Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория «ломаной кривой спроса». Модель картеля. Модель ценового лидерства. Модель «тайного сговора». Модель «издержки плюс». Особенности современных олигополий



2016-01-26 593 Обсуждений (0)
Теория «ломаной кривой спроса». Модель картеля. Модель ценового лидерства. Модель «тайного сговора». Модель «издержки плюс». Особенности современных олигополий 0.00 из 5.00 0 оценок




Ломаная кривая спроса.

Предположим, что в отрасли сущест­вует олигополия со следующими параметрами: на рынке функ­ционируют три фирмы - А, Б, В; у каждой из них приблизи­тельно 1/3 рынка данноготовара; между А, Б и В нет тайного сговора о ценообразовании; фирма А имеет объем производства, равный QA, реализуемый по цене РА.

Возникает вопрос: как будет выглядеть кривая спроса на продукт фирмы А? Ответ на него во многом будет зависеть от поведения конкурентов (Б и В) и их реакции на изменение цены у фирмы А. Существуют два возможных варианта поведения фирм Б и В: вариант выравнивания цены и игнорирование дей­ствий фирмы А.

Рассмотрим подробно вариант выравнивания цены. Если фир­мы Б и В будут следовать в своей политике ценообразования по­ведению фирмы А, то фактически подобная модель рынка будет соответствовать рынку чистой монополии, так как А, Б и В сольются по своему поведению в одну фирму. В этом случае гра­фики спроса и предельного дохода фирмы А будут выглядеть, как представлено на рисунке а), т.е. отличаться низкой степе­нью эластичности. Если фирма А снижает цену, ее продажи уве­личатся незначительно, потому что конкуренты (Б и В) тоже со­кратят цену, чтобы помешать А добиться конкурентного пре­имущества в цене. Небольшое увеличение в продажах А, Б и В произойдет за счет других отраслей, т.е. А не увеличивает объе­мы реализации за счет Б и В. Если фирма А повысит цену, то ситуация будет развиваться в обратном направлении: отрасль по­теряет небольшой объем продаж за счет других отраслей (в ре­зультате межотраслевой конкуренции), но А не теряет потреби­телей в пользу Б и В.

Другая возможная реакция - фирмы Б и В игнорируют изме­нения в политике фирмы А. Это соответственно сказывается и на кривых спроса и предельного дохода фирмы А. График спроса на продукцию фирмы А будет значительно эластичнее, так как у фирмы А появились конкуренты (рисунок б). Если фирма А по­низит цену, а ее конкуренты нет, то она увеличит объемы продаж за счет фирм Б и В. И наоборот, если А поднимет цену, то ее клиенты перейдут к фирмам Б и В, которые не изменили цен.

Здравый смысл и наблюдение за деятельностью олигополистических отраслей показывают, что в реальной действительности существует некий симбиоз рассмотренных выше вариантов:

• при снижении цены фирмой А, фирмы Б и В будут вырав­нивать свои цены, чтобы не лишиться рынка;

• при увеличении фирмой А цен на свою продукцию ее кон­куренты игнорируют подобную политику фирмы А, чтобы вытеснить ее с рынка, «перехватить» ее покупателей.

В связи с этим олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на выпускаемый им товар (рисунок в). Говоря другими словами, если фирма А повышает цену сверх уровня РА, то ос­тальные две фирмы используют отрезок DSA (игнорируют повы­шение цен), а если цена снижается ниже уровня PА, то фирмы Б и В используют отрезок AD, т.е. выравнивают цены.

Ломаная D1AD и есть кривая спроса олигополиста. График предельного дохода тоже становится ломаной линией, но не просто ломаной, а «разорванной» по оси Оу и представляет собой два отрезка - D1MR1 и MR.

На основе приведенного анализа можно сделать выводы:

• любое изменение цен для олигополиста является нецелесо­образным, поскольку, с одной стороны, рост цен ведет к оттоку клиентов к конкурентам, которые не изменили цены. С другой стороны, снижение цен будет наверняка подхвачено фирмами-конкурентами и ощутимых выгод не принесет, а может даже привести к снижению выручки, если участок кривой спроса AD будет неэластичным. Поми­мо этого фирмы-конкуренты могут начать ценовую войну против фирмы А, т.е. снизить цены в еще большей пропор­ции, и, как результат, - значительные убытки у фирмы А;

• ломаная («разорванная») линия предельного дохода пока­зывает, что изменение издержек на достаточно большом интервале от С1 до С2 не ведет к каким-либо заметным из­менениям объема производства и цены. В нашем случае объем производства останется QA, а цена рА. Это также обусловливает негибкость цен. Ведь изменение издержек от С1 до С2 не оказывает влияния на цену. Единственная проблема, остающаяся в данном случае нераз­решенной, заключается в способе определения первоначальной цены рА. На практике это чаще всего происходит методом проб и ошибок.

Тайное соглашение о ценообразовании.

Недостатки ломаной кривой спроса очевидны для фирм-участниц олигополии. Это возможность войны цен, появление в отрасли новых фирм и т.п. Поэтому у олигополистов возникает естественное и по­нятное желание договориться об уровне цен и (или) о доле рын­ка, чтобы снизить неопределенность и конкуренцию в отрасли. Этот договор может быть явным или в форме молчаливого со­глашения (в результате таких договоров возникают отраслевые картели). Для определения цены и объема предложения отдель­ного олигополиста при тайном сговоре о ценообразовании рас­смотрим тот же пример с тремя фирмами и условимся, что они производят однородную продукцию (чистая олигополия); имеют примерно одинаковые кривые издержек; фирмы Б и В будут следовать за изменением цены фирмой А (выравнивать цену), т.е. кривые спроса и предельного дохода будут в достаточной степени неэластичны (как показано на рисунке а), а положение каждой из трех фирм будет характеризоваться графически, как показано на рисунке ниже.

Фирмы А, Б и В (каждая) реализуют объем продукции QА по цене РА. Приведенный рисунок отражает ситуацию для чистой монополии, которая фактически здесь и воспроизводится.

Для всех трех фирм более выгодно выполнять условия дого­вора. Например, если Б и В назначат цены ниже РА, то фирма А начнет терять клиентов (кривая ее спроса сместиться влево). Если А тоже снизит цену, но еще более значительно, чем Б и В (т.е. ответит тем же), то это вызовет значительные потери при­были, а возможно и убытки у всех трех фирм-конкурентов.

Ценообразование по принципу «издержки плюс».

Эта модель це­нового поведения олигополии основана на эмпирическом методе, его суть заключается в определении издержек на единицу продук­ции, к которым добавляется накидка (фактически прибыль). Из этих двух составляющих фактически и складывается цена товара. Надбавка (накидка) представляет собой некий процент от издер­жек, т.е. производитель закладывает в нее желаемую прибыль с учетом имеющейся в отрасли конкуренции и существующего спроса. К этому методу ценообразования очень часто прибегают фирмы, производящие различную продукцию, которым трудно скалькулировать издержки на каждую единицу произведенной продукции. Использование этого метода не исключает существо­вания в отрасли тайного сговора или лидерства в ценах.

К сведению. Система планового ценообразования по своей технологии была очень близка к рассмотренному принципу. Цена определялась на основе среднеотраслевых издержек на единицу продукции, к ним «плюсовался» нормативный процент прибыли, в сумме получалась фиксированная цена товара. В плановой экономике эта система не стимулировала произво­дителя снижать издержки (западная схема «издержки+» также не стимулирует). Ведь, чем больше были издержки, тем больше была и прибыль в абсолютном исчислении. Схема «издержки плюс» оказала огромное влияние, как на плановый способ хо­зяйствования, так и на сменившую его современную россий­скую экономику.

Картель – одно из проявлений олигополистической структуры рынка. Возникает в результате стремления производителей – олигополистов к кооперативому поведению. Согласно определению, картель - один из видов олигополии, для которого характерно объединение конкурентов и совместное согласование вопросов, касающихся цен и объемов производства данной отрасли, с целью установить монопольное равновесие. В случае организации картеля олигополисты получат наибольшие прибыли, так как будет иметь место скрытый или явный сговор о распределении объема производства для поддержания монопольной цены на данном рынке.

Для установления картеля необходимо:

1. Существование барьера для входа в отрасль (необходим для исключения возможности продажи товара другими фирмами после повышения цены картелем;

при свободном входе в отрасль повышение цены привлекло бы новых производителей, в результате чего произошел бы рост предложение и падение цены ниже монопольного уровня, который стремиться поддерживать картель)

Во избежание притока в отрасль новых конкурентов картель может установить лимитную цену, не позволяющую новым фирмам получить прибыль.

1. Установление совместных ориентиров по общему уровню выпуска продукции всеми производителями, состоящими в картеле. (производится оценка рыночного спроса исходя из предельного дохода для всех уровней выпуска; далее, выбор выпуска, при котором достигается равенство MC=MR. Однако существует риск, которому будет соответствовать ситуация, когда у участников картеля не получается договориться об оценке рыночного спроса, ценовой эластичности или при условии, что у фирм разные издержки производства, т.е. фирмы с более высокими средними издержками стремятся к более высоким картельным ценам)

2. Установка квот для каждого члена картеля. (Общий монопольный выпуск Qm делится между всеми членами картеля для достижения равновесия производства, при котором предельные издержки сравняются с рыночным предельным доходом; Пока сумма месячных выпусков всех продавцов равна Qmможно поддерживать монопольную цену)

3. Разработка процедуры проведения утвержденных квот в жизнь (решающий этап для работоспособности картеля, так как у каждой фирмы есть стимулы расширять свое производство при картельной цене, однако если большинство членов картеля увеличат объем выпуска, то картель распадается, так как цена вернется к свому конкурентному уровню)

 

 



2016-01-26 593 Обсуждений (0)
Теория «ломаной кривой спроса». Модель картеля. Модель ценового лидерства. Модель «тайного сговора». Модель «издержки плюс». Особенности современных олигополий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория «ломаной кривой спроса». Модель картеля. Модель ценового лидерства. Модель «тайного сговора». Модель «издержки плюс». Особенности современных олигополий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)