Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идеология и социальная психология



2016-01-26 735 Обсуждений (0)
Идеология и социальная психология 0.00 из 5.00 0 оценок




В духовно-культурной сфере ранее Средневековье стало временем усиления роли религий, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями. В феодальную эпоху вступали огромные регионы. Происходили существенные изменения в политических, социально-экономических и духовно-идеологических основах жизни народов Европы, Северной Африки и Азии. Постепенно менялась цивилизационная картина мира. В этом новом цивилизационном пространстве появилась и русская (российская) цивилизация, которой предстояло обрести свое лицо и найти свое место в мировом историческом развитии[6].

Западная Европа Восток Россия
В Средние века Западная Европа была тесно связана с Восточной римской империей и странами, где получила распространение третья после христианства и католицизма мировая религия – ислам, или мусульманство[2]. В Средние века прочно установилась власть церкви в государстве. Этот период обычно называется периодом господства церкви над наукой. Как институт духовной и светской власти церковь стремилась донести до широких масс и народов духовное содержание Библии. Для этой цели необходимо научить людей читать Библию. Это способствовало развитию образования и медицины. Можно назвать ряд причин, которые не позволили погаснуть «факелу» науки: - создание в XIII – XIV вв. системы университетского образования в западных странах Европы. В этот период в Парижском университете (основан в 1215 г.) училось более 20 тыс. студентов; - признание церковью светской учености; - развитие латинского языка в качестве языка общения по вопросам религии и науки[4]. Страны Востока в Средние века были тесно связаны с Европой, поскольку носительницей греко-римской культуры осталась Византия[2]. Вся ближневосточная зона и ряд государств Азии оказались под влиянием ислама, который с VII – VIII вв. н.э. был не только новой религией, но и новой моделью государственности в рамках Арабского халифата. Главной задачей в этих государствах считалось воспитание простых людей в покорности высшей силе. Именно на базе ислама в XVI в. была создана сильная Османская империя[6]. В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. В Японии древнейшую религию (синтоизм, или «путь местных богов») в середине VI в. стал теснить буддизм. Императоры стали поддерживать буддизм, который превратился в строго централизованную государственную религию. Под влиянием буддизма синтоисты стали строить храмы, стали делать изображения богов. Обе религии постепенно сближались, стремясь приноровиться к менявшимся социально-экономическим условиям и быть полезными власть предержащим[6]. В античности при господстве политеизма (многобожия) зарождается духовная система средневековых цивилизаций – монотеизм (однобожие). Античный политеизм благосклонно относился к чужим богам. В алтарях греческих храмов были надписи «неведомым богам». Это боги, которых они не знали, но которым платили дань уважения. Средневековый же монотеизм был нетерпим к другим религиозным конфессиям, что выражалось даже в религиозных войнах[5].

Заключение

Термин «Средние века» употребляется историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения. В историографии принято делить историю средних веков на три периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – время формирования феодального способа производства; Классическое средневековье (XI – XV вв.) – время максимального развития феодализма; позднее Средневековье (XV – XVII вв.) – период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства[2].

Средневековье – это период мировой истории, охватывающий время формирования и развития феодализма, пришедшему на смену рабовладению. Однако нижняя и верхняя его границы не являются одинаковыми для всех стран.

В Западной Европе они охватывают время с V по XVII вв., то есть с момента падения Римской империи и до английской буржуазной революции 1640 г. На Востоке не могло быть таких чётких хронологических рамок Средневековья по той причине, что развитие обществ и государств там происходило медленно, с сохранением значительных традиционных форм вплоть до XIX в. Хотя, если за главный критерий Средневековья считать феодализм, то на Востоке он возник гораздо раньше, чем в Западной Европе, то есть ещё в I в.

Что же касается России, то для неё Средневековье началось с большим опозданием, то есть только в X-XI вв., когда на Западе уже происходил переход к классическому, зрелому Средневековью. Тем не менее закончилось оно в нашей стране, приблизительно, как и на Западе, в конце XVII в. Но и после этого, как и на Востоке, вплоть до 1861-1917 гг. оставались в незыблемости многие черты Средневековья. К ним относились такие его атрибуты, как крепостничество, самодержавие, помещичье землевладение, крестьянская община, сословное деление общества. И если на Западе конец Средневековью окончательно был положен буржуазно-демократической революцией в Англии, то в России даже Февральская 1917 г. революция оказалась неспособна решить задачи буржуазно-демократических преобразований и потребовались ещё Октябрьская социалистическая революция 1917 г. и сталинский «Великий перелом» 1929-1937 гг., чтобы окончательно покончить с пережитками средневековья. При этом бороться с ними приходилось с применением всё того же средневекового насилия по отношению к инакомыслию[6].

Средневековое общество было аграрным, основанным на ручном труде и феодально-общественных отношениях. Господствовало натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Промышленность в это время существовала в виде ремесла и мануфактуры[7].

По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанного с ним закрепощения крестьянства. Основой феодального способа производства являлось наличие в руках имущего класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей – зависимых крестьян, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и платили феодалам ренту или налог[2].

В духовно-культурной сфере Средневековье стало временем усиления роли религии, духовенства. Вырабатывалась система отношений между светской и церковной властями[6].

Список использованной литературы

1. Исаев Б.А. Демократическая тенденция в политической истории средневековой Руси: политические системы, институты и группировки / Б.А. Исаев // Труды Исторического факультета Санкт-петербургского университета. 2013. - №15. – С. 29-42.

2. Казаков В.Н. История Средних веков / В.Н. Казаков. – СПб: Питер, 2014. – 253 с.

3. Коршевер Н.Г. Культурология. Учебное пособие для вузов / Н.Г. Коршевер. – М.: Проспект, 2011. – 258 с.

4. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания / А.Ф. Лихин. – М.: Проспект, 2013. – 395 с.

5. Михайлова Н.В. Отечественная история. Учебное пособие / Н.В. Михайлова. – М.: Проспект, 2013. – 197 с.

6. Фортунатов В.В. История: [для бакалавров и специалистов] / В.В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – 462 с.

7. Новейший полный справочник школьника / ред. А. Жилинская, Т. Судакова, Т. Ересько – М.: Эксмо, 2012. – 464 с.

 

 



2016-01-26 735 Обсуждений (0)
Идеология и социальная психология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Идеология и социальная психология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (735)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)