Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прибыль фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Дифференциация продукции и прибыль. Неценовая конкуренция: ее роль и основные виды



2016-01-26 572 Обсуждений (0)
Прибыль фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Дифференциация продукции и прибыль. Неценовая конкуренция: ее роль и основные виды 0.00 из 5.00 0 оценок




Если какая-то отраслевая фирма начинает получать эконо­мическую прибыль в краткосрочном периоде, то это будет сиг­налом для фирм других отраслей, и они начнут покидать свою отрасль и входить на данный рынок. Уже говорилось, что при монополистической конкуренции входные барьеры фактически отсутствуют, т.е. новые фирмы не столкнутся с серьезными сложностями, и данная отрасль начнет расширяться.

Увеличение числа фирм приведет к тому, что рыночный спрос на производимый отраслью продукт будет распределяться на большее количество фирм, спрос на товар отдельной фирмы сократится, и график спроса на ее продукцию сместиться влево. Кроме того, рост числа конкурирующих в отрасли фирм повысит степень ценовой эластичности спроса на товар отдельной фирмы, т.е. изменится угол наклона графиков спроса и предельного до­хода рассматриваемой фирмы. В долгосрочном перио­де вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю и каждая фирма не окажется в точке безубыточности. Соответственно, в случае если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток фирм, спрос на продукцию отдельного продавца на рынке будет возрастать, степень его эластичности понижаться. Выход фирм из отрасли закончится, когда оставшиеся фирмы бу­дут получать нулевую экономическую прибыль, равно как и нуле­вые экономические убытки, т.е. достигнут безубыточности. В долгосрочном периоде фирма будет находиться в равновесии, когда ее предельный доход будет равен предельным издержкам, а график Спроса касается графика средних издержек в точке максимально приближенной к нижней точке параболы средних издержек.

Неценовая конкуренция в условиях монополистической конкуренции является основным видом конкуренции. Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Характеристика видов неценовой конкуренции при различных рыночных структурах:

1. Совершенствование и разнообразие продукции

Конкуренция продуктов является важным средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование продукта может быть нарастающим в двух различных смыслах.

Во-первых, удачное улучшение продукта одной фирмы обязывает конкурентов подражать или, если они могут это сделать, превзойти временное рыночное преимущество этой фирмы, в противном случае им не избежать убытков. Во-вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования дальнейших его улучшений.

Более экзотическая тара, яркая упаковка или “наведение блеска” составляют зачастую главные направления изменений продукта. Доказывается также, что особенно в случае с потребительскими товарами длительного пользования и товарами ограниченного срока пользования изменение может происходить по принципу “запланированного морального износа”, когда фирмы улучают свой продукт ровно в той степени, которая необходима для того, чтобы заставить среднего покупателя почувствовать неудовлетворенность прошлогодней модели.

Чем больше совокупный рынок, тем менее дорогим оказывается обеспечение на нем любого заданного уровня разнообразия. По мере развития экономики и роста богатства людей увеличение разнообразия становится более эффективным, поскольку увеличивается спрос на все блага. В очень бедной стране для удовлетворения спроса на многих рынках может оказаться вполне достаточно продукции только одной фирмы. По мере роста экономики и расширения потребительского спроса открываются возможности для притока большого числа фирм, и рыночные структуры эволюционируют в сторону монополистической конкуренции, обеспечивая потребителям выгоды от разнообразия.

Такого же рода выигрыш может быть получен от использования преимуществ международной торговли между странами. Большая часть торговых операций между промышленно развитыми странами осуществляется в рамках одной и той же отрасли. Например, Германия и Франция продают друг другу машины. Эта торговля в области дифференцированных продуктов обеспечивает людям обеих стран доступ к более широкому ассортименту продуктов, каждый из которых производится для мирового рынка, следовательно, может быть произведен в разумно больших масштабах.

Неценовая конкуренция при широком ассортименте - самый перспективный вид конкуренции. Фирма конкурирует уникальным качеством, а не низкой ценой продукции. Это означает, что только данное предприятие умеет изготавливать определенные изделия и, не снижая цены, конкурирует качеством. Примером может быть мировое судостроение. Так, Япония - единственная страна, строящая крупнотоннажные танкеры более 100 тыс. тонн водоизмещением с уникальной степенью автоматизации. Данный тип конкуренции подходит только для крупных фирм, обладающих большим научно- техническим потенциалом.

2. Реклама

Ведущую роль в формировании потребительского спроса играет рекламирование любой продукции.

Реклама в различном виде, и в первую очередь на упаковке товара, помогает достичь основной цели путем убеждения потребителей продолжать пользоваться продуктом и испытать продукт в новом применении, а также побуждения тех, кто не пользуется продуктом, купить его.

Когда фирма произвела новый продукт, дополнительный или модифицированный старый, реклама помогает фирме в поисках и привлечении новых потребителей. Одновременно она пытается повлиять на существующих клиентов, чтобы они продолжали покупать продукты фирмы. Реклама должна быть направлена и на привлечение покупателей с тем, чтобы заменить тех, кого фирма потеряла в результате конкуренции.

Таким образом, реклама выполняет следующие задачи:

  1. информирует потребителя о наличии товара, причем затраты на нее экономически выгодны рекламодателю
  2. повышает спрос на товар и побуждает увеличивать его производство, что в свою очередь регулирует цены. Характерны ситуации, когда производитель, довольствуясь минимальной прибылью, с помощью рекламы значительно увеличивает объем реализуемой продукции, тем самым ускоряя оборачиваемость своего капитала и получая большую прибыль
  3. стимулирует конкуренцию, так как устанавливает стандарты по характеристикам товара, которые более всего привлекают потребителя
  4. помогает средствам массовой информации оставаться независимыми, принося им определенный доход

Реклама вызывает активность клиентов тремя путями: она может побудить их к прямому действию (покупателя просят немедленно прийти и купить, прислать заказ и т.д.); косвенному действию (постоянно напоминая торговую марку и побуждая покупать только этот продукт); комбинацию двух указанных видов, прося покупателя сделать шаг в направлении покупки, но, не требуя делать это немедленно.

В рекламе применяют несколько основных средств: телевидение, радио, газеты, журналы, а также наружные средства рекламы: вывески, стенды, витрины, неоновая реклама. Особую роль играет реклама в виде упаковки, поэтому основную рекламную нагрузку несет, конечно, упаковка.

Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, в том, что фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. В переводе на специальные термины это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

Прежде чем заниматься планированием рекламы, следует выявить запросы потребителя и его отношение к данному товару, оценить уровень конкуренции на рынке, то есть провести маркетинговые исследования. Современный маркетинг рекомендует комплексно использовать различные виды и средства рекламы.

Полученная эффективность от реализации товара указывает на оптимальную насыщенность рекламы. Насыщенность рекламы - объем рекламных мероприятий в заданный период времени на выбранном секторе рынка. Величина этого объема оценивается затратами на рекламу. Эффективность определяется отношением объема реализации продукции (общий объем запросов на продукцию к насыщенности рекламных мероприятий за рассматриваемый период).

Таким образом, в настоящее время, с помощью рекламы фирмы могут формировать у потребителя определенный уровень знаний о своем товаре или услуге (стимулирующая реклама); формировать определенный образ фирмы (имидж-реклама); формировать потребности в своем товаре или услуге (имидж-реклама); стимулировать сбыт товара или услуги (стимулирующая реклама); формировать у других фирм образа надежного партнера (реклама стабильности).

3. Маркетинг как метод неценовой конкуренции

Как теоретическая концепция и особый вид коммерческой деятельности маркетинг возник в начале XX века в США.

Основными направлениями деятельности аппарата маркетинга являются изучение спроса, приспособление производства к требованиям рынка и активное воздействие на него. В маркетинге как способе организации и управлении производственной и сбытовой деятельности нашли применение и получили развитие достижения целого ряда областей научного познания: социальной психологии, экономики, теории управления, математической статистики, программирования.

 

 

Сравнительная характеристика монополистической конкуренции: кривая спроса и предложения, предельного дохода, прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах. Особенности равновесия в долгосрочном периоде для монополистической конкуренции.

• кривая спроса на продукт отдельной фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции не является абсо­лютно эластичной, как при совершенной конкуренции;

• чтобы увеличить объемы выпуска, фирма должна снижать цену товара, поэтому график предельного дохода лежит ниже кривой спроса;

• будет фирма получать прибыль или нести убытки, зависит от величины средних валовых издержек, т.е. от АТС.

Графически это показано на рисунке.

Величины Р и Q - параметры ситуации, определяемые по точке пересечения графиков предельного дохода и предельных издержек (MR и MС). Если точка А лежит ниже кривой средних валовых издержек, то фирма минимизирует убытки (прямоугольник ABFP), т.е. цена оказывается меньше издержек на единицу продукции.

Когда цена превосходит средние общие издержки, фирма по­лучает экономическую прибыль, величина которой будет соот­ветствовать площади прямоугольника PACD.

К сведению. Использование метода сопоставления валовых показателей (TR и ТС) даст идентичные результаты. В случае когда исследуемая фирма минимизирует убытки, график TR будет расположен под графиком ТС, но выше кривой переменных издержек TVС. Наименьшие убытки будут определяться по наи­меньшему расстоянию между TR и ТС.

 

 



2016-01-26 572 Обсуждений (0)
Прибыль фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Дифференциация продукции и прибыль. Неценовая конкуренция: ее роль и основные виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прибыль фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде. Дифференциация продукции и прибыль. Неценовая конкуренция: ее роль и основные виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (572)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)