Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


структурированное по разделам (темам)



2016-01-26 316 Обсуждений (0)
структурированное по разделам (темам) 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание дисциплины «ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ

И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,

структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Регулирующие системы организма и их взаимодействие (14 часов)
Содержание раздела Тема I.1 Механизмы регуляций функций организма. Нервный механизм регуляции. Виды влияний нервной системы и механизмы их реализации. Пусковое влияние. Модулирующее (корригирующее) влияние.Симпатическая нервная система. Симпатические центры спинного мозга. Медиаторы и рецепторы. Активация адренорецепторов. Механизм действия катехоламинов. Преганглионарные симпатические волокна. Влияние симпатических и парасимпатических нервов на органы. Эффекты активации гистаминовых рецепторов. Парасимпатическая нервная система. Иннервируемые органы. Медиаторы и рецепторы парасимпатического отдела ВНС. Механизм действия ацетилхолина. Регуляция функции синапсов. Регуляция выделения норадреналина.Регуляция освобождения ацетилхолина из пресинаптических окончаний постганглионарных волокон. Эффективность передачи в синапсе. Рефлекторный принцип нервной регуляции функций организма. Рефлекторная дуга. Рецептор. Афферентный нейрон. Вставочный нейрон (интернейрон). Эффекторный нейрон. Эффекторы. Сенсорные рецепторы. Сенсорные и эффекторные рецепторы. Классификация сенсорных рецепторов. Свойства рецепторов. Высокая возбудимость рецепторов. Спонтанная активность рецепторов. Адаптация рецепторов. Механизм восприятия раздражителя, действующего на рецепторы. Первичные и вторичные рецепторы. Рецепторный потенциал. Развитие концепции рефлекса. Нервизм и нервный центр. Основные положения о рефлекторной деятельности ЦНС. Гормональная регуляция. Понятие о гормонах. Виды влияния гормонов. Функциональное влияние гормонов. Морфогенетическое влияние гормонов.Механизм действия различных гормонов. Регуляция выработки гормонов. Регуляция с помощью метаболитов и нейрогормонов. Метаболиты: аминокислоты, нуклеотиды, коферменты. Регуляция функций с помощью тканевых гормонов. Миогенный механизм регуляции. Единство и особенности регуляторных механизмов. Особенности нервного и гуморального механизмов регуляции функций и различные способы связей: точность связей, скорость связей. Подчинение гормональных механизмов регуляции нервной системе. Функции гематоэнцефалического барьера. Системный принцип регуляции. Структура функциональных систем и мультипараметрический принцип их взаимодействия. Структура функциональной системы: управляющее устройство, выходные каналы, исполнительные органы, рецепторы результата, каналы обратной связи. Системогенез. Общие принциаы формирования функциональных систем в онтогенезе (по П.К. Анохину). Системообразующий фактор. Принцип изоморфной организации. Принцип консолидации фрагментов функциональной системы. Принцип гетерохронной закладки и гетерохронного созревания компонентов функциональной системы. Принцип фрагментации органов в процессе пренатального онтогенеза. Принцип минимального обеспечения. Типы регуляции функций организма и их надежность. Регуляция по отклонению. Канал отрицательной обратной связи. Регуляция по опережению. Механизм условного рефлекса. Тема I.2 Гомеостаз и координация функций. Гомеостаз как совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление внутренней среды организма. Динамическое постоянство среды организма и параметров деятельности органов. Внутренняя среда организма. Устойчивое функционирование внутренних органов. Компенсаторные рефлекторные реакции. Вариабельность показателей и интенсивности деятельности органов и систем. Фазовые состояния мозга. Норма как среднестатистическое значение показателей внутренней среды и параметров деятельности органов и систем организма. Потребности организма в различных условиях его жизнедеятельности. Эмоциональные и физические нагрузки. Механизмы обеспечения оптимальных приспособительных реакций. Резерв структурных элементов в органе и их функциональная мобильность. Дублирование в физиологических системах. Адаптация как совокупность реакций и механизмов их осуществления, обеспечивающих приспособление организма к изменениям геосоциальных условий. Врожденные и приобретенные адаптивные реакции. Гипертрофия мышц, усиление эритропоэза, обмен веществ, теплоотдача, циркадианные ритмы, иммунитет. Экономичность функционирования всех органов и систем. Снабжение организма кислородом7 Совершенствование структуры органов в процессе эволюции. Высокая степень надежности в работе ЦНС обеспечивается таким ее свойством как пластичность. Пластичность как способность нервных элементов и их объединений к перестройке функциональных свойств. Синаптическая пластичность и миелинизация. Соотношение структуры и функции. Развитие структуры в филогенезе происходило с увеличением нагрузки на орган или систему. Приспособительные структурные изменения в органах и системах в процессе активной деятельности. Адаптация к физической нагрузке. Адаптация к гипоксии. Систематическое воздействие на организм умеренных стрессоров.   Тема I.3 Принципы действия возбудимых тканей. Созревание ЦНС в онтогенезе. Закладка нервной системы. Сроки закладки. Дифференциация клеток нервной трубки. Нейробласты и спонгиобласты. Формировнаие отделов ЦНС. Формирование отделов вегетативной нервной системы. Формирование отделов головного мозга. Развитие спинного мозга и спинномозговых ганглиев. Развитие ствола мозга и мозжечка. Развитие конечного мозга. Открытие «животного» электричества и его сущность. Мембранный потенциал покоя. Общая характеристика и непосредственная причина формирования. Роль проницаемости клеточной мембраны и ее поверхностных зарядов. Роль ионных насосов в формировании ПП (потенциала покоя). Мембраный потенциал действия – ПД. Исследование ионных токов. Запас ионов в клетке. Локальный потенциал. Оценка проницаемости клеточной мембраны. Изменение возбудимости клект во время ее возбуждения. Лабильность. Оценка возбудимости ткани и клетки (законы раздражения).   Тема I.4 Нейрон – структурно-функциональная единица нервной ткани. Нейрон: сома, отростки – дендриты и аксон, тигроид, нейрофибриллы, синаптическое окончание. Мозг человека содержит свыше 100 млрд нервных клеток. Классификация нейронов. Функциональные структуры нейрона. Классификация синапсов ЦНС. Глиальные клетки: астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты. Цереброспинальная жидкость – ликвор. Функции нейрона, идентичные функциям любых клеток организма. Функции нейрона, специфические для клеток ЦНС и периферической нервной системы. Восприятие изменений внешней и внутренней среды организма. Передача сигнала другим нервным клеткам. Переработка поступающей к нейрону информации. Сохранение информации с помощью механизмов памяти. Связь между всеми клетками организма. Трофическое влияние нервной системы. Функции органелл нейрона. Органеллы нейрона находятся в гиалоплазме. Мембранные органеллы цитоплазмы. Эндоплазматический ретикулум. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Пероксисомы. Митохондрии. Рибосомы. Ядро. Фибриллярные компоненты: микротрубочки, микрофиламенты. Цитоскелет нейрона. Структурно-функциональная организация клеточной мембраны. Избирательная проницаемость клеточных мембран. Белковые каналы. Функции клеточной мембраны: барьерная, восприятие изменений среды – физических и химических раздражителей. Создание электрического заряда клетки. Передача сигналов от одной клетки к другой. Транспортная функция. Механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану. Классификация транспорта веществ. Первичный транспорт. Транспорт веществ с помощью насосов (помп). Характеристика отдельных насосов. Натрий-калиевый насос. Кальциевый насос. Постоянная работа насосов. Механизм работы насосов. Микровезикулярный транспорт (эндоцитоз и экзоцитоз). Вторичный транспорт. Диффузия. Простая диффузия. Облегченная диффузия. Осмос. Натрийзависимый транспорт. Транспорт веществ из кровеносных сосудов в интерстиций ЦНС. Ионные каналы. Классификация ионных каналов. Активация и инактивация. Устройство ионных каналов и их функционирование. Особенности функционирования различных видов управляемых каналов. Основные свойства нервной клетки. Возбудимые и невозбудимые ткани. Раздражитель. Проводимость.  
План лекций План семинарских занятий
Лекция 1 Тема I.1 Механизмы регуляции функций. Кол-во часов: 2 План: 1. Нервный механизм регуляции. 2. Симпатические центры спинного мозга. 3. Парасимпатическая нервная система. 4. Регуляция функции синапсов. 5. Рефлекторный принцип нервной регуляции функций организма. 6. Сенсорные рецепторы. 7. Развитие концепции рефлекса. 8. Гормональная регуляция. Понятие о гормонах. 9. Миогенный механизм регуляции. 10. Единство и особенности регуляторных механизмов. 11. Функции гематоэнцефалического барьера. 12. Системный принцип регуляции. 13. Типы регуляции функций организма и их надежность. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Механизмы регуляции функций организма» Практическое занятие 1 Тема I.3 Принципы действия возбудимых тканей. Кол-во часов: 2 Форма проведения:выполнение творческого задания «Возбудимые ткани организма – нервная, мышечная, эндокринная». Изучаемые вопросы: 2. Созревание ЦНС в онтогенезе. Закладка нервной системы. Сроки закладки. 3. Дифференциация клеток нервной трубки. Нейробласты и спонгиобласты. Формировнаие отделов ЦНС. 4. Формирование отделов вегетативной нервной системы. Формирование отделов головного мозга. 5. Развитие спинного мозга и спинномозговых ганглиев. Развитие ствола мозга и мозжечка. Развитие конечного мозга. 6. Открытие «животного» электричества и его сущность. 7. Мембранный потенциал покоя. Общая характеристика и непосредственная причина формирования. 8. Роль проницаемости клеточной мембраны и ее поверхностных зарядов. 9. Роль ионных насосов в формировании ПП (потенциала покоя). 10. Мембраный потенциал действия – ПД. Исследование ионных токов. Запас ионов в клетке. Локальный потенциал. 11. Оценка проницаемости клеточной мембраны. Изменение возбудимости клетки во время ее возбуждения. Лабильность. 12. Оценка возбудимости ткани и клетки (законы раздражения). Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийные презентации; Схемы: «Филогенез и онтогенез нервной системы», «Механизмы формирования клеточных потенциалов».
  Практическое занятие 2 Тема 1.4 Нейрон – структурно-функциональная единица нервной ткани. Кол-во часов: 2 Форма проведения:деловая игра-дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Нейрон: сома, отростки – дендриты и аксон, тигроид, нейрофибриллы, синаптическое окончание. 2. Функции органелл нейрона. 3. Структурно-функциональная организация клеточной мембраны. 4. Механизмы транспорта веществ через клеточную мембрану. Классификация транспорта веществ. 5. Первичный транспорт. Транспорт веществ с помощью насосов (помп). 6. Вторичный транспорт. Диффузия. Простая диффузия. Облегченная диффузия. Осмос. 7. Ионные каналы. Классификация ионных каналов. 8. Основные свойства нервной клетки. 9. Возбудимые и невозбудимые ткани. Раздражитель. Проводимость. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Структура и функции нейрона». 2. Таблица «Специфические органеллы нейрона и последствия их повреждения».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.2 Гомеостаз и регуляция функций 1. Составление схем: «Внутренняя среда организма», «Умственные и физические нагрузки» [1-9] 5 баллов Тема I.4 Нейрон – структурно-функциональная единица нервной ткани. 2. Составление таблицы «Отличия нейрона от других клеток организма». [1-9] 10 баллов 1. Составление таблицы «Различия нервного и гуморального механизмов регуляции функций» – 5 2. Конспектирование статьи О.В. Волковой «Эмбриональный гистогенез и постнатальное развитие органов человека» – 5 3. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5

 

 

Раздел II. Общая нейрофизиология(16 часов)
Содержание раздела Тема II.1 Взаимодействие нейронов ЦНС Локальные потенциалы и проведение ПД по нервному волокну. Физический электротон. Физиологический электротон. Натуральная деятельность нервной и мышечной ткани. Локальный потенциал обеспечивает возникновение ПД в сосуднем участке мембраны. Механизм проведения ПД. Электрическое поле – разновидность материи, псредством которой осуществляется силовое воздействие на электрические заряды, находящиеся в этом поле. Непрерывное распространение ПД. Сальтаторное проведение ПД. Перехваты Ранвье. Различие механизмов проведения по миелинизированным и немиелинизированным нервным волокнам. Миелиновые муфты. Зависимость электрического сопротивления от толщины нервных волокон. Зависимость скорости распространения возбуждения от амплитуды ПД. Особенности физиологии нервов у детей. Критерии структурно-функциональной зрелости мякотоных и безмякотных нервных волокон. Возбудимость нервных волокон. Проводимость нерва. Лабильность нервных волокон. Виды связей в ЦНС. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Тема II.2 Физиология синапсов ЦНС Физиология синапсов ЦНС. Структурно-функциональная характеристика синапсов. Классификация межнейронных синапсов: по локализации, по знаку действия, по способу передачи сигнала. Электрические и химические синапсы. Функциональные элементы химического синапса. Пресинаптическое окончание. Синаптическая щель. Постсинаптическая мембрана. Механизм передачи сигнала в химическом синапсе. Роль нервного импульса пресинаптического окончания. Роль медиатора. Возбуждение постсинаптической мембраны. Особенности проведения возбуждения в химических синапсах. Одностороннее проведение возбуждения. Замедленное проведение сигнала, синаптическая задержка. Низкая лабильность синапса. Проводимость химических синапсов. Электрические синапсы ЦНС. Медиаторы и рецепторы ЦНС. Ацетилхолин. Моноамины: катехоламины, серотонин, гистамин. Аминокислоты. Кислые аминокислоты и тормозные медиаторы ЦНС: глицин, ГАМК. Нейтральные аминокислоты и возбуждающие медиаторы ЦНС: глутамат, аспартат. Полипептиды: субстанция Р - медиатор боли. Эндорфины и энкефалины. Ангиотензин и люлиберин. Физиологические эффекты действия некоторых медиаторов головного мозга. Норадреналин и настроение. Дофамин и чувство удовольствия. Серотонин и процессы обучения. Ангиотензин и повышение давления. Олигопептиды и половое поведение. Эндорфины и устойчивость к стрессу. Простагландины и мышечный тонус. Действия медиаторов и свойства ионных каналов постсинаптической мембраны. Тема II.3 Механизмы возбуждения и торможения нейронов Характеристика распространения возбуждения в ЦНС. Количество импульсов, необходимое для возбуждения нейронов. Роль ионов кальция в освобождении медиатора и в возникновении ПД. Место возникновения генераторных ВПСП, вызывающих ПД нейрона. Место возникновения ПД. Роль дендритов в возникновении возбуждения. Иррадиация (дивергенция) возбуждения в ЦНС. Конвергенция возбуждения. Циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям. Одностороннее проведение возбуждения в нейронных цепях и рефлекторных дугах. Замедленное распространение возбуждения в ЦНС.Блоктрование распространения возбуждения в ЦНС определенными фармакологическими средствами. Свойства нервных центров. Суммация возбуждения нервными центрами. Временная суммация. Пространственная суммация. Фоновая активность. Трансформация ритма возбуждения. Пластичность – важнейшее свойство нервных центров. Синаптическое облегчение. Доминанта – стойкий господствующий очаг в ЦНС. Синаптическая депрессия. Компенсация нарушенных функций – особо важный вариант пластичности нервных центров. Чувствительность ЦНС к изенениям внутренней среды. Торможение в ЦНС. Торможение – активный нервный процесс, в результате которого прекращается или ослабляется возбуждение. Постсинаптическое торможение. Механизм постсинаптического торможения. Разновидности постсинаптического торможения: возвратное постсинаптическое торможение, параллельное постсинаптическое торможение, латеральное постсинаптическое торможение, прямое или реципрокное постсинаптическое торможение. Пресинаптическое торможение. Открытие пресинаптического торможения и альфа-мотонейроны. Механизм пресинаптического торможения. Разновидности пресинаптического торможения: параллельное и латеральное, торможение вслед за возбуждением, пессимальное торможение. Роль различных видов торможения. Важный фактор обеспечения координации в ЦНС (предотвращение возникновения судорог), охранительная роль торможения, обработка поступающей в ЦНС информации (выделение существенных сигналов из фона). Локализация пре- и постсинаптического торможения. ГАМК1- и ГАМК2-рецепторы. Блокирование торможения. Классификация торможения. Тема II.4 Координация и интеграция в ЦНС Координационная деятельность ЦНС. Координация в ЦНС – согласование деятельности различных отделов ЦНС с помощью упорядочения распространения возбуждения между ними. Фактор структурно-функциональной связи. Прямая связь. Обратная связь. Возвратная связь. Реципрокная (взаимная) связь. Принцип модульной (ансамблевой) структурно-функциональной организации ЦНС. Фактор субординации. Фактор силы процесса возбуждения. Фактор одностороннего проведения возбуждения в химических синапсах ЦНС. Интегрирующая роль ЦНС. Соподчинение в центрально-периферической системе. Достижение приспособительного результат. Нейрон – первый уровень интеграции процессов возбуждения и торможения. Нейрональный ансамбль (модуль) – второй уровень интеграции. Нервный центр – третий уровень интеграции в ЦНС (автономные командные устройства). Высший уровень интеграции единая регулирующая система.  
План лекций План семинарских занятий
Лекция 2 Тема II.1 Взаимодействие нейронов в ЦНС. Кол-во часов: 2 План: 1. Локальные потенциалы и проведение ПД по нервному волокну. 2. Натуральная деятельность нервной и мышечной ткани. 3. Механизм проведения ПД. 4. Сальтаторное проведение ПД. Перехваты Ранвье. 5. Различие механизмов проведения по миелинизированным и немиелинизированным нервным волокнам. 6. Зависимость электрического сопротивления от толщины нервных волокон. 7. Особенности физиологии нервов у детей. 8. Возбудимость нервных волокон. Проводимость нерва. Лабильность нервных волокон. 9. Виды связей в ЦНС. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Взаимодействие нейронов в ЦНС».   Практическое занятие 3 Тема II.3 Механизмы возбуждения и торможения нейронов. Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Характеристика распространения возбуждения в ЦНС. 2. Иррадиация (дивергенция) возбуждения в ЦНС. 3. Свойства нервных центров. 4. Пластичность – важнейшее свойство нервных центров. 5. Торможение в ЦНС. 6. Постсинаптическое торможение. 7. Пресинаптическое торможение. 8. Роль различных видов торможения. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Роль ионов кальция в освобождении медиатора и в возникновении ПД». 2. Видеофрагменты, подготовленные студентами «ГАМК1- и ГАМК2-рецепторы».
Лекция 3 Тема II.2 Физиология синапсов ЦНС. Кол-во часов: 2 План: 1. Структурно-функциональная характеристика синапсов. 2. Функциональные элементы химического синапса. 3. Механизм передачи сигнала в химическом синапсе. 4. Особенности проведения возбуждения в химических синапсах. 5. Электрические синапсы ЦНС. 6. Медиаторы и рецепторы ЦНС. 7. Физиологические эффекты действия некоторых медиаторов головного мозга. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Физиология синапсов ЦНС». Практическое занятие 4 Тема II.4 Координация и интеграция ЦНС. Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Координационная деятельность ЦНС. 2. Фактор структурно-функциональной связи.. 3. Принцип модульной (ансамблевой) структурно-функциональной организации ЦНС. 4. Фактор субординации. Фактор силы процесса возбуждения. Фактор одностороннего проведения возбуждения в химических синапсах ЦНС. 5. Интегрирующая роль ЦНС. Соподчинение в центрально-периферической системе. 6. Достижение приспособительного результат. 7. Нейрон – первый уровень интеграции процессов возбуждения и торможения. 8. Нейрональный ансамбль (модуль) – второй уровень интеграции. 9. Нервный центр – третий уровень интеграции в ЦНС (автономные командные устройства). 10. Высший уровень интеграции единая регулирующая система. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Прямая связь. Обратная связь. Возвратная связь. Реципрокная (взаимная) связь».
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема II.2 Физиология синапсов ЦНС 2. Выборочное конспектирование параграфа учебника «Взаимодействие нейронов в ЦНС » с последующим анализом. [1, с.129-163] 5 баллов 5. Контрольная работа по разделу. 10 баллов 1. Видеофрагменты по теме «Синапсы ЦНС» - 5 2. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5  
Раздел III. Частная нейрофизиология (22 часа)
Содержание раздела Тема III. 1 Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе Пренатальный период. Рефлексф плода. Фаза первичных локальных двигательных реакций. Фаза первичной генерализации рефлексов. Фаза вторичной генерализации рефлексов. Фаза специализации двигательных рефлексов. Спонтанная активность мускулатуры плода: тоническое сокращение мышц-сгибателей; периодические фазные сокращения мышц-разгибателей; дыхательные движения. Неонатальный период. Электрофизиологические характеристики нейронов. Рефлексы новорожденных: пищевые, защитные, двигательные, тонические, ориентировочный рефлекс. Общая характеристика двигательных навыков детей в раннем онтогенезе. Роль отдельных структур в осуществлении движений. Две фазы процесса обучения движению, направленного на автоматизацию двигательного акта. Развитие двигательных актов. Электрофизиологические методы - ВП. Выполнение произвольных движений. Рефлексы и двигательные навыки детей грудного возраста и других возрастных периодов. Рефлексы ребенка грудного возраста. Двигательные навыки грудного возраста.Периоды развития: 2-5 месяцев; 5-9 месяцев; 9-12 месяцев; 2-ой год жизни; 3-й год жизни; возраст 3-5 лет; возраст 4-5 лет; возраст 6-7 лет; возраст 9-10 лет.   Тема III. 2 Физиология спинного мозга Структурно-функциональная характеристика ствола мозга. Сегменты спинного мозга. Нейроны спинного мозга. Эфферентные нейроны. Афферентные нейроны. Вставочные (промежуточные) нейроны. Ассоциативные нейроны. Ретикулярная формация спинного мозга. Нервные центры. Центры вегетативных рефлексов. Центры управления скелетной мускулатурой. Проводниковая функция спинного мозга. Нисходящие и восходящие пути. Информация от 3-х групп рецепторов. Функции восходящих (чувствительных) путей. Функции нисходящих (двигательных) путей. Двигательные системы спинного мозга и их рефлексы. Сгибательные рефлексы. Разгибательные рефлексы. Фазные и тонические рефлексы. Миотатические рефлексы. Рефлексы позы. Ритмические рефлексы. Механизм шагательного рефлекса. Вызов шагательного рефлекса. Роль проприорецепторов. Элемент шагательного рефлекса. Регуляция тонуса мышц. Поперечная перерезка спинного мозга в эксперименте. Спинальный шок (мышечная атония и арефлексия). Спонтанная активность мышечных рецепторов. Спонтанная активность гамма-мотонейронов. Тема III. 3 Физиология ретикулярной формации и ствола Двигательные системы ствола мозга. Ядра черепных нервов. Двигательные системы продолговатого мозга и моста. Жизненно важные вегетативные рефлексы: дыхательный и сосудодвигательный центры. Двигательные системы среднего мозга. Статические рефлексы. Статокинетические рефлексы. Произвольная локомоция без участия коры большого мозга. Функции голубого пятна. Функции черной субстанции. Функции ретикулярной формации. Функциональные особенности нейронов ретикулярной формации. Нисходящие влияния ретикулярной формации (РФ) на моторные спинальные центры. Восходящие влияния РФ на большой мозг. Фазовые состояния мозга: сон и бодрствование. Системы связей ствола мозга. Восходящие пути ствола мозга. Специфическая восходящая (лемнискоталамическая) система. Неспецифические (экстралемнисковые) восходящие пути. Системы афферентной импульсации мозжечка. Нисходящие проводниковые пути ствола мозга. Пирамидная система. Экстрапирамидная система. Нисходящие пути, обеспечивающие двигательную функцию моэжечка. Мозжечок. Функциональная организация мозжечка. Межнейронные связи в коре полушарий мозжечка. Подкорковая система и ядра мозжечка. Двигательные функции мозжечка. Мышечный тонус. Координация движений. Программирование движений и лобно-мосто-мозжечковый путь. Расстройства двигательных функций: астения, астазия, тремор, дисметрия, атаксия, дизартрия. Влияние мозжечка на сенсомоторную область коры. Тема III. 4 Физиология промежуточного и лимбического мозга Промежуточный мозг. Таламус. Переключательные (релейные) ядра таламуса. Ассоциативные ядра таламуса. Неспецифические ядра таламуса. Метаталамус (коленчатые тела). Гипоталамус – многофункциональная система. Базальные ядра. Функциональные связи стриопаллидарной системы. Функции хвостатого ядра. Симптомы поражения хвостатого ядра: атетоз, гемибаллизм, хорея, миоклонии, тики, дрожание (тремор), торсионная дистония, спастическая кривошея, писчий спазм, лицевой гемиспазм, блефароспазм, судороги, икота. Бледный шар (паллидум) и его функции. Симптомы поражения бледного шара: брадикинезия, каталепсия, ахейрокинез, пропульсия и латеропульсия, брадилалия, микрография, акайрия, брадипсихия, паррадоксальные кинезии, паркинсонический тремор. Функции ограды (клауструм). Эффекты электрического раздражения. Лимбическая система (ЛС). Структурно-функциональная организация ЛС. Регуляция висцеральных функций. Формирование эмоций. Участие в процессах запоминаний и обучения. Тема III. 5 Физиология коры большого мозга Структурно-функциональная организация коры. Общая характеристика коры головного мозга. Слои новой коры (неокортекса) головного мозга: молекулярный, наружный зернистый, наружный пирамидный, внутренний зернистый, внутренний пирамидный, слой полиморфных клеток. Нейронные колонки. Кртиколизация функций. Классификация функциональных полей коры К. Бродмана (1909). Цитоархитектоника. Биофизические свойства нейронов коры. Локализация функций в коре большого мозга. Общая характеристика функций коры. Динамическая локализация функций коры в детском возрасте. Сенсорные зоны коры. Двигательные зоны коры. Другие корковые центры. Ассоциативные области коры: передняя, задняя, внутренняя. Общая характеристика ассоциативных зон коры и их функция. Таламотеменная система. Таламолобная система. Таламовисочная система. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Пластичность нервных центров. Механизмы восстановления утраченных функций. Регенерация нервных волокон, как фактор способствующий восстановлению нарушенной функции. Роль пассивных и активных движений. Регенерация и развитие отростков нейронов.  
План лекций План семинарских занятий
Лекция 4 Тема III. 1 Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе Кол-во часов: 2 План: 1. Пренатальный период. 2. Неонатальный период. Электрофизиологические характеристики нейронов. 3. Общая характеристика двигательных навыков детей в раннем онтогенезе. 4. Рефлексы и двигательные навыки детей грудного возраста и других возрастных периодов. 5. Рефлексы ребенка грудного возраста. 6. Двигательные навыки грудного возраста. 7. Периоды развития: 2-5 месяцев; 5-9 месяцев; 9-12 месяцев; 2-ой год жизни; 3-й год жизни; возраст 3-5 лет; возраст 4-5 лет; возраст 6-7 лет; возраст 9-10 лет. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: - Мультимедийная презентация «Онтогенез двигательных функций ЦНС».     Практическое занятие 5 Тема III.4 Функции промежуточного и лимбического мозга Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Промежуточный мозг. Таламус. Переключательные (релейные) ядра таламуса. Ассоциативные ядра таламуса. Неспецифические ядра таламуса. Метаталамус (коленчатые тела). Гипоталамус – многофункциональная система. 2. Базальные ядра. Функциональные связи стриопаллидарной системы. 3. Функции хвостатого ядра. Симптомы поражения хвостатого ядра: атетоз, гемибаллизм, хорея, миоклонии, тики, дрожание (тремор), торсионная дистония, спастическая кривошея, писчий спазм, лицевой гемиспазм, блефароспазм, судороги, икота. 4. Бледный шар (паллидум) и его функции. 5. Функции ограды (клауструм). Эффекты электрического раздражения. 6. Лимбическая система (ЛС). Регуляция висцеральных функций. Формирование эмоций. Участие в процессах запоминаний и обучения. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Материалы для заполнения таблицы «Подкорковые структуры головного мозга», подготовленные студентами. 2. Схемы «Симптомы поражения бледного шара: брадикинезия, каталепсия, ахейрокинез, пропульсия и латеропульсия, брадилалия, микрография, акайрия, брадипсихия, парадоксальные кинезии, паркинсонический тремор». 3. Конспект параграфа учебника «Структурно-функциональная организация лимбической системы».
Лекция 5 Тема III. 2 Физиология спинного мозга Кол-во часов: 2 План: 1. Структурно-функциональная характеристика ствола мозга. 2. Сегменты спинного мозга. Нейроны спинного мозга. 3. Проводниковая функция спинного мозга. Нисходящие и восходящие пути. 4. Двигательные системы спинного мозга и их рефлексы. 5. Механизм шагательного рефлекса. 6. Регуляция тонуса мышц. 7. Поперечная перерезка спинного мозга в эксперименте. 8. Спинальный шок (мышечная атония и арефлексия). 9. Спонтанная активность мышечных рецепторов. Спонтанная активность гамма-мотонейронов. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Структура и функции спинного мозга и ствола». Практическое занятие 6 Тема III. 5 Функции коры большого мозга Кол-во часов: 2 Форма проведения:дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Общая характеристика коры головного мозга. 2. Нейронные колонки. Кртиколизация функций. 3. Классификация функциональных полей коры К. Бродмана (1909). Цитоархитектоника. Биофизические свойства нейронов коры. 4. Локализация функций в коре большого мозга. 5. Общая характеристика функций коры. Динамическая локализация функций коры в детском возрасте. 6. Сенсорные зоны коры. Двигательные зоны коры. Другие корковые центры. 7. Ассоциативные области коры: передняя, задняя, внутренняя. 8. Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Пластичность нервных центров. 9. Регенерация нервных волокон, как фактор способствующий восстановлению нарушенной функции. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Структурно-функциональная организация коры». 2. Мультимедийные презентации «Механизмы восстановления утраченных функций».  
Лекция 6 Тема III. 3 Функции ретикулярной формации Кол-во часов: 2 План: 1. Двигательные системы ствола мозга. Ядра черепных нервов. 2. Функции ретикулярной формации. 3. Системы связей ствола мозга. 4. Восходящие пути ствола мозга. 5. Специфическая восходящая (лемнискоталамическая) система. 6. Неспецифические (экстралемнисковые) восходящие пути. Системы афферентной импульсации мозжечка. 7. Нисходящие проводниковые пути ствола мозга. 8. Пирамидная система. Экстрапирамидная система. Нисходящие пути, обеспечивающие двигательную функцию моэжечка. 9. Расстройства двигательных функций: астения, астазия, тремор, дисметрия, атаксия, дизартрия. Влияние мозжечка на сенсомоторную область коры. Список литературы: [1-9] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Ретикулярная формация ствола головного мозга». 2. Видеофильм «Фазовые состояния головного мозга».    
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема III. 1 Становление рефлексов и развитие двигательных навыков в онтогенезе 1. Конспектирование параграфа учебника «Общая характеристика двигательных навыков детей в раннем онтогенезе» [1, с. 171-174] 5 балла Тема III. 5 Функции коры большого мозга 2. Составление таблицы «Характеристикафункций корковых и подкорковых отделов головного мозга». 1. 5 балла 3. Контрольная работа по разделу. 10 баллов 1. Составление модели«Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза» – 10 2. Составление мультимедийной презентации «Характеристикафункциональных полей коры головного мозга» - 5
     

 

 

Раздел IV. Высшая нервная деятельность и психическая деятельность (20 часов)
Содержание раздела IV.1 Методы исследования высшей нервной деятельности Развитие представлений о ВНД. Особенности структурно-функциональной организации коры большого мозга. Развитие представлений о ВНД. Понятия и определения. Методы исследования ВНД. Метод условных рефлексов. ЭЭГ. Происхождение и методика регистрации ЭЭГ. Ритмы ЭЭГ: альфа-, бета-, тета-, дельта-ритм. Десинхронизация ЭЭГ. Электроэнцефалограмма у детей. Формирование ЭЭГ в онтогенезе. Процесс видоизменения ЭЭГ в онтогенезе. ЭЭГ- выражение различных функциональных состояний: возбуждение, покой, сонливость, глубокий сон. Изменения ЭЭГ при различных видах деятельности. Аномалии ЭЭГ у детей. Метод вызванных потенциалов. Когнитивные вызванные потенциалы (Р300). Микроэлектродный метод. Методы молекулярной биологии. Методы холодового выключения структур головного мозга. Стереотаксический метод. Метод перерезки и выключения различных участков ЦНС. Классификация условных рефлексов (УР). По безусловным рефлексам в зависимости от биологического значения; по виду рецепторов; в зависимости от отдела нервной системы. Натуральные условные рефлексы. Искусственные условные рефлексы: по сложности; по времени действия; по выработке на основе другого УР; по сигналам 1 и 2 сигнальных систем; положительные и отрицательные. Созревание условных рефлексов в онтогенезе и их характеристика. Совершенствование условных рефлексов в раннем онтогенезе. Неонатальный период. Грудной возраст. Ясельный период. Возраст 3-5 лет. Характеристика условных рефлексов. Закон силы. Динамический стереотип. Отличия условных рефлексов от безусловных. Многокомпонентность условных рефлексов. Механизм образования условных рефлексов. Первый этап – иррадиация возбуждения.


2016-01-26 316 Обсуждений (0)
структурированное по разделам (темам) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: структурированное по разделам (темам)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)