Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ



2016-01-26 1963 Обсуждений (0)
Тема 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Проблемы социального самоопределения молодежи.

2. Система социальной защиты и технологии работы с молодежью

3. Технологии «мобильной социальной работы с молодежью».

 

Если даже перечислить блоки социальных проблем молодежи (это проблемы социального самоопределения молодежи, проблемы образования молодежи, проблемы профессионального самоопределения молодежи, проблемы занятости молодежи, проблемы семьи и брака, социально-бытовые проблемы молодежи, молодежь и воинская обязанность), то нетрудно убедиться, что круг их многообразен. Поэтому остановимся на некоторых из них.

1. Проблемы социального самоопределения молодежи. Определение возрастных критериев зависит от регионов, традиций: в нашей стране — это социальная группа в возрасте до 30 лет. По оценкам ООН — от 15 до 25 лет. Но почему именно эта возрастная группа особенно волнует общество и любое государство и не только в настоящее время?

Во-первых, ее опасаются: «святые» люди не обрамлены исторической памятью и исторической усталостью, не связаны собственностью, карьерой, властью, общественным статусом, зачастую и семьей. Эта специальная группа не обладает социальным опытом, социальным знанием, психологически неустойчива, нетерпима к ошибкам, недостаткам, несправедливости и т. п.

Поэтому, как показывает историческая практика, она наиболее социально взрывоопасна, но и наименее социально защищена. Как следствие, отношение общества и государства к молодежи постоянно менялось.

В мировой практике более 150 лет ведется правотворчество в области молодежной политики (Германия, Австрия, Швеция). Вначале это создание системы надзора за молодежью: в конце XIX в. — слияние двух концепций — забота и надзор; вторая половина XX в. — в Германии ставится уже вопрос о правах молодежи и их защите, но все же она не допущена в политику (в Веймарской республике в 1922 г. принимается «закон о благоденствии», который до сих пор является основой законодательства о молодежи).

В послевоенные годы вся молодежная политика на Западе строилась на принципе «молодежь — это угроза обществу: защищайтесь, спасайтесь, ограждайтесь». Где-то в 1970-е гг. происходит стабилизация в обществе и в отношении к молодежи используется другой принцип: «Молодежь — преемница и защитница взрослого населения». Начинает оказываться большая поддержка молодежному движению.

Начало 80-х — начало 90-х годов: нет единой формулы молодежной политики, возникает многообразие молодежной политики. Молодежная политика сосредоточивается главным образом на социальном контрасте с группами риска. Во всех случаях у государства довольно малый спектр вмешательства в дела молодежи.

Шведы оценивают молодежь как период дикости, который неизбежен, но его можно снизить путем поддержки и репрессий. Один из главных моментов молодежной политики — жизнь взаймы. Оказывается поддержка молодежным организациям не за конкретную деятельность, а за факт своего существования в рамках закона: чем больше членов, тем больше помощь. Исходя из принципа солидарности, с неорганизованной молодежью города больше склонны иметь дело, чем с организованной.

Модель, действующая в Германии: принцип приори-тета общественных инициатив по отношению к государственным. 3% социальных работников, занимающихся молодежью, — на содержании аппарата, для остальных — конкурс социальных проектов; государство создает свои органы только там, где не справилось общество.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что молодежь представляет собой особую социально-психологическую и творческую категорию людей. Современная молодежь является активной социально-демографической группой, переживающей период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых.

«Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни — семейной и внесемейной социализации: каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами нормы, ценности, установки, представления и стереотипы.

Вместе с тем в современном российском обществе отмечается рост негативных тенденций в молодежной среде: наркомания, алкоголизм, преступность, насилие и т. д. Да и сам процесс социализации требует постоянного руководства со стороны общества в целом, социальных педагогов, социальных работников разного уровня.

О нашей государственной молодежной политике мы поговорим позже, а сейчас постараемся выявить основы социального самоопределения современной молодежи в России.

1. Изменения социальной и социально-психологической ситуации жизнедеятельности — социально-экономические, политические, психологические и нравственные, эстетические:

■ переход к индивидуализированным формам жизни. Неоднозначность оценок перехода к рынку при общей его поддержке: около половины не согласны терпеть негативные последствия, которые сопутствуют переходу к нему; проблема социально-экономической дифференциации, проблема занятости, возможности обеспечить семью и т. д.;

■ политическая система наряду со значительной (порядка 10%) прослойкой молодежи, готовой к экстремистским, насильственным формам достижения своих целей. Мозаичность, лоскутность, дробность молодежной политической жизни;

■ такая же мозаичность, раздвоенность наблюдается и в нравственных и эстетических ориентациях молодежи. Дефицит образцов для подражания, стремление жить настоящим, действовать по праву сильного. Изменяются мотивационные основы поведения молодежи. Усиливаются религиозные и мистические ориентации в массовом сознании. Падает авторитет брака и семьи как нравственных основ жизни. Резко растет преступность среди молодежи (как экономические, так и нравственные основы). Продолжается падение уровня знаний, образованности;

■ возрастают социально-психологические нагрузки. Социальные психологи пришли к выводу, что в абсолютном большинстве молодежь полна тревоги за свое будущее, она боится презрения, бедности, которая стоит перед ней в полный рост, болезни, одиночество. Боится оставаться без социальной защиты, боится поставить на карту все в конкурентной борьбе. Это поколение по своему мироощущению, духовному состоянию весьма близко к тому, которое было описано Э. Хемингуэем, Э. М. Ремарком. Это поколение, ищущее выход из того духовного тупика, в котором оно оказалось не по своей вине, и пока не находящее его.

2. Своеобразие молодежи как социальной группы порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается, во-первых, в значительной доле тех (учащиеся, студенты), кто не имеет в полном смысле слова своего собственного социального положения и кого характеризуют главным образом за счет либо прошлого социального статуса (социальное положение родителей), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности). Во-вторых, принадлежностью молодежи к различным структурам общества, мерой включенности в модели социально одобряемого поведения. И, наконец, в-третьих, тем, что молодежь не является саморазвивающейся системой, так как она — часть общества, включена во все многообразие его связей и отношений, несет на себе весь комплекс противоречий, связанных с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной).

В нашей стране реально о молодежной политике заговорили где-то в 1987 г. Выработано несколько подходов. Но пока возобладала так называемая алиментная (выплата), во многих случаях неэффективная модель.

Государственную молодежную политику можно представить как процесс установления между государством и обществом, в том числе молодежью, отношений, которые способствуют ее эффективной социальной поддержке.

Молодежь — часть общества, и создание для нее специальных комфортных условий существования не может быть целью. Не только потому, что это неправомочно по отношению к остальным социальным группам, но и неэффективно с точки зрения выгодности инвестиций.

Власть должна научиться относиться к молодежи прагматично. Естественно, она не сможет обойтись без инвестиций, но это должны быть просчитанные вложения, которые будут иметь отдачу. При этом и сама молодежь должна научиться понимать, что она ничего не получает просто так, без обязательств.

Молодежь — один из ключевых ресурсов государства. Важно сформировать отношение государства к молодежи как к стратегическому ресурсу.

Во-первых, это воспроизводимый ресурс. Во-вторых, это равномерно распределенный ресурс. В-третьих, формы и методы использования этого ресурса настолько многообразны, что позволяют приспособиться к любой социально-экономической и политической ситуации.

Правда, в РФ нет опыта использования и адаптации этого ресурса к интересам государства, но в этом и состоит задача — определить механизмы эффективной эксплуатации. Конечно, это коренная ломка стереотипов восприятия молодежи как группы специальной опеки, но через нее необходимо пройти.

2. Система социальной защиты и технологии работы с молодежью. Направленность и технологии социальной работы с молодежью определяются государственной молодежной политикой. Анализ российской государственной молодежной политики показывает, что она осуществляется по следующим направлениям:

1. Адаптация молодежи к рыночной экономике. Необходимо прежде всего предоставить возможность реализовать свои способности и вместе с тем иметь хороший заработок. Поддержка молодежного предпринимательства.

2. Обеспечение социальных гарантий молодому поколению:

■ трудоустройство;

■ материальная поддержка (под конкретные программы);

■ правовая поддержка.

К мерам практического характера можно отнести:

1) формирование общественного мнения о необходимости проведения сильной социальной политики вообще и молодежной — в частности;

2) разработка законодательных актов, касающихся мо-лодежи, соответствующих изменившейся экономической и политической ситуации;

3) активизация работы центральной государственной структуры по реализации сильной молодежной политики. Целью этой структуры могли бы стать содействие формированию материальной базы, контроль за финансированием молодежных программ, консолидация сил молодежи, ее организаций и движений, их всесторонняя поддержка;

4) более эффективная реализация молодежной политики на региональном уровне;

5) организация служб молодежи, представляющих ее интересы в социальной сфере общества. Социальные службы молодежи целесообразно создавать на местном уровне, поскольку имеются большие различия в местных условиях, потребностях конкретных социальных групп молодежи;

6) проведение научных исследований по вопросам мо-лодежной политики, позволяющих результативно строить работу государственных и общественных молодежных структур;

7) выработка более четкой системы льготного налогообложения и кредитования отдельных групп молодежи (молодые семьи, начинающие предприниматели и др.);

8) тесное взаимодействие молодежных структур с государственными органами по вопросам соблюдения законности при решении молодежных проблем;

9) обобщение и распространение опыта работы государственных и общественных институтов в области молодежной политики;

10) подготовка кадров для социальных служб молодежи.

Общий прогноз становления реализации молодежной политики на ближайший период представляется следующим. В ближайшие годы в связи с известной финансовой ситуацией трудно рассчитывать на ее достойное бюджетное финансирование. Более реальный путь активной кооперации государственных, общественных и иных организаций для решения молодежных проблем. Следует поддержать практику создания специальных молодежных фондов, учредителям которых выступают государственные органы, предприятия и компании, молодежные организации.

Помимо реализации программного подхода в сфере государственной молодежной политики сегодня становится актуальным внесение изменений и дополнений в следующие федеральные законы:

■ в трудовое законодательство Российской Федерации в части определения дополнительных мер по содей-ствию и обеспечению профессиональной ориентации, профподготовки и переподготовки, занятости молодых граждан;

■ в налоговое законодательство в части установления налоговых льгот работодателям, определяющим рабочие места для молодых граждан, впервые начинаю-щих трудовую деятельность в соответствии с законодательными квотами;

■ в жилищное законодательство в части определения дополнительных гарантий по выделению целевых субсидий, льготных кредитов молодым гражданам и молодым семьям для строительства или приобретения жилья;

■ в законодательство по охране здоровья в части установления гарантированных мер по формированию здорового образа жизни, по предупреждению смертности в детской и молодежной среде;

■ в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

(согласовать положение о федеральном реестре детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, сформировать на основе утвержденных критериев реестр и систему субсидирования объединений).

Необходимо также сформировать современную нормативную правовую базу социального обслуживания молодежи, направленную на создание условий для оказания качественных социальных услуг семьям и молодежи; подготовить предложения по совершенствованию

условий оплаты труда и социального обеспечения работников бюджетных учреждений по делам молодежи.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Объектами социальной работы с молодежью являются граждане в возрасте от 18 до 30 лет, молодые семьи в первые три года брака, а при наличии детей — до 30 лет, а также молодежные организации и объединения.

В соответствии с Примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

■ учреждения по делам молодежи, являющиеся соб-ственностью субъектов Российской Федерации и на-ходящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации);

■ муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи). Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков. Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью.

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Социальные учреждения органов по делам молодежи осуществляют свою работу по следующим направлениям.

1. Содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

2. Социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных и групповых форм. К индивидуальным формам социально-профилактической работы можно отнести консультирование со специалистами, беседу, запрос информации, встречи, составление карты сетевого окружения подростка и т. д. К групповым формам социально-профилактической работы можно отнести лекции, тренинговые упражнения, игровые технологии, дискуссионные формы работы, экскурсии, социально значимую деятельность (акции, мероприятия), коллективно-творческие дела и т. д.

3. Военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. Данное направление воплощается на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебные занятия, коллективное творчество (выставки, концерты, конкурсы, фестивали и т. д.), экскурсии, походы, военно-поисковые отряды и т. д.

4. Организация досуга. Данное направление осуществляется посредством самореализации юношей и девушек в различных направлениях деятельности, таких как прикладное творчество, техническое творчество, социально-полезная (волонтерские объединения), спортивно-оздоровительная , художественно-творческая.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» комплексная система социального обслуживания населения, включая и молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и др.).

Социальная служба — это предприятие, учреждение, организация и отдельные юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум учреждений для каждого города, района, куда входят:

■ центр социального обслуживания (отделения социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

■ центр социальной помощи семье и детям;

■ социально-реабилитационный центр для несовершен-нолетних;

■ социальная гостиница;

■ социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

■ центр психолого-педагогической помощи;

■ центр экстренной психологической помощи по телефону;

■ дом милосердия;

■ реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные,

межрайонные учреждения, куда входят:

■ центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

■ дома-интернаты — детские, психоневрологические, специальные;

■ общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах — ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее — в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье, учащиеся — телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них, выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии, изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков, разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних, восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи, оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы, оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи и др.

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью — интегративной и дефицитной. Интегративная модель — это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства.

Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков. Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи, существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

1) центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кри-зисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов — отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профоориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро ре-шения, юридическая консультация и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

2) центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам моло-дежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи, центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

3) центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи центра — оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива, оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишении свободы, консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них, ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. В составе центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

4) консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

■ обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

■ помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

■ проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

■ информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

■ выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

5) приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий деятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

- обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;

- на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;

- обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

- проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;

- предоставляет проживающим бесплатное питание;

- содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т. д.;

- привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в период становления социальной работы с молодежью должно быть уделено:

■ разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жестокостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

■ в связи с «неразвитостью гражданского общества» в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам (вопреки теории социальной работы) с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящий момент деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы — это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами). В этих условиях особенно актуально использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее название «мобильная социальная работа с молодежью».

3. Технологии «мобильной социальной работы с молодежью». Сущность мобильной социальной работы — контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивности. Как правило, это рокеры, футбольные болельщики (фаны), представители радикальных группировок, наркоманы. Принцип мобильной социальной работы — установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли «поисковую» деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров, ведомств и консультационных пунктов непосредственно на улицы.

Увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии и склонной к противоправному поведению, обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание — «стритворк» (streetwork, т. е. работа на улице).

В настоящее время существуют разнообразные формы мобильной социальной работы, в частности организация спортивных мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию (американский футбол, бокс, восточные единоборства и др.).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения — от организации секции для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы — апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эти новые методы способствовали снятию табу с темы сексуального насилия в семье. В ФРГ существует около 200 домов-приютов для женщин и девушек — жертв сексуального насилия, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в этих приютах могут не только женщины — жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен.

Деятельность женских домов-приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления, и здесь во многом реализуются принципы антиавторитарного воспитания британского педагога Александра Нейла.

Исходя из признания существенной роли самой молодежи, ее объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики, региональные законы предусматривают две группы субъектов регулируемых правоотношений. Первую группу составляют органы государственной власти, органы местного самоуправления (при определенных условиях) и их должностные лица. Вторую группу субъектов составляют молодые граждане и их объединения. Выделение этой группы принципиально важно, поскольку молодежь имеет минимальные возможности для воздействия на общественную жизнь даже в тех вопросах, которые непосредственно затрагивают ее законные интересы.

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

 



2016-01-26 1963 Обсуждений (0)
Тема 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1963)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)