Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административно-правовое регулирование финансовой деятельности, кредитования и управление валютными ресурсами



2016-01-26 518 Обсуждений (0)
Административно-правовое регулирование финансовой деятельности, кредитования и управление валютными ресурсами 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовая деятельность осуществляется тремя основными методами: формирование (мобилизация, собирание) финансовых ресурсов и их распределение (перераспределение) и использование. Путем метода мобилизации финансовых ресурсов, государство и местное самоуправление вступают в различные виды финансовых правоотношений: по налогообложению, взиманию обязательных платежей неналогового характера (обязательные страховые взносы, денежные взыскания и т.п.), добровольному привлечению денежных средств (государственные займы, кредитование, страхование), эмиссии денежных знаков и др. Метод распределения фондов денежных средств опирается на такие финансовые инструменты, как бюджетное финансирование, дотации, субвенции, расчеты, ценообразование и др. Государство и муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность средствами убеждения и принуждения, а также используя финансовый контроль.

Основными законодательными актами, регламентирующими финансовою деятельность являются:

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ;

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ;

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Федеральный закон от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

В единую систему органов государственного управления финансовой деятельностью входят Министерство финансов РФ, министерства (департаменты, управления) финансов субъектов РФ..

В частности, федеральные органы государственной власти общей компетенции (Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ) в соответствии с Конституцией РФ в сфере финансовой деятельности обладают следующими полномочиями.

Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Такие федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти исходя, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства во всех сферах, в том числе и в сфере финансовой деятельности. Издает указы и распоряжения по вопросам финансовой деятельности. Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ.

Правительство РФ в рассматриваемой сфере:

1)обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2)разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

3)представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

4)разрабатывает и реализует налоговую политику;

5)обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6)принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7)осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

8)осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

9)руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;

10)разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

 

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории аналогичные функции в сфере финансовой деятельности в пределах своей компетенции.

Федеральными органами исполнительной власти, созданными непосредственно для осуществления финансовой деятельности являются Министерство финансов Российской Федерации, которое осуществляет координацию и контроль находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства (на правах федеральной службы). Также в сфере финансовой деятельности частично заняты подведомственные напрямую Правительству РФ: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба по финансовым рынкам. Также в этой сфере заняты еще два государственных органа не относящихся к числу исполнительных, но созданные в соответствии с Конституцией РФ и действующие на основе специальных федеральных законов. Это Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и Счетная палата РФ.

В соответствии с положением о нем, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства – приказы ненормативного характера.

Министр финансов несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба (ФНС России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций.

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Росстрахнадзор действует в соответствии с положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ.

Росстрахнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – Инспекции страхового надзора по федеральным округам.

Росстрахнадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Россфиннадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на казначейство полномочий.

Федеральное казначейство наделено следующими основными полномочиями:

1)открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

2)ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

3)составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

4)осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством;

5)осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

6)осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

7)обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения по его совершенствованию;

8)ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;

9)осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Полномочиями в сфере финансово-кредитной деятельности наделен еще один государственный органа, не входящий в систему исполнительной власти – Центральный банк РФ (Банк России).

Целями деятельности ЦБ РФ являются:

1)защита и обеспечение устойчивости рубля;

2)развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3)обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ.

ЦБ РФ выполняет следующие основные функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

5) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

6) устанавливает правила проведения банковских операций;

7) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством;

11) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

12) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

13) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

14) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

ЦБ РФ подотчетен Государственной думе РФ. Органами управления ЦБ РФ является Национальный банковский совет, Совет директоров и председатель ЦБ РФ.

ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты в форме указаний, положений и инструкций.



2016-01-26 518 Обсуждений (0)
Административно-правовое регулирование финансовой деятельности, кредитования и управление валютными ресурсами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административно-правовое регулирование финансовой деятельности, кредитования и управление валютными ресурсами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)