Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система законодательства и систематизация законодательства



2016-01-26 2267 Обсуждений (0)
Система законодательства и систематизация законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, связанных, взаимодействующих между собой и регулирующих общественные от- ношения.

Система законодательства имеет различия между нормативно правовыми актами не только отраслевые, но и иерархические - по юридической силе.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:
- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними

по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законода- тельство;

- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федера- циях);

- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

Структура системы законодательства (ее внутреннее строение) может быть двух видов:

-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уго- ловное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирова- ния трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодатель- ства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридиче- ской силе.

Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по упорядочиванию норм права.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности:

1. учет нормативных актов - сбор государственными органами, предприятиями, фирма- ми и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обра-

ботка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для за- интересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам

2. инкорпорация законодательства - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов

3. консолидация законодательства - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу

4. кодификация законодательства - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания

50. Нормативный правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в ста­ тьях нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты— главный источник права. Принятие данных актов относит­ ся к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему.
Для нормативный правовых актов характерны следующие признаки:
- письменная форма

- содержаниесоставляютнормыправа,т.е.правилаповедения - исходятотгосударства

- принимаютсявособомпорядке,называемом«правотворческийпроцесс» - иерархическая подчиненность актов

Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.
Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, которую схематично можно изобразить так:

Нормативные правовые акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных ак­ тов.
Ненормативные акты — обращены к определенным лицам или коллективам, организациям (указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоения почетного звания и т.п.). Индивидуальные акты включают в себя приговоры суда, судебные решения по гра­ жданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Особенностиненорма­ тивных правовых актов:

- принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов - адресуются конкретным лицам или органам

- решают,какправило,оперативныевопросыипрекращаютсвоедействиевсвязисиспол­ нением данного индивидуального акта

Закон— нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным орга­ ном власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой.
Преимуществазакона по сравнению с другими нормативными правовыми актами:

1. Занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает выс­ шей юридической силой 


2. Первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для кото­ рых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые об­ щественные отношения, например, отношения собственности. 


3. Действует прямо, непосредственно, без посредующих актов. 


4. Обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. 


5. Имеет эффективный механизм обеспечения. 


6. К подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются бо­ 
лее строгие требования, чем к другим актам. 


Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства.

Виды законов:

1. Конституция РФ. Ее принимают и субъекты Федерации — республики. Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства. Абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ. 


2. Конституционные федеральные законы. Для них характерны следующие черты: 


• они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют 
избегать частых поправок в текст Конституции РФ 


• обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие за­ 
коны 


• регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости, обществен­ 
ные отношения 


• имеют более высокую юридическую силу, по сравнению с действующими законами 


• имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимают­ ся только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ 


• принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и в особом порядке (отсутствие вето Президента РФ, квалифицированное большинство голо­ сов в палатах Федерального Собрания) 


3. Законы о поправке к Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного зако­ на. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Вступив­

ший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом и опублико­

ванию.

4. Кодекс — самая распространенная форма закона. Кодексы содержат в систематизиро­ 
ванном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отно­ шения. Кодекс является нормативным центром отрасли и служит ориентиром для от­ раслевого регулирования актами подзаконного характера. Однако, кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем законы того же уровня. 


5. Законы о разграничении компетенции по предметам ведения между Российской Феде­ рацией и ее субъектами 


6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров 


7. Модельные законы. Они появились после создания СНГ. Цель таких законов состоит в 
том, чтобы обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят реко­ 
мендательный характер. 


8. Делегированное законодательство. Законодательные органы государства делегируют 
исполнительным органам право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, поскольку прохождение закона в законодательных органах довольно длительный процесс. Для того, чтобы не было зло­ употреблений, имеется система гарантий: точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных орга­ нов; указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия; законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов и не вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление. 


9. Законы, принятые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. 


Подзаконные акты:

1. Указы Президента РФ (обязательны для исполнения на всей территории РФ. Не долж­ ны противоречить Конституции и федеральным законам. Все указы должны принимать­ ся в пределах его компетенции, закрепленной в Конституции РФ). 


2. Постановления Правительства РФ (издаются на основании и во исполнении Конститу­ ции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В случае проти­ воречия могут быть отменены указом Президента РФ). 


3. Ведомственные акты (издаются министерствами и иными органами исполнительной вла­ сти в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения. Но, например, МинФин, МВД, налоговая вправе принимать акты межведомственного харак­ тера, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчиненных дан­ ному ведомству). 


4. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ (носят подзаконный характер, из­ даются компетентными органами государственной власти в процессе осуществления своей деятельности и в пределах компетенции, возложенной на них, действуют на тер­ ритории конкретного субъекта РФ, находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу. 




2016-01-26 2267 Обсуждений (0)
Система законодательства и систематизация законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система законодательства и систематизация законодательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)