Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 10. ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ



2016-01-26 877 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 10. ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Природа материального потока такова, что на своем пути к потреблению он проходит производственные, складские, транс­портные звенья. Организуют и направляют материальный поток разнообразные участники логистического процесса.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реа­лизации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный подход — это направление методологии науч­ного познания, в основе которого лежит рассмотрение объек­тов как систем, что позволяет исследовать трудно наблюдае­мые свойства и отношения в объектах.

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда, она состоит из от­дельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволя­ет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характе­ризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих це­лей функционирования системы и предъявляемых к ней требо­ваний, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибоч­ным.

В качестве примера вновь обратимся к схеме движения са­харного песка от завода-изготовителя до магазинов (рис. 12). Допустим, что руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеном приняло решение о внедрении мощного обо­рудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материаль­ного потока.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познаватель­ных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учиты­ваться следующие принципы системного подхода:

– принцип последовательного продвижения по этапам созда­ния системы. Соблюдение этого принципа означает, что систе­ма сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во вза­имоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры;

– принцип согласования информационных, надежностных, ре­сурсных и других характеристик проектируемых систем;

– принцип отсутствия конфликтов между целями отдель­ных подсистем и целями всей системы.

Существо системного подхода отчетливо проявляется при его сравнении с классическим индуктивным подходом к форми­рованию систем.

Классический подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно (рис. 23).

 
 

Последовательность формирования системы. При классическом (индуктивном ) подходе

 

На первом этапе определяются цели функционирования от­дельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется ин­формация, необходимая для формирования отдельных подси­стем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

В отличие от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в осно­ве рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система (рис. 24).


Последовательность формирования систем при системном подходе

 

Последовательность формирования системы при системном подходе также включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Определяются и формулируются цели функ­ционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требова­ния, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются, ори­ентировочно, некоторые подсистемы.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбо­ра. В логистике один из основных методов синтеза систем – моделирование.

5.6. Пример классического и системного подходов к организации материального потока. Различные подходы к организации материального потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейны­ми товарами со складов оптовой базы. Участники этого процес­са: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживае­мых продовольственных магазинов

 


Участники процесса товароснабжения розничной торговой сети бакалейными товарами

 

Рассмотрим два варианта организации материального потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Пер­вый вариант носит традиционное название «самовывоз», вто­рой — «централизованная доставка».

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими при­знаками:

– отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное ис­пользование транспорта. Магазины самостоятельно договарива­ются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;

– на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;

– ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких тре­бований к типам используемого транспорта — главное вывезти товар;

– отсутствует необходимость использования строго определен­ных видов тары;

– возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

 

Анализ характерных признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель — рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока. Действительно, мы видим здесь три, са­мостоятельно сформированные подсистемы:

– подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;

– подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;

– подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.

Эти подсистемы соединены между собой в значительной сте­пени механически. Несмотря на это, в целом они образуют ра­ботоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокуп­ного материального потока по всей цепи:


Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется следующими признаками:

– участники логистического процесса создают единый орган, цель которого – оптимизация именно совокупного материаль­ного потока. Например, в потребительском союзе для органи­зации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят директора автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабо­чей группой возлагается на заместителя председателя правления потребсоюза;

– исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях – участниках логистического процесса коррек­тируются в соответствии с требованиями оптимальной органи­зации именно совокупного материального потока;

– разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, опреде­ляются рациональные размеры партий поставок и частотазаво­за;

– разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;

– создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизи­ровать совокупный материальный поток.

Анализ характерных признаков второго варианта органи­зации материального потока показывает, что для централизо­ванной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного мате­риального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из ко­торых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного под­хода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по логистической цепи.

Не останавливаясь на доказательстве, отметим, что второй вариант организации материального потока, т. е. системный подход к товароснабжению розничной торговой сети, позволя­ет:

– повысить степень использования материально-техниче­ской базы, в том числе транспорта, складских и торговых пло­щадей;

– оптимизировать товарные запасы у всех участников логи­стического процесса;

– повысить качество и уровень логистического сервиса;

– оптимизировать размеры партий товаров.




2016-01-26 877 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 10. ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 10. ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (877)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)