Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду



2016-01-26 1614 Обсуждений (0)
Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 8. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов.

Основные понятия

2. История развития профессионально-прикладной физической подготовки

Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду

Место ППФП в системе физического воспитания студентов

Основные и дополнительные факторы ППФП

Средства ППФП

Организация и формы ППФП в вузе

Контроль ППФП студентов

9. Факторы, определяющие содержание ППФП выпускников факультета

Физическая культура в будущей профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

 

Основные понятия

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Формы (виды) труда – условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.

ППФП - специализированный педагогический процесс с применением определенных форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование психических и физических качеств, двигательных навыков и функций организма в соответствии с требованиями той или иной профессии.

Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.

Характер труда – определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе труда.

Прикладные знания – приобретаются в процессе занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.

 

Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), которые имеют наибольшее значение для эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы в процессе занятий физической культурой.

Прикладные специальные качества – способность человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаток кислорода и др.).

Прикладные виды спорта – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.

2. История развития профессионально-прикладной физической подготовки

 

Начальные стадии развития человеческого общества - простое копирование физических нагрузок и технических приемов труда в простейших играх, ритуальных состязаниях.

 

Рабовладельческий и феодальный строй - широкое развитие военно-прикладной физической подготовки для определенных слоев общества.

 

Позднее средневековье - разработка системы воспитания молодежи, где присутствовали элементы ППФП (системы Ф.Рабле, Д.Локка, И.Песталоцци и др.). Именно здесь зародилось направление ППФП.

 

XIX-XX вв. США - развитие системы организации труда («тейлоризм»), в основе которой было применение достижений науки и техники с целью извлечения максимума прибыли за счет использования функциональных возможностей человека.

 

 

Исследования физиологов: физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, способствуют более быстрому восстановлению, создают положительный эмоциональный фон (начало XX в).

 

1920-е гг. - новое направление в физической культуре – профессионально-прикладная физическая подготовка. Во многих развитых странах стали настаивать на введении производственной гимнастики. Отдельные наиболее крупные предприятия ввели у себя даже должность инструкторов физической культуры (единичные случаи).

 

Германия, 1920 г. - «паузентурнен»

 

Физическое воспитание, которое способствовало освоению производственных профессий, было введено в про­фессиональную школу в 1891 г. «Вводя физическое об­разование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле» (П. Ф. Лесгафт).

 

 

Идея профессионального профилирования физическо­го воспитания. Профессор В. В. Гориневский: «Среди рабочих немалое распрост­ранение имеет мнение, будто бы профессиональная фи­зическая работа вполне может заменить рабочему фи­зическую культуру... Это глубокое заблуждение... Физи­ческая культура рабочего должна применяться к его профессии: башмачнику нужны одни упражнения, куз­нецу — другие, почтальону — третьи, слесарю — четвер­тые и т. д. Поступить иначе — значит действовать по шаблону, не разбираться в требованиях организма и не считаться с профессиональными различиями в работе».

 

Идея В. В. Гориневского нашла научное обоснование и практиче­ское применение в советской системе физического вос­питания. Первые шаги в разработке системы физи­ческих упражнений, направленных на подготовку моло­дежи к труду.

 

 

А. А. Зикмунд и А. И. Зикмунд (1923 г.) – разработка первой программы физического воспитания и трудовых навыков пролетарской физкуль­туры - методические указания о проведении физкультуры на фабриках и заводах - попытка придать физиче­скому воспитанию профессионально-трудовую (приклад­ную) направленность

Содержание программы пролетарской физкультуры:

- подготовительные упражнения к труду и движениям, требующие нажима и удара как основных факторов трудовых движений.

Направленность (в равной мере):

- оздоровительная (закаливание и укрепление здоровья естественными факторами природы);

- профес­сионально-трудовая направленность (выполнение физи­ческих упражнений и овладение трудовыми навыками).

 

В программу вошли физические упражнения:

- для под­готовки к боевым и коллективным действиям;

- упражнения для эстетического вос­питания (танцевальные шаги, ритмика и пластика).

Основные недостатки:

- физиче­ские упражнения рекомендовалось заменить имитаци­ей трудовых движений или стандартными рабочими при­емами и позами.

 

Организация воспитания с учетом профиля подготавливаемых специалистов - первые го­сударственные программы по физическому воспитанию для технических учебных заведений.

 

«Типовая» программа и материалы по физи­ческой культуре для втузов, вузов, техникумов и раб­факов (1931) (составители В. В. Гориневский, Л. В. Геркап и др.) - указывалось на необходимость детализации программы для отдель­ных отраслей образования.

 

 

«Программа по физиче­ской культуре для сельскохозяйственных техникумов» (1936 г.):

- общие задачи физиче­ского воспитания;

- воспитание конкретных навыков, повышающих производительность труда и улучшающих состояние организма.

 

С 1959 г. необходимость ППФП признается в программах физического воспитания студентов и уча­щихся всех видов профессионально-технической школы.

 

Прикладное направление физического воспитания в СССР развивалось двумя путями:

- в процессе труда как производственная гимнастика;

- в процессе подготовки молодежи к труду как ППФП, организован­ная непосредственно в учебных заведениях.

Закономерности переноса тренированностии адаптации организма как естественнонаучная основа профессионально-прикладной физической подготовки

 

 

Направленность ППФП определяется:

- характеромтрудовых приемов и действий;

- будущими условиями тру­довой деятельности;

- особенностями и величиной физи­ческих и нервно-психических напряжений, характерных для будущей профессии.

 

 

В трудовой и спортивной деятельности часто приходится сталкиваться с необходимостью быстрого и качественного освоения различных по сложности двигательных действий. Для этого требуется высокий уровень развития двигательных способностей, среди которых первостепенное значение имеет способность к овладению сложными по координации движениями.

 

Ограничения производственного обучения:

- опасные условия профессиональной деятельности;

- вредные для здоровья факторы производства;

- сложность состава самих профессиональных действий.

 

 

В этих ус­ловиях необходим поиск средств, на которые не распространялись бы перечисленные ограничения и которые в то же время обеспечивали необходимый тренировочный эффект.

 

 

Применение средств физической культуры и спорта для профессиональной подготовки основывается на явлении переноса тренированности. При этом используется эффект тренировки в одних видах деятельности для улучшения результатов в других, которые специальной тренировке не подвергались.

 

 

Задача:

- увеличить диапазон функциональных возможностей организма, - расширить арсенал двигательной координации,

- обеспечить эффективную адаптацию организма к сложным факторам трудовой деятельности.

 

 

Перенос тренированности имеет важное значение прикладного характера.

Упражнения в физическом воспитании отдалены по своей внешней структуре от производственных, но создают предпосылки для успешного овладения профес­сиональными навыками.

 

Эффект влияния физической подготовки будет самым высоким при совпадении профиля спортивной подготовки с требованиями профессии к организму.

 

Знание основных требований, предъявляемых профессией и спортом к организму взрослого человека и подростка, позволяет создать рациональную систему ППФП. Поэтому разработка комплексных социально-биологических характеристик-профессиограмм трудовой и спортивной деятельности – кратчайший путь к решению задач ППФП.

 

 

Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду

 

 

1984 г. СССР: две третьих граждан страны не были охвачены физкультурно-оздоровительной работой - негативно отражалось на здоровье граждан и экономике государства - из-за высокой заболеваемости народное хозяйство несло колоссальные убытки: было потеряно свыше 1 миллиарда рабочих дней, это равноценно тому, что ежедневно не работало 4 млн. человек.

 

Обусловлены:

 

1. Влиянием современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

 

Основные факторы, отрицательно влияющие на здоровье и профессиональную работоспособность человека:

- Неблагоприятное влияние внешней среды;

- Напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда;

- Гиподинамия – малоподвижный образ жизни.

 

 

2. Изменением места и функциональной роли человека в современном производственном процессе.

 

Структура труда современного производства:

- Уменьшение доли простого физического труда;

- Технология производства задает темп, ритм труда, а не человек;

- Объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы;

- Высокий уровень ответственности работника;

- Высокий уровень требовательности к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.);

- Специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего).

 

 

Совокупность факторов требует специальной психофизической подготовленности средствами физической культуры, т.к. средства физической культуры и спорта развивают физические качества и способности, и психологические свойства личности, способствующие лучшей адаптации людей в коллективе, выполнению роли лидера, руководителя.

 

3. Влиянием необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста.

 

Обусловлено постоянным преобразованием производства и изменением ориентиров в экономике и политике нередко требующих изменения профессии.

 

 

Необходимость улучшения в процессе ППФП физической подготовленности и разносторонних способностей.

 

 

Узкая специализация труда:

«+» значительная экономическая эффективность;

«-» монотонность труда; увеличение числа профессиональных заболеваний.

 

ППФП в подобной ситуации способствует:

- профилактике профессиональных заболеваний;

- снятию утомления;

- более быстрому освоению смежных специальностей.

 

Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры.

 

У занимающихся физической культурой и ведущих активный образ жизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.

 

4. Обеспечением высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности труда будущих специалистов;

 

 

5. Обеспечением психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

 

 

4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов

 

Задача Вуза - обеспечить психофизическую надежность будущих специалистов в избранном виде профессионального труда.

 

Понятие «качество специалиста»:

- знания и умения в профессии;

- психофизическая надежность, которая зависит от уровня физической подготовленности.

 

Слабая физическая подготовленность неблагоприятно влияет на:

- учебный труд студента;

- выполнение требований учебной и производственной практики;

- ограничение в использовании таких выпускников вуза по специальности на разных участках производства;

- недостаточную профессиональную «отдачу»;

- вынужденную смену профессии.

- экономические и моральные издержки.

 

Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить физические и психические качества, определяющие его психофизическую надежность и успех в будущей профессии.

 

Цель и задачи ППФП состоят в формировании:

- Прикладных знаний;

- Прикладных умений и навыков;

- Прикладных физических качеств;

- Прикладных специальных качеств.

 

Целевая установка профессионально-прикладной физической подготовки — использование средств и мето­дов физического воспитания для повышения эффек­тивности профессионального обучения, дальнейшего профессионального совершенствования и производительности труда.

 

Основные критерии эффективности ППФП:

- сроки и качество профессионального обучения (т.е. критерий скорости и качества освоения профессии);

- профессиональная работоспособность.

 

ППФП -специализированный педагоги­ческий процесс, направленный на воспитание ведущих физических качеств, формирование двигательных навыков и функций организма, способствующих более успешному овладе­нию профессией и дальнейшему совершенствованию в ней.

 

Основные факторы ППФП

 

Для определения ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности, а именно:

- Формы (виды) труда;

- Условия труда, в том числе профвредностей;

- Характер труда;

- Режим труда и отдыха;

- Динамика работоспособности.

 

 

Дополнительные факторы ППФП:

- Индивидуальные особенности будущих специалистов;

- Географо-климатические условия региона, где предстоит работать.

 

Успешность подготовки к профессии зависит от:

- физиологической и психологической пригодности к профессии (индивидуальных способностей) - усилия и время для освоения ППФП персональны

- возрастных изменений организма человека (наиболее продуктивный возраст для ППФП от 18 до 35лет)

 

Продуктивную работу в географо-климатических условиях можно достичь повышенной устойчивостью к холоду, жаре, солнечной радиации, температурным колебаниям и т.д. средствами закаливания, выполнением гигиенических мероприятий.

 

Для ППФП особо важным в профессиональной деятельности является оценка степени напряженности отдельных систем и функций организма.

По степени тяжести и напряженности все виды труда были подразделены на четыре категории:

- легкий и мало напряжённый;

- средней тяжести и напряженный;

- тяжелый и значительно напряженный;

- очень тяжелый и очень напряженный.

 

Для характеристики тяжести труда основным показателями послужили мощность работы и величина статической нагрузки, а напряженности – два показателя внимания, плотность сигналов перерабатываемой информации, эмоциональное напряжение.

 



2016-01-26 1614 Обсуждений (0)
Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-экономическая и личная необходимость подготовки человека к труду

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1614)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)