Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классическая буржуазная политэкономия



2016-01-26 816 Обсуждений (0)
Классическая буржуазная политэкономия 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы.

2. Экономические учения А. Смита.

3. Экономические учения Д. Рикардо.

1. Зарождение, общие признаки и этапы классической школы.

Все предшествующие экономические школы обосновывали необходимость широкого

государственного вмешательства в экономические процессы. Но по мере развития

рыночных экономических отношений укрепление позиций капитала становилось все

более очевидным, что чрезмерное экономическое вмешательство государства в

экономические дела ограничивает предпринимательские свободы и сдерживает

частную инициативу (ограничивает).

Вытеснение до индустриальных условий производства системы свободного частного

предпринимательства способствовало разложению меркантилизма и появлению

требований полного невмешательства в экономику (экономический либерализм).

Проводниками этой теории явились классики буржуазной политэкономии, они вели

борьбу с протекционистской политикой меркантилистов. Классики в отличие от

меркантилистов заново сформировали предмет и метод экономической теории.

Развитие промышленного капитала обусловило выдвижение на первый план

предприятий, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план

капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. Поэтому

в качестве предмета изучения классики берут сферу производства.

В методологии классики отошли от эмпирического (поверхностного) описания

действительности, свойственного меркантилизму и взяли на вооружение новейшие

методологические приемы, обеспечивающие глубокие аналитические результаты.

Классики были добросовестными и глубокими исследователями.

Сравнительный анализ теоретико-методологических характеристик меркантилизма и

классической школы.

 

Меркантилизм Классическая школа
1. Главный принцип экономической политики.  
Протекционизм, политика свободной конкуренции отрицалась. Экономический либерализм (фритридерство).
2. Предмет экономического анализа.  
Сфера обращения в отрыве от производства (оно не рассматривалось). Изучение проблем производства в отрыве от обращения.
3. Метод экономического анализа.  
Эмпирический (описание внешних проявлений экономических процессов), отсутствие системного изучения всех сфер экономики. Причина-следственный, метод индукции-дедукции, анализа и синтеза, научной абстракции.
4. Трактовка происхождения стоимости (ценности) товара.  
В связи с «естественной» природой золотых и серебряных денег и их накоплением в стране. По затратной характеристике с учетом либо издержек производства, либо количества затраченного труда.
5. Концепция экономического роста.  
Осуществляется посредством увеличения денежного богатства страны, благодаря достижению активного торгового баланса во внешней торговле. Посредством увеличения национального богатства, создаваемого производственным трудом в сфере материального производства.
6. Принцип достижения макроэкономического равновесия.  
Благодаря координирующим и регулирующим действиям государства. Самоуправление совокупного спроса и совокупного предложения, благодаря «закону рынков».
7. Позиции в области теории денег.  
Деньги – это искусственное изобретение людей, это фактор роста национального богатства. Деньги – это стихийно выделившийся товар в мире товаров, это техническое орудие, вещь облегчающая процесс обмена.

 

Хронология классической школы.

Существуют два подхода. Марксисты считают, что классическая политэкономия

завершилась в начале 19 века трудами А. Смита и Д. Рикардо. И затем на смену

классической школе пришла «вульгарная» экономическая теория, родоначальниками

которой были Жан-Батист Сэй, Мальтус, Синеор.

Маркс к классикам относил тех экономистов (Смит, Рикардо, Петти), которые стояли

на позиции теории трудовой стоимости и которые раскрывали классовые

антогонистические противоречия капиталистического общества и подводили

концепции без классового коммунистического общества.

Современные западные, а вслед за ними и значительная часть наших экономистов,

трактуют расширительно, включают в него и так называемых представителей

«вульгарной» экономики.

Принимая во внимание обозначенные выше принципы теоретическо -

методологической школы, можно утверждать, что так называемые «вульгарные»

экономисты и Миль и сам Маркс относятся к классической школе.

Характеристика общих признаков и особенности этапов развития классической школы.

В развитии классической школы условно можно выделить 4 этапа:

1й - конец 17 века начало 18 века (представители: Петти, Боагильбер)

Они осуждали сдерживающий предпринимательство протекционизм меркантилистов,

сделали первые попытки создать затратные трактовки стоимости, подчеркивали

приоритетные значения либеральных принципов хозяйствования, но не будучи

профессионалами экономистами они не смогли глубоко проработать теоретические

проблемы эффективного развития производства.

2й – последняя треть 18 века (представитель: А. Смит).

Он создал теорию «экономического человека», теорию «невидимой руки», по

существу открыл объективно действующие экономические законы, выступал за

свободную конкуренцию и не вмешательство государства в экономические дела. На

положениях А. Смита покоится современная концепция о товаре и его свойствах,

о деньгах, о заработной плате, прибыли, капитале, производительном труде.

3й – середина 19 века, в течение которого состоялся переход от

мануфактурного производства к фабричному (представители: Мальтус, Синеор, Сэй).

Все они последователи А. Смита, в том отношении, что как и он главным в

экономической науке считали теорию стоимости и придерживались затратной

концепции. Тем не менее каждый из них оставил в теории заметный след.

Мальтус – автор самой адиозной экономической теории, «теория народонаселения».

Суть теории состоит в том, что народонаселение увеличивается более высокими

темпами, чем происходит прирост материального благосостояния. Это вызывает

дефицит товаров, рост цен, безработицу, снижение жизненного уровня населения.

Свои выводы он сделал основываясь на статистике США того времени и у него

выходило следующее:

Рост народонаселения 1, 2 , 4, 8, 16, 32..

Рост материальных благ 1, 2, 3, 4, 5, 6..

Вывод: в нищете, безработице, росте цен виноваты сами рабочие, которые

слишком быстро плодятся, а не производственные отношения капитализма.

Виновными за сложное положение дел Мальтус считает и капиталистов, которые

слишком много платят, позволяя им плодиться. Считал, что войны, эпидемии, мор

– благие явления, позволяют ограничить рост народонаселения и избавить его от

голода.

Жан-Батист Сэй – автор теории рынка.

Утверждает, что рыночная экономика является саморегулирующейся, потому что

производство само создает спрос равный себе, а следственно государственного

регулирования не нужно.

Синеор – автор теории гармонического общества.

Суть теории: рабочие владеют способностью к труду, но не обладая капиталом не

могут эту способность реализовать. Средствами и предметами труда владеют

капиталисты, но не могут привести их в движение. Таким образом, рабочие

заинтересованы в капиталах, которые дают им возможность реализовать их

способность к труду, а капиталисты заинтересованы в рабочих, которые приводят

в движение средства труда.

Рикардо – он выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, разрабатывал

законченную теорию о формах земельной ренты, сформировал теорию стоимости денег

и товаров, в зависимости от их количества в обращении (то есть сторонник

количественной теории денег).

4й – вторая половина 19 века.

В это время доминируют труды Миля и Маркса, они всесторонне обобщили лучшие

достижения предшественников. В этот период уже началось формирование

неоклассической теории, но популярность классиков осталась внушительной. Это

потому, что они стояли на позициях трудовой теории стоимости, эффективность

ценообращения в условиях свободной конкуренции осуждали классовую

тенденциозность, в основном симпатизировали рабочему классу и были обращены к

социализму и реформам.

2. Экономические учения А. Смита.

Осуществил революционный переворот в экономических воззрениях, обратил

внимание на то, что богатство государства в наличии продукта, а не в наличии

золота и серебра, как думали меркантилисты. Богатство возрастает в

производстве, а не в сфере обращения.

А. Смит – шотландец. Родился в 1723 году в семье небогатого таможенника. В 14

лет поступил в Глазговский университет. В 1746 году Смит читает лекции по

естественному праву, оно – естественное право – включало юриспруденцию,

политические учения, социологию, экономику. Уже в эти годы высказывает

основные идеи экономического либерализма. «Человек обычно рассматривался

государственными деятелями и прожектерами (политиками), как некий материал

для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих

дел. Надо же предоставить природу самой себе и дать ей полную свободу в

преследовании ее целей и осуществлении ее собственных проектов. Для того,

чтобы поднять государство с самых низких ступеней варварства до высшей

ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в

управлении, все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства,

которые насильно направляют события иным путем, пытаются приостановить

развитие общества, считается противоестественным. Чтобы удержаться у власти

они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».

Экономические воззрения Смита вытекали из философии естественного права,

которое провозглашало свободу личности и приоритет прав личности над правами

государства и общества, то есть ценности либерализма. Объективная теория

естественного права была направлена против феодального абсолютизма, против

кастовых и цеховых ограничений. Эта теория явилась основой для формирования

правового государства. В экономике теории естественного права лежала в основе

теория свободного рынка.

Самым замечательным производством Смита является книга «Исследование о

природе и причинах богатства народов» (Лондон 1776). В этой работе Смит

провозглашает идеи либерализма к идее экономики. Основой его экономических

воззрений стала философия французских рационалистов (Ильвеция), который

провозгласил эгоизм естественным свойством человека и фактором общественного

прогресса. Ильвеций сравнивал роль своего корыстного интереса с ролью

всемирного тяготения. Эту точку зрения принял А. Смит и перенес ее на

политэкономию. Ход мыслей А. Смита: главным мотивом хозяйственной

деятельности человека является своекорыстный интерес, но преследовать свой

интерес может только человек, оказывая другим услуги, предлагая в обмен свой

труд и продукты труда. Естественным стремлением людей улучшить свое

материальное положение – это такой мощный стимул, что если ему предоставить

свободу действий, он сам способен привести общество к благосостоянию.

Смит впервые вводит понятия объективных экономических законов, чем по сути

дела поставил политэкономию на научную основу, поскольку наука существует в

той мере, в какой исследуют объективные законы. Смит иллюстрирует

экономические законы на примере закона стоимости. Но самого термина

экономические законы А. Смит еще не ввел, подозревая их он говорит о

«невидимой руке», это не что иное как стихийно действующий объективный

экономический закон.

Концепция своекорыстного интереса поставила вопрос о мотивах и стимулах

хозяйственной деятельности человека. С этой проблемой остро столкнулся

социализм.

Из концепции своекорыстного интереса вытекает и политика не вмешательства в

экономику. Если деятельность в конечном итоге ведет к благу общества, то эту

деятельность не надо ничем стеснять.

Смит считал, что свобода передвижения товаров и денег, капитала и труда,

ресурсы общества будут использоваться самым оптимальным образом. Свобода

конкуренции была альфой и бетой его экономического учения.



2016-01-26 816 Обсуждений (0)
Классическая буржуазная политэкономия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классическая буржуазная политэкономия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)