Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование Древнерусского государства



2016-01-26 525 Обсуждений (0)
Образование Древнерусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет и методология ИГПРФ. Периодизация.

ИГП – наука и историческая, и юридическая. История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Задачами науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов на территории России их взаимообусловленность и преемственность. Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

· Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

· Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

· В результате сравнительного анализа можно проследить изменения .этих понятий и выявить их причины.

· Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

· Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

· Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

· Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

· Синхронный (одновременное рассмотрение событий);

· реконструктивный – достраивание событий.

Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них – развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории прежде всего должны интересовать государственно-правовые формы, факты и явления.

Историю государства и права Россииможно разделить на следующие периоды:

- Древняя Русь (9 – 12 вв.)

- период самостоятельных феодальных гос-в (12 – 14 вв.)

- Русское (Московское) гос-во )15 – 17 вв)

- Рос. империя периода абсолютизма ( 18 – сер. 19 в.)

- Рос. империя периода перехода к буржуазной монархии ( сер. 19 – нач. 20вв)

- Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.)

- период социалистической революции и создание Сов. гос-ва ( 1918 – 1920 гг.)

- переходный период или период НЭПа (1921 – 1930 гг.)

- период государственно-партийного социализма (1930 – нач 1960-х гг.)

- период кризиса социализма (1960 – 1990-е гг)

- период реставрации капитализма (с 1990 г. по настоящее время)

Данная периодизация курса в значительной степени условна. Особенности дробления на последних этапах истории государства и права России объясняются исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем.

Образование Древнерусского государства.

Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытно-общинного строя, которое переживают племена восточных славян в VI веке. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII—VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

• участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

• особая роль народного собрания как высшего органа власти;

• всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии — вождей, жрецов, старейшин — и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования — «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

Куявияюжная группа славянских племен (Киев);

Славия — северная группа (Новгород);

Артания юго-восточная группа (Рязань).

В IX в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

Древнерусское государствообразовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств — Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена — древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI — начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь

происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Антинормани́зм — направление в историографии, сторонники которого отвергают и опровергают норманистические концепции происхождения первой правящей династии Руси и создания русского государства. Не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, антинорманисты критикуют преувеличенное, по их мнению, в рамках норманской теории, значение такого участия.

3. Государственный строй Древнерусского государства

По форме правления – раннефеодальное монархия. По форме гос. устройства – единое гос-во, основанное на тимократической основе (власть военных). Гос-во делилось на княжества. Во главе стоял князь (Сюзерен), остальные вассалы Великого князя. Система сюзеренитета-вассалитета – отличительная черта раннефеодальной монархии.

Князь – гос. орган. Происхождение кн. Власти по наследству и по избранию (особенно во 2-ой половине XIIв.)й картине появления государственности на Функции Великого князя:

1) военная (князь – полководец)

2) финансовая, сбор дани (полюдье, судебные пошлины, штрафы за уголов. преступления)

3) организатор внешней и внутренней торговли

4) внешнеполитическая деятельность

5) управление делами церкви (церковь подчинена гос-ву). Церковь содержалась за счет церковной десятины (Церковный Устав Владимира)

6) Управление своей вотчиной (Особенная система управления – дворцово-вотчинная, существовала до приказной системы (конец XV – нач. XVI в.)). Центр управления – княж. двор, не сущ. деления на высшие и местные органы управления.

7) Поддержание государственного единства страны.

Совет при Князе (свидетельствует о неустойчивости статуса Великого Князя) – эпизодический созыв, не имеющий постоянного состава, собирается по мере необходимости. Здесь решались вопросы мира и войны, принятие законодательства.

Вече – народное собрание (слабость верховной власти, отсутствие аппарата принуждения в стране – не было регулярной армии). Прокопий (VI В): «Славяне жили в народоправстве». В гос. период летопись упоминает о Белгородском вече. В вече участвовали свободные жители. Оно проходило в старших городах. Вопросы, решаемые на вече, дублировали Совет при князе.

1) Вопросы войны и мира. «Единение всех на вече означало мнение большинства, кот. Заставляло молчать меньшинство».1147 г. – Киевское вече отказывает князю идти против Юрия Долгорукого. Иногда созывалось 2 вече (в зависимости от вопросов).

2) Призвание и смещение князей (1068 г. – был изгнана Изяслав).

3) Судебная

4) управленческая (назначение, смещение чиновников). 1146 г. – потребовали от князя отстранить тиунов киевских и назначить новых.



2016-01-26 525 Обсуждений (0)
Образование Древнерусского государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование Древнерусского государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)