Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду
Лекция 8. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов. Основные понятия 2. История развития профессионально-прикладной физической подготовки Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду Место ППФП в системе физического воспитания студентов Основные и дополнительные факторы ППФП Средства ППФП Организация и формы ППФП в вузе Контроль ППФП студентов 9. Факторы, определяющие содержание ППФП выпускников факультета Физическая культура в будущей профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Основные понятия Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Формы (виды) труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности. ППФП - специализированный педагогический процесс с применением определенных форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с требованиями той или иной профессии. Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени. Характер труда – определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе труда. Прикладные знания – приобретаются в процессе занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.
Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта. Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), которые имеют наибольшее значение для эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности. Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы в процессе занятий физической культурой. Прикладные специальные качества – способность человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаток кислорода и др.). Прикладные виды спорта – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки. 2. История развития профессионально-прикладной физической подготовки
Начальные стадии развития человеческого общества - простое копирование физических нагрузок и технических приемов труда в простейших играх, ритуальных состязаниях.
Рабовладельческий и феодальный строй - широкое развитие военно-прикладной физической подготовки для определенных слоев общества.
Позднее средневековье - разработка системы воспитания молодежи, где присутствовали элементы ППФП (системы Ф.Рабле, Д.Локка, И.Песталоцци и др.). Именно здесь зародилось направление ППФП.
XIX-XX вв. США - развитие системы организации труда («тейлоризм»), в основе которой было применение достижений науки и техники с целью извлечения максимума прибыли за счет использования функциональных возможностей человека.
Исследования физиологов: физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, способствуют более быстрому восстановлению, создают положительный эмоциональный фон (начало XX в).
1920-е гг. - новое направление в физической культуре – профессионально-прикладная физическая подготовка. Во многих развитых странах стали настаивать на введении производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия ввели у себя даже должность инструкторов физической культуры (единичные случаи).
Германия, 1920 г. - «паузентурнен»
Физическое воспитание, которое способствовало освоению производственных профессий, было введено в профессиональную школу в 1891 г. «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле» (П. Ф. Лесгафт).
Идея профессионального профилирования физического воспитания. Профессор В. В. Гориневский: «Среди рабочих немалое распространение имеет мнение, будто бы профессиональная физическая работа вполне может заменить рабочему физическую культуру... Это глубокое заблуждение... Физическая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, кузнецу — другие, почтальону — третьи, слесарю — четвертые и т. д. Поступить иначе — значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе».
Идея В. В. Гориневского нашла научное обоснование и практическое применение в советской системе физического воспитания. Первые шаги в разработке системы физических упражнений, направленных на подготовку молодежи к труду.
А. А. Зикмунд и А. И. Зикмунд (1923 г.) – разработка первой программы физического воспитания и трудовых навыков пролетарской физкультуры - методические указания о проведении физкультуры на фабриках и заводах - попытка придать физическому воспитанию профессионально-трудовую (прикладную) направленность Содержание программы пролетарской физкультуры: - подготовительные упражнения к труду и движениям, требующие нажима и удара как основных факторов трудовых движений. Направленность (в равной мере): - оздоровительная (закаливание и укрепление здоровья естественными факторами природы); - профессионально-трудовая направленность (выполнение физических упражнений и овладение трудовыми навыками).
В программу вошли физические упражнения: - для подготовки к боевым и коллективным действиям; - упражнения для эстетического воспитания (танцевальные шаги, ритмика и пластика). Основные недостатки: - физические упражнения рекомендовалось заменить имитацией трудовых движений или стандартными рабочими приемами и позами.
Организация воспитания с учетом профиля подготавливаемых специалистов - первые государственные программы по физическому воспитанию для технических учебных заведений.
«Типовая» программа и материалы по физической культуре для втузов, вузов, техникумов и рабфаков (1931) (составители В. В. Гориневский, Л. В. Геркап и др.) - указывалось на необходимость детализации программы для отдельных отраслей образования.
«Программа по физической культуре для сельскохозяйственных техникумов» (1936 г.): - общие задачи физического воспитания; - воспитание конкретных навыков, повышающих производительность труда и улучшающих состояние организма.
С 1959 г. необходимость ППФП признается в программах физического воспитания студентов и учащихся всех видов профессионально-технической школы.
Прикладное направление физического воспитания в СССР развивалось двумя путями: - в процессе труда как производственная гимнастика; - в процессе подготовки молодежи к труду как ППФП, организованная непосредственно в учебных заведениях. Закономерности переноса тренированностии адаптации организма как естественнонаучная основа профессионально-прикладной физической подготовки
Направленность ППФП определяется: - характеромтрудовых приемов и действий; - будущими условиями трудовой деятельности; - особенностями и величиной физических и нервно-психических напряжений, характерных для будущей профессии.
В трудовой и спортивной деятельности часто приходится сталкиваться с необходимостью быстрого и качественного освоения различных по сложности двигательных действий. Для этого требуется высокий уровень развития двигательных способностей, среди которых первостепенное значение имеет способность к овладению сложными по координации движениями.
Ограничения производственного обучения: - опасные условия профессиональной деятельности; - вредные для здоровья факторы производства; - сложность состава самих профессиональных действий.
В этих условиях необходим поиск средств, на которые не распространялись бы перечисленные ограничения и которые в то же время обеспечивали необходимый тренировочный эффект.
Применение средств физической культуры и спорта для профессиональной подготовки основывается на явлении переноса тренированности. При этом используется эффект тренировки в одних видах деятельности для улучшения результатов в других, которые специальной тренировке не подвергались.
Задача: - увеличить диапазон функциональных возможностей организма, - расширить арсенал двигательной координации, - обеспечить эффективную адаптацию организма к сложным факторам трудовой деятельности.
Перенос тренированности имеет важное значение прикладного характера. Упражнения в физическом воспитании отдалены по своей внешней структуре от производственных, но создают предпосылки для успешного овладения профессиональными навыками.
Эффект влияния физической подготовки будет самым высоким при совпадении профиля спортивной подготовки с требованиями профессии к организму.
Знание основных требований, предъявляемых профессией и спортом к организму взрослого человека и подростка, позволяет создать рациональную систему ППФП. Поэтому разработка комплексных социально-биологических характеристик-профессиограмм трудовой и спортивной деятельности – кратчайший путь к решению задач ППФП.
Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду
1984 г. СССР: две третьих граждан страны не были охвачены физкультурно-оздоровительной работой - негативно отражалось на здоровье граждан и экономике государства - из-за высокой заболеваемости народное хозяйство несло колоссальные убытки: было потеряно свыше 1 миллиарда рабочих дней, это равноценно тому, что ежедневно не работало 4 млн. человек.
Обусловлены:
1. Влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.
Основные факторы, отрицательно влияющие на здоровье и профессиональную работоспособность человека: - Неблагоприятное влияние внешней среды; - Напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда; - Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.
2. Изменением места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.
Структура труда современного производства: - Уменьшение доли простого физического труда; - Технология производства задает темп, ритм труда, а не человек; - Объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы; - Высокий уровень ответственности работника; - Высокий уровень требовательности к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.); - Специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего).
Совокупность факторов требует специальной психофизической подготовленности средствами физической культуры, т.к. средства физической культуры и спорта развивают физические качества и способности, и психологические свойства личности, способствующие лучшей адаптации людей в коллективе, выполнению роли лидера, руководителя.
3. Влиянием необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста.
Обусловлено постоянным преобразованием производства и изменением ориентиров в экономике и политике нередко требующих изменения профессии.
Необходимость улучшения в процессе ППФП физической подготовленности и разносторонних способностей.
Узкая специализация труда: «+» значительная экономическая эффективность; «-» монотонность труда; увеличение числа профессиональных заболеваний.
ППФП в подобной ситуации способствует: - профилактике профессиональных заболеваний; - снятию утомления; - более быстрому освоению смежных специальностей.
Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры.
У занимающихся физической культурой и ведущих активный образ жизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.
4. Обеспечением высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов;
5. Обеспечением психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.
4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов
Задача Вуза - обеспечить психофизическую надежность будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.
Понятие «качество специалиста»: - знания и умения в профессии; - психофизическая надежность, которая зависит от уровня физической подготовленности.
Слабая физическая подготовленность неблагоприятно влияет на: - учебный труд студента; - выполнение требований учебной и производственной практики; - ограничение в использовании таких выпускников вуза по специальности на разных участках производства; - недостаточную профессиональную «отдачу»; - вынужденную смену профессии. - экономические и моральные издержки.
Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить физические и психические качества, определяющие его психофизическую надежность и успех в будущей профессии.
Цель и задачи ППФП состоят в формировании: - Прикладных знаний; - Прикладных умений и навыков; - Прикладных физических качеств; - Прикладных специальных качеств.
Целевая установка профессионально-прикладной физической подготовки — использование средств и методов физического воспитания для повышения эффективности профессионального обучения, дальнейшего профессионального совершенствования и производительности труда.
Основные критерии эффективности ППФП: - сроки и качество профессионального обучения (т.е. критерий скорости и качества освоения профессии); - профессиональная работоспособность.
ППФП -специализированный педагогический процесс, направленный на воспитание ведущих физических качеств, формирование двигательных навыков и функций организма, способствующих более успешному овладению профессией и дальнейшему совершенствованию в ней.
Основные факторы ППФП
Для определения ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности, а именно: - Формы (виды) труда; - Условия труда, в том числе профвредностей; - Характер труда; - Режим труда и отдыха; - Динамика работоспособности.
Дополнительные факторы ППФП: - Индивидуальные особенности будущих специалистов; - Географо-климатические условия региона, где предстоит работать.
Успешность подготовки к профессии зависит от: - физиологической и психологической пригодности к профессии (индивидуальных способностей) - усилия и время для освоения ППФП персональны - возрастных изменений организма человека (наиболее продуктивный возраст для ППФП от 18 до 35лет)
Продуктивную работу в географо-климатических условиях можно достичь повышенной устойчивостью к холоду, жаре, солнечной радиации, температурным колебаниям и т.д. средствами закаливания, выполнением гигиенических мероприятий.
Для ППФП особо важным в профессиональной деятельности является оценка степени напряженности отдельных систем и функций организма. По степени тяжести и напряженности все виды труда были подразделены на четыре категории: - легкий и мало напряжённый; - средней тяжести и напряженный; - тяжелый и значительно напряженный; - очень тяжелый и очень напряженный.
Для характеристики тяжести труда основным показателями послужили мощность работы и величина статической нагрузки, а напряженности – два показателя внимания, плотность сигналов перерабатываемой информации, эмоциональное напряжение.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1614)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |