Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ бухгалтерской отчетности – основа принятия оптимального управленческого решения



2016-01-26 644 Обсуждений (0)
Анализ бухгалтерской отчетности – основа принятия оптимального управленческого решения 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ бухгалтерской отчетности или бухгалтерский анализ, является основной частью всех основных управленческих решений, которые касаются инвестирования, кредитования и т.д. Аудит бухгалтерской отчетности это – один из наиболее важных рычагов управления финансовой системой предприятия.

Анализ бухгалтерской отчетности позволяет сделать вывод о степени платежеспособности предприятия, каким количеством активов оно обладает и насколько эффективно они используются, достаточно ли их для полноценного и успешного осуществления хозяйственной деятельности.

Анализируя бухгалтерскую отчетность, можно понять, насколько предприятие финансово независимо, имеет ли смысл привлекать для его развития инвестиции, способен ли менеджмент организации эффективно управлять своим бизнесом и успешно его развивать. Современный анализ бухгалтерской отчетности проводится с помощью специальных программ, доступных любому заинтересованному пользователю.

Бухгалтерская отчетность— это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая по данным бухгалтерского учета по законодательно установленным формам. Формы, используемые для анализа бухгалтерской отчетности разрабатываются и утверждаются приказом Минфина России.

Цели и состав бухгалтерской отчетности

Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности состоит во всестороннем и правдивом представлении широкому кругу лиц информации о финансовом положении организации, финансовых итогах ее деятельности и изменениях в этом положении. Кроме того, анализ бухгалтерской отчетности, проводимый разными пользователями является одной из целей составления и ведения этой отчетности. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» пользователи отчетности делятся на внутренних и внешних. К внутренним относятся руководство организации и собственники.

О составе бухгалтерской (финансовой) отчетности

Состав бухгалтерской отчетности зависит от ее вида. Промежуточная отчетность всех организаций включает бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Бухгалтерский баланс показывает состояние имущества, собственного капитала и обязательств организации непрерывно нарастающим итогом с момента создания организации. Из всех форм бухгалтерской отчетности, используемых для анализа, бухгалтерский баланс содержит самое большое количество данных о деятельности предприятия, которые необходимы для оценки ее финансового положения: объем денежных средств, объем материальных запасов, размер инвестиций и многое другое.

 

Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен.

Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены ре­ализуются конечные коммерческие цели, определяется эффектив­ность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой струк­туры предприятия.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долго­срочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом це­новая политика должна корректироваться с учетом стадии жизнен­ного цикла товаров.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет фак­торный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализаци- онная цена единицы продукции рассчитывается делением выруч­ки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж за отчетный период.

На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Формы обобщения и пути использования результатов системного анализа производственной системы.

Содержание методов и приемов системного анализа для анализа производственных систем.

В настоящее время системный анализ претендует на то, чтобы для решения слабоструктурированных проблем исполнять роль каркаса, объединяющего все необходимые знания, методы, действия [56]]. Его суть в понятийном аппарате, в его идеях, подходе, установках.

Перечислим характерные для системного анализа принципы:

· принцип конечной цели (в основе рассмотрения конкретная лежит цель, которая имеет абсолютный приоритет);

· принцип измеримости (для сравнения вариантов их надо уметь измерять);

· принцип единства (любая система есть единство элементов);

· принцип связности (все элементы системы взаимосвязаны);

· принцип модульного построения;

· принцип иерархии (сложные системы, как правило, имеют иерархическую структуру);

· принцип функциональности (все элементы функционируют);

· принцип развития (система, как правило, развивается);

· принцип децентрализации;

· принцип неопределенности.

Коротко говоря, важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и чёткого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели системы; цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.

Суть многих из них была разъяснена выше. Раскрытие других будет проведено в ходе последующего изложения.

В арсенале системного анализа в качестве базовых находятся процедуры формирования и количественного сравнения альтернатив тех или иных решений. В свою очередь для каждой альтернативы должны быть выделены все связанные с ее реализацией компоненты. Эти компоненты должны сформировать некоторую целостность, функционирование которой приводит к поставленной цели. Эта целостность и есть система, которая и разрешает проблему.

Как сформировать такую систему? На этот ключевой вопрос необходимо найти ответ на первых этапах исследования.

Поскольку система достигает своей цели в ходе соответствующего целедостигающего пространственно-временного процесса, то критерием принадлежности объекта к выделяемой системе является его участие в этом процессе: если объект участвует в данном процессе, то он принадлежит выделяемой системе. Именно поэтому понятие целедостигающего пространственно-временного процесса является одним из основных понятий системного анализа. Более того, часто целесообразно в качестве объекта моделирования выбирать именно целедостигающий пространственно-временной процесс.


Как методология разрешения слабоструктурированных проблем системный анализ указывает принципиально необходимую последовательность взаимосвязанных операций, которая (в самых общих чертах) состоит из выявления проблемы, ее структуризации и обоснование путей к построению соответствующих моделей. Последнее базируется на исследовании системы, как того объекта, что разрешает проблему. Несомненно, что исследованию предшествует построение этой системы. В работе [33] рассматриваются три базовых этапа в этой совокупности процедур: декомпозиция, анализ и синтез.

На этапе декомпозиции, обеспечивающем общее представление системы, осуществляются:

1. Определение и декомпозиция общей цели исследования и основной функции системы как ограничение траектории в пространстве состояний системы или в области допустимых ситуаций. Наиболее часто декомпозиция проводится путем построения дерева целей и дерева функций.

2. Выделение системы из среды (разделение множества рассматриваемых объектов на входящих и не входящих в систему) по критерию участия каждого рассматриваемого элемента в целедостигающем процессе, приводящем к результату.

3. Описание воздействующих факторов.

4. Описание тенденций развития и связанных с ними разного рода неопределенностей.

5. Описание системы как «черного ящика».

6. Функциональная (по функциям), компонентная (по виду элементов) и структурная (по типам отношений между элементами) декомпозиции системы.

Примечание. Если при декомпозиции выясняется, что модель начинает описывать внутренний алгоритм функционирования элемента вместо закона его функционирования в виде «черного ящика», то в этом случае произошло изменение уровня абстракции. Это означает выход за пределы цели исследования системы и, следовательно, вызывает прекращение декомпозиции.

Наиболее часто применяемые стратегии декомпозиции таковы.

Функциональная декомпозиция. Декомпозиция базируется на анализе функций системы. При этом ставится вопрос, что делает система, независимо от того, как она работает. Основанием разбиения на функциональные подсистемы служит общность функций, выполняемых группами элементов.

Декомпозиция по жизненному циклу. Признак выделения подсистем — изменение закона функционирования подсистем на разных этапах цикла существования системы «от рождения до гибели». Рекомендуется применять эту стратегию, когда целью системы является оптимизация процессов и когда можно определить последовательные стадии преобразования входов в выходы.

Декомпозиция по физическому процессу. Признак выделения подсистем — шаги выполнения алгоритма функционирования подсистемы, стадии смены состояний. Хотя эта стратегия полезна при описании существующих процессов, результатом ее часто может стать слишком последовательное описание системы, которое не будет в полной мере учитывать ограничения, диктуемые функциями друг другу. При этом может оказаться скрытой последовательность управления. Применять эту стратегию следует, только если целью модели является описание физического процесса как такового.

Декомпозиция по подсистемам (структурная декомпозиция). Признак выделения подсистем — сильная связь между элементами по одному из типов отношений (связей), существующих в системе (информационных, логических, иерархических, энергетических и т.п.).

На этапе анализа, обеспечивающем формирование детального представления системы, обычно осуществляются:

1. Функционально-структурный анализ существующей системы, позволяющий сформулировать требования к создаваемой системе. Он включает уточнение состава и законов функционирования элементов, алгоритмов функционирования и взаимовлияний подсистем, разделение управляемых и неуправляемых характеристик, задание пространства состояний, задание параметрического пространства, в котором задано поведение системы, анализ целостности системы, формулирование требований к создаваемой системе и др.

2. Морфологический анализ — анализ взаимосвязи компонентов.

3. Генетический анализ — анализ предыстории, причин развития ситуации, имеющихся тенденций, построение прогнозов.

4. Анализ аналогов.

5. Анализ эффективности (по результативности, ресурсоемкости, оперативности). Он включает выбор шкалы измерения, формирование показателей эффективности, обоснование и формирование критериев эффективности, непосредственно оценивание и анализ полученных оценок.

6. Формирование требований к создаваемой системе, включая выбор критериев оценки и ограничений.

На этапе синтеза системы, решающей проблему, осуществляются:

1. Разработка модели требуемой системы (выбор математического аппарата, моделирование, оценка модели по критериям адекватности, простоты, соответствия между точностью и сложностью, баланса погрешностей, многовариантности реализаций, блочности построения).

2. Синтез альтернативных структур системы, снимающей проблему.

3. Синтез параметров системы, снимающей проблему.

4. Оценивание вариантов синтезированной системы (обоснование схемы оценивания, реализация модели, проведение эксперимента по оценке, обработка результатов оценивания, анализ результатов, выбор наилучшего варианта).

Проведем анализ наиболее важных этапов и процедур системного анализа исследуемой системы, опираясь на работу[58].

1. Определить границы исследуемой системы. Эти границы условны. Несмотря на кажущуюся объективность, они диктуются конкретной задачей исследования. Например, границы системы “корпорация” в одном случае могут быть определены списочным составом постоянного персонала, в другой задаче - постоянным персоналом плюс всеми акционерами компании, в третьем случае эти пределы расширяются за счет всех временно привлекаемых специалистов, экспертов, консультантов и т.д. Затем можно расширить эти границы за счет всех поставщиков компании, ее потребителей и любых иных субъектов каким-либо образом с ней связанных.

2. Определить все надсистемы, в которые входит исследуемая система в качестве части. Строго говоря, каждая система принадлежит бесконечному числу надсистем, однако, исходя из условных требований конкретной задачи, необходимо ограничиться лишь кругом наиболее значимых надсистем. Так, если мы выясняем воздействие на предприятие экономической среды, именно она и будет той надсистемой, в которой следует рассматривать функции предприятия. Однако системный подход помогает понять, что, например, экологические задачи, часто являются упрощением и искажением реальности: попытка их решения неизбежно приводит к осознанию связанных с ними экономических, психологических и прочих проблем. Поэтому, исходя из взаимосвязанности всех сфер жизни современного общества, любой объект, в частности, предприятие (организацию, фирму), следует изучать в качестве составной части иных систем - экономических, политических, государственных, региональных, социальных, экологических, международных. Каждая из этих надсистем имеет немало компонентов, входящих одновременно и в другие системы, например, экономическую надсистему образуют те организации, с которым данное предприятие непосредственно связано: поставщики, потребители, конкуренты, партнеры, банки и т.д. Эти же компоненты входят одновременно и в другие надсистемы - социокультурную, экологическую и т.п. А если еще учесть, что каждая из этих систем и их компонентов имеет свои специфические цели, противоречащие друг другу, то становится ясной необходимость сознательного изучения среды, окружающей предприятие. Поэтому целесообразно определить основные черты и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система, в частности, сформулировать их цели и противоречия между ними. В противном случае, вся совокупность многочисленных влияний, оказываемых надсистемами на предприятие, будет казаться хаотичной и непредсказуемой, исключая возможность разумного управления им.

3. Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы. Следует рассмотреть при этом два аспекта:

· идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения надсистемы, т.е. те функции, которые следовало бы выполнять, чтобы реализовать цели надсистемы;

· реальную роль системы в достижении целей надсистемы.

Примером подобного двустороннего подхода может быть, например, оценка потребностей покупателей в конкретном виде товаров, их качестве и количестве, а с другой стороны - оценка параметров товаров, реально выпускаемых конкретным предприятием. Определение ожидаемой роли предприятия в потребительской среде и его реальной роли, а также их сравнение, позволяют понять многие причины успеха или неудачи компании, особенности его работы, предвидеть реальные черты ее будущего развития.

4. Выявить состав системы, т.е. определить части, из которых она состоит. Нередко исследовательская задача требует не только расчленения системы на составные части, но и расчленения компонентов, из которых состоят сами части. В принципе процесс такого членения, проникновения вглубь системы может быть бесконечным; он ограничен лишь потребностями конкретной задачи. Так, в зависимости от решаемой задачи, рассматривая состав такой системы как предприятие, можно ограничиться, например перечнем цехов и отделов, а можно, при необходимости расчленить их на бригады, участки, отдельных работников, элементы деятельности каждого из них и т.д.

5. Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между его компонентами. Структура, в конце концов, это внутренняя форма системы, образно говоря ее “строение”. Ее нельзя, как это нередко делают, сводить лишь к составу системы, набору компонентов.

Следует подчеркнуть многоаспектность структуры любой сложной системы и целесообразность введения в рассмотрение соответствующих «подструктур». Например, на предприятии существует организационная структура, т.е. совокупность так называемых отношений субординации и координации, иначе говоря, отношений подчиненности и согласованности. На предприятии есть и информационная структура, выражающаяся в определенных формальных и неформальных потоках информации. Существуют также потоки материалов, сырья, деталей, готовых изделий, реализуемые в своих структурах. Особо следует подчеркнуть экономическую структуру на предприятии, представляющую собой совокупность отношений собственности. Вместе с тем важна и роль межчеловеческие отношения - симпатии и антипатии между работниками, составляющие морально-психологическую структуру. Можно выделить и специфические отношения между различными группами работающих, часть из которых, носит политический характер, например, между членами профсоюзов, партий, общественных движений. В различных организациях спектр структур различен, а, посему, для каждой требуется, вообще говоря, индивидуальный подход.

6. Определить функции компонентов системы, т.е. целенаправленные действия компонентов, их “вклад” в реализацию функционирования системы в целом. Эта процедура имеет особую значимость, поскольку в реальных процессах каждый компонент обладает не только полезными свойствами, обеспечивающими достижение целей системы в целом, но и негативными, «мешающими» чертами. Поэтому необходимо при исследовании и создании систем вычленять полезные, целесообразные действия компонентов (т.е. их функции) среди множества иных действий. Для этого следует отделить провозглашаемые или предписанные функции компонентов от реально выполняемых.

Принципиально важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций разных компонентов. Именно непротиворечивость, согласованность функций отличает гармоническую систему от хаотического набора предметов и процессов. При этом сами функции должны быть качественно разными, что позволит им, дополняя друг друга обеспечивать реализацию достаточно широкого спектра действий, который и представляет собой роль системы в целом. Вместе с тем, в любой реальной системе функции компонентов согласованы не полностью, между ними есть противоречия, которые нередко снижают эффективность роли системы в целом. Поэтому познание функций компонентов должно осуществляться не по отдельности, а в единстве, во взаимодействии, в выявлении противоречий между ними, степени их согласованности. Эта задача особенно актуальна для подразделений, цехов крупных предприятий и фирм, чьи функции часто во многом “не состыкованы”, недостаточно четко подчинены общему замыслу.

7. Выявить причины, объединяющие отдельные части в систему, в целостность. Они носят название интегрирующих факторов. В целом интегрирующим фактором, создающим системы, является человеческая деятельность. В ходе деятельности человек осознает свои интересы, определяет цели, осуществляет практические действия, формируя системы средств для достижения целей. Исходным, первичным интегрирующим фактором является цель.

Определение реальной цели, послужившей причиной создания той или иной системы, является непростой задачей, поскольку цель - всегда, в любой сфере деятельности - представляет собой сложное сочетание различных противоречивых интересов. Например, максимизация прибыли не является единственной целью современной фирмы, это лишь один из ее интересов. Другой не менее важный интерес - стабильность получения прибыли. Третий существенный интерес - устойчивая репутация предприятия. И подобных интересов много, и лишь в их пересечении, в своеобразной комбинации заключается истинная цель. Всестороннее познание ее позволяет судить о степени устойчивости системы, о ее непротиворечивости, целостности, предвидеть характер ее дальнейшего развития.

8. Определить все возможные связи, коммуникации системы с внешней средой. Для действительно глубокого, всестороннего изучения системы недостаточно выявить ее связи со всеми надсистемами, которым она принадлежит. Необходимо еще познать такие системы во внешней среде, которым принадлежат компоненты исследуемой системы. Так, следует определить все системы, к которым принадлежат работники предприятия - профсоюзы, политические партии, семьи, системы социокультурных ценностей и этических норм, этнические группы и т.д. Необходимо также хорошо знать связи структурных подразделений и работников предприятия с системами интересов и целей потребителей, конкурентов, поставщиков, зарубежных партнеров и пр. Нужно также видеть связь между используемыми на предприятии технологиями и “пространством” научно-технического процесса и т.п. Осознание органического, хотя и противоречивого единства всех систем, окружающих предприятие позволяет понимать причины его целостности, предотвращать процессы, ведущие к дезинтеграции.

9. Рассмотреть исследуемую систему в динамике, в развитии. Это означает: сформулировать историю системы, источник ее возникновения, периоды становления, тенденции и перспективы развития, переходы к качественно новым состояниям.

Необходимость динамического подхода к исследованию систем легко проиллюстрировать сравнением двух предприятий, у которых в какой-то момент времени совпали значения одного из параметров, например, объем продаж. Из этого совпадения совсем не вытекает, что предприятия занимают на рынке одинаковое положение: одно из них может набирать силу, двигаться к расцвету, а другое, наоборот, переживать спад. Поэтому судить о любой системе, в частности, о предприятии нельзя лишь по “моментальной фотографии”, по одному значению какого-либо параметра; необходимо исследовать изменения параметров, рассмотрев их в динамике.

Для глубокого понимания любой системы нельзя ограничиваться рассмотрением коротких промежутков времени ее существования и развития. Целесообразно по возможности исследовать всю ее историю, выявить причины, побудившие создать эту систему, определить иные системы, из которых она вырастала и строилась. Также важно изучать не только историю системы или динамику ее нынешнего состояния, но и попытаться, используя специальные приемы, увидеть развитие системы в будущем, т.е. прогнозировать ее будущие состояния, проблемы, возможности.



2016-01-26 644 Обсуждений (0)
Анализ бухгалтерской отчетности – основа принятия оптимального управленческого решения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ бухгалтерской отчетности – основа принятия оптимального управленческого решения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)