Административно-правовое регулирование финансовой деятельности, кредитования и управление валютными ресурсами
Финансовая деятельность осуществляется тремя основными методами: формирование (мобилизация, собирание) финансовых ресурсов и их распределение (перераспределение) и использование. Путем метода мобилизации финансовых ресурсов, государство и местное самоуправление вступают в различные виды финансовых правоотношений: по налогообложению, взиманию обязательных платежей неналогового характера (обязательные страховые взносы, денежные взыскания и т.п.), добровольному привлечению денежных средств (государственные займы, кредитование, страхование), эмиссии денежных знаков и др. Метод распределения фондов денежных средств опирается на такие финансовые инструменты, как бюджетное финансирование, дотации, субвенции, расчеты, ценообразование и др. Государство и муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность средствами убеждения и принуждения, а также используя финансовый контроль. Основными законодательными актами, регламентирующими финансовою деятельность являются: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»; Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; Федеральный закон от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
В единую систему органов государственного управления финансовой деятельностью входят Министерство финансов РФ, министерства (департаменты, управления) финансов субъектов РФ.. В частности, федеральные органы государственной власти общей компетенции (Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ) в соответствии с Конституцией РФ в сфере финансовой деятельности обладают следующими полномочиями. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ; назначает на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Такие федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Президент РФ как глава государства обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти исходя, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства во всех сферах, в том числе и в сфере финансовой деятельности. Издает указы и распоряжения по вопросам финансовой деятельности. Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. Правительство РФ в рассматриваемой сфере: 1)обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; 2)разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; 3)представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; 4)разрабатывает и реализует налоговую политику; 5)обеспечивает совершенствование бюджетной системы; 6)принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; 7)осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; 8)осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; 9)руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами; 10)разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории аналогичные функции в сфере финансовой деятельности в пределах своей компетенции. Федеральными органами исполнительной власти, созданными непосредственно для осуществления финансовой деятельности являются Министерство финансов Российской Федерации, которое осуществляет координацию и контроль находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства (на правах федеральной службы). Также в сфере финансовой деятельности частично заняты подведомственные напрямую Правительству РФ: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральная служба по финансовым рынкам. Также в этой сфере заняты еще два государственных органа не относящихся к числу исполнительных, но созданные в соответствии с Конституцией РФ и действующие на основе специальных федеральных законов. Это Центральный банк РФ (ЦБ РФ) и Счетная палата РФ. В соответствии с положением о нем, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства – приказы ненормативного характера. Министр финансов несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Федеральная налоговая служба (ФНС России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Росстрахнадзор действует в соответствии с положением о ней, утвержденным Постановлением Правительства РФ. Росстрахнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – Инспекции страхового надзора по федеральным округам. Росстрахнадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Россфиннадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций. Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на казначейство полномочий. Федеральное казначейство наделено следующими основными полномочиями: 1)открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; 2)ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета; 3)составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ; 4)осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством; 5)осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; 6)осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета; 7)обобщает практику применения законодательства в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения по его совершенствованию; 8)ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов; 9)осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Полномочиями в сфере финансово-кредитной деятельности наделен еще один государственный органа, не входящий в систему исполнительной власти – Центральный банк РФ (Банк России). Целями деятельности ЦБ РФ являются: 1)защита и обеспечение устойчивости рубля; 2)развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; 3)обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. ЦБ РФ выполняет следующие основные функции: 1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 3) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; 4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 5) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 6) устанавливает правила проведения банковских операций; 7) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 10) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством; 11) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; 12) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 13) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 14) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. ЦБ РФ подотчетен Государственной думе РФ. Органами управления ЦБ РФ является Национальный банковский совет, Совет директоров и председатель ЦБ РФ. ЦБ РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты в форме указаний, положений и инструкций.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |