Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качественные реакции на белки, пептиды и аминокислоты



2016-01-26 1492 Обсуждений (0)
Качественные реакции на белки, пептиды и аминокислоты 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
ПО БИОХИМИИ

 

ЧИТА-2008

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО И ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
ПО БИОХИМИИ

 

ЧГМА-2008

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее учебное пособие создано на кафедре биологической химии с курсом клинической биохимии. Целью данного издания является

Государственный образовательный стандарт предусматривает изучение данных вопросов. У студентов 2-го курса формируется исходный уровень знаний о биохимических функциях жизненно важных соединений и регуляции метаболических процессов.

Биохимия и особенно молекулярная биология относятся к тем отраслям естественных наук, в которых накопление новых научных данных происходит особенно быстро. Поэтому оперативное создание руководств по этим дисциплинам имеет важное значение.

Пособие представляет информативное и наглядное руководство, в котором отражены биохимические аспекты некоторых патологических состояний, так как врач будущего должен знать основные метаболические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности, и причины их нарушений при болезнях.

К настоящему времени показано, что большинство заболеваний связано с поломками в молекуле ДНК, приводящими к нарушениям функционирования метаболических путей. К сожалению, при постановке диагноза и проведения терапевтических мероприятий врачи не всегда уделяют должное внимание основным причинам, лежащим в основе возникновения болезни. Это происходит, по-видимому, вследствие недостаточной связи в изучении биохимии и последующих клинических дисциплин. Данное учебное пособие постарается восполнить этот пробел.

В пособии изложены современные представления о биохимических нарушениях при ряде патологических состояний и болезнях. Большое внимание уделено нарушениям метаболизма липидов, аминокислот, углеводов, БАВ, минерального обмена. Освещены основные подходы к диагностике и лечению этой группы заболеваний, перспективные направления их совершенствования. Использование знаний современной патобиохимии не только позволит врачам установить причинно-следственные связи в возникновении тех или иных заболеваний, но вооружит их знаниями для совершенствования методов лабораторной диагностики и оценки эффективности терапевтических мероприятий.

 

Методическое пособие составлено сотрудниками кафедры биохимии ЧГМА: заведующим кафедрой профессором д.м.н. Б.С.Хышиктуевым, профессором Л.П.Никитиной, доцентами к.б.н. А.Ц.Гомбоевой и к.м.н. Н.В.Соловьевой, старшим преподавателем М.П.Сошняниной, к.м.н. П.Б.Цыдендамбаевым, к.б.н. Н.С.Кузнецовой, к.м.н. З.Ц.Ринчиновым, ассистентом О.К.Плотниковой, к.б.н. М.В.Максименей.

 

Лабораторно-практическое занятие № 1

Тема: Биологическая химия: предмет изучения, цели и задачи. Основные разделы биохимии. Строение и биологическая роль пептидов и белков. Качественные реакции на протеины.

Цель: 1. Познакомиться с предметом биологической химии, ее целями и задачами, структурой курса биохимии, видами учебной деятельности и контроля на кафедре биохимии ЧГМА. Повторить правила по технике безопасности при работе в биохимической лаборатории.

2. На основе знаний о строении и реакционной способности протеиногенных аминокислот изучить современные представления о структуре и роли биологически важных пептидов, уровнях организации и форме белковых молекул.

Отработать методику проведения качественных реакций на белки и полипептиды.

Значение: Пептиды и белки имеют большое биологическое и медицинское значение. К пептидам относятся многие гормоны, некоторые антибиотики и противоопухолевые препараты. Белки (протеины) — это высокоорганизованные биополимеры, которые по химической природе являются полипептидами. Они играют центральную роль в процессах жизнедеятельности клеток. В количественном отношении протеины значительно преобладают над другими макромолекулами, присутствующими в живом организме. Белки выполняют множество разнообразных функций и служат теми инструментами, посредством которых генетическая информация получает свое реальное воплощение. Биологическая активность и специфичность действия пептидов и белков полностью определяется аминокислотной последовательностью. Более высокие уровни организации белковых молекул и, следовательно, их функции обусловлены первичной структурой. Анализ содержания в крови и других биологических жидкостях определенных белков и ферментов широко используется в диагностических целях.

Исходный уровень:

1. Кислотность и основность органических соединений.

2. Амино- и карбоксильные группы в молекулах органических соединений; характерные для них химические свойства.

3. Классификация и строение протеиногенных аминокислот.

4. Свойства аминокислот (оптическая активность, амфотерность, растворимость, заряд).

5. Амидные (пептидные) связи; электронное и пространственное строение пептидных групп.

6. Природа гидрофобных взаимодействий, ионных, водородных, бисульфидных связей.

7. Понятие о химической природе белков.

8. Понятие о строении и функциях мышечной, соединительной, нервной тканей; о пищеварительной, дыхательной, кровеносной, мочевыделительной системах; об анализаторах (зрительном, слуховом, обонятельном, осязательном).

Вопросы для самоподготовки

1. Белки как природные азотсодержащие биополимеры и их важнейшие функции в организме.

2. Аминокислотный состав белков, особенности строения. Классификация аминокислот по растворимости в воде, по соотношению количества карбоксильных и аминогрупп, по химической природе радикала (алифатические — разветвленные, неразветвленные; ароматические, гетероциклические; содержащие гидроксигруппу; содержащие атомы серы); по биологической значимости (заменимые и незаменимые). Примеры каждого класса кислот.

3. Образование пептидных связей на примере реакции взаимодействия аминокислот глицина, серина и метионина. Амфотерные свойства и прочность пептидной связи.

4. Конформационное строение пептидов следующего состава: цис-вал-лиз; ала-тре-про-асн. Роль пролина в образовании изгибов полипептидной цепи.

5. Многообразие белков в природе, его причины. Специфичность первичной структуры протеинов, ее роль в формировании более высоких уровней организации белковой молекулы. Физиологические последствия изменений в первичной структуре.

6. Работы Л.Полинга и Р.Кори по изучению вторичной структуры белка. Строение a-спирали; связи, её стабилизирующие; факторы, препятствующие спирализации. b-Складчатая структура, особенности ее конформационного строения, образование водородных связей в b-складчатом слое.

7. Чередование a-спирализованных и b-структурированных участков в полипептидной цепи, наличие в ней аминокислоты пролина и аморфных участков (неупорядоченная конформация) и их роль в формировании третичной структуры белка. Роль сил гидрофобного взаимодействия водородных, ионных и ковалентных (дисульфидных) связей в стабилизации третичной структуры. Понятие о доменной организации белков. Шапероны, их роль в формировании третичной структуры.

8. Четвертичная структура белка. Понятие о протомерах (субъединицах) и олигомерах. Примеры олигомерных белков. Изофункциональные белки на примере гемоглобина.

9. Макромолекулярные белковые комплексы (ферменты дыхательной цепи, синтеза высших жирных кислот и окисления пировиноградной кислоты).

10. Способность белка к специфическим взаимодействиям с различными лигандами. Комплементарность в строении лиганда и центра его связывания в белковой молекуле. Кооперативный эффект, возникающий при взаимодействии олигомерных белков с лигандами и понятие об аллостерических белках на примере гемоглобина.

11. Формы и размеры белковых молекул. Содержание белков в различных тканях и органах.

Литература

Основная:

1. Лекция по биоорганической химии «Аминокислоты, пептиды, белки».

2. Лекция по биохимии «Белки, строение, уровни организации».

3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1998.— С. 19-22; 33-37; 49-68.

4. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004.— С.11-43.

5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 4.

Дополнительная:

1. Биохимия / Под ред. Е.С.Северина. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003). — С. 9-39.

2. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.6-22; 334-339.

3. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студ. мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.9-33.

4. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.5-6; 9-33.

5. Биохимия (в вопросах и ответах) (учебное пособие для студентов мед. вузов) / Т.П.Вавилова, Евстафьева О.Л. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.5-13.

6. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.9 -34.

7. Доменная организация белков. Некоторые представления о шаперонах и об их роли. (Методички для самостоятельной работы).

Лабораторная работа

Качественные реакции на белки, пептиды и аминокислоты

Наличие белков и полипептидов в растворах и биологических жидкостях доказывается с помощью биуретовой, нингидриновой, ксантопротеиновой, Фоля и некоторых других реакций. Они сопровождаются изменением окраски растворов, поэтому называются цветными.

Биуретовая реакция

Впервые эта реакция была получена для биурета, отсюда произошло ее название. Биуретовую реакцию дают любые соединения, содержащие две или более пептидных связей. Возникновение фиолетового окрашивания в присутствии гидроксида меди (II) в щелочной среде объясняется образованием хелатного комплекса между атомами, образующими пептидную группу, и ионами меди.

Ход определения

В пробирку поместите одну каплю 1% раствора сульфата меди, добавьте 10 капель 10% раствора гидроксида натрия и 5 капель 1% раствора яичного белка или плазмы крови. Пронаблюдайте за появлением фиолетового окрашивания.

Нингидриновая реакция

Нингидриновую реакцию дают любые вещества, в состав которых входят a-аминокислоты. При нагревании с раствором нингидрина они образуют соединения сиреневого цвета. Это используется в лабораторной практике не только для визуального обнаружения аминокислот, но и для их количественного исследования в хроматографической практике.

Ход определения

В пробирку поместите 5 капель 1% раствора белка, добавьте 3 капли 0,5 % спиртового раствора нингидрина и нагрейте до кипения. Через некоторое время происходит изменение окраски. Сделайте вывод о химическом составе белка.



2016-01-26 1492 Обсуждений (0)
Качественные реакции на белки, пептиды и аминокислоты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качественные реакции на белки, пептиды и аминокислоты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1492)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)