Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Временные рамки: 2 точки зрения



2016-01-26 392 Обсуждений (0)
Временные рамки: 2 точки зрения 0.00 из 5.00 0 оценок




«Отправная точка» дворцовых переворотов не вызывает разногласий у историков: это 28 января 1725 г., когда с помощью гвардейцев на трон взошла Екатерина I – супруга почившего самодержца.

А вот окончание эпохи трактуется по-разному. Приверженцы традиционного подхода называют дату 1762 г. — убийство Петра III. Еще В.О. Ключевский предложил такую концепцию.

Однако впоследствии появилась другая точка зрения, согласно которой окончание эпохи – это 1801 г., когда был свергнут и убит в Михайловском замке император Павел I.

Трудно сказать, что следует считать правильным. Вероятно, обе позиции по-своему верны. Однако до сих пор среди ученых принято придерживаться даты окончания 1762 г. как более логичной. Дело в том, что после воцарения Екатерины II страна вступила в полосу относительно спокойного, стабильного существования. Екатерина позволила дворянству укрепить свои позиции, она опиралась не только и не столько на его самую «верхушку», но и на всю социальную прослойку в целом. Многие годы в России последовательно проводились реформы, которые отчасти можно считать продолжением петровских. Внутриполитические разногласия, приводившие к попыткам разных группировок сместить «неугодную» царствующую особу и поставить «нужную», были сглажены.

Переворот же, свергнувший Павла, был вызван недовольством дворянства, почувствовавшего опасность «отката» назад – Павел I почти во всем действовал как бы «наперекор» поступкам своей матери. Это последнее свержение императора и воцарение нового несколько выделяются из череды предыдущих.


Эпоха «просвещенного абсолютизма» в России. Екатерина II (1762-1796).

Во времена правления Екатерины II началось разложение феодально-крепостнической системы. В России стали развиваться буржуазные отношения. Екатерина IIпроводила политику просвещенного абсолютизма. Отняв власть у сына, Павла I, не имея прав на престол, она стремилась показать себя спасительницей России и продолжательницей дела Петра I. Она переписывалась с французскими просветителями: с Вольтером, Дидро. Арестовала жесточайшую помещицу Салтыкову. Привила оспу себе, чтобы показать пример, поощряла развитие культуры. В 1767 г. созвала комиссию по составлению Уложения, для которой написала «наказ» в свободолюбивом духе. Воспользовавшись войной с Турцией, она в 1768 г. распустила комиссию. По примеру Петра I провела ряд реформ: Губернскую (страну разделили на 50 губерний, во главе генерал Губернатор), дала грамоты дворянству и городам, где определялись права и обязанности сословий. Реформы просвещения привила к созданию 2-летних и 4-летних народных училищ, туда принимались дети всех сословий, кроме крепостных крестьян. Обучение в новых школах проводилось по единым программам, учебникам, вводилась классная урочная система. Однако усиление крепостной зависимости привело к росту народного движения. В 1773 – 75 гг. вспыхнула крестьянская война, под руководством Пугачева. Несмотря на поражение, эта война заставила Екатерину IIпровести серию реформ. Политика просвещенного абсолютизма – это политика укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений основанных на просветительской идеологии. Она различала права и привилегии дворянства. В 1746 г. она издала указ, закрепляющий только за дворянством права владения землей и крестьянами. Винокурение было объявлено монополией дворянства. Дворяне могли ссылать своих крестьян. Для поддержки дворянства учрежден дворянский земельный банк. После смерти Екатерины Петровны в 1761 г. на престол вступил Петр III, внук Петра II. В 1762 г., в результате дворянского переворота, он был, свергнут и убит. Дворцовые перевороты второй четверти 18 в. были результатом политики России.

 

Правление Павла I (1796-1801)

Павел I, сформировавшийся в атмосфере страха и подозрительности при дворе матери, отстранившей его от участия в государственных делах и демонстративно им пренебрегавшей, отличался неуравновешенным, вспыльчивым характером. С другой стороны, ему были присущи обостренное чувство долга и ответственности перед страной, приверженность к дисциплине и порядку.

Внутренняя политика Павла I, вступившего на престол в условиях проявления кризисных явлений внутри страны, крушения феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе, была направлена на укрепление основ социально-экономической жизни и политического строяимперии. Стремясь предотвратить возможность дворцовых переворотов и увеличить устойчивость власти, в день коронации, 5 апреля 1797 г., Павел издал Указ о престолонаследии, утверждавший преемственность власти в правящей династии по мужской нисходящей линии.

Главная ставка царя в его попытках преодолеть унаследованные от предыдущего правления кризисные проявления была сделана на полномочия, предоставленные ему российской короной. Эта позиция определяла отказ от предшествующей практики императорских советов и стремление царя к максимальной централизации власти. На смену коллегиальной системе организации центрального аппарата пришла министерская, основанная на единоначалии и поддающаяся более эффективному контролю свыше.

Павлом был разработан план учреждения семи министерств - юстиции, финансов, военного, морского, иностранных дел, коммерции игосударственного казначейства, однако полностью он был осуществлен уже после его смерти. 50 губерний, существовавших при Екатерине II, были преобразованы в 41, появилась Область войска Донского. При этом управление 11 окраинных губерний строилось с учетом национальных традиций и местных особенностей. Перестройка государственной системы, сочетавшаяся с бюрократизацией управления, повлекла за собой ущемление дворянского самоуправления. Из ведения дворянских собраний были изъяты административно-полицейские функции, а в 1799 г. вообще были упразднены губернские дворянские собрания.

В 1798 г. были отменены верхние земские суды. Указом от 23 августа 1800 г. аннулировалось право дворянских обществ избирать заседателей в судебные органы - участие выборных представителей дворянства в судопроизводстве ограничилось нижним земским судом. Были ликвидированы губернские магистраты. Основными судебными учреждениями стали бюрократические учреждения - палаты уголовного и гражданского суда.
Стремлению к максимальной концентрации власти соответствовало насаждение специфической самодержавной доктрины, в которой присутствовали и теория божественного происхождения царской власти, и идея преемственности от властодержцев древности, и элементы рыцарской консервативной утопии. Этому отвечала атрибутика и церемониал. Так, во время коронационных торжеств Павел командовал военным парадом в короне и далматике - одежде древних царей.

Социальная политика Павла свидетельствовала о его способности к гибкому маневрированию и приспособлению к потребностям времени, не затрагивая при этом самих устоев феодально-абсолютистского государства. 5 апреля 1797 г. был обнародован Манифест о трехдневной барщине, предписывавший помещикам использовать барщинный труд крестьян не более трех раз в неделю. Сам факт издания подобного акта свидетельствовал о стремлении власти к законодательному регулированию отношений помещиков и крестьян. Развитием этих начинаний явились: запрет на продажу дворовых людей и крестьян с молотка в 1798 г., замена накладной хлебной подати, взимавшейся с крестьян, умеренным денежным сбором, повеление принимать присягу на верность государю с владельческих крестьян.

С другой стороны, беспрецедентная раздача за неполные пять лет в частное владение 600 тыс. душ государственных крестьян обоего пола, жесткое пресечение крестьянских жалоб на господ, практика сурового казенного попечительства, примененная к удельным (дворцовым) крестьянам с использованием принципов "помещичьего права", по существу являлись логическим продолжением крепостнического курса Екатерины II.

В политике Павла по отношению к дворянству также наблюдались противоречивые тенденции. Заботы царя об укреплении экономическогоположения дворянства выразились в материальной помощи через кредитно-банковскую систему и конкретно Вспомогательный банк, создание режима максимального благоприятствования дворянству по службе: указом от 14 декабря 1797 г. дворянам предписывалось отбывать военную службу в звании рядового не более трех месяцев, указом от 17 апреля 1798 г. запрещалось производить в офицерские чины унтер-офицеров не из дворян.

Другая тенденция проявилась в ограничении сословного самоуправления и его поглощении бюрократическим аппаратом, фактической отмене важнейших положений Жалованной грамоты дворянству о свободе от обязательной государственной службы и телесных наказаний, во введении сборов с дворянских имений на содержание судебно-административных учреждений. Уже с 1796 г. был решительно положен конец практике записи в полки дворянских детей с младенческого возраста, распространенной в царствование Екатерины II. Со службы были уволены все числившиеся в полковыхсписках "мертвые души", а также офицеры, не вернувшиеся своевременно из отпусков. Увольнению "за лень" подлежали и те военнослужащие, которые, прослужив не более года в офицерском звании, просились в отставку.

В павловское царствование понес наказание за те или иные проступки каждый десятый дворянин, служивший по гражданскому или военному ведомству. Отставленным после 1796 г. военным запрещалось баллотироваться по дворянским выборам. Установка на наиболее полную мобилизацию дворянства на государственную службу и повышение служебной дисциплины подчеркивала высокую степень зависимости высшего сословия от престола, которую Павел пытался восстановить вразрез с устремлениями дворянства.

В конечном счете именно ущемление интересов дворянства стало решающим моментом, определившим судьбу Павла I. Формирование уже с 1797 г. антипавловского заговора стало прямым ответом на нарушение устоявшегося баланса между властью и благородным сословием, о чем откровенно писал после гибели Павла видный дипломат С. Р. Воронцов: "Дворянство ... является ближайшим посредником между государем и народом. Оно помогает обуздывать народ и является естественной поддержкой трона... Ослаблять дворянство - значит подкапываться под основание трона". В ночь на 12 марта 1801 г. Павел I был убит в Михайловском замке группой заговорщиков, к которой принадлежали бывшие фавориты Екатерины II братья Зубовы, генерал Л.Л. Беннигсен, командиры гвардейских полков П. А. Талызин и Ф. П. Уваров, петербургский генерал-губернатор П. А. Пален, сенатор Д. П. Трощинский. Поддержку заговору оказывал наследник престола великий князь Александр Павлович.

 

Реформы Александра I (1801-1825). Деятельность М.Сперанского

Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения. Но скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных. Новое правительство поспешило прямо заявить направление, в каком оно намерено было действовать. В манифесте 12 марта 1801 г. император принимал на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России. В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.
Александр начал с центрального управления. Екатерина оставила незавершенным здание центрального управления. Создав сложный и стройный порядок местной администрации и суда, она не создала правильных центральных учреждений с точно распределенными ведомствами, с ясным обозначением «твердых пределов», что было обещано в июльском манифесте 1762 г. Внук продолжал работу бабки, но выведенная им вершина правительственного здания по духу и строю своему вышла непохожей на корпус, не соответствовала своему фундаменту.
Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета» - законосовещательного органа. Он был создан главным образом для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Первоначально Совет состоял из 12 человек, среди которых были руководители важнейших государственных учреждений, представители высшей аристократии и бюрократии. Члены Совета получили право подавать представления на императорские указы и обсуждать законопроекты. Однако утвержденный 3 апреля 1801 года «Наказ Непременному совету» определил, что этот орган «не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме силы соображения»[1] . Практическое значение Непременного совета было крайне не велико. Вся основная работа по подготовке задуманных Александром 1 преобразований сосредоточилась в Негласном (или Интимном) комитете, существовавшим с мая 1801 по ноябрь 1803г. Он состоял из так называемых молодых друзей Александра: П.А Строгонова, А.А. Чарторыйского, В.П. Кочубея и Н.Н. Новосильцева. Пятым членом Негласного комитета, формально не участвовавшим в заседаниях, стал Ф. Лагарп, вернувшийся в Россию в августе 1801 года. Это были люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. Все они были воспитаны в самых передовых идеях XVIII в. и хорошо знакомы с государственными порядками Запада. Они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени; были приверженцами либеральных идей и считали необходимым реформировать государственное устройство России.
Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением. Заседания его проводились после обеденного кофе в личных комнатах императора в Зимнем дворце, где вырабатывался план преобразований. Благодаря тому, что один из членов этой комиссии - граф П. А. Строганов вел для себя записи его негласных заседаний на французском языке (24 июня 1801 г. - 9 ноября 1803 г.), сейчас можно проследить за деятельностью этого комитета. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей» - так выражена была эта задача в одной записи. Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «конституцией установленной на основании истинного народного духа». Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования. Члены комитета были единодушны в том, что неограниченное самодержавие должно стать орудием постепенных и ненасильственных преобразований, которые следует проводить крайне осторожно из-за неготовности общества к реформам.

 

 

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

 

— управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению

— Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

— еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

— устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

— политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

— избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

— выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);— руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

Николай 1 (1825-1855) и основные направления его внутренней политики.

При Николае I была создана система всесторонней опеки государства над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, социальной. После вступления на престол Николай сформировал секретный комитет, который должен был подготовить проект преобразований в системе государственного управления. К его работе был привлечен М.М. Сперанский. Комитет, проработав до 1830 г., целостной программы реформ так и не создал.

Важнейшим органом государственного управления при Николае I стала его личная канцелярия, которая состояла из трех отделений.
I отделение канцелярии ведало документами, которые поступали к царю, и исполняло царские поручения.
Во II отделении сосредоточилась работа по упорядочению (кодификации) законов.
III отделение осуществляло функции полиции, должно было быть всевидящим оком царя, наблюдать за точным исполнением законов.
Этому отделению поручались также все политические дела и контроль за умонастроениями в обществе.

Основные направления внутренней политики Николая I:
1) кодификация законодательства – под руководством М.М. Сперанского были подготовлены и изданы Основные государственные законы Российской империи. Эта работа должна была завершиться созданием нового уложения, но Николай I ограничился существующим законодательством;
2) крестьянский вопрос – в 1837–1844 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. В соответствии с ней в поселениях государственных крестьян было введено самоуправление, начали открываться школы и больницы. Малоземельные крестьяне смогли теперь переселяться на свободные земли. В 1841 г. были приняты меры, которые касались помещичьих крестьян, согласно которым было запрещено продавать крестьян без земли. В 1843 г. права приобретать крепостных были лишены безземельные дворяне. С 1847 г. крепостные крестьяне получили право выкупать свободу, если помещик продавал свое поместье за долги. Но все же данные меры не отменяли институт крепостного права, он в целом продолжал сохраняться;
3) денежная реформа – в 1839–1843 гг. под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена денежная реформа. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было обменивать на серебро. В стране поддерживалась пропорция между количеством кредитных билетов и запасом серебра. Это позволило укрепить финансовое положение в стране;
4) реакционные меры в сфере образования – в период николаевского царствования ряд реформ был проведен и в сфере образования. В 1835 г. был принят новый университетский устав, который являлся самым реакционным из всех университетских уставов дореволюционной России;
5) ожесточение цензурыв отношении печати. Но еще больше ожесточились порядки в России после ряда европейских революций 1848 г., которые привели в ужас Николая I.

Отмена крепостного права в России

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

1. Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;

2. Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;

3. Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;

4. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I, но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.

Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. ИмператорАлександр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!

В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.

Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.

Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».

Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.

Реформы Александра II (1855-1881): земская, городская, судебная, военная, финансовая; в области просвещения

 

Отмена крепостного права (1861 г.). Свободу получили 40% населения. Земля передавалась крестьянам, но они должны были вносить выкупные платежи. Гос-во выплачивало помещикам стоимость земли, выделенной крестьянам, а затем крестьяне в течение 50 лет должны были рассчитаться с гос-вом. Земля передавалась не отдельным крестьянам, а сельской общине, которая выделяла земельные участки.

Реформа МСУ. Сельская община – первичный уровень самоуправления. Она состояла из крестьян, проживающих на одной территории. Функции: распределение земли, разрешение вопросов с/х, распределение налогов и т.д.

Самоуправление организовывалось на 2 уровнях: территориальное (земское), городское.

Земское самоуправление.

Земское организовывается в уездах и губерниях. Новые органы МСУ –Уездные земские собрания, избирались на 3 года. Депутаты – гласные представители, избирались (1 раз в 3 года) от землевладельцев, владельцев недвижимости и сельских общин. Глава уездного собрания – уездный представитель (избирался). Функции Земского собрания: руководство хоз делами, т.е. МСУ и решение всех финансовых вопросов. Уездное собрание заседало 1 раз в год 10-15 дней. Для организации выполнения решений Земского собрания организовывалась Земская управа(коллегиальный орган, решения принимались голосованием).

В губерниях – Губернское земское собрание, состояло из представителей уездных земских собраний, которые избирались ежегодно. Губернское земское собрание выбирало Губернскую управу, которая действовала постоянно.

Основные направления деятельности Земства: образование, здравоохранение, строительство дорог, ветеринарное дело, благотворительность и т.д. Земства имели собственный бюджет, устанавливали местные налоги.

Городское самоуправление.

1870 г. –Городовое положение. Владельцы домов, квартир, коммерческих предприятий избирают Городскую думу. Гор Дума - Гор управу, которую возглавлял городской глава. Функции: благоустройство (уборка территорий, снабжение водой, постройка школ, больниц). Имеет собственный бюджет, может устанавливать налоги.

Судебная реформа. Вместо сословных судов был гарантирован равный суд для всех жителей. Выборность судей (отделение суда от исполнительной власти), появление суда присяжных (решение суда присяжных можно опротестовать в Сенате), обязательное присутствие обвиняемого на суде и заинтересованных, право на адвоката, отмена телесных наказаний, гласность и открытость судебного следствия.

 

Военная реформа. Сокращен срок службы рекрутов до 15 лет. Введена всеобщая воинская повинность. Призывной возраст – 20 лет. Каждый год военное министерство определяло потребность в призывниках. Исходя из этой потребности, по жребию выбирались те, кто подлежат призыву. Остальные отправлялись в призыв второй очереди. Телесные наказания в армии отменены. Проводилось обучение солдат грамоте, политическое просвещение.

Реформа печати. Отменена цензура, надзор за печатью возлагался на издателя. Если издавалось что-либо запрещенное, выносилось предупреждение. После 3 предупреждений издательство закрывалось.

Реформа образования. Отделение университетов от государства, университетское самоуправление, платное обучение (но небольшая плата), появились новые учебные заведения для женщин (медицинские, педагогические).

Реформа гос хозяйства. Создан единый госбюджет, который контролируется Минфином. Госбюджет стал публиковаться в газетах.

Внутренняя политика Александра III (1881-1894). Контрреформы

Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.

Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.

Экономическая программа Каткова—Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он был принят как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам. Закон просуществовал вплоть до 1917 г.

27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила о печати», согласно которым любой печатный орган мог быть закрыт, если его деятельность признавалась вредной для общества. Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки».

23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.

12 июля 1889 г. был введен институт земских участковых начальников. Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

12 июня 1890 г. было утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.

11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.

Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.

Русское самодержавие в конце XIX в. – 1917 г. Император Николай II (1894-1917) и его окружение

Общенациональный кризис, радикализм низов, а также энергия и воля большевиков способствовали победе леворадикальной альтернативы в России, которая в сложившихся условиях явилась одним из способов сохранения национальной государственности. Это означало крах буржуазно-либеральной альтернативы. В дальнейшем система диктатуры пролетариата превратилась в диктатуру партии, выражавшую некоторые стратегические интересы рабочего класса и отчасти крестьянства, но осуществлявшуюся авторитарными методами.

Сравнительно легкая победа большевиков была обусловлена, прежде всего, слабостью буржуазии, отсутствием в России широкого слоя населения с ярко выраженной частнособственнической идеологией. «Умеренные» социалисты вступили в союз с буржуазными партиями и не сумели возглавить народное движение.

Либеральные и правосоциалистические силы не поняли глубину социальной напряженности и не удовлетворили основные требования народа. Они не вывели Россию из войны, не решили аграрный, рабочий и национальный вопросы. В 1917 г. неуклонно ухудшалось экономическое состояние страны, росли разруха, голод и обнищание населения. В этих условиях единс



2016-01-26 392 Обсуждений (0)
Временные рамки: 2 точки зрения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Временные рамки: 2 точки зрения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)