 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, иных обязательных платежей. В эту систему входят ФНС России и ее территориальные органы.
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Кодексом и иными нормативными правовыми актами (ст. 30 Кодекса).

В ст. 31 Кодекса зафиксированы многочисленные права налоговых органов:

  • требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;
  • проводить налоговые проверки;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений;
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика;
  • осматривать любые используемые налогоплательщиком производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • определять суммы налогов, подлежащие уплате, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:

    * отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру,
    * непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов,
    * отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
  • требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений и контролировать их выполнение;
  • взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;
  • требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • вызывать свидетелей;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных лицензий;
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

    * о взыскании недоимки, пеней и штрафов;
    * о возмещении ущерба вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание недоимки, пеней, штрафов;
    * о досрочном расторжении инвестиционного налогового кредита;
    * в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Этот список не является исчерпывающим, налоговые органы имеют и другие права, предусмотренные как Налоговым кодексом, так и другими нормативными актами.
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов.
Формы документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий, а также порядок их заполнения утверждаются ФНС России.
В ст. 32 Кодекса приведены обязанности налоговых органов:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением;
  • вести учет организаций и физических лиц;
  • бесплатно информировать (в т.ч. в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  • руководствоваться письменными разъяснениями Минфина;
  • сообщать налогоплательщикам при их постановке на учет сведения о реквизитах счетов Федерального казначейства, а также доводить до них сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, пеней и штрафов;
  • принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять поручения органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет этих сумм;
  • соблюдатьналоговую тайну>;
  • направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога;
  • представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам (справка представляется в течение пяти дней);
  • осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
  • по заявлению налогоплательщика выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик полностью не погасил недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство (ст. 33 Кодекса).
Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством, Налоговым кодексом, иными федеральными законами (ст. 34 Кодекса).
В ст. 34.2 Кодекса приведены полномочия финансовых органов:
- Минфин РФ:
* дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах,
* утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также порядок их заполнения;
- финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Финансовые органы дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течениедвух месяцевсо дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных проверках.


При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в10-дневный срок со дня их выявления направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (ст. 36 Кодекса).
Налоговые и таможенные органы, органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета (ст. 35, 37 Кодекса).
Плательщики налогов и сборов, их права и обязанности
Понятие «налогоплательщик» является центральным термином, определяющим сущность налоговых отношений. Налогоплательщиками,плательщиками сборов (субъектами налогообложения) признаются организация и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 Кодекса).
Плательщиками налогов и сборов делятся на:

  1. российские организации, как коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, союзы, потребительские кооперативы, партнерства).
    Организации, не обладающие статусом юридического лица (например, профсоюзная организация), не признаются плательщиками налогов и сборов;
  2. иностранные организации, к ним относятся:
  • организации, обладающие правами юридического лица в соответствии с нормами действующего законодательства страны, где они созданы (учреждены), а также их филиалы и представительства в РФ;
  • компании, корпорации и т. п. объединения, созданные в установленном порядке в других странах, в т. ч. те из них, что не наделены статусом юридического лица, но обладают гражданской правоспособностъю в соответствии с законодательством иностранного государства;
  • международные организации, их филиалы и представительства на территории РФ;
  1. физические лица,к ним относятся:
  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства, т. е. лица, не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Плательщикам некоторых налогов по своему месту нахождения являются обособленные подразделения организаций, где оборудованы стационарные рабочие места, на срок более одного месяца. Это означает, что остальные обязанности (например, вставать на учет, сообщать о прекращении своей деятельности) несут сами организации-плательщики.
Среди физических лиц выделяют большую группу индивидуальных предпринимателей(ИП) – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Примыкают к ИП частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские конторы (ст. 11 Кодекса).
Налогоплательщики делятся на:

  • резидентов –лиц, имеющих постоянное местопребывания в РФ. У них подлежат налогообложению доходы, полученные как на территории России, так и вне ее, т. е. у них полная налоговая обязанность. Физические лица признаются резидентами при условии фактического нахождения в РФ не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев (ст. 207 Кодекса);
  • нерезидентов –юридических лиц, зарегистрированное в другой стране или физических лиц, постоянно, проживающих в другой стране.У них налогообложению подлежат доходы, полученные только от источников в России, т. е. у них ограниченная налоговая обязанность.

В ст. 21 Кодекса зафиксировано, что налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

  1. получать от налоговых органов бесплатную информацию:
  • о действующих налогах и сборах;
  • о законодательстве о налогах и сборах;
  • о иных актах, принятых в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • о правах и обязанностях плательщиков;
  • о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
  1. получать от Минфина РФ, других финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  2. использовать налоговые льготы;
  3. получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  4. на осуществление своевременного зачета или возврата сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пени, штрафов;
  5. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях либо лично (т.е. физическое лицо - само, а организация - через руководителей, наделенных такими полномочиями ее учредительными документами) либо через своего представителя, осуществляющего свои полномочия на основании доверенности;
  6. представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и сборов, по актам проведенных налоговых проверок;
  7. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  8. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  9. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  10. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
  11. обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  12. на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  13. на возмещение убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  14. на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов.

Перечень прав плательщиков, указанный в ст. 21 Кодекса, неполный.Они также могут:

· в установленных случаях переходить на условия специального налогового режима (ст. 18);

· самостоятельно исчислять сумму налогов и сборов (ст. 52);

· ходатайствовать о списании безнадежных долгов (ст. 59);

· выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74);

· передавать имущество в залог (ст. 73). Плательщики могут осуществлять другие права, предусмотренные как в самом Кодексе, так и в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (ст. 22 Кодекса).



2016-01-26 498 Обсуждений (0)
Права и обязанности налоговых и других государственных органов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права и обязанности налоговых и других государственных органов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (498)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)