Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология экономической науки



2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Методология экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Предмет экономической науки. Функции экономической науки.

Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В самом общем виде она представляет собой форму научного знания, совокупность положений и выводов, отражающих ту или иную сторону экономической деятельности. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. те их действия, которые непосредственно связаны с производством, распределением, обменом и потреблением благ, путем рационального использования тех самых ограниченных ресурсов. В соответствии с масштабом изучаемого объекта различается два вида экономического анализа, которые соответствуют двум разделам экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика (микро означает малый) – это раздел экономики, анализирующий экономические действия индивидов, фирм и отдельных домашних хозяйств.

Макроэкономика (макро означает большой) – изучает законы деятельности национальной экономики вцелом и так называемые агрегаты, которые в нее входят – частный и правительственный сектора, домашние хозяйства. Поэтому макроэкономика оперирует агрегированными показателями, представляющие совокупность экономических единиц – хозяйств, предприятий, которые при анализе рассматриваются как единое целое. Предметом исследования здесь являются не только агрегаты, но также и связи, возникающие между ними в процессе хозяйственной деятельности. Как и всякая наука, экономическая теория выполняет следующие функции:

  • познавательная (теоретическая) функция - экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;
  • практическая функция - любое знание ценно не само по себе, а своей способностью служить руководством к действию, реализации практических целей совершенствования общества. Экономическая теория должна, проникнув в самую суть экономической жизни, вскрыть законы, управляющие экономическими процессами, и подсказать пути их использования;

методологическая функция - экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), функциональных (экономика и социология труда, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.)

Методология экономической науки

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

§ Метод научной абстракции

Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, неэкономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

§ Метод функционального анализа

Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений. Метод функционального анализа предполагает использование метода графических изображений. Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации

  • Метод анализа и синтеза

анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения;

синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое. Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.

  • Индуктивный и дедуктивный методы

Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему;

метод дедукции– метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.

  • математические и статистические методы,которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Прогнозированиеозначает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития экономического процесса;
  • Метод сравнительного анализа

Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата

  • Метод позитивного и нормативного анализа

«позитивная наука… - это совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука… - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть»

  • Метод экономико-математического моделирования

Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов

 

3.Потребности и ресурсы.

Конечной целью функционирования любой экономики является удовлетворение потребностей общества и индивида. Производство благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей, происходит в условиях ограниченности ресурсов, что порождает проблему выбора в экономике. Поэтому в экономической науке такие понятия, как экономические потребности, ресурсы, выбор являются базовыми экономическими понятиями.

Экономические потребности традиционно рассматриваются как недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества вцелом. Экономические потребности также можно определить как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.

В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются почти в неограниченных масштабах (воздух), другие – в ограниченном размере и называются экономическими благами (вещи, услуги).

Экономические блага делятся на:

  • долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.д.);
  • взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). К субститутам относят многие потребительские товары и производственные ресурсы, услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино-театр-цирк);
  • настоящие и будущие;
  • прямые (потребительские) и косвенные (производственные).

Основное свойство изменения потребностей находит отражение в законе возвышения потребностей (по структуре, качеству, количеству), хотя в каждом конкретном случае потребности могут иметь физиологический предел.

Так, в классической науке обычно выделяют три группы потребностей:

    1. Материальные;
    2. Духовные;
    3. Социальные.

Материальные потребности – это потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности человека: потребности в пище, воде, одежде, жилье, предметах быта.

Духовные потребности – связаны с развитием личности человека путем получения образования, информации и знаний, приобщением к искусству, вере, религии.

Социальные потребности реализуются через участие людей в общественной деятельности.

В экономической теории различают потенциальные и платежеспособныепотребности.

Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага.

Платежеспособные потребности – те потенциальные потребности, которые обеспечены реальными денежными средствами и перерастают в спрос.

Широко известна группировка потребностей американского ученого А. Маслоу (пирамида Маслоу – психологическая классификация).

Согласно пирамиде А. Маслоу потребности располагаются в восходящем порядке, от «низших» к «высшим»:

1. Физиологические потребности (еда, вода, одежда)

2. Потребность в безопасности (защита)

3. Потребность в социальных связях (дружба, общение)

4. Потребность в самовыражении (достижении цели)

5. Потребность в самоактуализации (реализация способностей)

Средства, при помощи которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Виды благ:

· Свободные блага (неэкономические) – представляются природой в почти непрерывном объеме (воздух, вода).

· Экономические блага – являются объектом или результатом экономической деятельности людей, их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями (товары и услуги).

· Материальные блага - это дары природы и продукты производства.

· Нематериальные блага – здравоохранение, искусство, театр, духовная культура, образование.

· Общественные блага – национальная оборона, охрана общественного порядка, уличное освещение.

Для создания благ необходимы ресурсы, которые выступают как материальная основа производства.

Экономические ресурсы – факторы, условия необходимые для производства благ. Они бывают природные, материальные, финансовые, трудовые.

Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям. Она бывает относительная и абсолютная.

Перед обществом в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора. С этой проблемой сталкиваются все экономические системы, и она имеет всеобщий характер.

Таким образом, основная проблема в экономики определяется так: как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить растущие потребности людей, т.е. экономика – наука об управлении ресурсами.

 



2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Методология экономической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология экономической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)