Эффект входа новых фирм в отрасль и равновесие в долгосрочном периоде
Монополия: понятие, характерные черты чистой монополии. Исторический процесс монополизации экономики. Барьеры для конкуренции. Основные виды и организационные формы современных монополий. Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия - рыночная структура, отвечающая следующим условиям: 1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т.е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль. 2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер, 3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба. Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-монополист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой). Возникновение и существование чистых монополий обычно объясняется наличием барьеров для вступления в отрасль. Способствующие формированию таких барьеров факторы и порождают монопольную власть на рассматриваемых рынках. Все барьеры можно разделить на две группы - естественные и искусственно создаваемые. Среди естественных барьеров можно выделить: 1. Экономические - отдельные фирмы за счет постоянного совершенствования технологических процессов могут достичь наименьших издержек выпуска при производстве очень значительного объема продукции (положительный эффект масштаба производства). Это приводит к тому, что только одна или несколько крупных фирм могут иметь низкие издержки производства в расчете на единицу продукции. Остальные фирмы вытесняются из отрасли, и возникает естественная монополия. Естественные барьеры возникают также тогда, когда внутренний рынок какой-либо страны относительно невелик, а экономически в данной отрасли эффективны только крупные предприятия, поэтому одна фирма охватывает практически всю отрасль. 2. Технологические - связаны с существованием предприятий местного коммунального хозяйства. Современный уровень техники и технологии делает здесь конкуренцию очень затруднительной или просто невозможной. Например, нет смысла для осуществления конкуренции проводить к каждому дому несколько водопроводов. 3. Финансовые - монополизированные отрасли имеют обычно значительный объем выпуска, поэтому новой фирме для входа в отрасль нужно осуществить большие инвестиции, подготовить квалифицированные кадры и т.д., что сопряжено со значительными затратами и блокирует вход в отрасль. 4. Собственность на некоторые виды ресурсов. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, необходимое в производстве данного материального блага, может препятствовать возникновению конкурирующих фирм на рынке этого товара, на котором сама обычно выступает как монополист. К искусственно создаваемым барьерам можно отнести: 1. Юридические - гарантирование патентных прав на изобретения, предоставление особых привилегий в виде лицензий на выпуск и реализацию продукции, обеспечение секретности некоторых отдельных разработок со стороны правительства могут привести к сосредоточению в руках одной фирмы основной массы патентов и лицензий на производимые в отрасли товары. 2. Методы недобросовестной конкуренции - такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте; использование системы демпинговых цен, когда с целью разорить конкурента или вытеснить его с рынка на непродолжительное время устанавливается цена ниже величины средних издержек; криминальные и прочие методы. Перечисленные выше барьеры, блокирующие вход на монополизированный рынок, определяются факторами, обеспечивающими рыночную власть того единственного производителя, который действует в данной отрасли. Множественность этих факторов порождает существование нескольких типов монополий: • закрытая монополия. Рыночная власть и монопольное положение на рынке обусловлено юридическими барьерами, исключающими конкуренцию в отрасли. Поскольку возникновение закрытой монополии связано с деятельностью государственных институтов, деятельность таких фирм предполагает пристальное внимание со стороны государства и наличие ряда ограничений относительно уровня цены и получаемых сверхприбылей; • открытая монополия. В случае открытой монополии рыночная власть фирмы-монополиста является результатом новаторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, обеспечивающая ярко выраженное конкурентное преимущество, позволяющее вытеснить конкурентов с рынка, и т.п.). Связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть скопированы или превзойдены, что объясняет кратковременность существования единоличной рыночной власти фирм - открытых монополий; • естественная монополия. О ней уже говорилось. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого (рыночного) спроса на нее; • монопсония - особый тип рыночной структуры, когда рыночная власть концентрируется в руках не продавца, а покупателя; • двусторонняя монополия возникает в том случае, если монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |