Завершение классической политэкономии
1. Завершения учения Миля. 2. Экономические учения К. Маркса. 1. Завершение учения Миля. Его отец был экономистом. В 10 лет Миль сделал обзор всемирной истории. В 13 лет историю Рима. Главное произведение Миля «Основы политэкономии» в 5 томах. Практическая деятельность Миля была связана с ост - индийской компанией. Так же он был членом парламента. Миль очень много взял от Рикардо, как в методологическом, так и в теоретическом плане. Что роднит Рикардо и Миля: 1) Миль принял рикардийский взгляд на предмет политэкономии, выделив на 1 й план законы производства и 2й план законы распределения. Предметом – законы экономического развития. 2) В методологическом плане Миль был солидарен с Рикардо концепцией «нейтральности» денег, привержен, как и Рикардо, количественной теории денег. Данная концепция по поводу денег ведет к недооценке функции денег. В частности Миль не признает такую функцию, как меру стоимости. 3) Миль дает упрощенную характеристику богатству. Богатство по Милю это сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ. Но у Миля есть и своя специфика в теории: 1) Миль уже противопоставляет законы производства и законы распределения. Законы производства по Милю неизменны и заданы технологическими условиями, они так же, как и физические истины объективны, то есть, в них нет ничего зависящего от воли человека. Законы распределения, поскольку ими управляет человеческая интуиция, являются такими, какими их делают мнения и желания правящей части общества. Они весьма различны - в разные века и в разных странах. Именно законы распределения, на которые влияют обычаи данного общества, предопределяют персональное распределение собственности между основными классами. 2) Миль вносит различия в понятия статика и динамика, он отмечает, что до него все экономисты изучали законы в статичном обществе, но к этому исследованию, он говорит, надо добавить динамику. Теоретические проблемы Миля. q Теория производительного труда. Здесь он во многом солидарен со Смитом. Он говорит, что только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство. Миль расширяет сферу производительного труда, включая в нее труд по охране частной собственности и труд по приобретению квалификации. q Заработная плата. Так же как и у Рикардо – это плата за труд. Величина заработной платы зависит от соотношения спроса и предложения. Миль считает, что заработная плата должна равняться минимуму необходимому для воспроизводства рабочей силы. q Капитал. Это ранее накопленный запас прошлого труда, накопление капитала расширяет масштаб занятости и предотвращает безработицу, правда в том случае, если имеют место производственные накопления. q Миль принял теорию ренты Рикардо и видит в ренте компенсацию за пользование землей, но тут Миль вносит некоторое уточнение. Он говорит, что в зависимости от формы исполнения земельного участка, он может либо обеспечивать ренту, либо наоборот требует издержек. q В теории распределения доходов (заработная плата, прибыль, рента). Здесь Миль стоит на позициях Мальтуса и уже на примере Англии показывает, что прирост средств, для существования не опережает прироста народонаселения. Он предлагает регулировать народонаселение за счет регулирования семьи, за счет регулирования рождаемости и эмансипации женщин. q В теории стоимости, Миль, рассмотрев понятия - меновая стоимость, потребительская стоимость и стоимость, обращает внимание на то, что стоимость не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость понятие относительное.
Потребительская стоимость Стоимость (относительно другого товара) Миль, как и все классики, утверждает, что стоимость создается трудом, а величина стоимости определяется затратами труда. q В экономике нет ничего более несущественного, чем деньги. Они нужны лишь, как средство для экономии времени и труда. q Милю первому принадлежит трактовка социализма и трактовка социалистического общества. Но при всех симпатиях к социализму, Миль отмежевывался от социалистов в том, что социальная несправедливость якобы связана с правом частной собственности. По его мнению, частная собственность – вещь совершенно прекрасная, а задача состоит лишь в том, чтобы преодолеть индивидуализм и злоупотребления, возможные в связи с правом частной собственности. Таким образом, миль не за ликвидацию частной собственности, а за усовершенствование распределения частной собственности. q По вопросу о роли государства в социально экономическом развитии. Миль утверждает, что ЦБ следует повышать банковский процент, так как за этим следует прилив в страну иностранного капитала и усиление национального валютного курса. Кроме того, это ведет к предотвращению утечки из страны золота и национальной валюты. Призывает к сокращению государственных расходов. q Будучи убежденным сторонником свободного предпринимательства, Миль, все же указывает, что есть сферы общественной деятельности (сферы бессилия рынка, где рыночные механизмы не приемлемы), это инфраструктура, наука, образование, законодательное регулирование и т.д. q Говоря о социальных реформах, Миль утверждает, что законы производства изменять нельзя, а можно усовершенствовать лишь распределение. Здесь Миль явно не понимает того, что распределение, обмен и потребление – это лишь элементы производства в широком смысле слова. 2. Учения Карла Маркса. Родился в городе Триле (1818-1883), в семье юриста. Он получил хорошее образование (широкое). Идеи Маркса сочетались с философскими, социологическими и политологическими. Он учился в 2х университетах (Боннском и Берлинском). Жил и работал в Англии. Методологически Маркс исходил сразу из 3х источников: 1) Английская классическая политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти); 2) Классическая немецкая философия (Гегель, Фейербах); 3) Французский утопический социализм (Сен Симон, Фурье, Оуэн). У первых Маркс заимствовал трудовую теорию стоимости, положение закона тенденции нормы прибыли к понижению. У вторых заимствовал идеи диалектики и материализма. У третьих – понятия классовой борьбы и социального устройства общества. Маркс рассмотрел политику и государство, как вторичное явление по отношению к экономике, то есть создал учение о базисе и надстройке. Экономическое учение – базис, а государство, политика, образование, наука – это все надстройки. Основной труд Маркса – «Капитал» (порядка 40 лет он затратил на его написание). В нем исследуется капиталистический способ производства. По Марксу исключается гуманизация общества и демократии из-за частной собственности на средства производства. В капиталистической системе трудятся ради прибыли, и имеет место эксплуатация одного класса другим. А человек при капитализме (и рабочий, и предприниматель) становится чуждым самому себе, так как не может само реализоваться в труде, потому что труд деградировал в лишь средство существования. Общественным идеалом Маркс считал коммунизм, при котором все средства производства уже не принадлежат отдельным собственникам, а являются общественным достоянием и каждый человек приобретает свободу, прежде всего от эксплуатации. Как и его предшественники, Маркс рассматривает распределение доходов, полной занятости, экономического роста, благосостояния. Но центральной идеей Маркса является идея классов и теория классовой борьбы с тенденцией упрощения и поляризации классовых групп вокруг 2х основных классов (пролетарии и капиталисты). Борьба классов неизбежно должна привести к победе социалистической революции. Социальная революция неизбежна, потому что по мере накопления капитала богатые становятся богаче, а бедные – беднее. Во времена Маркса это действительно было справедливо, но в настоящее время бедные беднее не становятся, в настоящее время в развитых странах рост реальной заработной платы идет параллельно с ростом национального дохода и даже несколько опережает его.
Историки различных школ резко расходятся в периодизации новой истории. В советской историографии в рамках формационной теории её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией (1517), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453) или даже начало Великой Французской революции (1789) и др. Новое время существенно изменило формы и темпы формирования политической теории. Усложнение политической сферы, постепенно выявлявшее зависимость государственной власти от области частной жизни человека, способствовало пониманию ее как определенной социальной сферы со своими специфическими основами и механизмами. Итальянский мыслитель Н. Макиавелли первым совершил этот прорыв, разделив представления о политике и обществе. Введя в научный лексикон термин stato, он трактовал его не как отображение конкретного государства, а как особым образом организованную форму власти. В духе такого подхода Ж. Боден поставил вопрос о разработке методических оснований особой политической науки. Громадный вклад в развитие этой отрасли знания внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Милль, И. Бентам, А. Токвиль, К. Маркс и ряд других выдающихся мыслителей, разрабатывавших идеи рационализма, свободы, равенства граждан. Эта эпоха дала миру имена А. Бентли, Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, М. Вебера, В. Вильсона, Ч. Мерриама и других выдающихся теоретиков. Конечно, в разных странах развитие научного знания о политике шло неравномерно. Однако и в России труды Б. Н. Чичерина, П. А. Новгородцева, А. И. Строгина, М. М. Ковалевского, М. Я. Острогорского, Г. В. Плеханова и других ученых явились достойным вкладом в процесс формирования политической науки. В конце XIX — начале XX в. появилось множество специализированных теорий, посвященных исследованию демократии, систем политического представительства интересов, элит, партий, неформальных, психологических процессов. В Новое время были сформулированы основы таких политических идеологий: этатизм, либерализм, демократия, консерватизм, социализм. В этот период европейскими мыслителями были разработаны такие политологические идеи и доктрины, как: «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства» и др. Мощный теоретический подъем на рубеже веков привел и к становлению политической науки в качестве самостоятельной дисциплины в учебных заведениях США (1857), а впоследствии в Германии и Франции. В 1903 г. была создана первая Американская Ассоциация политических наук, объединившая в своих рядах ученых, профессионально исследовавших сферу политики. Все это позволяло говорить о становлении политической науки в качестве особой отрасли знания, занявшей свое место в структуре гуманитаристики. Томас Гоббс (1588-1679) — английский философ и политический мыслитель. В своих работах «О гражданине», «Левиафан...» и др., разрабатывал идеи естественного (догосударственного) и государственного или гражданского состояния общества. Догосударственный этап характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма согласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. В разработке своей концепции государства Т.Гоббс выступает теоретиком абсолютной, никому не подконтрольной власти. Однако необходимо иметь в виду, что этатистская концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на революционные события в Англии 1641-1649 гг. Этот период четко обозначил, что в обществах в период хаоса снижается или утрачивается регулирующая роль традиций, указов и законов. Именно в этой связи единственную надежду на восстановление порядка и недопущение впредь гражданской войны и революции Гоббс возлагает на сильное государство. Джон Локк (1632-1704) — английский философ и политический мыслитель, родоначальник классического либерализма. Его основная работа в области политики «Два трактата о правлении». Д.Локк разрабатывал идеи естественного права и договорного происхождения государства, разделения властей и народного суверенитета, неотъемлемых прав человека. Государство, по Локку, создается для того, чтобы совместными усилиями люди более надежно защищали право на жизнь, свободу и собственность. Впервые в политической мысли была четко сформулирована идея неотъемлемых прав человека, идея, которая с конца XVIII в. стала закрепляться в политико-правовых документах США и стран Европы, а с XX в. в международных документах: Декларация независимости (США, 4 июля 1776 г), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г), Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН (10 декабря 1948 г.). Эта идея в правовых документах нашей страны была отражена только к концу XX в. - в статье 17 Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 г.). Далее Дж. Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства закона в государстве. В государстве никто не может быть изъят из подчинения закону. Либеральные идеи Дж.Локка получили дальнейшее развитие в концепциях мыслителей XVШ-XX века. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) — французский политический мыслитель. Работы: «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов» и др. При рассмотрении политики и власти внедрил многофакторный подход, показывая обусловленность политико-властных явлений множеством природных, социально-экономических, культурных процессов и подчеркивая необходимость их всестороннего анализа для уяснения сути политических процессов. Особую роль Монтескье придавал географическим факторам (размер территории государства, расположение страны и т.д.), поэтому его относят к основателям «географического детерминизма». Ш.Л.Монтескье известен в политической науке как классик теории разделения властей. Необходимость разделения власти автор связывал с условиями обеспечения политической свободы в обществе. Политическая свобода имеет место лишь там, где не злоупотре***ют властью. «Чтобы не было возможности злоупотре***ть властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Одним из важнейших условий политической свободы является, согласно Монтескье, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Для политической свободы, как показывает Монтескье, необходимо также и особое состояние общества, т.е. наличие в нем таких социальных сил и институтов, которые были бы заинтересованы в свободе и могли защитить ее от посягательств власти. Жан Жак Руссо (1712-1778) — французский философ и политический мыслитель, родился в Швейцарии и называл себя гражданином Женевы. С 1742 г. он связывает свою жизнь с Парижем, здесь появляются и приобретают широкую известность его работы. Для политической науки важными являются: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «О политической экономии», «Об общественном договоре, или принципы политического права». Руссо жил в период бурного развития науки и промышленности в Европе. Власть явно выступала тормозом социального прогресса, источником нарастающих проблем и конфликтов. Анализируя эти реальности, Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет — вот формула управления государством в теории Руссо. И в этом проявляется демократизм политической теории Руссо Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического завершения английскую идею суверенитета народа: если Локк к воле народа обращается в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа — константа политического процесса, основополагающее регулятивное начало государства. Как в теориях средневековья государство управляло от имени Бога, так у Руссо оно управляет от имени общей воли. «Родился новый Бог» — так оценил идею Руссо французский писатель XX в. Альбер Камю. Видимо Камю хотел подчеркнуть, что идея народного суверенитета столь же иррациональна, как и вера в Бога. Однако с именем Руссо связана разработка идеи народного суверенитета, признания народа в качестве источника всякой политической власти юридическими документами многих государств, представление о недостатках представительной власти народа, толкование народа как естественного «контрагента» государства. Теоретическая мысль Европы ХVII - начала XVIII вв. лишь начинала выстраивать модели пределов государственному вмешательству в мирские дела, в частную жизнь. Руссо же окончательно снимает с государства божественные покровы, превращает его в обычное дело человеческих рук и разума. Начало этому процессу было положено разработкой теорий договорного происхождения государства (Г. Гроций. Т. Гоббс. Дж. Локк и др.). С этого момента государству можно указывать не только пределы, его можно переделывать. Но отсюда оставался один шаг до идеи о том, что есть искусные мастера по переделке государства. Сама власть (государство) превратилась в политическую проблему. В Европе стали активно разрабатываться символические образы власти (идеологии), которые структурировали и интегрировали различные слои народа вокруг того или иного образа устройства и переустройства общества и государства. Эдмунд Берк (1729-1797) — политический деятель и мыслитель, теоретик консерватизма. Наиболее известная работа — «Размышления о революции во Франции...» (1790) В ней Берк подвергает критическому анализу теоретические основы французской революции (идеи Руссо), показывая, что теория не может быть надежной основой стабильной политики, тем более, не может быть надежным ориентиром политики руссоистская воля большинства. Порядок в государстве, согласно Берку, это итог истории и обычаев. «Истиная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты». Эти положения английского мыслителя были далее развиты французом Ж. Де Местром, который подчеркивал, что государство есть живой организм, оно живет силами, коренящимися в далеком прошлом, которых само хорошо не знает. Таким образом, в новое время в политической теории складывается целое направление — консерватизм, в котором четко проводится идея о том, что политика должна опираться на традицию, а сама традиция выполняет регулятивно-направляющую роль по отношению к власти. Традиция в размышлениях Берка — это продукт истории, результат исторического опыта. История отбирает все ценное и лучшее, превращая это лучшее в основу дальнейшего развития, в опору мудрого правления. В ХIХ-ХХ вв. на основе исследования цивилизационных детерминант политического процесса в общественной мысли сложилось культурологическое направление в анализе политики и власти, в рамках которого находит дальнейшее обоснование тезис о существенной обусловленности политико-властного и государственно-управленческого процесса состоянием и особенностями политической культуры и менталитета данного общества. И. Кант (1724-1804) обратил внимание на тесную связь и существенное различие государства, права и этики. Содержание связи он пытался раскрыть посредством понятия «категорический императив». Категорический императив представляет собой всеобщее обязательное правило, которым должны руководствоваться все люди. В теории И.Канта важное место принадлежит пониманию государства как правового института. Кант указывает, что «государство — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Нормы права регулируют внешние отношения между людьми, мораль касается внутренней мотивации. Политическая концепция Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) обращает внимание на связь государства, права и свободы воли человека. Гегель четко различает гражданское общество и политическое государство. Характеризуя гражданское общество, немецкий мыслитель показывает, что это сфера проявления свободы человека, но здесь еще не достигается подлинная свобода, здесь каждый сам для себя цель, и лишь государство представляет собой шествие разума, подлинной свободы и права. Карл Маркс (1818-1883) — известнейший немецкий философ, экономист, внес также значительный вклад в развитие социологии и политической науки. Работы: «Манифест коммунистической партии» (совместно с Ф. Энгельсом), «Немецкая идеология», «Капитал» и многие другие. В основу своих теоретических построений Маркс закладывает идею социально-экономической, классовой обусловленности политических явлений, классового происхождения и классовой природы государства. Совокупность производственных отношений, по Марксу, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. «Политическая власть является лишь порождением экономической власти», а государство является институтом «экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса». Опираясь на материалистические идеи, Маркс разрабатывает теорию классовой борьбы как главной движущей силы исторического политического процесса. Характеризуя демократию, Маркс отмечал, что здесь «не человек существует для закона, а закон существует для человека. Таков отличительный признак демократии». Политическая наука в Новейший период С первой четверти XX в. начинается современный, продолжающийся и поныне, этап развития политической науки. Теперь ее развитие идет на основе все более усложняющихся политических связей, дальнейшей политизации социальной жизни в целом, на фоне развития всего обществознания, способствующего постоянному обогащению методов политических исследований. Неуклонное усложнение социального мира привело некоторых теоретиков к идее о том, что «политическая теория современности должна <.,.> сфокусировать внимание на фрагментированности общества». Мир стал еще более политизированным, а числе субдисциплин, изучающих грани политического, стало неуклонно расти, демонстрируя громадное разнообразие специализированных исследований, методов и приемов анализа политики. Расширение областей, подвергающихся специализированным и систематическим исследованиям, привело Г. Лассуэлла в 1951 г. к мысли о необходимости введения термина «политические науки» (political science). Основной вклад в развитие современной политической науки внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Б. Мур, Э. Дауне, Ч. Линдблом, Г. Алмонд, С. Верба, Э. Кэмпбелл и др. Современная политическая наука — авторитетнейшая академическая дисциплина; соответствующие курсы читаются во всех сколько-нибудь крупных университетах мира. В мире действует Международная Ассоциация политологов (IPSA), систематически проводятся научные конференции, симпозиумы. Мнение профессиональных политологов-аналитиков является постоянным компонентом разработки и принятия важнейших решений в национальных государствах и в международных организациях. Во второй половине XX в. в западной общественно-политической мысли стал получать распространение постмодернизм, представители которого (Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрияр и др.) ставят под сомнение возможность разработки критериев истинности научных знаний, отрицают за современной методологией научного познания способность получения сколь-нибудь значимых научных результатов или общепринятых положений. Методология периода модерна, связанная с идеями Нового времени и Просвещения, то есть, верой в науку и человеческий разум, рационализм и прогресс - все это подвергается сомнению и критике. Постмодернистские концепции являются, с одной стороны, свидетельством кризиса той западной культурной традиции, которая последние два столетия опиралась на универсалистский проект века Просвещения. В политической науке этот кризис проявляется в безуспешных попытках рационального обоснования политики, неспособности традиционных политологических методологий дать убедительное объяснение современным вызовам человечеству: глобализму, фундаментализму, политическому и государственному терроризму, росту этнических и религиозных конфликтов. С другой стороны, постмодернизм - это одно из направлений поиска новых культурных проектов и новых методов теоретического осмысления современного социального и политического мира.
Эпоха революций. Буржуазные революции. Ранние и поздние. 22. Понятие революционной ситуации. Условия и особенности протекания революционных процессов. Критерии в оценке значений итогов революции. Термин революция заимствован к 17 веку из астрономии. Революция – это вращение вокруг своей оси небесного тела. К 17 веку стали различать революции и нереволюции. Этот полный политический переворот современники стали называть революцией. Стюартов изгнали из Англии, и пришли Мария и Вильгельм Оранские. После Великой Французской революции - революции – это взрывы с участием широких масс, результат социальной и классовой борьбы в обществе. Сен-Симон - революции, что это результат противостояния классов и борьбы социальных и классовых сил в обществе, которые приводят к глубоким столкновениям, потрясениям и переменам в жизни страны и общества. Маркс, Энгельс стали выделять понятия политическая и социальная революция. Маркс и Энгельс пришли к мысли о том, что политическая власть должна осуществляться в виде диктатуры победителей. Диктатура может быть буржуазной, либо диктатура рабочего класса, пролетариата. 16 век – эпоха революций. Это буржуазные революции. 2 революции 16 века – это предреволюции или неудачные революции, это Реформация и крестьянская война в Германии, и революция, которая началась в августе 1566 года с иконоборческого восстания в Нидерландах. 17 век – 2 революции. В Англии великая и _____ 18 век – революция в Северной Америке и во Франции. Революции становятся переломными рубежами, становятся ступенью развития мировой цивилизации. Различается 2 волны этих революций: 16-17 веков – первая волна, и вторая волна – это американская, французская и европейские революции начала и первой половины 19 века. Революции 17-18 веков – великая английская, американская и великая французская – называют иногда классическими буржуазными революциями. Революции имели своеобразие, так и конкретными условиями тех стран, где они случались. Им свойственны некоторые общие характеристики, черты, которые их роднят. Во-первых - минимум социально-экономических предпосылок, обострение жизни трудящихся, приход новых форм организации производства, идеологические столкновения. Во-вторых, появление общественной силы, которая заинтересована в утверждении нового строя, нового общества. Сила складывается из 2-х компонентов: 1 компонент –широкие массы народа. Большая часть населения должна активно или пассивно в этой революции принимать участие. 2 компонент – гегемон, в лице владельцев капитала, выступает организатором этого возмущения. 3 компонент –вопрос о полноте политической государственной власти в обществе, т.е. борьба за власть. Страны Европы развиваются неравномерно. Поэтому для европейского континента эпоха социальных буржуазных революций это довольно продолжительный исторический этап. Революция возникает под действием факторов как региональных, местных, национальных, так и общеевропейских. Эпоха ранних революций и эпоха поздних революций чем отличаются? Надо учитывать влияние той эпохи, когда эта революция произошла. До середины 19 века новое общество, которое возникало в недрах старого, оно было достаточно прогрессивное. И руководителем выступала нарождающаяся буржуазия. Со 2-й половины 19 века и 20 век гегемоном может выступать уже не буржуазия, а какие-то другие категории населения. Начиная со 2-й половины 19 века начинается эпоха, когда одновременно будут развиваться революции буржуазные– пролетарские или социалистические. Что такое революционная ситуация? 1) Кризис верхов. 2) Обострение положения низов. 3) Должен образоваться революционный лагерь. Для характеристики каждой революции - общий исторический фон. - специфику условий каждой отдельной страны. Для правильной оценки всякой революции вы должны: - выделить причины революции; - главные и второстепенные задачи революции; - движущие силы революции и изменения внутри революционного лагеря - степень активности и самостоятельности народных низов - верхушечные революции. (объединение Германии, Буржуазные революции). -формы и методы борьбы. Конфликт производительных сил и производственных отношений приводит к революции. Часто бывает закамуфлирован более ясными противоречиями. Противоречия религиозной борьбы. Задачи революции – решение аграрного вопроса, так как аграрный сектор – основа экономики. В некоторых революциях завоевание национальной независимости. Это Итальянская революция и войны за объединение Германии. Любая революция развивается либо по восходящей линии, либо по нисходящей. На разных этапах революции руководящая роль принадлежит определенным социально-политическим силам, которые по мере развития революции начинают отходить на вторые планы. Более широкие слои начинают участвовать. Более радикальные лидеры приходят. Накал борьбы усиливается, степень демократизации, радикализации требований и реформ, революционных решений возрастает. Когда в первые часы и дни революции был достигнут максимум завоеваний и радикализации. А затем наиболее революционное ядро парижских рабочих изолировались, поссорились с армией, крестьянством, заболтали все программы. А затем развитие пошло по нисходящей. Методы и формы борьбы в революции зависят от того, какой класс, какой социальный слой выступает ядром. - Для буржуазии различные пропагандистские общества, газеты, агитация. - Офицеры. Заговор. Военный переворот. Те же декабристы. - Методы борьбы, для крестьян: бунты, крестьянские восстания, особенно массовые крестьянские войны, захват и раздел помещичьих земель, изгнание феодалов, казни. - Для рабочих стачки, забастовки, всеобщие забастовки, баррикадные бои, всеобщее вооруженное восстание, пролетарская революция. - студенчество: уличные шествия, стачки, демонстрации. Когда старый режим, старые власти делают ставку на насильственное подавление, они фактически развязывают гражданскую войну. Как оценивать результаты революции? Оценивая значение революции, надо оценивать не только принятые решения, но и те подвижки, те решения, те изменения, которые в полной мере влияли, которые сказываются спустя годы или даже спустя поколения.
Эпоха Нового времени - происходит повышенное внимание к развитию науки и техники, к знаниям и прогрессу. Впервые именно в эпоху Нового времени технологический прогресс, научный прогресс, технический прогресс становится важнейшим для прогресса человеческого общества. 16 век. 1530 год в Аугсбурге издается 1-я поваренная книга. в Нюрнберге, 1550 год.изобретено книгопечатание. 1544 год – в Англии появился сахаро-рафинандный завод. Токарный станок в виде токарной лестницы 1568 год Галилей – построил телескоп в 1590 году, появилась алхимия. 17 век. Яков 1 Стюарт в 1619 г пожаловал одному из английских изобретателей патент на применение каменного угля в металлургии на получение чугуна и железа. начинается патентная система. 1619 г – важнейший патент на использование каменного угля в металлургии для получения металла С начала 17 в по середину 19 в история изобретательства, технологической и технической мысли проходит 3 этапа в Европе. 1 этап – 16-начало 17 века – по 30-40-егоды 18 века. На этом этапе преобладает техника мануфактурного производства и зарождаются элементы будущих рабочих машин. 2 этап с 1730-40-х годов 18 века и до конца 18 в. техническая революция для 18 в., к-я заключается в 2-х событиях: создание рабочих машин и создание универсального парового двигателя. 3этап научно-технического развития это конец 18 в -60-70-е г 19 в. развитие техники уже машинного фабрично-заводского производства Рассмотрим подробнее 1 этап – по с 1730-40-х годы 18 века. Примерно действовало до 600 тысяч ветряных и водяных мельниц, специализация инструментов начинается в текстильном производстве. диверсификация, т.е. разнообразие инструментов, которыми чешут, прядут, ткут и т.п.Наличие механических двигателей, водяных или ветряных, способствует развитию токарного искусства в виде токарных или примитивно-токарных станков. Это позволяет развивать металлообработку. В Германии и в Швеции в начале 18 века изобретают водяные ножницы, которые могут резать полосовое железо, стальную проволоку. С начала 18 в в Швейцарии и других германских землях, а затем во всей Европе начинают отливать пушечные стволы и высверливать их. начинаются первые попытки создания нового двигателя – парового двигателя. Впервые очень примитивный паровой двигатель был изобретен в Испании в 1556 году. к середине 17 века усовершенствуется цепная передача (как в велосипеде). С середины-2-й половины 18 века начинает широко применяться ременная передача (натянутый ремень) и всевозможные зубчатые шестерни, зацепления, которые энергию движения передают. 1710 г изобретаются роликовые, а в 1734 г шариковые подшипники, появляются первые пред-рабочие машины в Голландии и в Германских землях. 17 век – в Утрехте создается машина, которая автоматически прядет веревки, канаты. В Нюренберге в 1685 году - машина, к-я из проволоки автоматически делает гвозди со шляпками. Ремесленники выступают против введения этих С 1730-40-х годов 18 в начинается 2 этап развития науки и техники. 1733 год – В Англии изобретен механический челнок. В 1738 году – первую прядильную машину изобрел Уаед. 1764 год. Джеймс Харгривс изобретает прялку «Дженни»,изобретают прялку, к-я прядет более грубую ткань и называет ее «билли». А в 1769 году известный механик Ричард Анклайд «поженил» «билли» и «дженни», соединил эти 2 изобретения в одну прядильную машину, к-я работала от водяного или ветряного двигателя. К концу 1770-х г 18 в Кроутон изобретает прядильную машину, где вертится от 400 до 500 веретен. в 1785 году англичанин Картрайт создает первый вариант ткацкого станка. Возникает проблема сырья. Самуэль Эли в 1793 г. <
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |