Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях (ТНК)



2016-01-26 770 Обсуждений (0)
Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях (ТНК) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Система трансфертного ценообразования обслуживает оборот продукции внутри компании. Зачастую трансфертное ценообразование ассоциируется с транснациональными корпорациями или когда речь идет о холдинговой организационной структуре. Основной целью является минимализация уплачиваемых налогов и получение максимальной прибылиблагодаря розничным ставкам платежей в различных странах.

Рассмотрим упрощенную схему с трансфертным ценообразованием при продаже уже готовой продукции в офшорной зоне. Посредник, связанный с продавцом, реализует товар своей же офшорной компании по заниженной цене, например, 1 тыс. дол. США. Затем эта офшорная компания продает продукцию реальному потребителю товара, но уже по рыночной цене, например, за 10 тыс. дол. США. Реальная прибыль остается в офшорной зоне, где компания платит (или не платит) налог по значительно более низким ставкам, чем, скажем в России или в странах ЕС.

Применение трансфертного ценообразования при производстве товара имеет место, когда группа компаний принадлежит одному владельцу, и они вертикально интегрированы в рамках холдинга. Холдинг добивается создания центров затрат и прибыли. Например, одна из компаний холдинга добывает полезные ископаемые или производит сельскохозяйственную продукцию, реализует их в связанной с ней торговой компании по низким ценам. Торговая компания продает товар конечным потребителям по рыночным ценам. Если речь идет о производственном холдинге, возможностей для оптимизации еще больше. Одни компании могут размещаться в государстве с дешевыми трудовыми ресурсами или сырьем, а центр прибыли – в низконалоговой юрисдикции. В результате холдинг оптимизирует финансовые потоки, снижает налоговую нагрузку и себестоимость, делая ее более конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.

Трансфертное ценообразование предполагает использование трансфертных цен. Трансфертные цены –это внутрифирменные цены, применяемые в сделках, расчетах между отдельными подразделениями, филиалами корпораций или компаний, входящих в холдинг; как правило, конфиденциальные. Преимущества трансфертных цен. Использование трансфертных цен позволяет ТНК существенно повысить эффективность предпринимательской деятельности. Основным фактором, оказывающим влияние на такую эффективность, является наличие различий в налоговом и таможенном законодательствах отдельных стран. Эти различия позволяют воспользоваться преимуществами стран, имеющих низкие таможенные пошлины и сравнительно невысокие ставки налогов.

Так при высокой таможенной пошлине на ввоз товара его целесообразно поставлять по низкой трансфертной цене, что позволит существенно сэкономить на уплате таможенных пошлин. Более низкие трансфертные цены целесообразно устанавливать для стран с невысоким уровнем налогообложения. Для стран с более высокими налогами целесообразно устанавливать и высокие цены. При таком подходе обеспечивается завышение прибыли в стране с низкой ставкой налога на прибыль и уменьшается декларируемая прибыль в странах с высоким уровнем налогообложения.

Манипулирование трансфертными ценами в целях получения максимальной прибыли, важно учитывать возможности ее использования: свободу вывоза капитала в другие страны, колебания курсов иностранных валют, уровень инфляции в этих странах и т.д.

Рассматривая возможности использования трансфертного ценообразования, ошибочно считать, что они вводятся только лишь для манипуляции фирмами в целях получения максимальной прибыли. На самом деле их наличие является необходимым условием для осуществления предпринимательской деятельности в рыночной экономике многих крупных компаний и прежде всего транснациональных корпораций, так как они регулируют стоимостные взаимоотношения между аффилированными фирмами этих компаний. Аффилированными фирмами принято называть подразделения, родственные или зависимые предприятия, входящие в состав ТНК. В аффилированных фирмах одни и те же лица прямо или косвенно участвуют во владении и управлении, находящимися в разных государствах.

Транснациональная корпорация (ТНК) - корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегист­рирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий.

В литературе указываются следующие основные организационные формы зару­бежных филиалов:

- дочерняя компания - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;

- ассоциированная компания, входящее в систему ТНК предприятие в прини­мающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (головная компания, не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием);

- отделение - вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК; отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства, в том чис­ле с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолёты, газо- или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функциони­рующего за границей не менее одного года.

При установлении трансфертных цен должны быть решены три наиболее часто встречающихся и иногда противоречащие друг другу задач:

· Конгруэнтность цели. Эта проблема состоит в согласовании целей компании с целями входящих в нее филиалов.

· Стимулы. Эта проблема заключается в обеспечении менеджеров филиалов сти­мулами к осуществлению целей компании.

· Самостоятельность.Это проблема обеспечения эффективности процесса управ­ления компанией без подрыва авторитета менеджеров филиалов и ограничения свободного принятия ими независимых решений.

В действующих условиях хозяйствования наибольшее распространение получили три метода определения трансфертных цен:

- основанный на использование рыночных цен:

- базирующийся на затратах;

- на основе договоренности сторон.

Использование рыночных цен в трансфертном ценообразовании имеет место в случаях, когда отсутствует поставляющее подразделение и сырье, полуфабрикаты заку­паются непосредственно на рынке по текущим ценам.

Трансфертная цена будет равна рыночной и в том случае, если структурное под­разделение выпускает конечную продукцию фирмы, но последняя поступает на сторону, т.е. на внешний рынок.

Многие фирмы исчисляют трансфертные цены по затратному методу ценообразования (на основе издержек производства), который широко использовался еще в пери­од планово-регулируемой экономики, при внедрении на предприятиях внутрипроизвод­ственного Хозяйственного расчета. Различают несколько подходов, при разработке трансфертных цен по данному методу: на основе полной себестоимости, на основе пе­ременных расходов. Чаше всего на практике при определении трансфертных цен используется нормативный уровень себестоимости, исчисленный преимущественно по переменным прямым статьям затрат.

Невозможно успешно работать с трансфертными ценами, не учитывая факторов, оказывающих влияние на них. Основными из них являются:

1.Различия в ставках и порядке формирования налоговой базы для налогообложения в различных странах и регионах;

2. Ставки таможенных пошлин при перемещении товаров через границу.

Кроме того, на формирование трансфертных цен оказывают следующие факторы:

· законодательство по валютному регулированию и контролю;

· курс национальной валюты к валютам других стран;

· уровень инфляции;

· антидемпинговое законодательство;

· государственное регулирование и контроль за ценами;

· ставка рефинансирования на кредитные ресурсы;

· субъективные факторы.

В зависимости от ситуации, один и тот же фактор может по-разному влиять на уровень трансфертных цен. В одних случаях они приводят к уменьшению трансфертной цены, а в других к увеличению.

С целью оптимизации налогообложения ТНК используют определенные методы, которые

Подразделяются на организационные и экономические.

К экономическим методам оптимизации налогообложения принадлежат:

• концентрация доходов корпоративных финансовых компаний, расположенных в странах с льготным налогообложением финансовых операций, льготным режи­мом избежания двойного налогообложения или в офшорных зонах;

• использование корпоративных (трансфертных) цен в расчетах между зарубежны­ми структурными подразделами ТНК;

• инвестирование через собственную инвестиционную компанию в структуре ТНК;

• кредитование с использованием собственных финансовых структур или кредито­вание филиалов под гарантии ТНК;

• трансферт активов ТНК через лицензионные соглашения;

• транспортное обслуживание операций ТНК через собственные транспортные и судоходные компании, зарегистрированные в офшорных зонах.

К организационным методам оптимизации налогообложения относят:

• экспорт товаров и услуг специальными средствами, например без фактического пересечения границы, на основе «толлинга» (производство продукции на давальческом сырье);

• операций за границей на основе агентских соглашений, партнерства или общей инвестиционной деятельности по местным компаниям без создания юридическо­го лица;

• создание зарубежного представительства, а не филиала, который дает возмож­ность декларировать прибыли в стране их происхождения, где действует предста­вительство, а не в стране базирования материнской компании;

• создание специальных дочерних компаний в странах с благоприятным или льгот­ным налогообложениям или в офшорных зонах;

• передача части зарубежных филиалов и дочерних предприятий под контроль спе­циальной холдинговой компании, зарегистрированной в стране с благоприятным налогообложением операций с капиталом и репатриации дивидендов.

Таким образом, организационные методы оптимизации налогообложения ТНК преимущественно связаны с выбором той или другой формы организации их деятельности за границей.

Существует и международная практика регулирования трансфертного ценообразования: так с 1994 г. действует «Рекомендации по трансфертным ценам для ТНК и их налогообложению», разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD).

Использование трансфертных цен в определенной мере искажает механизм рыночного ценообразования национальных экономик, так как они отклоняются от уровня внутренних и мировых цен, что в конечном итоге дает возможность аффилированным фирмам, входящим в ТНК, занижать платежи по налогам и таможенным пошлинам. Чтобы исключить ущерб от таких действий, правительства этих государств принимают различные контрмеры по ограничению деятельности ТНК финансового характера, требуя от фирм обоснования всех статей затрат и доходов, составляющих базу обязательных отчислений в соответствии с местным законодательством. Налоговые органы этих государств проводят исследование на предмет обоснованности применения трансфертной цены аналогичного товара. Для проведения таких исследований применяются следующие методы:

· сравнение с неконтролируемой сделкой;

· метод издержки плюс;

· оценка цены перепродажи;

· профит-сплит метод.

Наиболее часто используется метод с неконтролируемыми сделками, при котором трансфертные цены на товары и услуги внутри ТНК сравниваются с ценами сделок на аналогичные товары и услуги независимых компаний.

 

 



2016-01-26 770 Обсуждений (0)
Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях (ТНК) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях (ТНК)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)