Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Английский материализм



2016-01-26 2545 Обсуждений (0)
Английский материализм 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия Нового времени. Английский материализм и Французское Просвещение.

 

Философия Нового времени

 

Основной период, к которому относится философия нового времени, - это17-18 века. Для этого этапа развития философской мысли характерно существование нескольких направлений. Это английская философия 17 века (эмпиризм) во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком; рационализм во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой; философия просвещения 18 века (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо); французский материализм 18 века (Ламетра, Гольбах, Гельвеций). Философия нового времени общая характеристика может быть дана так. Интенсивное развитие наук приводит к приобретению ими предметов, стройно выведенных законов. Каждая из наук определяется со своим предметом, проблемами, определяющими ее сущность и природу. Особенно заметной становится тенденция разделения наук и философии.

Главной проблемой наук становится познание природы. Науки начинают изучать мир, который понимается как природа, существующая по своим законам. При этом философия превращается в область знаний о мире, изобретающую и открывающую конкретные законы физических явлений. Она фактически превращается в экспериментальную науку. Социальные и научные революции способствовали становлению двух основных направлений, из которых складывалась философия нового времени: эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм как направление философии представлял собой область теории познания, которая признает первостепенное значение чувственного опыта как основного источника знаний. В свою очередь, внутри эмпиризма выделялись такие направления как идеалистический и материалистический эмпиризм. Идеалистический эмпиризм возглавляют Дж. Беркли (1685-1753), Юм (1711-1776). Согласно этому направлению опыт представляет собой общую совокупность представлений, чувств и величина мира равняются величине опыта. Вторым направлением внутри эмпиризма являлся материалистический эмпиризм, который утвердили Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Представители этого направления считали, что источником опыта человека является внешний мир.

Рационализм на первый план выдвигал логическую суть науки, источником познания и главным критерием истинности называл разум. Рационалистическая философия нового времени также имела внутри общего направления несколько отдельных течений. Учение о познании называется гносеологией. Рационализм в философии нового времени базировался на этом понятии. Человек в своем бытии изменяет окружающий мир. Общество относится к миру с практической точки зрения. Человек для собственного бытия обязан изменять окружающий его мир. Чтобы это изменение носило оптимальный характер, оно должно контролироваться познанием. Гносеология должна выяснять природу человеческого познания, его закономерности, цели и возможности. Она изучает механизмы познавательной деятельности, исследует структуру знаний, роль социальных и биологических факторов познания и т.д. Гносеология связана с психологией, кибернетикой, лингвистикой и многими другими науками. Таким образом, философия нового времени впервые осмыслила парадокс науки через гносеологические системы эмпиризма и рационализма. Наука начала пониматься как система настоящих истинных знаний. Эмпирики видели источник знаний в опыте, рационалисты – в разуме. Синтезировать эти взгляды попытался И.Кант.

В период нового времени на главный план были выдвинуты индуктивные способы познания. Между философией и наукой в новое время установилась очень тесная связь, что привело к формированию полноценной научной картины мира. Наука с этого периода становится средством, с помощью которого философия познавала мир. Она превратилась в неотъемлемую часть предмета философских мышлений. Поэтому сильно изменился образ мира, человека и самой науки. Наука открывает людям мир природы и помогает развитию цивилизации в целом.

 

Английский материализм

С развитием капитализма начинается распространение материалистических идей в Англии (XVII в.). Родоначальником английского материализма и всей современной экспериментирующей науки считают английского ученого Ф. Бэкона (1561 - 1626). Ф. Бэкон считал, что только опытное исследование природы, эксперимент дают подлинную истину. При этом он рассматривал ощущения как источник всякого знания, полагая вместе с тем, что необходимым условием научного знания является рациональная переработка мышлением чувственных данных. Целью познания, согласно Ф. Бэкону, является расширение мощи и господства человека над природой. ,„3нание - сила" - этот афоризм стал общепринятым.

Бэкон разрабатывает учение о природе, обращаясь при этом к взглядам Демокрита об атомистическом строении тел.Задачей философии он считал выработку особого метода Познания, опирающегося на принцип всеохватывающего единства природы. Индукция, анализ, наблюдение и эксперимент -главные условия метода ярко выраженного эмпиризма. Бэкон рассматривает материю как причину всех многообразных явлений в окружающем нас мире. К этому выводу он приходит на основе представления о неразрывной связи материи и дви­жения как самого важного и неотъемлемого ее свойства. Движение, по Ф. Бэкону, - не просто перемещение в пространстве, а „стремление", „жизненный дух", „напряжение". В этом проявляется диалектическая тенденция в подходе английского |философа к материальному миру.

В дальнейшей эволюции философский материализм становится все более односторонним и метафизическим- Это проявилось, прежде всего, в философии другого английского философа Т. Гоббса(1588 - 1679), который, правда, следует эмпиризму Бекона. У него физическое движение приносится в жертву механическому, а геометрия провозглашается главной наукой.

Материю Гоббс сводит к веществу, к „телам", а ее движение - к механическому перемещению в пространстве. Он безоговорочно отвергает абсолютное противопоставление материи и духа. Согласно его представлениям, нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит.

В теории познания односторонность Гоббса проявляется в том, что в духе принятого им номинализма содержание по­знания чрезмерно субъективируется. Крайний сенсуализм Гоббса приводит его к выводу, что мышление - это лишь внешняя операция, только сложение и вычитание того, что дано в ощущениях. Опираясь на такие принципы, Гоббс приходит к многозначительному выводу, что человек ничего не может знать о боге, так как при помощи ощущений он способен воспринимать только материальное. Неудивительно, что в гоббсовском материализме человек рассматривается упро­щенно, отрицается самостоятельность его духовного мира, а сам человек в целом определяется как машина.

Все же Гоббс подходит к человеку не только как к физическому существу, функционирующему по принципам меха­ники. Заслуга его как социолога в том, что он рассматривает человека также как „часть политического тела", т. е. государ­ства; человек как физическое существо для Гоббса неотделим от его общественной, политической природы. На этой основе он развивает учение о государстве как „искусственном человеке", которое возникает на основе так называемого общественного договора людей в целях самосохранения и благополучия.

В рамках этой теории, которая будет развиваться общественно-политиче­ской и философской мыслью на протяжении XVII — XVIII вв., Гоббс формули­рует концепцию естественного равенства всех людей и на этой основе закладыва­ет основы учения о правах и обязанностях человека как гражданина. В понима­нии государства и его политики, функций и задач Гоббс, по словам Б. Рассела, является одним из первых современных политических мыслителей, опиравших­ся на здравый смысл и общественно-политический опыт.

Идеи Ф. Бэкона и Т. Гоббса развивает их соотечественник Дж. Локк (1632 - 1704), сосредоточиваясь в своей главной работе „Опыт о человеческом разуме" на теории познания. Он проявляет себя тоже как убежденный сенсуалист, с точки зрения которого весь опыт человека складывается из ощущений.

Поддерживая одностороннее учение Гоббса о материи, Локк, однако, непоследователен и допускает некоторые уступки идеализму в своей теории познания, разделив ощущения на две группы. В ощущениях первой группы отражаются так называемые первичные качества материи, объективно при­сущие ей (протяженность, фигура, перемещение в пространстве и т. д.). Ощущения второй группы составляют так называе­мые вторичные качества (цвет, вкус и т. д.), которые не присущи самой материи и полностью являются субъективными.

Впоследствии Дж. Беркли (1685 - 1753) — английский епископ и философ, из теоретических колебаний Локка сделает субъективно-идеалистические выводы, сведя содержание всех ощущений к субъективным переживаниям челове­ка, исключив из них всякое объективное содержание. На этом основании он определит любой объект как комплекс ощущений.

Оспаривая идеалистические представления своего времени о врожденных идеях, источник которых в боге, Локк рассматривает наш разум как „чистую доску", полагая, что все его содержание определяется только ощущениями. В мышлении, в интеллекте, по Локку, нет ничего, чего не было бы рань­ше в ощущениях, чувствах. В учении Локка получил наиболее полное выражение сенсуализм как односторонне-метафизический взгляд на познание, и это, естественно, вызвало противо­действие со стороны столь же одностороннего рационализма. Если представители сенсуализма недооценивали активную роль мышления в познании, то сторонники рационализма абсо­лютизировали творческую активность человеческого интел­лекта, отрывая ее от материальной деятельности человека.

Находясь в гуще политической борьбы своего времени (гражданская война в Англии середины XVII в. и так называемая „славная" революция 1688 -1689 гг.), Локк проявляет себя как активный общественный деятель и глубокий политический мыслитель, создатель концепции буржуазного либерализма. Подобно тому как в общей философии Локк явился выразителем позиции здравого смысла, в политической философии — он классический выразитель правовых представлений буржуазного общества. В работе „Два трактата о правлении" Локк продолжает развивать идеи Гоббса о естественном и общественном состоя­нии человека, о договорном характере государства, о формах наилучшего его устройства, о целях и функциях. В отличие от Гоббса он не отождествляет госу­дарство с гражданским обществом, признавая уже в естественном состоянии существование частной собственности, свободы личности и других социальных установлении и признаков. Переход к государству, по Локку, был обусловлен необходимостью более эффективной регуляции отношений собственности, личных свобод и т. д.

Как выразитель буржуазного либерализма, Локк выступает сторонником конституционно-монархической формы пра­вления, закладывает основы теории правового государства. В соответствии с принципами либерализма он ограничивает функции государства ролью „ночного сторожа", т. е. соблюдением общественного порядка, не допуская его вмешательства в отношения собственности, в хозяйственную деятельность граждан. Он высказал также немало глубоких идей по вопросам воспитания личности.

 



2016-01-26 2545 Обсуждений (0)
Английский материализм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Английский материализм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2545)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)