Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль холдинг терапии в психологической работе по формированию аффективной сферы ребенка с аутистическими тенденциями развития



2016-01-26 373 Обсуждений (0)
Роль холдинг терапии в психологической работе по формированию аффективной сферы ребенка с аутистическими тенденциями развития 3.00 из 5.00 1 оценка




Целью нашей работы являлось введение холдинг терапии в целостную коррекционную систему, направленную на развитие аффективной сферы детей с аутистическим развитием. Эта работа не может осуществляться только специалистами – психологами и педагогами – особенно если речь идет о ребенке раннего возраста. Ведущую роль здесь играет семья, создающая с помощью специалиста «аффективно стимулирующий» режим жизни ребенка, постоянно тренирующая ребенка в контакте. И чем раньше начинается эта работа, тем больше шансов у ребенка вернуться к нормальному пути развития.

Однако не каждая семья активно включается в работу: некоторые родители полагают, что «лучше, чтобы с таким трудным ребенком работали специалисты», многие мамы бывают неспособны выполнять наши рекомендации в силу своего душевного состояния, другие чувствуют себя очень неумелыми, и нужна длительная кропотливая работа по их обучению приемам эмоционального взаимодействия с ребенком. Во всех этих случаях холдинг терапия оказывается очень полезной. Она дает возможность родителям быстро, буквально за несколько часов, добиться принципиального изменения в состоянии своего ребенка, разделить с ним радость и удовольствие эмоционального контакта. Это стимулирует родителей, побуждает их продолжать работу с ребенком.

Важнейшим достоинством холдинг терапии является также возможность нейтрализации негативного аффекта у маленького ребенка. Его близкие получают эффективное средство помощи ребенку в преодолении состояния внутреннего дискомфорта, которое часто встречается у детей с аутистическими чертами развития.

Описывая результаты холдинг терапии, мы уже говорили о том, что родители начинают лучше понимать своего ребенка: чувствуют его эмоциональное состояние, реально оценивают его возможности, знают, чего он не хочет, а чего не может. Поэтому взаимодействие психолога с семьей существенно облегчается: родители сотрудничают с готовностью, легко улавливая смысл наших рекомендаций. Подчеркнем, однако, что такая повышенная «обучаемость» родителей явилась одним из результатов разработанной нами модификации холдинг терапии, которая и была обусловлена включением холдинга в отработанную систему эмоционального развития ребенка, имеющего нарушения контакта с внешним миром.

Эта модификация состояла в присоединении к традиционной функции холдинга, условно названной нами очищающей, направленной на переработку негативного аффекта, преодоление сопротивления ребенка и повышения его готовности к контакту, еще одной развивающей функции, которая заключалась в разработке на холдинге новых форм позитивного эмоционального взаимодействия между ребенком и родителями.

Напомним, что данная модификация естественным образом сложилась на наших занятиях, когда сопротивление ребенка существенно уменьшалось, а иногда и совсем исчезало, и малыш все больше времени проводил у родителей на руках в состоянии эмоционального комфорта, готовый к активному контакту. Однако не все родители могли сами спонтанно найти те занятия, те виды взаимодействия, которые ребенок готов принять после того, как ушло его сопротивление. С нашей точки зрения, было очень важно максимально использовать то время, когда он хорошо контактирует с близкими людьми. Поэтому мы продолжали разрабатывать позитивные формы взаимодействия родителей с ребенком уже после того, как он полностью расслаблялся и успокаивался. Мы помогали родителям постепенно отработать новые формы контакта с ребенком в игре, пении и всех других занятиях, возможных, пока ребенок сидит у них на руках лицом к лицу. Таким образом обучение родителей способам эмоционального взаимодействия с ребенком в игре, совместном чтении, рисовании становилось еще одной задачей, которая решалась на холдинг терапии.

Вводя в свой рабочий арсенал метод холдинг терапии, мы также надеялись, что холдинг сможет выполнить роль катализатора в аффективном развитии ребенка с аутистическими тенденциями развития. Наш опыт показал, что холдинг действительно может дать определенный импульс, подтолкнуть аффективное развитие ребенка. Причем эту роль холдинг терапия выполнила во всех случаях, когда применялась не меньше 1,5 – 2 месяцев. Описывая результаты работы, мы говорили о том, что за это время в состоянии ребенка происходили существенные положительные изменения: проявления аутизма уменьшались, ребенок устанавливал более тесный контакт со своими близкими и проявлял интерес к незнакомым людям, становился более активным, любопытным; у большинства детей отмечался прогресс в развитии речи. При этом дети становились менее капризными, более спокойными в течение дня, уменьшались проявления агрессии и самоагрессии, легче привлекалось и дольше удерживалось внимание ребенка в совместном со взрослым взаимодействии.

Таким образом опыт работы свидетельствует о том, что метод холдинг терапии особенно эффективен в самом начале коррекционной работы с семьей ребенка, имеющего аутистические тенденции развития. Он позволяет быстро включить родителей в работу с ребенком, воодушевляя их заметными положительными сдвигами в эмоциональном состоянии ребенка и развитии контакта с ним.

Следует отметить, что чем младше ребенок, тем больших результатов удавалось добиться. Маленькие дети в ситуации холдинга выглядели более естественно, ранняя привязанность формировалась у них быстрее, чем у старших детей. В их поведении исходно не отмечалось жесткой стереотипности, характерной для старших по возрасту аутичных детей. Эмоционального возраста, адекватного младенческому, они достигали быстрее, чем другие дети, но и быстрее «выходили» из него, приближаясь к соответствующему их реальному возрасту эмоциональному взаимодействию. Наш опыт холдинг терапии подтвердил, таким образом, что направленная коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими аутистические тенденции в поведении, дает им больше возможностей для возвращения к нормальному эмоциональному развитию.

Важно отметить, что на всех этапах холдинг терапии психолог, работающий с семьей, не только давал рекомендации, связанные с проведением холдинга, но и помогал семье освоить способы специального эмоционально стимулирующего воспитательного подхода. К последним относятся: специальный режим эмоционального комментирования, обучение приемам развития сюжетной игры и сюжетного рисования, способам формирования навыков контакта, бытовых навыков и навыков самообслуживания, преодоления нежелательных форм поведения и др. При возможности проводились игровые занятия психолога с ребенком, а затем, когда удавалось добиться определенного прогресса в развитии произвольного внимания, к занятиям подключался педагог-дефектолог.

Подводя итог, мы можем сказать, что холдинг терапия в ее модифицированном варианте может стать органичной частью работы по эмоциональному развитию ребенка раннего возраста, имеющего аутистические тенденции развития, благодаря тому, что она:

- позволяет быстро включить родителей в работу, воодушевляя их заметными положительными сдвигами в аффективном состоянии ребенка и развитии контакта с ним, поэтому холдинг особенно актуален в начале коррекционной работы;

- содействует формированию эмоциональной привязанности ребенка к близким людям, налаживает взаимодействие в семье;

- служит мощным средством нейтрализации негативного аффекта;

- облегчает взаимодействие психолога и родителей, позволяя быстро обучать их приемам коррекционной работы, превратить в со-терапевтов;

- дает возможность постепенно подготовить ребенка, имеющего аутистические тенденции поведения, к различным развивающим занятиям, к введению в детскую группу.

 



2016-01-26 373 Обсуждений (0)
Роль холдинг терапии в психологической работе по формированию аффективной сферы ребенка с аутистическими тенденциями развития 3.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Роль холдинг терапии в психологической работе по формированию аффективной сферы ребенка с аутистическими тенденциями развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)