Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности политического строя Древней Руси



2016-01-26 1011 Обсуждений (0)
Особенности политического строя Древней Руси 0.00 из 5.00 0 оценок




В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Внутренняя и внешняя политика великих киевских князей в IX-XII вв. (на примере деятельности Владимира Святославича и Владимира Всеволодовича Мономаха).

Приглашение В. Мономаха на престол было не случайным. Он пользовался авторитетом среди всех слоев населения Киевской Руси, завоевав его многолетней борьбой как с внешними врагами, так и с теми, кто посягал на внутреннее единство страны (княжеская междоусобица для простых людей была не менее страшна, нежели набеги кочевников). Движимый тревогой в связи с обострением обеих опасностей, В. Мономах, будучи князем черниговским, созвал в 1097 году княжеский съезд в Любече. Он призвал его участников проникнуться его беспокоиться и принять меры к объединению государства. Съезд принял решение: «Каждый да держит отчину свою». Это означало, что князья не услышали В. Мономаха, что им хочется самостоятельности в пределах своих земель. Став в 1113 году великим князем, он получил гораздо большие возможности для осуществления своих благородных замыслов.

В. Мономах вступил в Киев 20 апреля. В считанные дни этот опытный военный и государственный деятель навел разумный порядок. По его инициативе совет феодалов принял расширенный и обновленный вариант «Русской правды», который сразу стали называть «Устав Владимира Мономаха». Главное в этом документе – статьи, которые облегчали условия займа денег под проценты и резко ограничивали возможности превращения смердов, закупов и рядовичей в холопов. Эти положения «Устава» одновременно спасали бояр, церковнослужителей, дружинников, купцов от народного гнева.

Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников.

Соседи Киевской Руси тоже почувствовали решительность и твердость В. Мономаха. В 1116 году его войска разгромили половцев, обеспечив надолго спокойствие на южных границах. Под угрозой нашествия русских дружин византийский император согласился в 1122 году женить своего сына на внучке великого киевского князя, что придало отношениям двух сильных государств более безопасный и предсказуемый характер. Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Этот князь стал образцом для подражания для многих поколений властителей нашей страны. «Память о Владимире Мономахе, – отмечает академик Б. Рыбаков, непревзойденный знаток истории древнерусского государства, – в самых поэтических формах сохранялось и в начале XII в. («Слово о полку Игореве»), и в начале XIII в. (Ипатьевская летопись и «Слово о погибели земли Русской»). Даже в XV - XVI вв. во время создания Российского централизованного государства вспоминали «старого Владимира». Иван III венчал своего внука на царство «шапкой Мономаха» (изготовленной в конце XV в.); а Иван Грозный украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деятельности Владимира Мономаха.

 

Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Принятие христианства на Руси:

988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.

4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

 

Сущность и причины феодальной раздробленности на Руси

Позитивные: наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства, развивались старые города, образовались крупные и сильные княжества, в крупных русских княжествах создавались прочные княжеские династии, складывалась традиция передачи власти от отца к сыну, происходил бурный рост городов, шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья. Там создавались замечательные памятники культуры. Там набирала силу Русская Православная Церковь. Негативные (которые, к сожалению более ощутимы, нежели позитивные): государство стало уязвимым, так как далеко не все образовавшиеся княжества были в хороших отношениях между собой, и не было той единости, которая спасала в последствии страну не раз, постоянные кровавые междоусобицы ослабляли военную и экономическую мощь страны, Киев — былая столица Древнерусского государства — утратил воспетое в легендах и былинах могущество и сам стал причиной раздоров, многие князья стремились занять великокняжеский стол в Киеве. Власть в городе часто менялась — одних князей изгоняли, другие погибали в сражениях, третьи — уходили, будучи не в силах противостоять новым претендентам. Что насчёт причин ...Формальные: половецкая опасность значительно уменьшила привлекательность торгового пути «из варяг в греки» . Центры, через которые осуществлялись торговые связи Европы с Востоком, благодаря крестовым походам постепенно перемещаются в Южную Европу и Средиземноморье, и контроль над этой торговлей устанавливают быстро растущие североитальянские города, напор степных кочевников. Подлинные: политические предпосылки: бесконечные межкняжеские распри и длительная ожесточённая междоусобная борьба среди Рюриковичей, усиление местных князей, бояре превращаются в феодалов-землевладельцев, для которых доходы, получаемые от вотчин, становятся глав­ным средством существования. И ещё:упадок Киевского княжества (утрата центрального положения, перемещением мировых торговых путей вдаль от Киева), был связан с потерей значения торгового пути "из варяг в греки",Древняя Русь теряет роль участника и посредника в торговых отношениях между византийским, западноевропейским и восточным миром.

Крупнейшие государственно-политические центры Руси в домонгольский период

К Северо-западной Руси относились ряд городов - Новгород, Псков, Изборск и др. Находясь в зоне рискованного земледелия, они получали сверхдоходы за счет торговли с Ганзой (Германия), что определило их политический строй по типу Генуэзской республики (торговые республики). Они управлялись ставленниками купцов (гостей). Князя нанимали для защиты городов и сбора дани в зависимых от них землях. Такое вечевое правление сохранялось до походов Ивана III в конце XYв.

Юго-западная Русь (Галицко-Волынская земля) развивалась под влиянием своих западных соседей –центрально- европейских стран – Польши (лядская земля), Венгрии (угорская земля), Византии (греческая земля до 1204 г. она временно прекратила свое существование из-за крестоносцев) и др. Галицкая земля - это Прикарпатье обособилась от Киева в 1134 г., а Волынь - по течению Буга - несколько позднее в том же XIIв. Волынское княжество достигло могущества при Ярославе Осмомысле (1152-1187 гг). В борьбе за престол князьям помогали венгры, германцы. С окончанием рода Ростиславичей в битву за княжение включились черниговские и смоленские князья. В 1199 г. Владимиро-Волынский князь Роман Мстиславович смог объединить землю, но вскоре погиб. Борьба за престол продолжалась. Во второй половине XIYв.Волынь захватила Литва, а Галицкое княжество - Польша.

Борьба народов Руси с иноземными захватчиками в XIII в

В первой половине 13 в. в причерноморские степи вторгаются войска монголо-татар. К этому времени монголо-татары создали своеобразную империю, основанную на многочисленных завоеваниях в Китае, Средней Азии, Иране и Закавказье. Эти захваты в первую очередь связаны с именем Чингисхана - могущественного правителя монголов, который создал сильное боеспособное войско. Когда угроза монгольского завоевания нависла над половцами, половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям, предупреждая их о грозящей опасности. Но в условиях феодальной раздробленности далеко не все русские князья откликнулись на просьбы половцев. В мае 1223 года на реке Калке состоялось сражение между монголами и объединенным русско-половецким войском, завершившееся полной победой монголо-татар. Спустя тринадцать лет войско монголо-татар, возглавляемое внуком Чингисхана, ханом Батыем, начинает завоевание Руси, которое было осуществлено в результате двух походов. Первый поход состоялся в 1237-1238 гг. Он был направлен против северо-восточных земель Руси. В условиях раздробленности каждое княжество оборонялось собственными силами, и войско Батыя, несмотря на героическое сопротивление населения отдельных русских земель, сумело последовательно завоевать Рязанское, Владимиро-Суздальское, Смоленское княжества. Второй поход Батый совершил в 1239-1240 гг., на этот раз против юго-западных княжеств. Как и во время первого похода, войско Батыя не встретило единого сопротивления. В результате Черниговское, Переяславское и Галицко-Волынское княжества были покорены монголо-татарами. После этого войско Батыя отправилось в Европу. После возвращения оттуда в 1242 г., Батый создал мощное государство Золотая Орда. На Руси было установлено монголо-татарское иго. Но, несмотря на всю тяжесть последствий установления ига, просуществовавшего около двух с половиной столетий, Руси удалось сохранить свою государственность, религию и культуру. В 13 в. перед Русью, ослабленной раздробленностью и монголо-татарским завоеванием, возникла новая угроза. Немецкие и шведские феодалы попытались завоевать северо-западные русские земли. Объединенные в духовно-рыцарские ордены, немецкие феодалы в конце 12-начале 13 в. захватили большую часть прибалтийских земель и создали здесь Ливонский орден. После завоевания Прибалтики агрессия ордена была направлена против Новгородской земли. В 1240 г. северо-запад Руси подвергается нападению шведских феодалов, которые хотели завоевать часть балтийского побережья, принадлежавшего новгородцам, и таким образом поставить под свой контроль начало торгового пути «из варяг в греки». С этой целью 50-тысячное шведское войско высадилось в устье Невы. Новгородское войско во главе со своим князем Александром Ярославичем, несмотря на численное превосходство шведов, разгромило их. За эту победу князь Александр получил прозвище Невского, его авторитет среди новгородцев вырос. Однако вскоре между князем и новгородским боярством произошел конфликт и Александр Невский был изгнан из Новгорода. Но изгнание было недолгим. Нападение немецких рыцарей вынудило новгородцев обратиться к Александру Невскому и просить его вновь возглавить их войско. К новгородскому ополчению присоединяются отряды из Владимирского княжества. В 1241 г. объединенное русское войско во главе с Александром Невским разбивает немцев в Финском заливе. В начале 1242 г. был освобожден Псков. 5 апреля 1242 г. состоялось знаменитое сражение на льду Чудского озера - Ледовое побоище. Они были разбиты. Победа на Чудском озере имела большое значение для сохранения независимости Руси от немецких феодалов. После ликвидации угрозы с Запада Невский много сделал для установления компромиссных отношений Руси с татарами. При нем укрепилась власть великого князя и в целом положение Руси. Ливонский орден — государственное объединение немецких рыцарей-крестоносцев, просуществовало до середины XVI в.


Этапы объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство

1этап----.конец 13-первая половина 14 века.: усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой

2этап----.вторая половина 14- начало 15 века.: успешное развитие процесса объединения и зарождения элементов единого государства.

3 этап- вторая четверть 15 века: феодальная война- 1431- 145.

.4 этап- вторая половина 15- начало 16 века.: образование единого централизованного государства.

Политический строй единого Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Судебник 1497 г

Новый этап государственного развития

Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно новый этап развития государственности. Огромное по территории, в шесть раз большее бывшего Московского великого княжества, Российское государство имело гораздо более сложную структуру господствующего класса и его правящих учреждений. Усложнились государственные функции как во внутренних, так и во внешних делах. Если в феодальных княжествах предшествующего периода дворцовое и собственно государственное управление были слабо расчленены, то теперь появились функциональные органы управления, отдельные от дворцового хозяйства. Формировался многоступенчатый слой служилых людей.
В международных отношениях уже не отдельные земли и княжества, а централизующееся государство противостояло другим народам и государствам, что в условиях классово антагонистического общества с при-сущими ему постоянными международными конфликтами значительно повышало устойчивость народов в борьбе за независимость, которая в свою очередь была первостепенным условием социально-экономического и культурного прогресса.

Великокняжеская власть

Правительство Ивана III старалось возвысить великокняжескую власть нaд феодальной знатью. Особыми клятвенными грамота ми бояр заставляли присягать на верность великому князю Московскому. Последний стал налагать «опалы» на бояр, удаляя их от своего двора и тем самым — от высших ступеней государственной службы, конфисковывать их вотчины, ограничивать или расширять иммунитетные привилегии землевладельцев. Женитьба вторым браком на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, введение нового пышного церемониала при московском дворе, государственного герба — двуглавого орла, особых знаков великокняжеского достоинства — «барм» (оплечья) и так называемой «шапки Мономаха», якобы полученной Владимиром Мономахом из Византии, не говоря уже о полной перестройке Кремля, — все это должно было внешне подчеркнуть возросшую силу московских государей. Однако действительная степень государственной централизации зависела не столько от субъективных устремлений великокняжеской власти, сколько от реального соотношения социально-политических сил, а это последнее определялось уровнем и направлением общественно-экономического развития.

Следы прежней автономии

Поскольку объединительный процесс в России протекал в условиях прогрессирующих феодальных общественных отношений со свойственным им натуральным типом хозяйства и ослабленного монголо-татарским вторжением и игом развитием городов и товарно-денежных отношений, следы феодальной раздробленности еще долго сохранялись в политическом строе объединенной вокруг Москвы феодальной Руси. Духовные и светские феодалы располагали громадными богатствами — землями, промыслами, иногда небольшими городами.
Крупную феодальную организацию представляла собой церковь со своей системой суда и управления. У главы церкви — митрополита — были свой «двор», бояре, войско, служилые люди, обеспечивавшиеся условным феодальным держанием. Сходной была организация местных церквей, подвластных митрополиту и управлявшихся архиепископами и епископами. Только по наиболее крупным уголовным преступлениям суд над церковными людьми осуществлялся светскими властями, в то время как церкви принадлежало право суда по семейным и некоторым другим делам над всем населением.
Владения крупных светских феодалов пользовались иммунитетными привилегиями, благодаря чему феодалы располагали более или менее широкими судебно-административными правами по отношению к подвластному им населению, а нередко и своим войскам, состоявшим из служилых людей — дворян. После смерти Ивана III вновь восстановились уделы в Московском княжестве, что также являлось одним из важных следов прежней автономии.

Феодальная знать в новом государстве

Шла острая борьба группировок знати за место во вновь формирующейся иерархии феодальных властителей единого Российского государства. В старомосковскую знать, поколениями служившую великому князю Москов-скому, вливалась княжеско-боярская знать прежде самостоятельных княжеств и уделов в них. Новая система иерархии облекалась в форму «местничества» — порядка назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к великому князю, так и давностью службы. Высшее место в иерархии заняли потомки «Рюриковичей» и выходцев из Литвы — «гедиминовичей».
Политическим строем Российского государства стало самодержавие с Боярской думой. и боярской аристократией. Так определял этот строй В. И. Ленин применительно к XVII в.1, когда значение боярской аристократии по сравнению с предшествующим временем стало уменьшаться — тем более эта характеристика может быть отнесена к концу XV—XVI в.

Боярская дума

При великом князе сложился постоянно действующий совет знати — Боярская дума. Ее члены назначались великим князем на основе местнических правил. Первоначальное количество бояр было небольшим (около 20 человек). К «думным чинам» относились бояре. Впоследствии чины бояр получали не только сыновья бояр и князей, а в XVII в. в обиходе стали называть боярами всех господ вообще; позднее слово «боярин» превратилось в слово «барин». Вторым по старшинству думным чином были окольничьи, далее — думные дворяне, позднее появились думные дьяки — представители растущей правительственной администрации. Боярская дума засе-дала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала местнические дела. Формулой решения были слова: «великий князь указал, и бояре приговорили». Скоро великокняжеская власть стала выделять узкий круг непосредственных советников — так называемую «ближнюю думу».
В дальнейшем круг участвующих в решении государственных вопросов сословий расширился за счет дворянства и верхушки купечества. Это произошло в середине XVI в. и воплотилось в практике Земских соборов зародышем которых исследователи считают совещания Ивана III с представителями разных слоев феодалов накануне похода на Новгород в 1471 г.

Церковные соборы

На решение государственных вопросов оказывала влияние и высшая духовная власть. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению (собираемые по его инициативе церковные соборы лишь утверждали выбор великого князя), на практике церковные деятели не всегда выступали лишь советчиками и помощниками великого князя — порой они противодействовали его мероприятиям, если последние противоречили их интересам. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала нуждавшаяся в поддержке церкви великокняжеская власть.

 

Судебник 1497 г.

Чтобы централизовать и унифицировать порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судебник Ивана III. Устанавливались единые нормы уголовной ответственности и процедуры ведения следствия и суда. Классовая сущность Судебника видна очень отчетливо — всем своим содержанием он направлен на защиту интересов феодальных землевладельцев, их жизни и собственности, их власти над зависимым населением, а также феодального государства. 57 статья Судебника устанавливала в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году — за неделю до Юрьева дня, осеннего (26 ноября), и в течение недели после него, с обязательной
выплатой «пожилого» — оплаты за проживание на земле феодала, а в действительности компенсации землевладельцу за потерю рабочих рук. Вместе с тем в интересах сохранения контингента налогоплательщиков для государства Судебник ограничил источники холопства (холопы не несли тягла). Человек, поступивший на службу к феодалу в городе, — чаще всего городской ремесленник, не должен был становиться холопом. Оставляя горожанину личную свободу, великокняжеская власть тем самым сохраняла его для себя в качестве объекта эксплуатации, тяглеца.

 

Реформы Ивана IV в конце 40-х – 50-е гг. XVI в. Создание Российского централизованного государства.

 

С утверждением на престоле ИванаVI Васильевича, венчавшегося на царство в 1547г., начинается бурное реформирование устоев жизни московского общества. Ограничивались властные полномочия Боярской думы. В противовес этому законосовещательному органу с 1549гю стали созываться сословно – представительные учреждения – Земские соборы, куда наряду с царем, представителями Боярской думы, высшего духовенства, входили выборные от низших сословий. Принимая решения всем составом участников, Земские соборы созывались по мере необходимости, для решения наиболее важных вопросов – венчание на царство, объявление войны или заключение мира, определение налоговой политики.

Изданием Судебника 1550г. был сделан шаг к ограничению полномочий «кормленщиков». В 1555-1556 гг. в ходе земской реформы кормления были полностью отменены. «Кормленичий доход» наместников и волостелей заменялся общегосударственным налогом, из средств которого государственная казна субсидировала служилых людей.

В результате приказной реформы была упорядочена система исполнительной власти и управления включавшая 22 приказа, делившиеся на три вида: 1)функциональные(Разрядный, Ямской, Посольский, Поместный…); 2)территориальные, ведавшие отдельными территориями и разрядами населения(приказ Сибирского дворца, Земский приказ…); 3)дворцовые, т.е. обслуживающие потребности царского двора.

С принятием в 1556 г. «Уложения о службе» не только усиливалась военная мощь государства, но и устанавливался единый порядок организации воинской службы.

Наряду со службой «по отечеству» с 1550 г. формировался порядок службы «по прибору».

Преобразования 1550-х гг.не только укрепляли государство, примиряя интересы царя, боярства и формирующихся сословий, но также направляли развитие России на путь сословно – представительной монархии. Однако слабые ростки всесословного государства были вскоре уничтожены политикой опричного террора.

 

Опричнина Ивана IV и ее последствия

Россия во времена опричнины:
1)страна была поделена на две части. В Опричнину (часть страны, подвластную царю) , вошли земли, находившиеся в центральных и наиболее богатых районах страны. В опричнине сложилась собственная система органов управления государством;
2) в Земщине – на остальной территории – сохранялись старые порядки с той же Боярской думой, приказами;
3) было создано специальное опричное войско, превратившееся в полицейскую силу государства. Всех недовольных опричниной они жестоко пытали и казнили.

Цели опричнины
Иван Грозный введением опричнины преследовал цель уничтожить сепаратизм феодальной знати. Он осуществлял опричную политику, не останавливаясь ни перед какими мерами.

1572 г. царь отменил опричнину. Опричные и земские территории были вновь объединены. Отмена опричнины была связана с полным экономическим упадком страны – разорением целых районов, с поражениями русской армии в Ливонской войне, с походом крымского хана на Русь.

К чему привела опричная политика, ее последствия для социально-экономического развития государства:
1) опричниной с ее кровавыми действиями Иван Грозный все-таки сумел достичь укрепления режима личной власти, подавить всякую оппозицию, ликвидировать все очаги удельного сепаратизма;
2) разгром наиболее богатых территорий привел страну к кризисному состоянию. В 70-80-е гг. начался настоящий хозяйственный кризис, который выразился в запустении городов и деревень, гибели большой массы людей, бегстве крестьян на окраины страны, голоде;
3) опричная политика привела к еще большему ухудшению положения России в Ливонской войне.

Путь к власти и государственная деятельность Бориса Годунова (1598-1605)

После кончины бездетного Федора Ивановича Земский собор избрал Годунова на царство (1598— 1605). Царствовал он также «умно и осторожно»: провел амнистию, отменил недоимки по государственным налогам, заменил прямые налоги косвенными, пытался бороться со взяточничеством, пьянством, «разбоям», раздавал льготы служилым и посадским людям. При Годунове началось сближение России с Западом. Иноземцев приглашали на службу, освобождали от налогов, предоставляли право беспошлинной торговли. Царь хотел пригласить из европейских стран ученых и создать в Москве школы и даже университет, однако встретил со­противление Православной церкви. Тем не менее, 18 московских дворян были отправлены в Европу для обучения.

Против Годунова выступало высшее боярство, считая, что он не может быть царем из-за недостаточно высокого происхождения. Крестьянство было недовольно дальнейшим процессом закрепощения. Церковь настороженно относилась к контактам с «латинскими еретиками». Социальная ситуация в стране резко обострилась в связи с сильнейшим голодом 1601—1603 гг., во время которого «вымерла треть царства Московского». Многие районы оказались охвачены волнениями. Летом 1603 г. бунтующие крестьяне и беглые холопы, возглавляемые атаманом Хлопко, подошли к Москве. Они были разбиты, но волнения не утихали. В этой обстановке появился самозванец, выдававший себя за «чудом спасшегося царевича Дмитрия». Дмитрий — сын Ивана IV и Марии Нагой погиб при невыясненных обстоятельствах в 1591 г. Молва возлагала ответственность за это на Годунова. По мнению большинства историков, Лжедмитрием был беглый монах Григорий Отрепьев. Он появился в Польше, где получил поддержку некоторых польских феодалов и католической церкви. Осенью 1604 г. небольшое войско самозванца перешло границу России. Оно было поддержано казаками, низшими слоями населения, частью служилых людей, быстро разрасталось, одерживая победы над царскими отрядами, продвигалось к Москве. Положение осложнилось внезапной смертью Годунова в апреле 1605 г.

Сущность и причины Cмуты в России в начале XVII в. Лжедмитрий I.

События, произошедшие в Московском государстве на рубеже XVI–XVII вв., вошли в историю под названием «Смутное время». Это была эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса. Она сопровождалась народными восстаниями, правлением самозванцев, разрушением государственной власти, польско-шведско-литовской интервенцией, разорением страны. Многие современные исследователи считают, что социальные потрясения, пережитые Россией четыреста лет назад, были настоящей гражданской войной.

Гражданская война в России была обусловлена очень сложной ситуацией внутри страны. К началу XVII в. еще сильно сказывались последствия опричнины. В результате внутренней политики Ивана Грозного произошло закрепощение русского крестьянства. Его положение ухудшилось еще больше после принятия в 1597 г. правительством Бориса Годунова указа о пятилетнем сыске беглых крестьян и закона о кабальных холопах, запрещавшего людям, попавшим в кабалу, освобождаться путем уплаты долга. Отныне они должны были оставаться холопами вплоть до смерти своего господина. Крепостническая политика встретила сопротивление угнетенных слоев населения. Неоднократно вспыхивали городские восстания и волнения среди крестьян.

На развитие политической ситуации повлиял династический кризис, вызванный загадочной гибелью царевича Дмитрия и смертью бездетного Федора, после которого мужская ветвь царской семьи прервалась. Династический кризис привел к кризису власти: усилилась политическая борьба между знатными боярскими фамилиями. В числе недоброжелателей Бориса Годунова оказались, в частности, бояре Романовы, отправленные царем в ссылку в 1600 г. Немалую роль в возникновении Смуты сыграли захватнические планы польских магнатов, претендовавших на русские земли и русский престол. Непосредственным катализатором событий стал грандиозный природный катаклизм.

Человек, позже ставший известным, как Лжедмитрий 1 (и, конечно же, серьезные политические силы в Польше), воспользовался удобнейшим моментом и в 1601 г. объявил себя чудесным образом спасшимся царевичем.

Нужно сказать, что происхождение Лжедмитрия 1 остается до сих пор достоверно не установленным. Однако краткая биография Лжедмитрия 1 сообщает, что он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. Приняв постриг, Григорий Отрепьев стал монахом Чудова монастыря, откуда бежал, предположительно, в 1601 г.

После 1601 г., получив серьезную поддержку аристократии и духовенства Польши, Лжедмитрий занимается подготовкой возвращения «законного» правителя на престол России. Сам же Лжедмитрий в этот период щедро раздает обещания о вознаграждениях (отдать Польше Северскую и Смоленскую земли) и помощи (в частности Сигизмунду 3 против Швеции), принимает тайно католичество.

Только осенью 1604 г. он с польско-литовским отрядом вступает на Российские земли недалеко от Чернигова. Этот ход, видимо, был неплохо рассчитан. Крестьянские восстания в южных землях очень поспособствовали успешному исходу похода. Лжедмитрий 1 смог хорошо укрепиться в Путивле.

Вскоре после этого умирает Борис Годунов. Власть переходит к его сыну Федору. Но, он был 1 июня 1605 г. свергнут в ходе восстания. А основная часть армии перешла на сторону самозванца. Вступив в столицу России 30 июня 1605 г. по новому стилю, Лжедмитрий 1 уже на следующий день был коронован на царство. Церемония прошла в Успенском соборе.

Началось правление Лжедмитрия 1 с попыток проведения самостоятельной политики. Он учредил денежные и земельные оклады желая получить поддержку знати. Средства на это требовались немалые и они были найдены за счет пересмотра земельных прав монастырей. Крестьяне, так же, получили определенные послабления. Например, южные области были освобождены от выплаты налогов на 10 лет. Однако меры эти успеха Лжедмитрию не принесли. Для выплаты денег Польше пришлось заметно увеличить налоги. И это привлекло кркстьянско-казацкому восстанию уже в следующем 1606 году. Для его прекращения самозванцу пришлось пойти на большие уступки, но военная сила не применялась.

Однако в полном объеме выполнять обещания, данные Сигизмунду 3, Лжедмитрий 1 не спешил, что заметно испортило их взаимоотношения. Ситуация внутри страны тоже была близка к кризису. В результате возникшего заговора, во главе которого встал Шуйский Лжедмитрий 1 был убит. Это произошло во время вспыхнувшего в столице бунта. Горожане, крайне негативно настроенные против множества поляков, съехавшихся на свадьбу самозванца и Марии Мнишек. Тело первоначально захоронили, но потом сожгли. Пепел был выстелен из пушки в сторону Польши.

Политика В.И.Шуйского (1606-1610). Народное движение под предводительством И.Болотникова.

Рассмотрим события внутренней и внешней политики правления Василия Шуйского:

· появился новый воинский устав;

· подавлено восстание Болотникова в октябре 1607 г., ставшего вторым этапом Смутного времени;

· заключен договор со Швецией, на основании которого Речь Посполитая дала ход военным действиям. Лжедмитрий 1 бежал;

Союз со Швецией обернулся для России началом Польской и Шведской интервенции. В 1610 г. Василий Шуйский был свержен и насильно пострижен в монахи, а на территории России начался период правления Семибоярщины.

В сентябре 1612 г. Василий Шуйский умер, находясь под стражей в Гостынинском замке (Варшава). Впоследствии при Михаиле Федоровичеостанки Шуйского были возвращены в Россию и захоронены в Архангельском соборе.

Называть движение Болотникова крестьянской войной нет оснований, так как антифеодальная борьба была лишь одной из составляющих движения, в которой огромную роль сыграла казацкая вольница, выступившая против Шуйского, в поддержку якобы «законного» государя, а также стрельцы, посадские люди, мелкие и средние помещики южнорусских уездов.
Причины восстания
1. Упадок хозяйства:
• разорение городов и деревень опричниной;
• неурожаи и голод 1601-1603 гг.;
• запустение городов и деревень из-за эпидемии чумы и бегства населения на юг.
2. Ухудшение положения крестьянства - их постепенное закрепощение.
3. Кризис власти:
• частая смена правительства;
• недовольство правлением Б. Годунова.
И.И. Болотников был холопом князя Телятевского. От него он бежал к донским казакам, был захвачен в плен крымскими татарами и продан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. После разгрома турецкого флота немецкими кораблями Болотников оказался в Венеции, откуда через Польшу попал в Путивль. В Путивле он возглавил один из казачьих отрядов и двинулся против правительственных войск. Вскоре отряд И. Болотникова превратился в мощное войско, в состав которого вошли крестьяне, горожане, казаки, некоторые дворяне. И. Болотников действовал как воевода царя Дмитрия Ивановича, слух о спасении которого вновь ожил.
0 требованиях восставших, так называемых «прелестных письмах», известно мало. Они дошли до нас в изложении сторонников правительства. В них содержались призывы истребить бояр и дворян для того, чтобы занять их места и захватить имущество. Призывов изменить общественный строй в «прелестных письмах» не было.
Восставшие разбили правительственные войска под Кромами и Ельцом. В октябре 1606 г. армия И. Болотникова осадила Москву, расположившись у села Коломенского. Осада продолжалась более месяца. Затем дворянский отряд во главе с Ляпуновым перешел на сторону Шуйского. 2 декабря в разгар решающей битвы еще один отряд дворян во главе с Пашковым предал Болотникова. Войско Болотникова вынуждено отступить к Калуге. Ему на помощь пришли казачьи отряды «царевича Петра» - жителя г. Мурома Ильи Горчакова (Илейка Муромец).
Измотанные сражениями войска повстанцев отошли к Туле. Царские войска не могли взять ее в течение трех месяцев. Осаду Тулы возглавлял сам В. Шуйский. Река Упа была перегорожена плотиной, крепость затоплена, только после этого повстанцы сдались. Шуйский обещал сохранить жизнь Болотникову и Горчакову, но не сдержал слова, оба они были казнены.

Лжедмитрий II. Открытая иностранная интервенция. Захват Москвы польско-литовскими войсками

Предлогом для начала интервенции послужило появление Лжедмитрия в польских владениях на Украине, где он заявил о своих претензиях на царский трон в Московском царстве. Лжедмитрий находит поддержку среди польских магнатов, таким образом стремившихся подчинить своим интересам политику России. Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу <



2016-01-26 1011 Обсуждений (0)
Особенности политического строя Древней Руси 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности политического строя Древней Руси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1011)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)