Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глобализация и государство



2016-01-26 566 Обсуждений (0)
Глобализация и государство 0.00 из 5.00 0 оценок




Глобализация привела к тому, что ни одно государство не в состоянии существовать без ак- тивного взаимодействия с международной системой. В документах ООН подчеркивается, что сегодня существует глобальный аспект почти у всех человеческих дел.

Государства вынуждены совместно решать не только международные проблемы, но и задачи, которые еще вчера были чисто внутренними. Все большее количество общественных отношений выходит за пределы государственных границ, и их регулирование возможно только путем взаимодействия государств.

Углубление взаимосвязанности государств ограничивает их свободу выбора в области как внешней, так и внутренней политики. Для решения своих национальных и интернациональ- ных задач государство нуждается в активном международном сотрудничестве. Политика го- сударства в целом в растущей мере определяется его местом в международной системе. Глобализация расширяет сферу функциональной ответственности государства и одновре- менно ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие проблемы. В этом видится одно из основных противоречий современного государства. Единственный путь его преодоления - высокий уровень сотрудничества.

Неспособность государства самостоятельно решать растущее число своих проблем явилась питательной средой для теорий, предрекающих коренное изменение самого понятия госу- дарственности или даже исчезновение государства. Пишут об упадке роли государства как главного образования общества и даже констатируют конец национального государства и т.п.

Глобализация оказывает влияние на государство как непосредственно, так и через обще- ство, которое преобразуется под воздействием этого процесса. Задача государства состоит в содействии оптимальному взаимодействию общества с глобальной системой в сфере эконо- мики, финансов, информации, науки, техники, культуры и др.

Глобализация стимулировала противоречивые тенденции общественного развития. С одной стороны, углубляется интернационализация общества, в результате которой национальные общества объединяются в единой системе, растет число общих моментов в их организации. С другой - идет процесс деления общества, проявляющийся в его расслоении, в различных видах сепаратизма вплоть до вооруженных конфликтов на национальной, этнической, рели- гиозной почве. Не одно государство стало их жертвой. Отсюда массовые протесты против глобализации. Все это требует эффективнее регулировать противоречивые тенденции обще- ственного развития.

При этом следует учитывать ощутимые перемены во взаимоотношениях общества и госу- дарства, в частности, все более значимые противоречия между ними. Современному госу- дарству приходится уделять растущее внимание идейному обоснованию своих целей и прин- ципов, с тем чтобы обеспечить себе поддержку общества. Объясняется это углубляющейся зависимостью государства от общества, материальные и интеллектуальные ресурсы которо- го оно все более широко использует при осуществлении внутренней и внешней политики. Су- щественное значение имеет и рост уровня образования общества.

36. Социальные нормы: понятие и классификация


Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные

и технические.

Социальные нормы – это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы характеризуют как правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирова- ние социально значимого поведения.

Существует множество классификаций социальных норм. Наибольшее распространение имеет их подразделение по двум критериям:

1) по сфере действия. Соответственно выделяются экономические, политические, экологиче- ские и т. д.;

2) по регулятивным особенностям, или механизму действия. Данный критерий позволяет вы- делить обычаи, религиозные, корпоративные нормы, мораль, право.

Рассмотрим наиболее важные группы социальных норм. Исходя из первого критерия, оха- рактеризуем политические нормы. Они регулируют поведение субъектов политической жиз- ни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти. Они: а) закрепляются в политических документах – декларациях, программных документах партий и политических движений и т. д.; б) адресуются субъектам, участвующим в политической сфере и преследующим политиче- ские цели и задачи; в) направлены на проявление активности в политической сфере. Действенность политических норм зависит от уровня политического сознания и политиче- ской культуры участников политических процессов. Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, – обычаи, т. е. правила поведения, утвердив- шиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребля- ют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравно- значные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравствен- ное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного регио- на, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы, образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладают устойчивостью, опира- ются на общественное мнение. Обычаи и традиции у разных народов получают неодинако- вое развитие. Народы Африки, живущие к югу от Сахары (Судан, Сомали и др.), в течение многих веков жили по нормам обычаев, так как уважают память предков. И до сих пор суды многих африканских стран разрешают споры, ссылаясь на обычаи. Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринима- тельства, делового партнерства. Например, предприниматели редко обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную поставку товаров, так как иначе можно потерять партнера. Дополнительно, если нужно...) Всем социальным нормам присущи общие черты: 1) они выполняют регулятивную функ- цию, т. е. упорядочивают общественные отношения, регулируют отношения между людьми; 2) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного по- ведения субъектов; 3) характеризуются многократностью действия, т. е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях, и не персонифицированы, т. е. обращены к неопределенному кругу лиц; 4) служат основанием оценки социально зна- чимого поведения конкретных субъектов; 5) основаны на свободе воли индивида, т. е. воз- можности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной социальной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать правомерный вариант поведения; 6) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал; 7) соот- ветствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Отсюда их трансляционные способности, т. е. передача культуры и опыта от предшествующих по- колений будущим. Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослежива- ются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются: 1) спосо- бом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменя- ются, дополняются, поскольку правотворчество – прерогатива государства, а нормы мо- рали – всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуще- ствления норм морали не требуется признания их государством, достаточно признания их обществом; 2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах
 

государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали со- держатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме; 3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали – общественным мнением, ко- торое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например админи- стративный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов; 4) оце- ночными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зре- ния правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемо- го, а нормы морали – нравственными критериями: плохо – хорошо, честно – бесчестно, справедливо – несправедливо и др.; 5) характером ответственности за нарушение. Нару- шение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодатель- ством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как прави- ло, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установ- ленной процедуры 158 применения к нарушителю мер общественного воздействия; 6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зре- ния требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей; 7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т. д. Личные взаимоотношения людей, как пра- вило, не регулируются правом, здесь – поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом. Вместе с тем следует отметить, что между правом и моралью существует единство. Это объясняется тем, что в системе социальных норм они обладают универсальным характером и распространяются на все общество. Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах: правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу; реализации права. Сотрудни- чество права и морали имеет место при: а) определении личных качеств правонарушите- ля, в том числе преступника, что влияет на избираемую судом меру наказания; при реше- нии вопроса о лишении родительских прав учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т. д.; б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, униже- ния достоинства и т. д.; в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: «цинизм», «особая жестокость», «недобросовестное отношение к служебным обязанно- стям» и др. Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние. Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, не- которые молодые матери оставляют своих детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает. Возможны и отдельные без- нравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР су- ществовала норма об ответственности близких родственников за недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51 Консти- туции РФ закреплено: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запрещает, и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произ- вола должностных лиц и отдельных граждан



2016-01-26 566 Обсуждений (0)
Глобализация и государство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глобализация и государство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)