Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Конструктивные особенности дорожных одежд



2016-01-26 1101 Обсуждений (0)
Глава 3. Конструктивные особенности дорожных одежд 0.00 из 5.00 0 оценок




Толщину несущего слоя (основания) дорожных одежд уточняют расчетом в соответствии с нагрузками, толщиной покрытия и подстилаемого слоя, материалами основания и покрытия, а также типами и условиями увлажнения грунтов земляного полотна. (Рис.2.)

Рисунок 2. Конструктивные схемы дорожных одежд.

а — цементно-бетонное покрытие;

б — сборное железобетонное покрытие;

в — асфальтобетонное покрытие;

г - штучные покрытия (булыжное, брусчатое);

1 — несущий слой (основание); 2 — подстилающий слой; 3 — покрытие.


Табл. 1.Типы покрытий и конструкций проезжей части

Категория улиц Тип покрытия и конструкции проезжей части
Скоростные дороги, магистральные улицы общегородского значения, дороги грузового движения   Магистральные улицы районного значения Улицы и дороги местного назначения; промышленных и складских районов       Жилые улицы и проезды поселковые улицы и дороги Усовершенствованные капитальные (цементно-бетонные и железобетонные, асфальтобетонные на прочных основаниях, мозаиковые мостовые на бетонных и каменных основаниях, брусчатые постовые на основаниях, укрепленных вяжущими материалами) Усовершенствованные капитальные; усовершенствованные облегченные (из битумно-минеральных смесей или холодного асфальта на основаниях из щебня и шлака, на грунтовых основаниях, укрепленных вяжущими материалами: щебеночные и гравийные, брусчатые мостовые на песчаном основании. Усовершенствованные капитальные или облегченные; переходные (грунт-асфальтовые, щебеночные, гравийные и шлаковые с поверхностной обработкой вяжущими материалами, грунтощебеночные и грунтогравийные, обработанные вяжущими материалами, мостовые из булыжного и колотого камня) Усовершенствованные облегченные и переходные Усовершенствованные облегченные или переходные; низшие (гравийные, щебеночные, шлаковые, грунтовые, улучшенные местными минеральными материалами)

 

Цементно-бетонные одеждыможно устраивать монолитными (из армируемого или не армируемого бетона) или из железобетонных плит. Сборные покрытия имеют ряд преимуществ перед монолитными — их легко восстанавливать при повреждении или после разборки в случае ремонта или прокладки под ними подземных коммуникаций, при этом сборные плиты изготовляют индустриальным способом, что дает возможность вести строительство методом монтажа, сокращает сроки строительства и удлиняет строительный сезон. Монолитные цементно-бетонные покрытия устраивают одно- и двухслойными, для постройки таких покрытий применяют специальные механизмы, производящие укладку бетона, его разравнивание и уплотнение.

В монолитных бетонных покрытиях устраивают продольные и поперечные температурные швы, продольные — по оси проезжей части, а также параллельно ей на расстоянии 3,75 м друг от друга, а поперечные через каждые 6—8 (10) м.

Через каждые 2—3 шва сжатия устраивают поперечные швы расширения, дающие возможность удлинения плит в летний период. Температурные швы заполняют упругими, легко деформирую­щимися материалами.

Для сборных железобетонных покрытий применяются плиты прямоугольной или шестиугольной формы, иногда плиты со сквозными отверстиями. Плиты могут иметь размеры от 1 до 3,5 м. Плитам больших размеров придают ребристую нижнюю поверхность, что снижает их массу и обеспечивает более равномерное опирание их на основание. Плиты укла­дывают обычно на песчаное основание. (Рис.3.)

Рис. 3. Дорожные покрытия из плит различной конфигурации.

а - прямоугольные плиты на проезжей части;

б - план и разрез плиты;

в - плиты шестигранные в проезжей части;

г - план и разрез шестигранной плиты

Дорожные одежды с асфальтобетонным покрытиемв городах наиболее распространены, что объясняется рядом их достоинств: ровной поверхностью, обеспечивающей ей благоприятные условия для движения транспортных средств и быстрого стока поверхностных вод, легкости очистки покрытий от пыли, грязи и снега, а также относительно большой водонепроницаемостью и гигиеническими качествами покрытий, возможностью полной механизации дорожно-строительных работ и простотой производства ремонтно-восстановительных работ.

Асфальтобетонные покрытия строят на прочных бетонных или каменных основаниях. Обычно выполняют двухслойные покрытия. Однослойные покрытия применяют на проезжих частях с ограниченными нагрузками, размерами и скоростями движения. Толщина однослойных покрытий 4—5 см, двухслойных — 8—8,5 см (нижний слой — 4,5 и верхний —3,5—4 см). Бетонные ос­нования под асфальтобетонные покрытия устраивают толщиной 18—20 см. Каменные основания выполняют из щебня или гравия, которые обрабатывают вяжущими материалами, что повышает их устойчивость.

Иногда применяют покрытия из битумно-минеральных смесей.Эти покрытия характеризуются меньшей стоимостью, однако показатели их прочности ниже асфальтобетонных. Они применяются на улицах и дорогах местного значения с ограниченными транспортными нагрузками. Грунтовые материалы, обработанные битумом, носят название грунт-асфальтовых покрытий и применяются преимущественно на автостоянках, внутриквартальных проездах и т.д.

Штучные покрытияустраивают из мелких плит (в основном бетонных и железобетонных) или же камней (мостовые). Недостатками их являются неровность поверхности и большая трудоем­кость по устройству покрытия. Вместе с тем они долговечны и легко разбираются и восстанавливаются при прокладке и ремонте размещаемых под ними подземных коммуникаций.

Бетонные плиты имеют прямоугольную, квадратную или шестиугольную форму. Для покрытий тротуаров и пешеходных дорожек используют плиты с размером сторон 20—50 м и толщиной 4—6 см. Укладывают их на основание из песка, мелкого щебня, гравия или шлака. Плиты можно изготавливать одно- и двухслойными (с верхним слоем толщиной 1,5—2 см — слоем износа из белого или цветного бетона). Асфальтобетонным плитам придают прямоугольную форму в плане с размером сторон 25— 35 см и толщиной 5—8 см, их укладывают на щебеночных основаниях — по слою песчаного асфальтобетона. Покрытия из них применяются редко из-за невысокой прочности и сложности механизации работ.

Мостовые устраивают из естественного и искусственного камня. Наиболее распространены в городах брусчатые и мозаиковые мостовые. Их строят из камней (шашек), выполненных из скальных пород (гранита, диабаза, базальта и др.). Форма камней для брусчатой мостовой приближается к параллелепипеду, их размеры, см: длина 15—30, ширина 12— 15, высота 10—16. Камни для мозаиковых мостовых имеют форму, приближающуюся к кубу со сторонами 7—10 см.

Брусчатые мостовые устраивают на бетонном или песчаном основании. Эта мостовая может выдержать большие нагрузки, в том числе от проходящих в дни парадов тяжелых машин и других транспортных средств. Брусчатые камни укладывают рядами, перпендикулярными оси дороги или направленными к ней под углом 45°. Мозаиковые мостовые устраивают на прочных — бетонных или каменных основаниях по песчаной прослойке толщиной 3—5 см. Швы между камнями заполняют цементным раствором, цементно-песчаной или битумно-минеральными смесями. В пла­не камни мозаиковых мостовых укладывают поперечными и диагональными рядами.

Клинкерные мостовые устраивают из прочного дорожного кирпича размером 220x110x65 (75) мм. Их строят на песчаном основании с укладкой кирпича на ребро.

Булыжные мостовые выполняют из мелких валунных или колотых камней (шашек) формой усеченной пирамиды, уложенных на песчаном основании. Штучные материалы в дорожном строи­тельстве применяют крайне редко, так как их устройство связано с большой трудоемкостью.

Сопряжение проезжих частей улиц с тротуарами и газонами осуществляют обычно с помощью бортовых камней. Размеры бортовых камней принимают с учетом удобства их транспортирования и установки, обеспечения необходимой устойчивости, возможности образования достаточно глубоких лотков для сбора и отвода поверхностных вод. Возвышение тротуаров над проезжими частями улиц принимают равным 15 см, на проездах внутримикрорайонных территорий -10 или 15 см.

В местах въездов во дворы, а также у перекрестков разница в уровнях проезжих частей и тротуаров снижается до 5-7 см - для въезда автомобилей и тротуароуборочных машин.

Для отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов применяют бетонные бортовые камни сечением 200x80 мм. Иногда используют различные керамические материалы (кирпичи, блоки или плитки). Пешеходные дорожки, расположенные в одном уровне с газонами и цветниками, отделяют от них путем посадки кустарника или устройства низких оград — штакетников. (Рис.4.)

Рис. 4. Бортовые камни для ограждения проезжих частей

а - бетонные; б – гранитные



2016-01-26 1101 Обсуждений (0)
Глава 3. Конструктивные особенности дорожных одежд 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Конструктивные особенности дорожных одежд

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)