Коллоквиум по теме: «Липидный обмен»
1. Классификация липидов, их общие свойства. Жиры, простые и смешанные, твердые и жидкие. Химические названия, биологическая роль в организме. 2. Строение, конформация, функции высших жирных кислот. Биологическая функция полиненасыщенных ВЖК. 3. Переваривание и всасывание липидов в организме. Желчь, ее состав, желчные кислоты. Роль парных желчных кислот. Липолитические ферменты, их активация. 4. Транспорт липидов в организме. Транспортные формы: хиломикроны, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП, особенности состава, функции. 5. Ресинтез липидов в стенке кишечника. 6. Окисление жирных кислот, энергетическая ценность, локализация процесса. Роль карнитина. 7. Биосинтез жирных кислот, последовательность реакций. Особенности строения синтазы ВЖК. 8. Пути утилизации глицерина в организме. 9. Биосинтез триацилглицеринов в организме. 10. Роль ацетил-КоА в метаболизме липидов. Регуляторные механизмы его использования. 11. Кетоновые тела, кетогенез. Содержание кетоновых тел в крови в норме и при патологии. 12. Строение, конформация, амфифильность глицеро- и сфингофосфотидов. Их роль как компонентов биологических мембран и транспортных форм липидов. 13. Содержание фосфолипидов в крови в норме. Биосинтез фосфолипидов. Роль фосфатидной кислоты. 14. Строение и функции гликолипидов (церамидов, цереброзидов, ганглиозидов). 15. Холестерол, содержание в крови в норме, понятие о гиперхолестеринемии. 16. Биологическая роль холестерола и его эфиров. 17. Биосинтез холестерола, последовательность реакций; пути его утилизации в организме. 18. Роль биотина и КоА в липидном обмене. 19. Обмен липопротеинов. 20. Эйкозаноиды, их роль. 21. Перекисное окисление липидов. Физиологическая роль, значение при патологии. Антиоксиданты, классификация, механизм действия. Роль глутатиона и селена. 22. Биомембраны, особенности строения, виды транспорта веществ. 23. Регуляция липидного обмена, роль ЦНС, гормонов, витаминов. 24. Патология липидного обмена: ожирение, жировое перерождение, желчнокаменная болезнь, атеросклероз. 25. Наследственная патология липидного обмена (дислипопротеинемии, сфинголипидозы и т. д.).
Лабораторно-практическое занятие №18 Тема: Биологическая ценность пищевых белков, процессы переваривания белков и всасывание аминокислот. Общие пути обмена аминокислот (реакции декарбоксилирования, дезаминирования, трансаминирования). Цель: Изучить процессы переваривания белков в желудочно-кишечном тракте, выработать представления об общих путях превращения аминокислот в организме. Значение: Белки – важнейшие пластические компоненты диеты, незаменимые источники биогенного азота, необходимые для роста и регенерации. В то же время белки – носители чужеродной антигенной информации и должны гидролизоваться при переваривании, утрачивая антигенность, иначе их неполное расщепление приведет к пищевой аллергии, либо аутоаллергическим эксцессам. Аминокислоты, образующиеся при переваривании белков и поступающие в клетки тканей, подвергаются катаболизму, а так же специфическим реакциям. Катабализм большенства аминокислот начинается с отщепления ά-аминогруппы в результате двух типов реакций: трансаминирования и дезаминирования. Некоторые аминокислоты могут подвергаться декарбоксилированию. Амины, образовавшиеся в этих реакциях, часто являются биологическиактивными веществами. Исходный уровень: 1.Строение аминокислот, их классификация. 2. Уровни организации белковой молекулы, типы связей. 3. Классификация, физико-химические свойства белков. 4. Биологическая роль белков, ферментов в организме. 5. Классификация и номенклатура ферментов. 6. Активация зимогенов. 7. Этапы катабализма, их взаимоотношение с биоэнергетическими процессами. 8. Печень, почки, особенности строения и функции. Вопросы для самоподготовки 1. Содержание белков в важнейших пищевых продуктах животного и растительного происхождения. Пищевые белки как источники аминокислот в организме. 2. Виды азотистого баланса. Азотистое равновесие. 3. Норма белка в питании, белковый минимум. 4. Факторы, определяющие биологическую ценность пищевых белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. 5. Роль соляной кислоты желудочного сока. 6. Заболевания, обусловленные отсутствием или избытком соляной кислоты в желудочном соке (ахлоргидрия, гипохлоргидрия, гиперхлоргидрия). 7. Протеолитические ферменты (протеиназы) желудочного, панкреатического и кишечного соков (пепсин, трипсин, химотрипсин), их функции, субстратная специфичность (избирательность гидролиза пептидных связей). 8. Проферменты протеиназ и механизмы их превращения в ферменты. 9. Роль экзопептидаз (карбоксипептидаза, аминопептидаза, дипептидаза) в образовании дипептидов и свободных аминокислот . 10. Продукты переваривания белков в желудочно-кишечном тракте и их всасывание. 11. Роль печени как диспетчера аминокислот в организме. 12. Гниение белков в кишечнике. Продукты гниения и пути их обезвреживания в печени. 13. Общие пути распада аминокислот в организме. 14. Декарбоксилирование аминокислот, образование биогенных аминов (гистамин, серотонин, g-аминомасляная кислота, катехоламины) и их функции. 15. Дезаминирование аминокислот в тканях и его виды. Биологическое значение. Роль пиридоксина в дезаминировании. 16. Трансаминирование аминокислот. Биологическая роль. Роль витамина В6 в реакциях трансаминирования, механизм реакций. Специфичность аминотрансфераз. Литература Основная: 1.Лекции «Азотистый баланс. Азотистое равновесие. Переваривание белков. Общие пути обмена аминокислот». 2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1998.- С.268-273, 277-278, 295-395. 3.Николаев А.Я. Биологическая химия.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: МИА, 2004.- С. 380-386, 405-410, 422-432. 4. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С.25-26. Дополнительная: 1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003). - С.458 – 490. 2. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.219-251. 3. Биологическая химия: Учебное пособие для студ. высших учебн. заведений / Под ред. Н.И.Ковалевской. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 160-180. 4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. член-корр. Е.С.Северина, А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С. 226-235; 405-412. 5. Биохимия (в вопросах и ответах): Учеб. пособие для студентов мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.67-76. 6. Зайчик А.Ш., Чурилов. Основы общей патологии. Часть 2. Основы патохимии. (Учебник пособие для студентов медицинских ВУЗов) – СПб, ЭЛБИ-СПб, 2000. – С. 28–47, 53-68. 7. Клиническая биохимия / Под ред. В.А.Ткачука. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.76-79. 8. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.306 -318. 9. Возрастная характеристика процессов переваривания и всасывания белков. Характеристика белковой диеты разного возраста. Белковая недостаточность. Квашиоркор. Возрастная направленность использования аммиака в организме. Физиологическая протеинурия и креатинурия (Методичка для самостоятельной работы). 10.Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуоденального соков. Протеиназы поджелудочной железы и панкреатиты. Применение ингибиторов протеаз для лечения панкреатитов (Методичка для самостоятельной работы). Лабораторная работа
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (802)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |