Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 5. Себестоимость, цена, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия



2016-01-26 355 Обсуждений (0)
Раздел 5. Себестоимость, цена, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Себестоимость продукции. Значение и пути снижения себестоимости продукции.

Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты предприятия на используемые средства производства, выплаченную заработную плату с начислениями и оплаты услуг по реализации продукции.

Постоянное снижение себестоимости продукции способствует достижению наибольших результатов по выпуску продукции при наименьших затратах материально – технических и трудовых ресурсов.

С увеличением масштабов производства снижение себестоимости продукции приобретает все большее значение, так как при этом возрастает экономия от каждого процента снижения себестоимости.

На промышленных предприятиях себестоимость может отражать затраты на всю товарную продукцию предприятия или на её единицу.

Различают производственную и полную себестоимость продукции. Производственная себестоимость включает затраты на производство продукции. Полная себестоимость включает затраты на производство и реализацию ее.

Различают индивидуальную и отраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость – это совокупность затрат на производство и реализацию произведённой продукции, выраженных в денежной форме, отдельного конкретного промышленного предприятия.

Отраслевая себестоимость – это средняя по отрасли величина совокупных затрат на производство и реализацию произведенной продукции, выраженных в денежной форме. Отраслевая себестоимость служит основой для установления цен на произведенную продукцию, так как она приближается к величине общественно необходимых затрат на производство продукции.

Разница между ними по отдельным видам продукции – реальный важнейший показатель, скрывающий резервы снижения себестоимости.

Себестоимость продукции является важным показателем работы промышленного предприятия и отрасли в целом. От уровня себестоимости и её снижения зависят такие показатели, как рентабельность производства и прибыль.

Снижение себестоимости – главное направление увеличения прибыли и повышения уровня рентабельности на промышленных предприятиях, является основным источником внутрипромышленных накоплений. Это чистая экономия, полученная в результате лучшего использования средств производства, рабочей силы и услуг.

Основные направления снижения себестоимости продукции.

Основными направлениями снижения себестоимости нефте химической продукции являются: уменьшение материалоёмкости продукции, совершенствование системы нормирования и учёта расхода сырья, материалов, топлива, энергии; повышение производительности труда; сокращение непроизводительных затрат труда и снижение расходов по обслуживанию и управлению производством.

Снижение материалоёмкости продукции достигается путём широкого применения новой техники, совершенствования технологических процессов, снижения расходных норм сырья и материалов, широкого использования методов комплексной переработки сырья и т. д.

Совершенствование системы нормирования и учёта расхода сырья, материалов, топлива и энергии является важнейшим средством повышения выхода продукции из исходного сырья, сокращения потерь материальных ресурсов, рационального использования отходов производства и вторичных ресурсов.

Повышение производительности труда в химической промышленности дает возможность сократить долю живого труда в общих затратах на производство химической продукции, что ведёт к снижению себестоимости. Рост производительности труда достигается как за счет факторов научно – технического прогресса (внедрение комплексной механизации и автоматизации производства, совершенствование и модернизация производства и оборудования, внедрение новых технологических процессов и т.д.), так и за счет роста квалификации работников нефтехимического предприятия, укрепления их трудовой дисциплины, эффективного использования системы материального стимулирования.

Снижение расходов по обслуживанию и управлению производства достигается путём совершенствования структуры аппарата управления, улучшения организации труда ИТР, служащих и т. п.

 

2.Классификация затрат.

Себестоимость промышленной продукции складывается из разнородных по характеру затрат. Эти затраты различны по экономическому содержанию и выполняемой роли в производстве и реализации продукции. Однако на практике они сводятся в определённые группы, т.е. классифицируются.

Затраты классифицируются в зависимости от состава и отраслевых признаков производимой продукции двумя способами: по экономически однородным элементам и по калькуляционным статьям расходов.

Классификация по экономически однородным элементам отражает их распределение по экономическому содержанию, независимо от места формирования этих затрат и формы использования материальных ресурсов. Она дает возможность определить общую сумму затрат на производство конкретной продукции и выявить структуру себестоимости.

В основу классификации затрат по статьям расходов положен принцип целевого назначения затрат по каждой статье себестоимости, виду продукции, на определённом участке производства.

По способу отнесения затрат на себестоимость отдельных видов продукции расходы подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые расходы – это затраты, которые непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции.

Косвенные расходы – это затраты, которые включаются в себестоимость продукции косвенным путём, поскольку они непосредственно не связаны с производством конкретного вида продукции.

По характеру участия в процессе производства продукции расходы делятся на основные и накладные.

Основные расходы – это затраты на сырьё и основные материалы, топливо и энергию на технологические цели связанные с процессом производства.

Накладные расходы – это затраты, связанные с обслуживанием производства и управлением. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие производственные и внепроизводственные расходы.

По характеру связи с изменением объёмов производства различают расходы условно – постоянные и переменные.

Условно – постоянные расходы – это затраты, размер которых в расчете на выпуск продукции при изменении объема производства остаётся неизменным или изменяется незначительно.

Переменные расходы – это затраты, которые изменяются пропорционально изменению объёма производства. Это затраты на сырьё и материалы, топливо, энергию, заработанную плату рабочих сдельщиков с отчислениями на социальное и медицинское страхование и в пенсионный фонд.

В зависимости от времени образования, и списания на производство расходы подразделяются на расходы текущего периода и расходы будущих периодов.

 

3А. Состав и распределение общепроизводственных расходов.

Общепроизводственные расходы предназначены для управления и обслуживания основного производства и включают в себя:

- зарплату с отчислениями административно – управленческого персонала производства (цеха);

- амортизация, ремонт, прочие расходы по содержанию основных средств общепроизводственного назначения;

- расходы по охране труда;

- расходы по опытам, испытаниям, изобретениям в пределах производства;

- износ малоценных предметов и списание быстроизнашивающихся предметов;

- внутрипроизводственные расходы по хранению и перемещению (перекачке) продукции и прочих грузов;

- списание убытков от брака и некондиционной продукции;

- прочие производственные расходы.

Если в производстве выпускается один вид продукции, то общепроизводственные расходы относятся непосредственно на себестоимость этой продукции.

Если выпускаются несколько видов продукции, то общепроизводственные расходы распределяются между отдельными видами продукции пропорционально сумме затрат по переделу, которая включает:

- затраты на топливо и энергетику;

- зарплату основного персонала;

- отчисления в общественные фонды (медицинского, социального страхования и пенсионный фонды);

- расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

- расходы по внутризаводствкой перекачке (для НПЗ).

 

3Б. Состав и распределение общехозяйственных расходов.

Общехозяйственные расходы предназначены для управления и обслуживания всего предприятия и включают в себя:

1. Административно – управленческие расходы:

1.1 Зарплата с отчислениями АУП предприятия;

1.2 Амортизация, ремонт, содержание основных средств управленческого назначения (ЗДУ);

1.3 Содержание легкового транспорта;

1.4 Почтовые и телеграфные расходы;

1.5 Отчисление на содержание вышестоящих организаций;

1.6 Прочие расходы, связанные с управленческой деятельностью.

2. Общехозяйственные расходы:

2.1 Зарплата с отчислениями персонала общезаводских хозяйств;

2.2 Амортизация, ремонт, содержание основных средств общезаводского назначения;

2.3 Расходы по охране труда;

2.4 Расходы по опытам, испытаниям, изобретениям;

2.5 Услуги службы газоспасательной, противопожарной служб;

2.6 Внутризаводская перекачка, транспортировка грузов и содержание складского хозяйства (кроме НПЗ);

2.7 Затраты по организации выставок, конференций, симпозиумов;

2.8 Услуги транспортных хозяйств;

2.9 Содержание общезаводских лабораторий и экспериментальных баз;

2.10 Прочие общехозяйственные расходы.

 

3. Прочие непроизводственные расходы, сборы, штрафы, неустойки.

Общехозяйственные расходы распределяются между отдельными производствами (установками) пропорционально сумме затрат по переделу.

На НПЗ сумма затрат по переделу включает:

- затраты на топливо и энергоресурсы на технологические службы;

- зарплата с отчислениями производственного персонала;

- расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования;

- внутризаводская перекачка.

На НХЗ сумма затрат по переделу включает: затраты на топливо и энергоресурсы, зарплата с отчислениями производственного персонала, общепроизводственные расходы.

 

Вопросы для повторения:

1. Понятие, виды себестоимости продукции;

2. Что даёт предприятию снижение себестоимости продукции?

3. Резервы снижения себестоимости продукции;

4. Для чего необходима группировка затрат по экономическим элементам и по калькуляционным статьям расходов?

 

Тема 5.2Ценообразование в рыночных условиях.

Цель: Знать структуру цены и уметь рассчитать цену.

1.Ценообразование в рыночных условиях.

а) Функции цены, понятия, виды.

Купля – продажа результатов производства («товаров») – факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определённом количестве денежных знаков, есть цена товара.

Таким образом, цена – это стоимость товара в денежном выражении, отражает общественно- полезные затраты труда (соответствующие средним условиям, умелости и интенсивности труда).

В рыночной экономике цена выполняет три функции:

- она даёт информацию, ориентирующую покупателей и продавцов на конкретную деятельность;

- стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса;

- через цену происходит главное в рыночной экономике – распределение доходов между её участниками.

б) Система (виды) цен.

Все цены могут быть сведены к трём основным видам – “договорные”, “государственные” и “мировые”.

Цены могут быть отпускные, оптовые, розничные, внутризаводские. Также существуют трансфертные, фактурные, номинальные, базисные и закупочные.

Государственное регулирование цены состоит в установлении её предельного уровня (или предела её допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены) на стратегические товары, товары социальной значимости.

в) Уровень цен зависит от:

- себестоимости продукции;

- качества продукции;

- района реализации и производства продукции;

- спроса и предложения;

- назначения, вида продукции (с точки зрения социальной значимости);

- распространённости, дефицитности.

г) Структура цен.

Отпускная цена предприятия (Ц):

 

Ц=S+П+А+НДС,

 

где S – себестоимость 1т продукции;

П – плановая прибыль за 1т продукции;

А – акцизная надбавка;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Для решения задач можно пользоваться:

 

Ц=S+П.

 

Свободная оптовая цена (СОЦ):

 

СОЦ=S+П+А+НДС+СН+ТП+ДН+Нсбыт,

 

где СН – специальный налог;

ТП – таможенная пошлина (на импортную продукцию);

ДН – дорожный налог (на автобензин и дизельное топливо);

Нсбыт – надбавка сбытовых и посреднических организаций.

 

П = Нп*S/100,

 

где Нп – норматив прибыли от полной себестоимости продукции.

 

S = Sпрвр,

 

где Sпр – производственная себестоимость продукции;

Звр – затраты по реализации продукции; (внепроизводственные расходы).

Звр = Sпрвр/100,

 

где Нвр – норматив внепроизводственных расходов, %.

Для решения задач:

 

А, НДС, СН, ДН, ТП = Ц*(НА, НДС, СН, ДН, ТП)/100,

 

где НА, НДС, СН, ДН, ТП - нормативные ставки налогов, %.

Свободная розничная цена (СРЦ)

 

СРЦ = СОЦ+Нторг,

 

где Нторг – надбавка торговых организаций;

 

Нторг = СОЦ*Н/100,

 

где Н – норматив торговых издержек в %.

 

Вопросы для повторения:

1. Функции цен;

2. От чего зависит уровень цены?

 

Тема 5.3Прибыль, рентабельность



2016-01-26 355 Обсуждений (0)
Раздел 5. Себестоимость, цена, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 5. Себестоимость, цена, рентабельность – основные показатели деятельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)