Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


XIII. Основы теории потребительского поведения



2016-01-26 306 Обсуждений (0)
XIII. Основы теории потребительского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




I.Рынок - такой способ связей между производителями и потребителями, при котором обмен товарами и услугами осуществляется посредством денег. Категории спрос и предложение лежат в основе рыночного механизма, имеют первостепенное значение для анализа рыночного механизма.

Спрос - платежеспособная потребность - сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить. Экономический закон спроса выражает функциональную зависимость прежде всего спроса от цены:

 

Q = F(P), где P - цена, Q - спрос. Т.е. они линейно зависимы.

 

Основная функция спроса сводится к следующему - спрос определяет (заставляет) производство выпускать необходимые товары и услуги, улучшать их качество и расширять ассортимент.

На изменение спроса большое влияние оказывает не только цена, но и неценовые факторы:

- Изменение в денежных доходах населения.

- Изменения в структуре населения страны.

- Изменение вкусов и предпочтений покупателей.

- Изменение цен на сопряженные товары.

- Влияет изменения в ожидании потребителей.

Эластичность спроса - степень изменения спроса в ответ на изменения цен. Мерой измерения эластичности спроса является коэффициент эластичности спроса.

Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько процентов меняется размер спроса в результате изменения его цены на один процент.

Три варианта эластичности спроса:

1.Эластичный (если цена на товар упадет на 1%, а спрос поднимется больше, чем на 1%).

2.Неэластичный (если цена падает на 1%, а спрос практически не изменился (<1%)).

3.Единичной эластичности (цена упала на 1%, спрос увеличился на 1%).

 

- Эластичность зависит от многих факторов - она выше на тех товарах и услугах, у которых больше заменителей. Соль - незаменимая - самый неэластичный товар.

- Эластичной товара тем выше, чем больше вариантов его использования.

- Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на него.

- Возможность доступа к товару. Если доступ к товару ограничен - то эластичность будет заниматься.

 

Значение эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателя в вопросе выбора цены на товар. Если спрос на товары эластичен, то производителю выгодно снизить цену, т.к. его внучка будет расти из-за объема продаж. Если спрос на товары неэластичен - производителю выгодно цену завысить.

 

II.Важнейший элемент рыночного функционирования - это предложение.

Предложение - это совокупность товаров с определенными ценами, которые готовы продавать продавать производители.

Экономический закон предложения от цены характеризуется сл. зависимость;

S = F(P), т.е. чем выше цена товара, тем выше будет предложение товара на рынке.

 

Как и спрос, предложение выполняет большую функцию на рынке.

Её функция заключается в том, чтобы соединить производство с потреблением (связать продажу с покупкой).

 

Помимо цены, на предложение влияют и другие факторы:

- Изменение издержек производства.

- Изменение налоговой политики государства.

- Изменение цен на товары однородной группы.

- Изменение числа поставщиков.

- Политические и социальные катаклизмы.

- Монополизация производства и рынка.

 

Эластичность предложения - степень изменения объема предложения в ответ на изменение цены на товары и услуги. Коэффициент эластичности предложений - её мера измерения, который показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара в результате изменения его цены на 1%.

Три варианта эластичности спроса:

1.Эластичный (если цена на товар увеличится на 1%, а объем предложения больше, чем 1%).

2.Неэластичный (если цена увеличивается на 1%, а предложение практически не изменилось (<1%)).

3.Единичной эластичности (цена увеличилась на 1%, предложение увеличилось на 1%).

 

На эластичность предложения влияют такие факторы, как:

- Эластичность обычно бывает выше в длительные промежутки времени, чем в короткие строки, это вызывается приспособлением предпринимателей к более высоким ценам.

- Меняется под действием технического прогресса.

- Из-за изменения состава используемых ресурсов.

- Усиливается момент ограниченности ресурсов - уменьшится предложение.

 

III.Основы теории потребительского поведения.

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, которые осуществляют выбор товаров с учетом их цен и личного бюджета.

Каждый покупатель руководствуется сугубо индивидуальными вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и т.д.

 

Особенности субъективных предпочтений очень трудно учесть. Основные:

- Эффект подражания.

- Эффект сноба.

- Эффект демонстрации исключительности.

Большинство предпочтений не относятся к факторам ценообразования и не могут участвовать в анализе спроса потребителей.

 

Предпочтения можно сгруппировать:

- По конкретным группам потребителей.

- По товарным ассортиментам.

Основным фактором спроса и распределения потребительских предпочтений является доход. Такой фактор поддается учету при формировании спроса на товары и услуги, которые будут пред лагаться для продажи.

Платёжеспособность покупателей прежде всего определяется размером личного бюджета. Он так же поддается учету. Его основой могут быть:

- Денежные доходы и расходы каждого потребителя.

- Годовой размер заработной платы.

В теории потребительского поведения большое значение имеет вопрос ограниченности денежного дохода, в пределах которого могут быть осуществлены расходы.

 

Бюджетные ограничения можно изобразить в виде бюджетной линии ограничения:

 

по вертикали - обувь

по горизонтали - одежда

 

Бюджетная линия покажет нам разные комбинации при покупке двух товаров, которые будут приобретаться по фиксированной цене.

 

Ограниченность личного бюджет вынуждает покупателей одни товары покупать, а от других отказываться. Он выбирает наиболее полезную вещь.

Полезность товара - его потребительский эффект, который соотносится и сопоставляется с уплаченными за него деньгами. Полезность товара изменяется в конкретных единицах - ютилях.

 

Если покупатель убежден, что полезность товара соизмерима с его ценой - то покупка первого экземпляра данного товара принесет покупателю наибольшее удовлетворение.

 

Герман Гессен вывел закон (превый закон Гассена):

Любая из последующих единиц товара приедет покупателя к ощущению убывающей полезности денежных затрат на потребление возрастающих количеств одного и того же товара.

 

Кардиналисткий (порядковый) подход к изучению полезности. В экономической теории при убывающей предельной полезности любого товара - покупатель стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех существенных покупок (Правило здравого смысла).

 

Покупатель уравновешивает свою выгоду и затраты и достигает равновесия смысл которого сводится к равной предельной полезности на равновеликую денежную единицу расходов.

Предельная норма замещения определяет количество товаров, для удовлетворения потребности.

 

Кривые безразличия - интерпретация выбора потребителя того или иного набора товаров. В этом заключается ординалистский подход к изучению полезности:

 

ВАРИАНТЫ ПРОДУКТЫ ОДЕЖДА

 

5 - 29.09.15

 

Отношение собственности в рыночной экономике, предпринимательство.

(Производство и равновесие производителя, основные формы предпринимательства)

 

XIV. Сущность понятия “собственность”. Экономические и юридические аспекты собственности.

XV.Типы и формы собственности.

XVI. Приватизация, её сущность и основные цели (в нашей стране).

XVII. Производство и производственная функция. Убывающая производительность факторов производства.

XVIII. Понятие предпринимательства. Формы организации предпринимательской деятельности.

 

I. Собственность - это система экономических отношений между людьми, выражающаяся во владении, пользовании и распоряжении средствами производства и имуществом.

В марксисткой теории дается такая установка, что преимущество имеет экономическая теория собственности над юридической. По его теории Экономическая собственность существует объективно - не зависит от воли и сознания людей.

Собственность выражает характер экономических отношений не только при производстве, но и при обмене, распределении товаров и услуг, производственного продукта и его потреблении.

 

С экономической точки зрения собственность можно представить как отношения людей в производстве и быту.

 

На практике это проявляется в трех моментах:

- присвоение факторов производства и продуктов труда

- хозяйственное их использование

- извлечение экономической выгоды

 

С юридической точки зрения собственность можно представить как имущественные отношения.

 

На практике они проявляются:

- владение объектом собственности

- использование объекта

- распоряжение этим объектом

 

Как юридическая категория - собственность является толкованием сложившихся отношения присвоения. Здесь право собственности устанавливается законом правил.

Они определяют, какими вещами то или иное лицом может пользоваться, какими вещами может распоряжаться и определяют, при каких условиях такое пользование и распоряжение вещами возможно.

 

Объектом собственности выступают: материальные условия производства и жизни людей.

Конкретно - средства производства, рабочая сила, результаты производства.

 

Субъектами собственности могут быть: человек, государство, товарищество и т.д.

 

II. В экономике выделяют три типа собственности:

- общая

- частная

- смешанная

Форм собственности намного больше. Они более разнообразны. Все многообразие форм собственности можно разделить на определенные группы:

 

- по форме присвоения:

- 1 - индивидуальная

- 2 - коллективная

- 3 - государственная

 

- по праву собственности

- 1 - частная

- 2 - государственная

- 3 - совместная

 

- по объекту собственности

- 1 - продукты

- 2 - земля

- 3 - жилье

- 4 - ценные бумаги

- 5 - рабочая сила и т.д.

 

- по субъекту собсвенности

- 1 - граждане

- 2 - коллективы

- 3 - группы лиц

- 4 - семьи

- 5 - государство

 

Если посмотри на формы собственности в России, то можно выделить сл. основные формы:

1. государственная

2. личная

3. кооперативная

4. акционерное

5. товариществ, обществ

6. общественных организаций

7. фондов

8. церкви

 

Главную роль играю частная и государственная собственности - универсально.

 

III. Приватизация - одно из направлений разгосударствления экономики (собственности), т.е. превращения государственного имущества в объекты частного и частно-коллективного присвоения. Проще - это передача государственной собственности в собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Разгосударствление - более широкое понятие по сравнению с приватизацией. Оно охватывает более широкий комплекс преобразований хозяйственной системы, направлено на уменьшение государственного диктата. В приватизации упор на совершенствование отношений собственности.

 

Основные цели приватизации в России:

- стимулировать рост производства и постараться преодолеть кризисную ситуацию в стране

- должна была осуществить толчок в развитии научно-технического прогресса

- способствовать структурной перестройке экономике

- способствовать слою частных собственников

- способствовать созданию конкурентной среды в экономке

- привлечение иностранны инвестиций

- социальная защита населения в переходный период к рынку

 

Особенности приватизации в России:

- беспрецедентные масштабы

- условия полярных взглядов на приватизацию

- осуществлялась в условиях подавленных стимулах к труду

- осуществлялась в отсутствии предпринимательского опыта

- разнообразные региональные условия приватизации

- деформированная народно-хозяственная структура

 

IV. Производство - это деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата. Если объем использования ресурсов вам известен,то будете максимизировать доход, если результат - то минимизировать затраты ресурсов.

 

Виды производственной деятельности:

- заказное (по индивидуальным заказам)

- негибкое массовое производство (стандартизация как конечной продукции, так и стандартизированы материалы и технологии, применяются высокие, капиталоемкие технологии)

- гибкое массовое производство (связано с расширением номенклатуры проиводимой продукции)

- поточное производство (характеризуется тем, что технология обеспечивает на входе непрерывное потребление сырья и материалов, а на выходе - непрерывный поток производственного продукта. Как правило, оно высоко автоматизированно и требует больших капиталов - напр. нефтепереработка, производства молока, бумаги)

 

Производственная функция - это максимально возможный уровень производства при данном количестве факторов производства и технологий.

 

В экономике используется двухфакторная производственная функция:

Q = F(K, L), где Q - максимально возможный выпуск продукции в единицу времении, F - функция, K - капитал, L - труд.

 

Деятельность любой фирмы может быть рассмотрена в:

- краткосрочном периоде - фирма варьирует обьемом прозводства в основном не изменяя количественно основне факторы производства

- долгосрочном периоде - промежуток времени, в течении которого фирма изменяет объемы всех используемых факторов производства

 

При краткосрочном используются такие показатели:

- суммарный (общий) продукт

- средний продукт

- предельный продукт

 

В экономике действует закон убывающей производительности факторов производства - доказано, что введение дополнительной единицы переменного ресурса (труда) при неименной величине постоянного фактора (станки, здания, машины) непременно приходит к ситуации, когда каждая последующая единица переменного фактора начнет приносить суммарному продукту меньше эффекта, чем его предыдущие единицы.

 

Закон убывающей производительности ресурсов (факторов производства) применяется только для краткосрочного периода, так же действует научно-технический прогресс, который раздвигает границы любого производства.

 

 

В долгосрочном периоде меняется и обьем капитала - результат воздействия факторов (производства и труда) на выпуск продукции называют Эффектом масштаба.

 

Он может быть:

- постоянным

- растущим

- снижающимся

 

Эффект масштаба наглядно подтверждают такие теории, как изокванты. Они похожи на кривые безразличия.

 

V. Предпринимательство - это организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

 

Предпринимательство можно рассмотреть как

- экономическую категорию - устанавливаем субъекты и объекты предпринимательства

- как метод хозяйствования - главное условия - независимость хозяйствующих субъектов

- как особый тип экономического мышления, потому что предприниматель - это не род занятий, а склад ума

 

Главной чертой предпринимательской деятельности является возможность самостоятельно принимать решения.

 

Этой деятельностью может заниматься как отдельное лицо, так и группа лиц, но для всех них есть общие требования:

- инициативность

- стремление получить выгоду

- желание рискнуть

- способность принимать нестандартные решения в короткие сроки времени

- ориентация на запросы потребителей

- ответственность

 

Основные условия функционирования предпринимательства:

- многообразие форм собственности и присовения

- относительная обособленность предпринимателей

- наличие рыночного пространства

- развитие товарно-денежных отношений

- усложнение индивидуальных и общественных потребностей

- наличие совокупности определенных прав и свобод для предпринимателей

- возможность создать разные условия для предпринимателе в обществе

 

Формы предпринимательской деятельности:

1. индивидуальная

2. коллективная

3. государственная

4. международная

 

Сферы:

- материальное производство

- услуг

- коммерции и торговли

- посредническая сфера

- интеллектуальной и инновационной деятельности

 

Основной формой организации предпринимательской деятельности является предприятие или фирма.

Предприятие (фирма) - самостоятельная, обособленная производственно-хозяйственная единица в системе общественного разделения труда. Целевая функци предприятия - это максимизации дохода или прибыли. В каждом хозяйстве функционирует огромное количество различных предприятий.

 

Прежде всего, предприятия различаются по двум критерия:

- форма собственности (кому принадлежит)

- концентрация (величина) капитала на предприятии (размер предприятия)

 

Если классифицировать предприятия по форме собственности, то получим государственные и частные.

 

К государственным предприятиям относятся те, в капитале которых доля государства больше 50%. В качестве учредителя или организатора на таких предприятиях выступает само государство. Например государственные корпорации, бюджетные предприятия и смешанные акционерное общество. Государств охватите такие области, где частное предпринимательство не развивается (наукоёмкое производство, где большие сроки окупаемости, где большой риск).

 

Частные предприятия бывают трех видов:

1. единоличные фирмы

2. партнерство или товарищество

3. корпорации или акционерные общества

 

Акционерные общества - форма организации предприятий, капитал которы образуется в результате объединения многих индивидуальных капиталов путем выпуска ценных бумаг (облигации, акции). Владельцы акций являются пайщиками акционерного общества, а владельца облигаций - кредиторами акционерного общества. По облигация получают проценты, по акциям - дивиденды.

 

Акции как вид ценных бумаг:

- простые

- именные

- с правом передачи в наследство

 

При выплате доходов в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям.

Дивиденды выплачиваются после того, как фирма расплатилась с банками, по именным акциям и облигациями. Но простые акции дают право голоса держателю на собрании организации. Держатель большего количества акций имеет решающее право голоса при обсуждении вопросов фирмы и при установлении дивидендов и т.д.

 

 

6 - 05.10.15

Издержки производства предприятия. Ценообразование в рыночной экономике.

 

II. Понятие издержек производства и их классификация.

III. Предельные издержки и предельный доход. Равновесие фирмы.

IV. Цена товара. Основы ценообразования в рыночной экономике. Функции цены.

V. Система цен и параметры, её характеризующие: уровень цен, структура цен, динамика цен.

VI. Структура цены и методы ценообразования.

 

 

I. Проблема издержек производства - одна из основных проблем рыночной экономики, она занимает в ней центральное место, потому что от издержек зависит конкурентоспособность предприятия на рынке. Имея представления лоб издержках производства можно определить способы их уменьшить, тем самым добиться большей отдачи от используемых ресурсов на предприятии.

Именно уровень издержек производства будет определять, оказывать особое влияние на размер прибыли предприятия, на возможность расширения производства предприятия.

Они покажут - останется предприятие на рынке или ему прийдется уйти (при ситуации, например, если издержек больше прибыли).

 

Издержки производства - это расходы предприятия на производство определенного объема продукции.

В экономической литературе и на практике издержки производства классифицируются на различные виды для того, чтобы показать как они могут влиять на характеристики деятельности предприятия.

 

В самом общем виде все издержки делиться на:

— общие

— постоянные

— переменные

 

Постоянные издержки производства - это такие издержки, которые не зависят от объема производства. Такие издержки могут быть даже при нулевом объеме производства предприятия.

 

Они складываются из таких элементов, как:

- рентные платежи

- амортизационные отчисления

- управленческие и административные расходы (расходы на персонал)

- стоимость и содержание оборудования

- стоимость освещения, отопления, водоснабжения, охраны

- проценты по кредиту

 

Переменные издержки - такие затраты, которые зависят напрямую от объема производимой продукции и оказывают прямое воздействие на объем производимой продукции.

 

К переменным издержкам относятся затраты, связанные с:

- покупкой сырья

- полуфабрикатов

- материалов

- заработной платой производственным рабочим

 

Переменные издержки называют таковыми по двум причинам:

1. стоимость самих ресурсов может изменяться в зависимости от рыночной конъюнктуры

2. в зависимости от жизненного цикла товара (на первом этапе, когда обьем продукции не велик издержки значительны, в дальнейшем же уровень затрат может снижаться, потому что будет влиять фактор экономии на масштабе производства)

 

Сумма постоянных и переменных издержек производства дает общие (валовые) издержки производства. Иначе говоря - это все издержки производства на данный период времени для данного производства того или иного товара.

 

Большое влияние для анализа производственной деятельности производства имеют так называемые средние издержки производства. Они бывают:

- средне-постоянными

- средне-переменными

- средне-валовыми

 

Средние издержки - это производная от деления тех или иных издержек производства к количеству выпускаемой продукции.

Средне-постоянные издержки - производная от деления постоянных издержек к количеству произведенной продукции.

Средне-переменные — удивительно, но то же самое.

Средне-валовые - сумма средне-переменных и средне-постоянных.

 

В экономической теории выделяют экономические и бухгалтерские издержки производства.

 

Экономические издержки включают в себя среднюю (нормальную) прибыль, так же называются вмененными издержками. Это издержки определенного ресурса, который используется в данном производстве. Их величина определяется стоимостью этого ресурса при оптимальном способе его использования.

 

Бухгалтерские издержки отличаются от экономических тем, что прибыль предпринимателя не входит в них.

 

Выделяют так же внешние и внутренние издержки производства.

- Внешние (явные) издержки - это такие, за которые фирма непосредственно платит: труд работников, топливо, сырье и т.д.

- Внутренние (неявные) издержки производства - те издержки, которые предприятие тратит на потребляемые изделия: подшипники, станки и т.д.

 

Альтернативные издержки производства - нужды для сравнения собственных издержек предприятия на такую же продукцию с издержками производства на других предприятиях. Так же используется для анализа вектора производства продукции.

 

Трансакционные издержки - финансовые затраты предпринимателя, связанные с подготовительным этапом фирмы по производству тех или иных товаров.

 

 

II. Предельные издержки производства представляют собой дополнительные затраты, которые необходимы для увеличения производства на единицу товара. Они равны, как правило, приросту переменных издержек, если постоянные неизменны.

 

В экономическом анализе нельзя смешивать предельные издержки со средними. ОБ эффективности работы предприятия дадут хорошую характеристику именно предельные издержки производства.

 

Производство дополнительной единицы товара должно приносить дополнительных доход при её продаже. Такая величина называется придельным доходом - по аналогии с предельными издержками. Предельных доход представляет собой разность между выручкой от продажи N продуктов и N-1 продукции.

 

Экономическая наука описывает, что в условиях свободной конкуренции дополнительный (предельный) доход равен цене.

 

Введя понятия предельные издержки и предельный доход - мы можем определить точку равновесия фирмы, практически за пределами которой фирма должна либо снизить, либо прекратить производство продукции.

 

Если предельные издержки будут меньше предельного дохода - можно позволить расширение производства. И наоборот.

 

Для того, чтобы фирма могла нормально функционировать - в экономической теории существует формула:

 

MC = MR = P, где MC - предельные издержки, MR - предельный доход, P - цена.

 

III.Цена - денежное выражение стоимости товара. Это очень сложный и важный элемент рыночного механизма. Третий после спроса и предложения. В цене концентрируются все экономические, политические и социальные проблемы развития общества.

 

Система ценообразования позволят решать три основные проблемы:

- что?

- как?

- для кого производить?

 

Ценообразование стимулирует научно-технический прогресс, способствует ресурсосбережению способствует структурной перестройке. Цены должны способствовать повышению благосостояния людей. Система ценообразования в рыночной экономике основывается на ряде, признанных бесспорными, положениях:

- все имеет свою цену

- цена устанавливается на рынке на основе конкурецнии

- цены являются взаимодействием спроса и предложения на товары

 

 

 

 

Точка пересечения K - равновесная цена.

 

Важные функция цены:

- учетно-измерительная

- распределительная

- перераспределительная

- стимулирующая

- размещения производства

- способствует переливу капитала в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары.

 

Все эти функции тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом и проявляются в так называемой “системе цен”.

 

IV. Система цен состоит из следующих видов цен:

- оптовые

- розничные

- биржевые

- закупочные

- на строительную продукцию

- сельскохозяйственную продукцию

- цены на услуги

- прейскурант цен (фиксированные документально)

 

В зависимости от порядка делятся на регулируемые и свободные.

Классификация рынков так же влияет на цены (биржевые, аукционные, комиссионные).

 

В зависимости от территории действия цен, выделяют единые и региональные (поясные, зональные (хех)), мировые.

 

Систему цен характеризуют следующие параметры:

- уровень цен (абсолютное количественное выражение цены в деньгах)

- структура цен (сотношение элементов цены в процентах и долях)

- динамика цен (изменение цен в определенные период времени)

 

Факторы, определяющие уровень и динамику цен делятся на внутренние и внешние.

Внутренние:

- особые свойства товара

- способ производства

- организация сервиса

- реклама

- авторитет фирмы

 

Внешние факторы:

- политическая стабильность в стране

- обеспеченность основными ресурсами страны

- рыночная среда

- масштабы государственного регулирования

- совершенство налогового законодательства

- внешняя экономическая политика государства

 

V. Структура цены:

1. издержки (себестоимость производства и обращения)

2. налоги, сборы, отчисления

3. прибыль

 

Существуют различные способы ценообразования:

1. на основе средних издержек + прибыль

2. на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли

3. на основе уровня текущих затрат и цен

4. на основе закрытых торгов

 

7 - 13.10.15

Конкуренция и монополия

 

VII. Конкуренция. Её виды и типы

VIII. Сущность монополии, время и причины возникновения, противоречивая роль в развитии экономики.

IX. Организационные формы монополии.

X. Мировая практика антимонопольного регулирования.

XI. Монополизм Российской экономики, его особенности.

 

 

I. Конкуренция - четвертый важнейший элемент рыночного механизма на ряду со спросом, предложением и ценой.

Конкуренция является конкретной формой функционирования рыночных отношений.

Само слово ”конкуренция” происходит от латинского слова “конкурро” - сталкиваться, противостоять.

Конкуренция - соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

 

Конкуренция, как важнейший элемент рыночной экономики, выполняет ряд функций:

1. регулирования (экономические ресурсы направляются в те отрасли, где в них есть большая необходимость, чтобы производить товары, которыми удовлетворятся потребности покупателей)

2. мотивации (для предпринимателя конкуренция одновременно означает и шанс и риск, т.к. предприятие с лучшими показателями будет получать больше прибыли; предприятие не реагирующие на спрос клиентов и нарушающие правила конкуренции будут получать убытки)

3. контроля (конкуренция, как правило, ограничивает, контролирует силу каждого предприятия; чем совершеннее конкуренция, тем справедливее будет устанавливаться цена на ту или иную продукцию; т.е. конкуренция оказывает большое влияние на установление цен.)

 

Виды конкуренции:

- между продовцами

- между покупателями

- между армией продавцов и армией покупателей (мда, научненько :/)

 

Среди продавцов:

Как правило, более конкурентноспособным на рынке окажется тот продавец, который сможет продать свой товар по чуть заниженной цене.

 

Среди покупателей:

Как правило, более конкурентноспособным на рынке окажется тот покупатель, который сможет купить товар по чуть завышенной цене.

 

В конечном итоге конкуренции устанавливается цена на определенный товар на рынке.

 

Прежде всего выделяют внутриотраслевую конкуренцию и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция ведется между предприятиями, выпускающими схожий продукт за более выгодные условия продажи этой продукции.

Межотраслевая конкуренция ведется между предприятиями, которые производят самые разные продукты. Она ведется за наиболее выгодное приложение или вложение капитала в ту или иную отрасль.

 

 

Ценовая и не ценовая конкуренция различается по методам:

Крупные монополии могут использовать такой метод конкуренции, как ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация показывает, что один и тот же товар может быть продан по разным ценам. Причины:

- обособления рынков друг от друга (например, географически)

- разные возможности покупательской способности людей

 

На ряду с этим методом, монополия использует методы неценовой конкуренции:

Пример: техническое превосходство продукции, высокое качество продукции, высокая надежность в эксплуатации, использование более прогрессивных методов сбыта товара, маркетинг, предоставление больших гарантий по сравнению с конкурентами.

 

Совершенная и несовершенная конкуренции:

Характеристику совершенной конкуренции взять из темы “характеристики основы рынка”.

Несовершенная конкуренция проявляет себя в трех видах:

- чистая или абсолютная монополия

- олигополия

- монополистическая конкуренция

 

Совершенной конкуренции и трем видам несовершенной конкуренции соответствуют четыре модели рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции характеризуется очень большим числом участников, стандартизованным типом продукции, отсутствием контроля над ценами, нет барьеров и преград для вступления в отрасль, отсутствие неценовой конкуренции, полный доступ к информации о такой модели рынка. Примером такой модели рынка может служить рынок сельскохозяйственной продукции.

2. Рынок монополистической конкуренции. Такая модель рынка характеризуется: большим числом участников рынка, дифференцированным типом продукции, слабым контролем над ценами, незначительными ограничениями в отрасль, используется неценовая конкуренция, есть затруднения в получении полноценной информации. Примеры: Розничная торговля, легкая промышленность.

3. Олигополия (происходит от греческого слова “немногий”). Такой модели характерны: небольшое количество участников (2-3 фирмы), стандартизованный тип продукции, частичный контроль над ценами, существенные препятствия для вступления в данную отрасль, используются все виды конкуренции, ограниченное получение информации.

4. Чистая или абсолютная монополия. Характеристики: одна господствующая фирма, уникальная продукция, значительный (абсолютный) контроль над ценами, блокированное вступления новых участников в отрасль, трудное получение информации. Примеры: огранка алмазов (раньше), канадская фирма по добыче никеля (раньше).

 

II. Монополия - крупнейшее предприятие (или объединение таковых), которое концентрирует в своих руках производство и сбыт значительной доли продукции в целях установления высоких (монопольных) цен и получение монопольной прибыли.

В рыночной экономике монополии появились в конце 19го, начале 20го столетия в наиболее экономически развитых странах под действием ряда условий, сложившихся к этому времени. (моном - один, полио - продаю).

 

Со стороны спросы спроса будет уже не монополия, а монопсония. Монопсония - когда на товар существует один покупатель. Например, государство. Монопсония - крайний случай несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция может быть обозначена таким словом как полиполия.

 

 

Основные причины появления монополии:

1. крупные научно-технические открытия

2. усиление процессов концентрации и централизации производства в результате бурного развития производительных сил

3. появление новых форм собственности (особенно акционерных)

 

Монополии в рыночной экономике играют неоднозачную роль.

С одной стороны - отрицательная: в силу своего господства они могут ограничивать выпуск продукта и устанавливать монопольные цены, могут вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны, обуславливают неравенство доходов, ограничивают конкуренцию, проявляют диктат производителя над потребителем.

С другой стороны - положительная: продукция высок



2016-01-26 306 Обсуждений (0)
XIII. Основы теории потребительского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: XIII. Основы теории потребительского поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (306)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)