Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование цен в развитых странах Восточной Европы и с переходной экономикой



2016-01-26 662 Обсуждений (0)
Государственное регулирование цен в развитых странах Восточной Европы и с переходной экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок




В странах Восточной Европы со средним уровнем экономического развития либерализация цен и дерегуляция рынка стали одним из основных элементов радикальных хозяйственных реформ, осуществляемых в ходе трансформации общественно-экономических систем.

Следует отметить, что важную роль оздоровлении экономики стран Восточной Европы сыграла реформа оптовых, закупочных и розничных цен.

Реформа оптовых цен предусматривает стремление:

- Более объективно отразить в ценах реальные показатели технического уровня и качества продукции;

- Ее соответствие лучшим мировым стандартам;

- Обеспечить с помощью цен постоянное экономическое давление на предприятия в целях снижения себестоимости выпускаемой ими продукции;

- Усилить роль потребителей в процессах ценообразования;

- Указать изменения в системе ценообразования оптовых цен с изменениями в системе заработной платы и таким образом повысить их роль в решении социальных вопросов.

В выборе стоимостной основы определения цен и методов их формирования в странах этого региона имеются различия. Так в Румынии оптовые цены формируются на основе национальных, общественно необходимых затрат. Внутренние издержки производства, таким образом, являются базой для установления цен.

В отличие от этого принципа формирование цен в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии оптовые цены определяются с учетом цен мирового рынка условий внутреннего рынка, а также национальных затрат на производство продукции.

Первая модель ценообразования ориентируется на формирование цен, в основе которых лежат национальные затраты, а вторая – на механизм определения цен, в основе которого лежат контрактные или мировые цены, то есть затраты, формирующиеся на внешних рынках. Следовательно, внутренние цены становятся в определенной степени зависимыми от экономики других стран, что влияет на устойчивость внутренних цен.

Основные направления реформы системы закупочных цен практически во всех странах Восточной Европы сводятся к:

· созданию материальной заинтересованности в увеличении производства, улучшении структуры и качества сельскохозяйственной продукции, повышению эффективности сельскохозяйственного производства;

· возмещению затрат на производство и получению доходов;

· созданию более тесной связи между оптовыми, закупочными и розничными ценами;

· переходу на применение преимущественно договорных цен вместо государственных закупочных;

· сокращению финансовых государственных дотаций на поставляемые сельскому хозяйству технику, удобрения, запчасти, строительные и горюче-смазочные материалы;

· повышению роли закупочных цен для рационального размещения сельскохозяйственного производства;

· сближению доходов сельского населения с доходами других групп населения.

С учетом этих направлений и реформируются закупочные цены сельскохозяйственной продукции.

Политика в области розничных цен во всех странах Восточной Европы направлена на обеспечение стабильности розничных цен. Основными методами реализации этой политики являются:

- неизменный прейскурант розничных цен основных продовольственных товаров;

- установление розничных цен новых товаров исходя из уровня действующих цен аналогичных изделий, а также с учетом их качества и других потребительских свойств;

- сохранность ассортимента и увеличение продажи населению недорогих, качественных товаров;

- усиление воздействия государственных розничных цен на формирование цены на свободном рынке;

- сокращение темпов инфляционных процессов;

- стимулирование розничными ценами создания прогрессивной структуры потребления;

- ликвидация существующих искажений в соотношениях розничных цен продовольственных и непродовольственных товаров;

- сбалансирование спроса и предложения.

Таким образом, исходя из изложенного выше зарубежного опыта ценообразования, следует подчеркнуть, что государство в этих странах не уклоняется от контроля над ценообразованием на внутреннем рынке и разумного регулирования цен различными методами с учетом особенностей развития национальной экономики.

В странах с переходной экономикой происходит трансформация институтов государствен­ного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и посте­пенную трансформацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Дирек­тивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Централь­ный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.

Соответственно с кардинальными изменениями в механизме управления экономиками стран переходного периода менялась и государственная политика ценообразования этих стран. Наряду с активной либерализацией цен создавалась система конкурентного ценообразования в сочетании с системой государственного регулирования цен.

Либерализация цен имела своей целью ликвидацию ценовых диспропорций и более полное удовлетворение спроса предприятий и населения в товарах и услугах за счет стабилизации и роста объектов их производства. Однако, как показала практика, сама по себе либерализация без проведения продуманной политики государственного регулирования цен и создания условий для конкурентного ценообразования не решала проблемы создания экономики рыночного типа.

Поэтому в качестве принципов ценообразования в странах с переходной экономикой определены:

· сочетание свободных и регулируемых цен;

· разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен;

· установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

· осуществление государственного контроля над законодательством о ценообразовании;

Следует подчеркнуть, что в условиях переходного периода средства и способы ограничения цен должны быть достаточно простыми и понятными и соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления.

Контрольные вопросы:

1. Зачем фирмы и государства применяют демпинг?

2. В связи с чем запрещен демпинг?

3. Какие вопросы входят в вопросник?

4. Этапы проведение антидемпингового расследования?

5. Какова организационная структура ТНК?

6. Задачи, решаемые при установлении трансфертных цен?

7. Факторы, влияющие па образование трансфертных цен?

8. Сущность госрегулирования цен?

9. Формы государственного регулирования?

 

 

Список используемых источников:

 

1. Баздинкин, А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие / А.С. Баздинкин. –

2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2010. – 370 с.

2. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б.Борисов. — М. :

Книжный мир, 2003. — 895 с.

3. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики /

общество и экономика. - 2008. - № 3 – 4.

4. Полещук, И.И., Терешина В.В. Ценообразование: учебник / Под общ. ред. И.И.

Полещук. – Мн. : БГЭУ, 2001. – 303 с.

5. Цены и ценообразование: Учебник / И.К. Салимжанов и др.: под ред. И.К..

Салимжанова. – М. : ТК Велби, изд-во Проект, 2003. – 360 с.

6. Шагурин, С.В., Шимко, П.Д. Экономика транснационального предприятия:

Учебное пособие / С.В. Шагурин, П.Д. Шимко. – Спб.: СПбГПУ, 2008. – 335 с.

 



2016-01-26 662 Обсуждений (0)
Государственное регулирование цен в развитых странах Восточной Европы и с переходной экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование цен в развитых странах Восточной Европы и с переходной экономикой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (662)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)