Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика творчества В. Моцарта. Обзор оперного наследия («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»)



2016-01-26 734 Обсуждений (0)
Характеристика творчества В. Моцарта. Обзор оперного наследия («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») 0.00 из 5.00 0 оценок




Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца — скрипача и дирижера, умного, образованного человека. Творческий рост Моцарта отличался необыкновенной интенсивностью. В возрасте 6-7 лет он стал европейски знаменитым виртуозом, а спустя еще несколько лет сложился как композитор, уверенно владеющий мастерством. Многократные поездки гениального юноши по странам Европы способствовали его близкому знакомству с современной художественной культурой.

Работая в различных областях музыкального искусства, Моцарт особое внимание уделял опере. Путь оперного композитора он начал с двенадцати лет: в 1768 году появились «Мнимая простушка» и «Бастьен и Бастьенна». В годы, проведенные им в Италии (1769—1771, 1771—1772), на сценах итальянских театров шли его оперы «Митридат, царь Понта» (1770) и «Лючио Силла» (1772). В 1775 году в Мюнхене была поставлена «Мнимая садовница», там же состоялась премьера «Идоменея» (1781). Оперы эти принесли молодому композитору большой успех. Тем более тягостной была жизнь в родном городе: Моцарт поступил на службу к архиепископу, который всячески сковывал его творческую свободу, унижал человеческое достоинство.

Последнее десятилетие его жизни — пора наивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды, сломившей в конце концов силы композитора. Порвав с архиепископом, Моцарт переезжает в Вену, где ставит оперу «Похищение из сераля» (1782), написанную в традициях зингшпиля. В этом и в особенности в последующих прославленных сочинениях — «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787) — полностью раскрылся моцартовский реализм характеров и чувств. За годы пребывания в Вене были созданы также оперы «Директор театра» (1786), «Так поступают все» (1790), «Милосердие Тита» (1791) и «Волшебная флейта» (1791) — философская сказка, утверждающая победу разума и света над предрассудками и злом.

Последнее произведение Моцарта — гениальный «Реквием» — осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 1791 года в Вене.

Свадьба Фигаро

СЮЖЕТ.В доме графа Альмавивы идут веселые свадебные приготовления. Камердинер графа Фигаро женится на Сусанне — служанке графини. Предстоящее торжество не радует графа: невеста приглянулась ему самому, и он не брезгует ничем, чтобы помешать свадьбе. С беспокойством рассказывает Сусанна жениху о преследованиях графа. Всю свою ловкость, находчивость, энергию готов приложить Фигаро, чтобы расстроить козни господина. Но у весельчака Фигаро немало врагов. Старый Бартоло до сих пор не может забыть, как ловко провел его бывший цирюльник, помогая графу жениться на его воспитаннице Розине. Стареющая ключница Марцелина мечтает женить Фигаро на себе. Оба надеются, что граф, раздосадованный неуступчивостью Сусанны, им поможет. Церемонными поклонами и злобными комплиментами встречает Марцелина Сусанну. Сусанна весело и задорно посмеивается над сварливой старухой. Появляется Керубино. Юный паж влюблен во всех женщин в замке. Он боготворит графиню, но не прочь поухаживать и за Сусанной, к которой сейчас пришел поделиться горем — граф застал его у Барбарины, дочери садовника, и прогнал из замка. Неожиданный приход графа вынуждает Керубино спрятаться. Граф снова умоляет Сусанну уступить его любви, но излияния влюбленного вельможи прерываются стуком в дверь — это явился интриган Базилио. Намеки старого сплетника на любовь Керубино к графине пробуждают у графа ревность. С возмущением рассказывает он Сусанне и Базилио о проделках пажа и вдруг замечает спрятавшегося Керубино. Гнев графа не знает предела. Керубино получает приказ немедленно отправиться в полк. Фигаро утешает его.

Графиня опечалена равнодушием мужа. Рассказ Сусанны о его неверности глубоко ранит ее сердце. Искренне сочувствуя своей горничной и ее жениху, графиня охотно принимает план Фигаро — вызвать графа ночью в сад и послать к нему на свидание вместо Сусанны Керубино, переодетого в женское платье. Сусанна тотчас же принимается наряжать пажа. Внезапное появление графа приводит всех в смятение; Керубино прячут в соседней комнате. Удивленный смущением жены, граф требует, чтобы она открыла запертую дверь. Графиня упорно отказывается, уверяя, что там находится Сусанна. Ревнивые подозрения графа усиливаются. Решив взломать дверь, он вместе с женой отправляется за инструментами. Ловкая Сусанна выпускает Керубино из его убежища. Но куда бежать? Все двери на запоре. В страхе бедный паж прыгает в окно. Возвратившийся граф находит за запертой дверью смеющуюся над его подозрениями Сусанну. Он вынужден просить у жены прощения. Вбежавший Фигаро сообщает, что гости уже собрались. Но граф всячески оттягивает начало праздника — он ждет появления Марцелины. Ключница предъявляет Фигаро иск: она требует, чтобы он либо вернул ей старый долг, либо женился на ней. Свадьба Фигаро и Сусанны откладывается.

Суд решил дело в пользу Марцелины. Граф торжествует, но торжество его непродолжительно. Внезапно выясняется, что Фигаро — родной сын Марцелины и Бартоло, в детстве похищенный разбойниками. Растроганные родители Фигаро решают пожениться. Теперь предстоит отпраздновать две свадьбы.

Графиня и Сусанна не оставили мысли проучить графа. Графиня решает сама надеть платье служанки и пойти на ночное свидание. Под ее диктовку Сусанна пишет записку, назначая графу встречу в саду. Во время праздника Барбарина должна передать ее.

Фигаро посмеивается над своим господином, но, узнав от простушки Барбарины, что записку написала Сусанна, начинает подозревать свою невесту в обмане. В темноте ночного сада он узнает переодетую Сусанну, но делает вид, что принял ее за графиню. Граф не узнает свою жену, переодетую служанкой, и увлекает ее в беседку. Увидев же Фигаро, объясняющегося в любви мнимой графине, он поднимает шум, сзывает людей, чтобы публично уличить жену в измене. На мольбы о прощении он отвечает отказом. Но тут появляется снявшая маску настоящая графиня. Граф посрамлен и просит у жены прощения.

ДОН ЖУАН

СЮЖЕТ. Ночь. Ворчливый Лепорелло жалуется на жизнь: похождения Дон-Жуана доставляют верному слуге немало беспокойства. Вот и сейчас он вынужден ждать на улице своего господина, прокравшегося к донне Анне. Но на этот раз Дон-Жуана постигла неудача. К ужасу перепуганного Лепорелло донна Анна подняла шум и удерживает пытающегося бежать соблазнителя. Она не узнала обидчика — его лицо закрыто. Отец донны Анны — старый командор — вызывает Дон-Жуана на поединок и тут же падает, сраженный его шпагой.

Дон-Жуан скоро забыл о кровавых событиях этой ночи — он стремится к новым приключениям. Он готов последовать за прекрасной незнакомкой, но с разочарованием узнает в ней давно покинутую им донну Эльвиру. Дон-Жуан никогда не возвращается к прошлому. Страдания Эльвиры, терзаемой чувствами любви и мести, вызывают у него лишь досаду. Лепорелло пытается утешить обманутую.

Проходит веселая праздничная процессия. Это крестьяне Мазетто и Церлина празднуют свою свадьбу. Молоденькая новобрачная приглянулась Дон-Жуану. Ласковыми словами и обещаниями он пытается увлечь Церлину. Обаяние блестящего кавалера велико, девушка начинает колебаться, она готова уступить его настояниям. Внезапное появление Эльвиры, а затем Анны и ее жениха дона Оттавио расстраивает планы соблазнителя. С ужасом узнает Анна убийцу своего отца; она призывает Оттавио к мести.

Зал в замке Дон-Жуана. Веселый праздник в разгаре. Безудержно весел беспечный Дон-Жуан, праздник сулит ему много развлечений. Гости танцуют. Среди них Эльвира, Анна и Оттавио в масках, проникшие сюда, чтобы отомстить Дон-Жуану. Танцуя с Церлиной, Дон-Жуан незаметно увлекает ее из зала. Внезапно праздничное веселье нарушается — раздаются крики Церлины, молящей о помощи. Возмущение охватывает присутствующих. Дон-Жуан и Лепорелло вынуждены бежать.

Дон-Жуан хочет пробраться в дом Эльвиры. Внимание неутомимого искателя приключений привлекла ее камеристка, но его планам мешает присутствие прежней возлюбленной. Поменявшись платьем со своим слугой, Дон-Жуан поет серенаду под окном Эльвиры, клянется в любви. Обманутая Эльвира попадает в объятия переодетого Лепорелло, которого она принимает за господина. Неузнанный же Дон-Жуан встречает Мазетто, вместе с крестьянами разыскивающего оскорбителя Церлины. Ловкий обманщик направляет преследователей в разные стороны и, избив Мазетто, скрывается. Подоспевшая Церлина нежно утешает своего жениха. В это время мстители, встретив Лепорелло, принимают его за ненавистного им Дон-Жуана. На бедного слугу обрушивается их гнев, его ждет жестокое наказание. В страхе Лепорелло открывает свое имя и убегает.

Господин и слуга встречаются ночью на кладбище, Дон-Жуан с беспечным смехом рассказывает о своих новых похождениях.

Зал в замке Дон-Жуана. Эльвира умоляет Дон-Жуана оставить порочный путь, напоминая о страшном возмездии. Внезапно раздаются тяжелые шаги статуи командора. Минуты Дон-Жуана сочтены, но без страха идет он навстречу гибели. «Нет», — гордо отвечает он на требование командора покаяться. Слышатся страшные удары грома, сверкает молния. Командор увлекает Дон-Жуана в бездну. Жажда мести приводит сюда оскорбленных Анну и Оттавио, Церлину и Мазетто, но они находят лишь дрожащего от страха Лепорелло, который рассказывает им о случившемся. Мстители торжествуют — наконец-то Дон-Жуан понес заслуженную кару.

ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА

СЮЖЕТ. Жила-была Царица, дарящая свет звезд, чья сила со временем ослабела. Тогда ее дочь, Памина, была похищена могущественным волшебником по имени Зарастро. Этот маг, повелевавший мужчинами-Посвященными, держал девушку в заточении, надеясь тем самым спасти свой мир от разрушения: ведь Памине было предназначено привести за собой Избранного — Тамино.

Но Царица нашла Тамино первой. Она спасла его от ночного кошмара и заклинала освободить свою дочь от власти Зарастро. Увидев портрет Памины, Тамино страстно полюбил девушку и подчинился своей судьбе. В помощь ему дамы из свиты Царицы вручили флейту, обладающую магическими свойствами. А еще ­ — ведь герои обыкновенно не путешествуют в одиночку — нашли Тамино попутчика, Папагено, необычного человека, похожего на птицу, которому вручили волшебные колокольчики. Три мальчика указывали им дорогу.

Мир Зарастро открывается именно таким, как его описала Царица. Невинности Памины домогается охраняющий ее Моностатос, и только неожиданное появление странного человека-птицы спасает ее от участи, худшей, чем смерть.

Тамино тем временем решительно продолжает предопределенный ему путь. Но встреча с одним из мудрецов колеблет его уверенность. Впервые он погружается во тьму сомнений. Он больше не узнает мир и не знает, чему верить...

Встреча с Паминой придает всему происходящему смысл, он утверждается в своей любви к ней. Но Зарастро не отпускает ее. Обнять Памину Тамино сможет лишь тогда, когда пройдет путем смертельно опасных испытаний, которые необходимо преодолеть, чтобы стать истинным Посвященным.

Папагено избавлен от самых трудных испытаний, но найти свою идеальную возлюбленную, Папагену, он сможет лишь выполнив определенные условия — так ему предсказано. Эти слова, наконец, обретают смысл для него, когда он близок к самоубийству. Перед лицом смерти он находит свою вторую половину.

Силы Царицы стремительно тают, даже звезды вокруг нее больше не блещут — теперь она просто Царица ночи. В отчаянии она проникает в храм и, узнав, что Тамино примкнул к ее врагам, умоляет свою любимую дочь убить Зарастро. Памина не способна убивать, но и утешительная речь Зарастро не убеждает ее. Раз Тамино упорно исключает ее из своей жизни в самый важный момент, она решает покончить с собой, но тут ее спасают три мальчика. Уверяя ее в любви Тамино, они приводят ее туда, где он покорно готовится предстать перед лицом смерти.

Однако даже здесь власть Зарастро ограничена. Тамино узнает от Привратников, что боги предназначили Памине пройти это испытание вместе с ним; она тоже достойна этой чести. С помощью волшебной флейты их пара, слившаяся в единое существо, одерживает победу. Равновесие восстановлено.

Царица готова продать свою дочь Моностатосу, если он поможет ей положить конец правлению Зарастро. Но ее силы иссякли, ей осталась лишь гибель.

Зарастро возглашает, что Ночь повержена новорожденными лучами Солнца. Пришло время строить мир заново.

 



2016-01-26 734 Обсуждений (0)
Характеристика творчества В. Моцарта. Обзор оперного наследия («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика творчества В. Моцарта. Обзор оперного наследия («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)