ЛЕКЦИЯ 15. БАЗОВЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ
Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике. Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» * и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. ––––––––––––––––- * Понятие «тянущая (вытягивающая) система», также как и понятие «толкающая система» применяется не только в производственной логистике Этот термин также обозначает: а) систему управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов; б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в розничном торговом звене [35].
Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Для того чтобы понять механизм функционирования тянущей системы, рассмотрим пример
Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы
Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления. На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «Канбан» (в переводе с японского – карточка), разработанную и впервые в мире реализованную фирмой Тоёта (Япония). Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Система Канбан позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы Тоёта составляет 77 дол., в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 дол. Система Канбан позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции. Известно, что 95 - 98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складскпх работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции. Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Бош—Сименс, Мицубиси, «Дженерал моторс» один процент сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта. Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии. 1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство. 2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками. 3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы. 4. Оптимизируются запасы — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему Канбан), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запаса на 50%. 5. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ. 6. Улучшается качество выпускаемой продукции. 7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oneрация – это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций – это сокращение потерь. 8. Улучшается использование производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений. 9. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.
ЛЕКЦИЯ 16. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, (информация (экономическая) — совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.) циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 48): - в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный; - в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний; - в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной. Рис. 48. Виды информационных потоков в логистике Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную: - опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; - одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; - вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями: - источник возникновения; - направление движения потока; - скорость передачи и приема; - интенсивность потока и др.
Формирование информационных систем (рассматриваемых в §§ 11.2-11.4), невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки. Управлять информационным потоком можно следующим образом: - изменяя направление потока; - ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; - ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени. Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица – бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт - это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ. Применяются также производные единицы количества информации: килобайт и мегабайт. В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: - количеством обрабатываемых или передаваемых документов; - суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.
Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, так же сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации. Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%), составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с вышеприведенными определениями образуют входящий информационный поток. Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%. В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для управления и контроля логистических операций. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительнее. В дальнейшем вместо термина «логистический информационный поток» мы будем пользоваться термином «информационный поток», не забывая при этом о его логистическом содержании.
Преобразование логистического канала, в логистическую цепь: а) логистический канал, б) логистическая цепь
Рис. Различные варианты каналов распределения изделий народного потребления
Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов. Рассмотрим каналы распределения, по которым товары из конечного производства через систему распределительных центров попадают в конечное потребление
Рис. Структурная схема каналов распределения товаров народного потребления (ТИП) На данной схеме изображены два производства, А и В, выпускающие одинаковые товары. Это означает, что каждый из распределительных центров может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. В свою очередь, производство может выбирать различные каналы распределения. Например, из производства А товар может попасть к конечному потребителю по одному из следующих четырех маршрутов: 8; 1-6; 1-7-5; 3-5. Очевидно, что если производство А выйдет на рынок и самостоятельно свяжется с конечным потребителем (маршрут 8), то первоначальная стоимость товара возрастет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники (распределительные центры) будут исключены из цепи. Однако в этом случае потребитель вынужден будет покупать у одного поставщика большое количество одинакового товара, что, скорее всего для него неприемлемо. Второй маршрут 1-6 неудобен по тем же причинам, распределительный центр № 1 расположен в месте сосредоточения производства и, как правило, закупает и продает большие партии однородного товара. Эта категория посредников также не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик (распределительный центр № 2), расположенный в месте сосредоточения потребления. Этот посредник специализируется на оказании максимального сервиса конечному потребителю. Таким образом, канал 1-7-5 обеспечивает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, то есть стоимость товара будет наиболее высокой. Необходимым условием возможности выбора канала распределения, а также оптимизации всего логистического процесса на макроуровне, является наличие на рынке большого количества посредников. В частности, оптимизация канала распределения, а затем и логистической цепи, возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества предприятий, осуществляющих функцию опта. В работе (13) приведены данные по численности оптовых предприятий на 1000 чел. населения в некоторых странах – табл. 7. Актуальность создания сети оптовых посредников для стран СНГ очевидна. Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать формирование и реализацию хозяйственных связей, информационные сети — делать возможным быстрый обмен информацией, финансовая система — обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств. Решение перечисленных задач является функцией государства, которое должно создать условия, способствующие развитию и оптимизации систем распределения материальных потоков. ЛЕКЦИЯ 16. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В последнее время все больше компаний, работающих на российском рынке, ставят перед собой задачу оценить вклад логистических подразделений в конечные результаты бизнеса. Затраты на логистику могут достигать больших величин в себестоимости товара, однако высокий уровень логистического сервиса позволяет усилить лояльность клиентов к компании, привлечь к сотрудничеству новых заказчиков и тем самым повысить объем продаж и прибыль.
Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC, ССП) наиболее популярная, признанная в мире концепция управления реализацией стратегии, разработанная профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).
Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает целенаправленный мониторинг деятельности предприятия, позволяет прогнозировать и упреждать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности (KPI) предприятия. Степень достижения стратегических целей, эффективность бизнеспроцессов и работы всего предприятия в целом, каждого его подразделения и каждого сотрудника определяется значениями так называемых ключевых показателей эффективности (KPI), которые тесно связаны с системой мотивации сотрудников. Показатели с их целевыми и граничными значениями опрделяются таким образом, чтобы максимально охватить все критические области, влияющие на реализацию стратегии.
Применение ССП в сфере логистики компании должно помочь ответить на четыре важнейших вопроса:
1. Как оценивают логистику внутренние и внешние клиенты?
2. Какие процессы могут обеспечить реализацию логистической стратегии?
3. Как добиться дальнейшего улучшения (инновации и обучение)?
4. Как оценивают деятельность логистики акционеры и топменеджеры фирмы?
В связи с тем, что сбалансированная система показателей может разрабатываться для отдельного подразделения по принципу «снизу вверх», то для построения ССП в отдельном подразделении обычно используются гипотезы о стратегических целях всей компании.
Деятельность отдела логистики должна быть направлена на интегрирование основных логистических бизнес-процессов и межфункциональную координацию поддержание взаимосвязи с производителями, со всеми функциональными подразделениями компании для решения сложных и конфликтных проблем, возникающих на всех уровнях управления.
В качестве показателей ССП отдела логистики крупной логистической компании могут использоваться:
1. Доля переменных логистических издержек в общем объеме импорта по компании в целом и по отдельным продуктам.
2. Доля затрат на транспортировку импортных грузов в сумме общих переменных логистических издержек.
3. Доля переменных логистических издержек в сумме импорта при доставке различных продуктов различными видами транспорта.
4. Доля своевременных поставок
5. Общая сумма штрафов за несвоевременную поставку.
6. Точность выполнения параметров заказа.
7. Среднее время логистического цикла при доставке различных продуктов различными видами транспорта.
8. Число логистических посредников.
9. Оценка качества доставки - минимально допустимое значение.
10. Средний объем работы
11. Процент сотрудников, прошедших профессиональную подготовку
Таким образом, правильно построенная ССП логистики позволит фирме значительно усилить свои конкурентные позиции, оптимизировать ресурсы, связанные с управлением материальными, информационными и финансовыми потоками. Успешно внедренная ССП логистики становится стержнем, объединяющим ключевые логистические операции предприятия.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (532)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |