Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные подходы к определению спроса на факторных рынках. Спрос на экономические ресурсы и факторы, влияющие на его объем



2016-01-26 557 Обсуждений (0)
Основные подходы к определению спроса на факторных рынках. Спрос на экономические ресурсы и факторы, влияющие на его объем 0.00 из 5.00 0 оценок




На рынках факторов производства также действуют законы спроса и предложения. Однако специфика самих объектов купли-продажи обусловливает и некоторые особенности, как спроса и предложения экономических ресурсов, так и формирования их равновесной цены. Во-первых, в отличие от товарных рынков, на которых покупатель, приобретая товар, вступает в его полное владение, на рынках факторов производства покупатель приобретает только услуги, которые этот фактор может оказать. Иными словами, приобретение такого фактора производства, как рабочая сила, вовсе не означает, что ее покупатель становится владельцем работника, обладающего данными знаниями и умениями. В отношении таких факторов производства как капитал и земля, возможно, их приобретение как в полную собственность, так и только услуг названных факторов.

Во-вторых, специфической чертой спроса на экономические ресурсы является то, что он имеет производный, вторичный характер, т.е. определяется спросом на готовую продукцию, производимую с помощью данного ресурса. Как правило, чем выше спрос на продукт, тем выше спрос и на ресурсы, необходимые для его выпуска.

В-третьих, спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т.е. люди, способные наладить производство необходимых обществу благ.

В-четвертых, особенность спроса на экономические ресурсы состоит в том, что спрос на ресурсы является взаимозависимым. В производственном процессе различные ресурсы взаимодействуют друг с другом. Они взаимозаменяют или взаимодополняют друг друга, иногда конкурируют. Производительность одного фактора производства зависит от эффективности другого. Взаимозависимость ресурсов означает также, что в большинстве случаев невозможно сказать, сколько продукта было произведено каким-либо из производственных ресурсов отдельно от других.

В-пятых, специфика предложения на этих рынках обусловлена редкостью экономических ресурсов и производных от них факторов производства. Если бы не существовало проблемы ограниченности ресурсов, то не существовало бы проблемы выбора и все потребности общества были бы удовлетворены. Однако ресурсы редки, и степень редкости во многом определяет предложение и стоимость факторов производства на рынке.

Для анализа спроса на ресурсы примем несколько упрощающих допущений:

фирма функционирует в краткосрочном периоде;

использует только два ресурса: труд (L) и капитал (К), причем труд выступает переменным фактором, а капитал - постоянным;

рынок ресурсов является совершенно конкурентным;

рынок готовой продукции также совершенно конкурентный.

Представим производственную функцию анализируемой фирмы в виде таблицы.

Как видно из таблицы, увеличивая количество занятой рабочей силы (L), фирма добивается возрастания объема выпуска (Q), однако в силу действия закона убывающей отдачи предельный продукт труда (MPL) постепенно сокращается. Основной вопрос, который должна решить для себя фирма, какое количество труда следует нанять при данных условиях.

Предельный продукт в денежном выражении

Очевидно, что каждый дополнительный работник приносит фирме как дополнительный доход, так и дополнительные затраты

Для оценки предельной доходности труда используют показатель предельного продукта труда в денежном выражении (MRPL).

Предельный продукт труда в денежном выражении отражает прирост совокупного дохода фирмы в результате использования одной дополнительной единицы труда (колонка 5), и подсчитывается по формуле

MRPL= ΔTR/ΔL

Если известен предельный продукт труда в натуральном выражении (МРL) и рыночная цена изготавливаемой продукции (заметим, что при совершенной конкуренции цена не зависит от объема выпуска и равняется предельному доходу), то предельный продукт труда в денежном выражении может быть оценен через произведение МРL и МR:

MRPL= Δ(QPx)/ΔL = Px(ΔQ/ΔL) = Px*MPL, а поскольку Px=MR, то МRPL=MPL*MR.

Данное равенство выполняется для любого конкурентного рынка ресурсов, независимо от структуры рынка готовой продукции.

Предельные издержки на ресурс MRC = MC*MP. Условием максимизации прибыли фирмой является применение такового количества ресурса, при котором выполняется условие: MRC = MRP

Если фирма не в состоянии влиять на цены ресурсов, т.е. покупает ресурсы на совершенно конкурентном рынке факторов производства, то величина MRC будут одинаковыми для всех нанимаемых единиц ресурса и составят цену единицы ресурса Р. Максимизация прибыли в таком случае достигается, если P = MRP.

Значит, при любой цене ресурса P фирма может определить количество применяемого ресурса Q, при котором выполняется условие P = MRP. Тогда фирма может найти соответствие между ценой ресурса P и Q ресурса или определить спрос на ресурс. Кривой спроса на ресурс является кривая MRP, а кривой предложения – кривая MRC.

Q

Степень нисходящего наклона спроса на производствен­ные ресурсы зависит от ценовой эластичности спроса на ре­сурсы производства. Под ценовой эластичностью спроса на ресурсыпонимается отношение процентного изменения по­требления ресурса к процентному изменению его цены. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы оказыва­ют влияние следующие основные факторы:

– ценовая эластичность спроса на продукт;

– доля ресурсов в общих производительных издержках;

– взаимозаменяемость ресурсов;

– эластичность предложения других ресурсов.

Основным принципом ценовой эластичности спроса на производственные ресурсы является следующее положение: чем легче замещается ка­кой-либо ресурс производства, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой.

Ценовая эластичность спроса на производственные ресур­сы вызывает изменения в объеме спроса на них. Изменения в цене ресурса при прочих равных условиях приводят к движе­нию вдоль кривой спроса на ресурсы. Кроме цены данного ресурса на спрос ресурсов влияют и другие факторы, которые вызывают сдвиг всей кривой спроса на ресурс вправо или влево.

Изменение в спросе на ресурс, т.е. сдвиг всей кривой спроса на ресурс, определяется следующими факторами:

– спросом на продукцию фирмы. Чем выше спрос на про­дукцию, тем больше спрос на ресурсы;

– ценами и объемами предлагаемых ресурсов-замените­лей и комплементарных ресурсов;

– технологическими изменениями, влияющими на пре­дельный продукт ресурса.

Улучшение в технологии увеличивает предельный продукт данного ресурса, а кривая предельного дохода от продукта этого ресур­са сместится вверх.

На рис. 4.2 изображено изменение спроса на трудовые услуги. Здесь показано, что если увеличение спроса на тру­довые услуги произойдет из-за увеличения цены продукта или из-за увеличения предельного продукта труда, то лю­бой из этих факторов увеличит MRPL при любом данном уровне использования труда и сместит кривую спроса


на труд от D, до D2. И наоборот, понижение цены продукции или понижение предельного продукта труда сократит спрос фирмы на труд с D1 до D3.



2016-01-26 557 Обсуждений (0)
Основные подходы к определению спроса на факторных рынках. Спрос на экономические ресурсы и факторы, влияющие на его объем 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные подходы к определению спроса на факторных рынках. Спрос на экономические ресурсы и факторы, влияющие на его объем

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)