Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы государственного устройства



2016-01-26 2880 Обсуждений (0)
Типы государственного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в политологию. Билет №21.

Типы и формы современных государств

Типы государственного устройства

Форма государственного устройства отражает особенности его территориально-политической организации, распределение властных полномочий между центром и периферией, определяет характеристики других политических институтов субнационального уровня. Исторически сформировались три базисные модели государственной структуры:

ü Унитарная (образцы унитарных государств: Египет, Франция, Великобритания, политико-географическое строение которых исторически основано на существовании единого верховного центра власти). Главный признак унитарного государства – сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти. Это целостное образование подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Центр передает им в ведение ряд функций, а они, в свою очередь, отвечают за исполнение.

ü Когда государство из своего политического центра само управляет территориями – это случай деконцентрации, выражающейся в том, что уполномоченные органов государственного управления осуществляют фактическое руководство и надзор над местными администрациями. Объем компетенций таких должностных лиц отражает степень унитаризма данного государства. Т.е. показывает, какую часть задач непосредственного государственного управления местными единицами берет на себя центр. В современных условиях центр не может осуществлять абсолютную полноту власти над местными органами, поскольку государство складывается из регионов со своими историческими традициями, специфическими интересами и потребностями, что обуславливает стремление людей из местных сообществ к определенному административно-политическому управлении.

ü Децентрализация - способ передачи государством созданным им локальными сообществами некоторых полномочий при контроле над их осуществлением. Она может выражаться в разной степени: от ограниченного самоуправления (Франция) и до широких прав автономии (Испания). В условиях демократии местные образования получают возможность формировать свои представительные (юридические нормы и правила. Действующие только на этой территории) и административные институты. Однако это не меняет принципиального унитарного характера государственного устройства, хотя и придает особые черты. Нередко обусловленные географическим (острова Мадейра и Азорские в Португалии), историческим (Андалусия в Испании) и этническим (Страна Басков и Каталония в Испании) своеобразием данной территории.

§ По Гаджиеву: «Унитарное государство, независимо от того, централизованное оно или децентрализованное, демократическое или авторитарное, характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами.»

ü Федеративная. Главная черта – наличие двух официальных государственных уровней. Распределение между ними полномочий сводится к тому, что федеративное государство наделяется ничем не ограниченным внешним суверенитетом, а относительно внутреннего – сохраняет лишь некоторые его атрибуты. Разграничение компетенций доверено конституционного и договорному урегулированию, в политическом смысле исходящему из реального соотношения сил и возможностей между в целом и ее субъектами. Каждый субъект федерации располагает своей системой законодательных, исполнительных и судебных органов. Однако, как показывает практика, субъекты редко кардинально отличаются от федерации в целом. Хотя субъекты и имеют право создавать собственные уставы и даже конституции, верховенство все же сохраняется за общефедеральными законами. Более того, по мнению английского политолога Престона Кинга, субъекты федерации не суверенны, поскольку при необходимости центр имеет право постепенно подорвать или даже уничтожить закрепленные за субъектом федерации полномочия и иные атрибуты независимости. Практика показывает, что центр стремится «завладеть» как можно бОльшими полномочиями, подчинив себе субъекты.

§ По Гаджиеву: «Федерация — это союзное государство, состоящее из множества (как в случае с Россией и США) или нескольких (Канада) государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство призвано обеспечить хозяйственное и политическое единство страны с большой территорией и разобщенными районами. Оно успешно сочетает в себе преимущества государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов.»

Федерации различаются на:

o Договорные - это объединение государств, которые на основе договора делегировали ряд своих прав и прерогатив общему для них центральному правительству. При этом каждый член федерации сохраняет за собой суверенитет в принадлежащей ему юрисдикции. Центральное правительство не может вносить какие-либо изменения в конституционный договор, а каждый член федерации может при желании расторгнуть этот договор.

o Конституционные. В конституционной федерации не предусмотрено право ее субъекта выйти из союза. Попытки силового решения проблем выхода из федерации, как правило, чреваты непредсказуемыми последствиями. Это воочию продемонстрировали события и перипетии, связанные с выходом в начале 1860-х годов из состава США одиннадцати южных штатов, с развалом СССР и Югославии в наши дни.

Похоже, что современные унитарные и федеративные государства развиваются в противоположных направлениях: если первые тяготеют к децентрализации, то во вторых повышается степень централизации.

ü Конфедеративная (Например: Ахейский союз (280-146 г. До н.э., Конфедерация Новой Англии (1643), Северо-Германский союз (1867), США до 1789). Главный признак конфедерации – центр не является носителем верховной власти, а наделен полномочиями по усмотрению составляющих ее политических субъектов. Это союз самостоятельных государств, где принцип распределения политических полномочий между государствами-участниками и самим объединением противоположен федеративному. Её члены оставляют за собой главную часть своих государственных прерогатив, отдавая в ведение учрежденного ими конфедеративного государства некоторые вопросы, как правило, относящиеся к внешнему суверенитету (валютное регулирование, оборона, дипломатия)

§ По Гаджиеву: «Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политического союза суверенных государств. Для нее прежде всего характерны юрисдикционные споры, немыслимые для федеративного или унитарного государства. Здесь каждое входящее в конфедерацию государственное образование почти в полном объеме сохраняет свои властные прерогативы. Поэтому центральное правительство и запрашивает у правительств отдельных государственных образований полномочия для выполнения тех или иных проблем, и они решают, какие именно полномочия предоставить центральному правительству.»

До появления на карте мира федераций, унитарные и конфедеративные государства фактически не разграничивались. Например, такие философы эпохи Возрождения как Жан Боден, Гобос, Спиноза различали государства суверенные и не суверенные либо противопоставляли централизованные монархии территориям, менее жестко объединенными на основе вассальной зависимости или договора. По мнению Бодена, суверенитет – «это абсолютная и постоянная власть государства… Абсолютная, не связанная никакими законами, власть над гражданами и подданными». Таким образом, суверенитет – уникальная, постоянная, единая, неделимая и абсолютная власть, не ограниченная внешним и внутренним контролем и самодостаточная, поскольку не требует согласия тех, над кем осуществляется. Государство Боден определял, как «правовое управление многими семьями (семья – основание государства) и тем, что у них общее, на основе суверенной власти». На основании того, кому принадлежит суверенитет, она различал следующие формы государственного устройства: монархия (власть одного), аристократия (власть меньшинства) и демократия (власть большинства). Сам Боден считал монархию, в которой правитель информирован о потребностях подданных через парламент, наилучшей из них, поскольку власть достаточно компетентна, а нн отправление – быстрое и эффективное.

Формы правления

Формы правления – это и система (полития), и режимы, и процессы, и институты.

Классическая типология правления по Аристотелю:

Властвует в пользу: Общего блага управляемых Личного блага правителей
Один Монархия Тирания
Несколько Аристократия Олигархия
Большинство Политейя (хорошая демократия) Плохая демократия

При этом философ видел наилучшую власть в смешении трех форм (монархия, аристократия, политийя) в их умеренном виде и в значимости от реальной ситуации.

Кроме вышеуказанных, часто выделяют:

ü Диктатуру (неограниченная власть)

ü Охлократию (власть толпы)

ü Тимократию

ü И прочее

В современном мире выделяются две формы правления:

· Монархия

ü Абсолютная – монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения (Саудовская Аравия, Бруней и т.д)

ü Конституционная- полномочия главы государства лимитированы. По степени ограничения конституционные монархии делятся на:

o Парламентская – функции монарха сведены лишь к представительству (Япония, Швеция) или же за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, которыми он пользуется по инициативе правительства или иного органа, или же вообще не прибегает к ним, ибо они предусмотрены на случай какого-либо политического кризиса (например, право налагать вето на законодательные акты парламента) (Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Нидерланды).

o Дуалистическая – помимо монарха существует парламент, который издает законы, утверждает бюджет. Монарх же обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении парламента, а также выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания)

Дополнительная классификация:

ü Теократическая – монарх обладает не только светской, но и религиозной властью.

ü Выборные монархии – государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, ОАЭ).

 

· Республика (самая распространенная форма правления). В основу классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти. У судебной же власти неизменная функция: она обеспечивает соблюдение юридически закрепленного политического порядка.

o Парламентская – руководящий орган государственной власти - парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. Парламент как орган законодательной власти имеет три функции (По мнению политика Британи): экспрессивная (выражение умонастроение народа по всем значимым вопросам), педагогическая (учить нацию тому, чего она еще не знает) и информативная (дать людям услышать то, что они иначе не услышат). Характеристики:

o выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;

o парламент назначает правительство, и он же может его отозвать

o глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет полномочия распустить ее;

o раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная власть принадлежит премьер-министру (в ФРГ — канцлеру и т.д.);

o правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях — Великобритания, ФРГ — еще и право вето на законопроекты);

 

§ Разновидностью парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной – режим ассамблеи. Особенность – сосредоточение всей полноты верховной власти в государстве у единого собрания, представляющего суверенный народ (Например, Швейцария: двухпалатное Федеральное (Союзное) собрание – высшая власть в стране). При этом типе государства правительство избирается парламентом из числа его депутатов и может быть отозвано им же. Глава государства и правительства – президент.

ü Президентская. Отличается самым строгим принципом разделения властей. Характеристики:

o В конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента и суда

o Исполнительная власть принадлежит президенту, являющемуся одновременно главой государства и правительства

o Президент и парламент избираются отдельно

o Президент политически ответственен перед нардом, а правительство – перед президентом

o Парламент не имеет права отзыва правительства и президента (искл. Импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия

o При классической форме (США) президент не имеет права распустить парламент

Следовательно, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только посредством импичмента. Избирают его путем голосования граждан или коллегии выборщиков

ü Полупрезидентская(смешанная, президенциализм) – сочетание характеристик парламентской и президентской республик. Характеристики:

o Велика роль президента. Он избирается на всеобщих прямых выборах. Он назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, политически ответственного перед ним.

o Президент в праве распустить парламент и назначить новые выборы

o Он имеет право отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы

o Как правило, у президента и парламента разные сроки правления

o Партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают

o Страны: Франция, Португалия, Финляндия, Шри-Ланка и др.

Иные разновидности президентских республик:

ü Коллегиальная глава государства. (Швейцария – функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным (Союзным) советом, председеателем которого является президент)

ü Институт капитан-регенства (Сан-Марино – обязанности главы государства и правительства исполняют два капитана-регента, избираемые парламентом на 6 месяцев.)

ü Суперпрезиденсткая (характерна, в основном, для африканских республик). Власть фактически сосредоточена в руках президента, он практически несменяем и выборы носят лишь формаьный характер.

ü другие

Литература:

1. Политология: Учебник / Под ред. А.Ю. Мельвиля. М.: Проспект, 2007: Глава 2, разделы 2.3 (Тип государственного устройства) и 2.4 (формы правления) -> страницы 246-259

2. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. Изд. 2-е. М.: Университетская книга; Логос, 2010.: Глава 9 (Территориально-политическая организация

3. государственно-политической системы), разделы 9.1-9.3

 

 



2016-01-26 2880 Обсуждений (0)
Типы государственного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы государственного устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)