Система законодательства и систематизация законодательства
Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, связанных, взаимодействующих между собой и регулирующих общественные от- ношения. Система законодательства имеет различия между нормативно правовыми актами не только отраслевые, но и иерархические - по юридической силе. В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например: - отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.: - комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законода- тельство; - общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федера- циях); - законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы); - конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе). Структура системы законодательства (ее внутреннее строение) может быть двух видов: -отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уго- ловное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирова- ния трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми); -иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодатель- ства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридиче- ской силе. Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по упорядочиванию норм права. Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности: 1. учет нормативных актов - сбор государственными органами, предприятиями, фирма- ми и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обра- ботка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для за- интересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам 2. инкорпорация законодательства - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов 3. консолидация законодательства - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу 4. кодификация законодательства - подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания 50. Нормативный правовой акт: понятие и виды. Изложение норм права в ста тьях нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты— главный источник права. Принятие данных актов относит ся к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативный правовых актов характерны следующие признаки: - письменная форма - содержаниесоставляютнормыправа,т.е.правилаповедения - исходятотгосударства - принимаютсявособомпорядке,называемом«правотворческийпроцесс» - иерархическая подчиненность актов Под нормативным правовым актом понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами. Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, которую схематично можно изобразить так: Нормативные правовые акты следует отличать от ненормативных, или индивидуальных ак тов. Ненормативные акты — обращены к определенным лицам или коллективам, организациям (указы Президента РФ о назначении министров, послов, присвоения почетного звания и т.п.). Индивидуальные акты включают в себя приговоры суда, судебные решения по гра жданским спорам, приказы руководителей управленческих органов. Особенностиненорма тивных правовых актов: - принимаются на основе нормативных правовых актов, в том числе законов - адресуются конкретным лицам или органам - решают,какправило,оперативныевопросыипрекращаютсвоедействиевсвязисиспол нением данного индивидуального акта Закон— нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным орга ном власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой. Преимуществазакона по сравнению с другими нормативными правовыми актами: 1. Занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает выс шей юридической силой 2. Первичным образом регулирует общественные отношения, т.е. те отношения, для кото рых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые об щественные отношения, например, отношения собственности. 3. Действует прямо, непосредственно, без посредующих актов. 4. Обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. 5. Имеет эффективный механизм обеспечения. 6. К подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются бо лее строгие требования, чем к другим актам. Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства. Виды законов: 1. Конституция РФ. Ее принимают и субъекты Федерации — республики. Остальные субъекты имеют свои уставы. Конституция РФ занимает верховное место в иерархии системы законодательства. Абсолютно все акты государства не могут противоречить Конституции РФ. 2. Конституционные федеральные законы. Для них характерны следующие черты: • они являются продолжением действия конституционных норм и принципов и позволяют избегать частых поправок в текст Конституции РФ • обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия, чем другие за коны • регулируют основополагающие, достигшие определенной степени зрелости, обществен ные отношения • имеют более высокую юридическую силу, по сравнению с действующими законами • имеют четко очерченную сферу регламентации, т.е. в ранге конституционных принимают ся только те законы, которые прямо перечислены в тексте Конституции РФ • принимаются в первоочередном порядке после вступления в силу новой Конституции и в особом порядке (отсутствие вето Президента РФ, квалифицированное большинство голо сов в палатах Федерального Собрания) 3. Законы о поправке к Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для федерального конституционного зако на. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу: необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее 2/3 субъектов РФ. Вступив ший в законную силу закон о поправке подлежит подписанию Президентом и опублико ванию. 4. Кодекс — самая распространенная форма закона. Кодексы содержат в систематизиро ванном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отно шения. Кодекс является нормативным центром отрасли и служит ориентиром для от раслевого регулирования актами подзаконного характера. Однако, кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем законы того же уровня. 5. Законы о разграничении компетенции по предметам ведения между Российской Феде рацией и ее субъектами 6. Законы о ратификации и денонсации международных договоров 7. Модельные законы. Они появились после создания СНГ. Цель таких законов состоит в том, чтобы обеспечить единство в правовом поле СНГ. Модельные законы носят реко мендательный характер. 8. Делегированное законодательство. Законодательные органы государства делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов. Это делается в целях оперативного решения некоторых важных проблем, поскольку прохождение закона в законодательных органах довольно длительный процесс. Для того, чтобы не было зло употреблений, имеется система гарантий: точный перечень вопросов, которые могут стать предметом законодательного регулирования со стороны исполнительных орга нов; указывается срок, на который делегируются законодательные полномочия; законы, принятые на основе делегирования, находятся под контролем законодательных органов и не вправе отменить данные акты, если будет обнаружено злоупотребление. 9. Законы, принятые в порядке референдума. Эти законы обладают высшей юридической силой и могут быть отменены только референдумом. Подзаконные акты: 1. Указы Президента РФ (обязательны для исполнения на всей территории РФ. Не долж ны противоречить Конституции и федеральным законам. Все указы должны принимать ся в пределах его компетенции, закрепленной в Конституции РФ). 2. Постановления Правительства РФ (издаются на основании и во исполнении Конститу ции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. В случае проти воречия могут быть отменены указом Президента РФ). 3. Ведомственные акты (издаются министерствами и иными органами исполнительной вла сти в пределах их компетенции и регулируют внутриведомственные отношения. Но, например, МинФин, МВД, налоговая вправе принимать акты межведомственного харак тера, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, не подчиненных дан ному ведомству). 4. Акты органов исполнительной власти субъектов РФ (носят подзаконный характер, из даются компетентными органами государственной власти в процессе осуществления своей деятельности и в пределах компетенции, возложенной на них, действуют на тер ритории конкретного субъекта РФ, находятся в строгой иерархии по отношению друг к другу.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |