Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос19. Основные идеи философии Просвещения



2016-01-26 1948 Обсуждений (0)
Вопрос19. Основные идеи философии Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок




Просвещение — это идейное течение 17 — 18 веков, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

1. Главные представители Просвещения воФранции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789 годами, называют «веком Просвещения») — писатель и философ-просветитель, деист Вольтер; просветитель, правовед и философ Шарль Луи Монтескье; писатель и философ, представитель сентиментализма Жан Жак Руссо; философ-просветитель и писатель Дени Дидро; философ Клод Адриан Гельвеций; философ Поль Анри Гольбах.

Просветители — выдающиеся распространители научных знаний.

Характерные черты интеллектуальной мысли в этот период.

Цель просвещения — распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий, навязываемых традиционной церковью. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с 1715 по 1789 г.

Идеи и принципы. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной направленностью.

Систематизирование знаний

Знания Просвещения были объединены изданием «Энциклопедии» (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. «Энциклопедия» объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практического предприятия и «полезной» эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».

Разделение позиции деизма.

Деизм - направление в философии, сторонники которого до­пускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влия­ние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными черта­ми), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадле­жали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

ДЕИЗМ не был однородным течением: взгляды одних деистов сближались с теизмом, а других — с атеизмом и материализмом.

ТЕИЗМ — религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Абсолюта как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, свободно творящей мир и свободно оперирующей с миром. Признание постоянной активности Бога (Провидение), часто выливающейся в чудо отличает тэизм от деизма

АТЕИЗМ отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии.

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Антиклерикализм.

 

Антиклерикализм—социальное движение, направленное против религиозных организаций и духовенства, религиозной власти в политической, экономической и культурной областях общества, а также в сфере науки и образования. На волне просвещения XVII века, когда атеизм в Европе пережил первую большую волну распространения, антиклерикализмом стали называть любые антицерковные позиции; независимо от сопутствующего вероисповедания или радикальности антиклерикальных позиций.

Отличия от атеизма:

· антиклерикализм не отрицает существование бога или других сверхъестественных явлений, о существовании которых говорит религия

· антиклерикализм отрицает не истинность религии как таковой, а претензии церкви на исключительную роль в общественной жизни.

 

??? 6. Теория прогресса, критическое отношение к действительности, теория общественного договора.

 

теория договора, согласно которой господство нужно рассматривать как договор между народом и правительством

 

В период просвещения на первый план выдвигается идея разумности всего существующего, любое явление должно быть поставлено на суд разума и здравого смысла человека и, если противоречит им, должно быть изменено. Развитие человечества движется в направлении к лучшему, более совершенному (с точки зрения разумности) состоянию.

У философов-просветителей сложилось крайне отрицательное отношение к господствующей католической церкви, началась критика её злоупотреблений. Церковь воспринималась как главный тормоз на пути прогресса из-за её догматизма и мракобесия, поэтому просветители выступали за отделение церкви от государства и системы образования, за широкую веротерпимость, секуляризацию (национализацию) церковных земель (лозунг Вольтера по поводу церкви: «Раздавите гадину!»)

Философы просвещения разработали теорию естественных прав личности (Т. Гоббс и Дж. Локк), теорию общественного договора при образовании государства (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо), теорию истинной монархии и разделения властей (Вольтер, Ш. Монтескье), выдвинули идею о праве народа на сопротивление, если верховная власть не соблюдает естественные права человека и общественный договор (Ж. Ж. Руссо). Тем самым просветители заложили основы концепции правового государства и в идейном плане фактически подготовили революции в США и Франции и принятие в этих странах первых конституций в 1787 и 1791 гг.

 

 

С культом разума связано стремление просветителей подчинить идеальному, разумному началу и общественный строй, государственные учреждения (которым надлежало, по их мнению, заботиться об "общем благе"), и жизнь людей (общественные нравы и обычаи). Феодальный строй и его институты расценивались как "неестественные", "неразумные". В вопросах общественного развития просветители были идеалистами; их теории, базировавшиеся на абстрактных представлениях о неизменной человеческой природе, о "человеке вообще", отличались антиисторизмом и метафизичностью. Но в тех условиях эти теории, в частности теория естественного права, исходившая из представления о прирождённом равенстве людей, идеологически обосновывали требования демократических свобод. Против феодально-абсолютистского государства была направлена теория общественного договора, согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший путём заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушающего условия договора, плохо охраняющего естественные права граждан. Некоторые из просветителей возлагали надежды на "просвещённого монарха", рассчитывая, что абсолютизм, уже лишивший политической независимости феодал-сеньоров, осуществивший преобразования, направленные на ликвидацию провинциальной обособленности и установление политического единства нации, в дальнейшем проведёт необходимые буржуазные реформы, — возникла идея просвещённого абсолютизма. Однако та часть просветителей, которая в большей мере представляла интересы народа, шла значительно дальше, отстаивая идеи народного суверенитета и демократической республики.

 



2016-01-26 1948 Обсуждений (0)
Вопрос19. Основные идеи философии Просвещения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос19. Основные идеи философии Просвещения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1948)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)