Равновесие монополии в долгосрочном периоде. Естественная монополия и ее регулирование. Средние издержки производства монополии в долгосрочном периоде
Многоценовая монополия. Ценовая дискриминация: сущность и основные виды. Захват потребительского излишка. Все стратегии монополистического ценообразования имеют одну общую черту – они являются различными способами захвата потребительского излишка и его перехода к монополисту. Если предприятие продает весь объем товара по единственной цене, то, чтобы максимизировать прибыль, она выбирает цену P0 и количество продаж Q0, исходя из расчета равенства предельных издержек и предельного дохода MR = MC. Предприятие уже при этом условии было бы прибыльно, но монополист знает, что некоторые покупатели (на отрезке т. А кривой спроса) заплатили бы больше, чем P0. Но повышение цены означало бы потерю некоторого числа покупателей, уменьшение объема реализации и снижение прибыли. С другой стороны, снижение цены увеличило бы число покупателей и объем продаж, но прибыль всеравно бы сократилась. Задача монополиста, таким образом, сводится к тому, чтобы захватить потребительский излишек у группы А, повысив для нее цену, и расширить объем продаж за счет снижения цены дляпокупателей группы В. Такая политика установления разных цен для разных групп покупателей называется диверсификацией цен (многоценовая монополия). Проблема заключается в том, чтобы разделить покупателей на группы по тем или иным признакам и заставить их платить разную цену. Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий: 1) продавец товара или должен быть чистым монополистом, или контролировать подавляющую часть рынка данного товара; 2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые по-разному могут платить за предлагаемый товар, т.е. сегментировать рынок; возможность сегментирования объясняется тем, что для разных сегментов рынка характерен спрос с разной степенью эластичности; 3) первоначальный покупатель данной продукции не может ее продать по более высокой цене другим потребителям, представляющим другой сегмент рынка. Классический пример ценовой дискриминации - тарифная политика телефонных компаний, когда минута разговора в разное время суток имеет разную стоимость. Потребитель с неэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневной тариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер) - заплатит низкий тариф вечернего времени. Многообразие тарифных планов, предлагаемых поставщиками сотовой связи, также может быть упомянуто здесь в качестве примера. Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличивает прибыли; при ценовой дискриминации кривая спроса на предлагаемый продукт практически совпадает с графиком предельного дохода, т.е. у фирмы нет антистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политику ценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара. Графическая модель, иллюстрирующая сказанное, представлена ниже. Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что оптимальный объем производства для проводящей ценовую дискриминацию фирмы, будет определяться по точке А. Т.е. оптимальный объем производства для данной фирмы будет значительно превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки В на ось Ох на рисунке ниже). Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС, которая больше площади прямоугольника АТСВРА АВ на следующем рисунке.
Показатели монопольной власти: индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана, их особенности, практическое значение. Монополия и эффективность. Х-неэффективность при монополии. Проблемы антимонопольного регулирования. Индекс Лернера имеет два способа подсчета Показатель монопольной власти, индекс Лернера, подсчитывается по формуле: Поскольку при совершенной конкуренции способность отдельной фирмы влиять на цены равна нулю (Р=МС), то относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы рыночной власти. При чистой монополии в гипотетической модели коэффициент Лернера равен максимальному значению L=1. Чем выше значение данного показателя, тем выше уровень монопольной власти. Данный коэффициент может также быть выражен через коэффициент эластичности, используя универсальное уравнение ценообразования: (P-MC)/P=-1/Ed. Мы получаем уравнение: L=-1/Ed, где Еd - эластичность спроса на продукцию фирмы по цене. Например, при эластичности спроса Е = -5 коэффициент монопольной власти L=0,2. Еще раз подчеркнем, что высокая монопольная власть на рынке не гарантирует фирме высокой экономической прибыли. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма B, но получать меньшую прибыль, если у нее выше средние совокупные издержки. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Для оценки монопольной власти также используют показатель, определяющий степень концентрации рынка на основе индекса Херфиндаля - Хиршмана (IHН). При его расчете используют данные об удельном весе продукции предприятия в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции предприятия в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При расчете индекса все предприятия ранжируются по удельному весу от наибольшего до наименьшего:
Если в отрасли функционирует лишь одно предприятие, то S1 = 100%, а IHH= 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых предприятий, то S = 1%, а IHH= 100. Высоко монополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля - Хиршмана превышает 1800. Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости. Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на: · интенсификацию научно-технического прогресса, т.е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ; · поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле; · создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы. Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком. Антимонопольная политика государства Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий. Антимонопольная политика - это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм. Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (577)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |