Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изучение нового материала



2016-01-26 268 Обсуждений (0)
Изучение нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок




Класс. 3 четверть. 2 урок.

Цель:

Познакомить с творчеством Генриха Густавовича Нейгауза.

Задачи:

Предметные:

Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

Метапредметные:

Размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. Заниматься музыкально-эстетическим самообразованием.

Личностные:

Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок – беседа.

 

 

Ход урока.

 

 

Орг. начало урока.

Проверка домашнего задания.

Постановка целей и задач урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося советского пианиста и педагога Генриха Густавовича Нейгауза.

 

Изучение нового материала.

а) сообщение учителя:

- Нейгауз Генрих Густавович - выдающийся советский пианист и педагог немецкого происхождения, один из бесспорных лидеров отечественного исполнительского искусства, основатель фортепианной школы, получившей мировое признание.

Родился - 31 марта (12 апреля) 1888, Кировоград (Украина)

Умер: 10 октября 1964, Москва.

Принято считать, что особенность манеры Нейгауза – в сочетании особенностей русской пианистической школы с чертами европейского и даже непосредственно «венского» виртуозного мастерства, воспринятого от Годовского: направленность на общение со слушателем, гармоничность трактовок, прозрачность звучания.

Многие годы жизни Нейгауза были связаны с Московской консерваторией:

- с 1922 года и до конца жизни он вёл здесь класс специального фортепиано;

- с 1935 по 1937 год — занимал должность заместителя, а затем и директора Московской консерватории.

Нейгауз стал одним из авторитетнейших профессоров и завоевал признание как пианист-исполнитель.

В конце 1930-х годов под его руководством в консерватории функционировала высшая школа художественного мастерства. Нейгауз не только увлеченно проводил занятия по «специальности», но и фундаментально изучал теоретические основы и психологию музыкального исполнительства. Результатом этих исследований и огромного педагогического опыта стала его книга «Об искусстве фортепианной игры» (1958). Через исполнительскую школу Генриха Густавовича прошли такие великие исполнители, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак и многие другие.

б) работа с учебником (с. 82 – 83):

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем воспоминания советского пианиста Святослава Рихтера о своем учителе.

(чтение с. 82-83)

- Скажите, каково отношение известного пианиста к своему учителю?

- Почему Нейгауз сравнивает произведение Л. Бетховена с цветком?

 

- Сейчас мы прослушаем «Лунную сонату» Бетховена и вы попробуете ответить, какие образы вам представляются, слушая эту мелодию?

Все сочинения Л. Бетховена связаны в той или иной степени связаны с его биографией, но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната». «Лунную сонату» Бетховен посвятил своей возлюбленной – Джульетте Гвиччарди.

 

(слушание – Л. Ван Бетховен «Лунная соната»)

-Что вы представляли себе, слушая это произведение?

Как бы мы не привыкли к красивому названию «Лунная», оно не очень соответствует характеру и духу этой музыки. В первой части сонаты - исповедь – очень личное, это его состояние души. Композитор назвал эту музыку «Соната, вроде фантазии».

- Как вы думаете, почему?

 

(чтение с. 84)

в) сообщение учителя:

- Однажды Нейгауз решительно сказал своим ученикам: «Товарищи! Ну почему нас называют пианистами?! Ведь в наше время абсолютно все играют громко, значит, они не пианисты, а "фортисты". Пианисты сегодня - большая редкость!.. Есть великие мастера, такие как Рихтер, эти мастера совсем не пианисты, а "крещендо-диминуэндисты"! Но таких мало...»

 

Записи уроков Генриха Густавовича Нейгауза - часть творческого на­следия этого замечательного музыканта. В них запечатлены многие черты облика вдохновенного артиста и педагога, обаятельного человека. Записи содержат ценные указания об исполнении отдельных произведений, мно­гочисленные высказывания и даже беседы Нейгауза по самым различным, порой неожиданным вопросам. Этим они интересны как для многочислен­ных учеников и почитателей Нейгауза, так и для тех, кто не знал его, никогда не бывал на его уроках, — словом, для всех. Но более всего ценны записи тем, что они довольно отчетливо выявляют характерные черты педа­гогического метода Нейгауза и те важнейшие принципиальные цели, кото­рые он ставил перед учениками.

Естественно, запись отдельного урока не содержит обобщения педаго­гического опыта Нейгауза, не показывает всей широты и своеобразия его личности, не дает цельного и всеобъемлющего анализа изучаемой пьесы. И хотя ни одна из записей сама по себе не раскрывает все тайны педагоги­ческого искусства выдающегося музыканта, каждая из них позволяет при­близиться к этим тайнам, заглянуть в класс, почувствовать ту особую ат­мосферу, которая всегда царила на уроках Нейгауза.

Для возможно более полного восприятия записей «уроков Нейгауза» хочется напомнить слушателю о некоторых важных профессиональных требованиях, которые предъявлял Нейгауз к исполнителю.

 

Требования:

1) понимание смысла музыки и наличие ясного внут­реннего музыкального (слухового) представления.

2) понимание и чувствование музыки исполни­телем должно находить свое материальное воплощение в звучании, чтобы реально звучащее соответствовало задуманному.

3) ясность звучания музыкальной ткани, все элементы которой должны быть слышны и по-своему вырази­тельны.

Способы воздействия Нейгауза на учеников были различными. В запи­сях отражены некоторые особенности поведения Генриха Густавовича на уроках. Он часто подыгрывал, подпевал во время исполнения, но подобное вмешательство всегда было порождено его стремлением усилить вырази­тельность игры студента. Дополняя недостаточное по силе и проникновен­ности звучание различных голосов, Нейгауз восстанавливал нарушенное равновесие и помогал каждому элементу занять подобающее место в об­щем ансамбле. С такой его помощью звучание музыки в целом становилось ярче, выразительнее, понятнее, доступнее для восприятия.

Хочется еще добавить, что к самой идее записи уроков Нейгауз отно­сился с интересом и весьма благожелательно. Он не раз говорил и даже написал в своей книге, что рассказ о работе в классе над отдельными про­изведениями «без использования записей (без магнитофона!) неизбежно не­достаточен и не может до конца раскрыть содержание урока». Поэтому он рекомендовал записывать занятия педагогов и никогда не возражал против демонстрации записей своих уроков.

Записи уроков Нейгауза разнообразны по объему и содержанию. Неко­торые из них посвящены детальной и кропотливой работе над произведе­нием, иные фиксируют одну из последних репетиций накануне выступле­ния, и во всех них присутствует живой Нейгауз, глубина и острота его мысли, свежесть чувства, широта и разносторонность интересов, его увле­ченность любимым искусством.

 



2016-01-26 268 Обсуждений (0)
Изучение нового материала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изучение нового материала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)