ЧТО, КАК И ПОЧЕМУ ПОСЛЕ ПУТИНА
Так уж случилось, что предложение поделиться соображениями о восьми годах пребывания Владимира Путина на посту Президента России, упало на благодатную почву, на которой в пору не то что сеять, а собирать обильный урожай. Пожалуй, уже лет двадцать пять с лишним прошло с тех пор, как я взял за правило подводить итоги минувшим событиям лишь в одном единственном ракурсе – прогностическом. А что они, – эти события, – сулят нам в грядущем? Иначе, как мне представляется, обращение к прошлому, будь то давнему или совсем свежему, будет носить сугубо академический характер. Исторические хроники – удел летописцев, а не политических экспертов, к которым себя причисляю. Нам следует, если и пускаться в воспоминания, то только о будущем, усматривая его признаки в том, что уже случилось. Работая таким образом, ещё в 1983 году, удалось разглядеть предпосылки распада СССР, в декабре 1990 пришёл к выводу о неизбежном политическом крахе Горбачёва и попытке Г. Янаева сотоварищи захватить власть, возглавив так называемый Комитет спасения Отечества (на самом деле его название ГКЧП). Весной 1996 года в ответ на просьбу ельцинского штаба, руководившего избирательной кампанией по выборам президента, я высказал убеждение, что если даже Ельцин и победит, что на самом деле сделать было не так уж и трудно, полностью свой президентский срок отработать не сможет. Осенью 1999 для меня уже представлялся очевидным приход к власти Путина, а главное достаточно точно предугадать функциональное наполнение выпавшего на его долю очередного исторического этапа развития страны. В принципе в прогнозе, если подходить к нему научно, решающим достоинством должно считаться точное предсказание содержания политического процесса, а не угадывание имён и обстоятельств. Политические биографии и актуальные экспертные хроники всегда бывают изрядно обременены текущей конъюнктурой, в них слишком многое зависит от стечения обстоятельств, в том числе и случайных. В то время как в политическом процессе находят воплощение прежде всего устойчивые тенденции, а в идеальном прогнозе, закономерности и неизбежности. В этом смысле время, проведённое В. Путиным на посту главы государства, было не слишком насыщенно новыми именами и яркими событиями. Я бы охарактеризовал этот период в пику двум предыдущим разрушительным этапам накопительным. Когда Россия, её лидер, да, пожалуй, и само общество, что называется, сосредотачивались для предстоящей работы, но пока ещё не приступая к ней. Путин и себя, и страну, и власть во всех её ипостасях, и общество тщательно и кропотливо готовил к новому историческому этапу. В России, причём, без видимой натуги, были приостановлены разрушительные тенденции тех этапов, которые были связаны с именами двух предшественников В. Путина – М. Горбачёва и Б. Ельцина (подробнее об этом чуть ниже). Социально-экономические и общественно-политические сферы упорядочены. Непосредственно по инициативе В. Путина стала восстанавливаться управленческая верти кадь. Сформировалась устойчивая бюджетная политика. Определились я консолидировались приоритетные направления развития, обретя форматы национальных проектов. В стране сформировался стратегический материальный ресурс, открывавший возможность для крупных преобразований, а может быть даже и прорыва во всех сферах жизни – экономики, пауки, просвещении, здравоохранении и вообще всестороннего повышения благополучия и благосостояния страны и народа. Короче, налицо вроде бы все предпосылки и факторы не только для того, чтобы высоко оценить итоги президентской деятельности В. Путина, но и прийти к убеждению, что ему необходимо сохранить за собой пост главы государства и довести начатое дело до конца. Но Путин, почему-то, как только появились сюжеты о такой возможности, сразу же эту перспективу для себя лично отверг и заявил, что на третий президентский срок не пойдёт. Спрашивается, почему? Мне представляется, что в ответе на этот вопрос кроется как раз суть понимания того, как оценивает достигнутое сам В. Путин, в чём он видит смысл дальнейших преобразований, какой ему представляется стратегия дальнейшего развития страны. В одном из обращений к избирателям, накануне выборов в Государственную Думу В. Путин, на мой взгляд, дал ключ к пониманию того, о чём идёт речь; «Страна, – сказал Путин, – стоит на пороге важнейшего события, полного обновления исполнительной и представительной власти. И это надо осознать». Двух толкований сказанного быть не может: В. Путин не идёт на третий срок не потому, что этому препятствует Конституция. Это решение предопределено другим обстоятельством. «Все восемь лет, которые В. Путин находился в президентском кресле, во всех его начинаниях и решениях преследовалась главная стратегическая цель – построить в стране надёжную и эффективную систему управления и положить конец извечно существовавшему в России режиму личной власти. Остаться на третий президентский срок значило обратить процессы создания нового управленческого механизма вспять, дать импульс возрождению застарелых пороков политического и общественного сознания, когда судьба страны и народа, будь она плохой или хорошей, ассоциировалась с одним человеком. В конечном итоге, все, что делал В. Путин в минувшие восемь лет, сводилось к созданию в стране совершенно нового механизма управления как в структурном, так и в кадровом смысле. Этап, который последует за Путиным, должен будет ответить на вопрос: удалось ли создать для таких коренных перемен необходимые предпосылки и условия или нет. Заработает созданная В. Путиным государственная машина хорошо без него, значит, историческая задача решена, страна действительно встала на новый путь развития. Heт – значит не судьба. К этому новому, четвёртому по счёту этапу Путин подводил страну исподволь. О содержании первых трёх мне уже не раз приходилось писать в разное время и в разных изданиях, поэтому сейчас коснусь этой темы лишь в тех пределах, в которых она имеет непосредственное отношение к так называемому «человеческому фактору», а если точнее – кадровой политике президента по подбору полномочного преемника. Первый семилетий цикл, продолжавшийся с 1985 по 1991 год, решал задачи идейно-политической дискредитации того строя, при котором мы в ту пору жили, называя «развитым или зрелым социализмом». В те годы главными действующими лицами на антикоммунистическом и антисоциалистическом поприще были говоруны: сам Горбачёв, его ближайший сподвижник Яковлев, даже целых два (Александр и Егор), Собчак. Травкин, Старовойтова, Говорухин, Афанасьев, Пономарёв, Коротич... Короче, что ни имя, то златоуст. Потрудились они на славу: коммунистическую идеологию раскурочили вдрызг, хвалёные «преимущества» социализма «опустили» ниже некуда, духовные и нравственные ориентиры поменяли практически на противоположные. К августу 91-го страна не только в идейно-политическом, но даже в мировоззренческом, духовно-нравственном смысле раскололась на два враждующих лагеря, столкновение между которыми становилось неизбежным. И оно, это столкновение, произошло... Второй семилетний цикл пришёлся на 1991-1998 годы. Если завершение первого семилетнего цикла было ознаменовано военно-политическим путчем, то второго – финансово-банковским дефолтом. Он, как и первый, был демонстративно разрушительным. Но теперь атакам была подвергнута социально-экономическая основа всё того же социализма, его командно-административная, плановая система. Для такой работы пафос и красноречие были уже не нужны. Ликвидаторы народ суровый, немногословный. Им всё равно, что водка, что паровоз, лишь бы с ног валило. Главное, чтобы на месте прежнего управленческого механизма, регулирующего как производство, так и распределение, пустое место образовалось, чтобы товарно-денежный смерч спроса и предложения смёл с магистрального рыночного пути всё без остатка. Понятно, что и сугубо внешне, по облику, манерам поведения социально-экономические ликвидаторы второго семилетнего цикла были совершенно иными, чем их идейно-политические предшественники. Те – жар и пламень, эти – лёд и камень: Чубайс, Гайдар, Авен, Начаев, Немцов, Христенко, Кудрин, Греф, Зурабов. От представителей разрушителей «первой волны», особенно по темпераменту, они отличались разительно. По не надо думать, что они чужды друг другу по происхождению и духу. Вовсе нет. И те, и другие порождены предшествующей коммунистической эпохой. Просто па их долю выпали совершенно разные конкретно-исторические задачи. На смену пламенным трибунам периода «гласности» пришли новые люди, тоже рождённые в недрах советской системы, но уже готовые её не «перестраивать», а просто рушить, без какого бы то ни было сожаления, не говоря уже об угрызениях совести, которую они сподобились прикрыть ваучерами, как фиговым листком. Практически все вышеперечисленные фигуры, от Чубайса и Гайдара до Грефа и Кудрина, должны быть отнесены к числу именно таких профессиональных революционеров-ликвидаторов. Я глубоко убеждён: не в цифрах, не в масштабах происходящего, а именно в людских характерах, в поведении политиков и госдеятелей воплощаются наиболее важные опознавательные черты времени, его содержания. Именно такой подход помог мне с первого предъявления опознать и в Путине будущего президента. Мне помогло здесь вовсе не то, что я как политолог пристально присматривался к Путину и его окружению. Я прислушивался не к тому, что там говорили, а к тому, чего требует время... А он, этот запрос, давал понять, во главе государства после постигших его двух разрушительных циклов должен оказаться человек, который ещё лет семь ничего не должен будет делать кроме того, чтобы производить, причем буквально на всех – на «правых», «левых», «центристов», «националистов», на «патриотов» и на «идиотов» – благоприятное впечатлен не. Это, собственно, и должно было стать его работой. Уже в октябре 1999 года в «Независимой газете» под рубрикой «Карт-бланш» появились мои размышления о В. Путине и его времени под заголовком «Отчизна-мать в предвкушении нового мученика». Почему мученика? Да потому, что нет горше муки, чем имитировать бурную деятельность и глубокую озабоченность за судьбу страны и народа, когда па самом деле никакого участия в обеспечении этих судеб и отстаивании интересов принимать не можешь. Это всё равно, что бросаться грудью на амбразуру, г. которой, кроме самой дыры, ничего нет. Со стороны, быть может, этого и не видно, но ведь самого-то себя не обманешь. Изменить же ситуацию совершенно невозможно. Два предшествующих разрушительных цикла не оставляли надежды даже на попытку совершить что-либо значительное, реально осязаемое, ни физически, ни политически. Для этого в наличии не было ни кадров, ни идей. Пока разрушали, над тем, куда идти и что строить, не задумывались. Да и смысла задумываться не было. Из двух, даже мощных бульдозеров одного подъемного крана, даже плохонького, не соорудишь, как ни старайся. Это и без размышлений ясно. Значит, без ещё одного семилетнего цикла, теперь уже имитационного, было не обойтись. Стране нужно было дать время, чтобы всё «устаканилось», то есть упорядочилось. Причём не под воздействием какой-то специальной целенаправленной политики, а что называется, само собой. В этом, если хотите, состояла на тот момент высшая политическая мудрость. Это только кажется, что стихия, выпущенная на волю, действует как ей заблагорассудится или злоумыслится. Закономерности стихийных процессов на самом деле оказываются ещё жёстче, чем, планово-организованные и административно-управляемые. Вот только человеку они не подвластны. Мне пришлось написать на эту тему за время пребывания Путина в Кремле не один материал. Недавно статьи эти вышли в свет, будучи объединены в самостоятельную главу под названием: «Исторический приговор. Семь лет имитации» в моей книге «Я знаю Who is Putin & что есть Россия». Меня уже не раз спрашивали: «Почему и на президентство В. Путина отводится семь лет? Ведь ему по конституции для этого отведено восемь. Пытаетесь и его подогнать под идею о трёх семилетних циклах?» Отнюдь, отвечаю. Не ради того, чтобы подогнать, а чтобы точно обозначить объективную логику выпавшего на долю В. Путина периода правления. На весь срок путинского президентства приходится всего одна, зато грандиозная задача – полностью «зачистить» политическое пространство, создать условия для радикального обновления российских политических элит. Это нужно было делать аккордно, либо в начале президентского срока, либо в конце. Никакого практического смысла в кадровой «зачистке» на стартовом этапе путинского президентства не было. Формировать новую команду, с которой можно было бы хоть что-то строить, а не ломать, всё равно было не из кого и не из чего. Значит, решительные действия нужно было перенести ближе к окончанию президентского срока, то есть на 2007 год, последний перед сменой кремлёвского караула. А до этого вести скрытую подготовку к этой акции. Что В. Путин и делал... Вот и получается – семь лет на имитацию и на «устаканивание», год – бурной деятельности. Чему мы как раз и являемся свидетелями. Преодолев два разрушительных и один имитационный цикл, Россия созрела для перехода в новую фазу развития, где о крупных масштабах созидательной работы речь ещё не пойдёт, но уже появятся чёткие контуры послепутинской управленческой модели. На это указывает объективная логика развивающихся процессов. Вообще основные направления социально-экономического и общественно-политического развития складываются не в умах политиков и аналитиков. Они формируются самой жизнью, возникновением необходимых предпосылок для решения тех или иных насущных задач, в решении которых оказываются объективно заинтересованы не только политические элиты, а, главным образом, народные массы, люди, граждане, избиратели. Настоящая политика начинается не там, где десятки, сотни и даже тысячи людей, а там, где миллионы. Так вот, судя по объективным запросам времени и наличию необходимых предпосылок удовлетворения этих запросов, предстоящий этап российских реформ будет отличаться, следующими особенностями. Первое. В управленческом смысле это будет режим умеренного утилитарно-прагматического авторитаризма («мягкий чилийский вариант»). Влияние представительных органов власти, вообще демократических функций и процедур, будет сведено к минимуму. Эта модель втихую уже отрабатывалась на имитационном этапе, но она оставалась ещё очень громоздкой, крайне затратной, практически непригодной для решения задач ускорения. Однако все эти очевидные изъяны компенсировались «подставным» предназначением Госдумы, Рост недовольства имитационной политикой, когда произносились правильные, хорошие слова, совершенно не подтверждавшиеся конкретными делами, где естественным образом, а где-то, полагаю, и специально организованным, переадресовывался на Думу, Это В. Путина до перехода к решительным действиям по политической ликвидации кадрового наследия двух предшествующих разрушительных этапов вполне устраивало. Претерпит серьёзные изменения и характер взаимоотношений не только с представительной, но и с исполнительной властью – правительством и кремлёвской администрацией. Авторитарный режим эффективен только тогда, когда ориентирован на поддержание «добрых отношений» с населением, а не ближайшим окружением. Его-то, это окружение, как раз необходимо хотя бы для вида держать «в чёрном теле». Если иметь в виду не содержательную сторону, а технологические характеристики грядущего утилитарно-прагматического авторитаризма, то она, эта модель, конечно же, относится к разряду кризисных способов управления. Это совершенно закономерно для стадии перехода от имитационного цикла к формированию дееспособного управленческого механизма, способного обслуживать не стабилизационное, а ускоренное развитие. Но этого придётся дожидаться ещё лет семь. Второе. С экономической точки зрения четвёртый реформаторский цикл может быть охарактеризован как социально ориентированный либерализм. Не только в такой специфической стране, как Россия, но вообще всюду и всегда, в смысле общих объективных закономерностей, за фазой революционных преобразований, – они в нашей стране больнее всего ударили по социальным гарантиям и общественным приоритетам, ориентированным на коллективизм и государственный патернализм, – обязательно должен последовать «откат» на прежние позиции. Так гласит знаменитая «теория маятника». Конечно, действие этой закономерности не обеспечит полного возврата к дореформенной социальной политике, но либеральный «фантомас», разбушевавшийся на стадии второго разрушительного цикла и перешедший в вялотекущую фазу на цикле имитационном, с приходом режима утилитарно-прагматического авторитаризма сдаст свои позиции, станет толерантней. Это могло бы случиться и раньше, но для этого пришлось бы убирать из правительства Кудрина, Грефа, Зурабова прежде, чем для этого созрели благоприятные условия. Для того, чтобы их убрать с пользой для дела, нужно было сначала запустить в действие социальные механизмы, против которых «записные либералы» категорически возражали. Это и функциональное преобразование Стабилизационного Фонда, и запуск нескольких социально ориентированных национальных проектов, и реставрация некоторых весьма важных принципов социального государственного патернализация, включая пенсионное обеспечение и систему поощрения рождаемости. Третье. В плане внутренней государственной политики механизм утилитарно-прагматического авторитаризма будет, скорее всего, работать в усиленном режиме на поприще универсально-патриотического федерализма. После решения не избирать, а назначать губернаторов никакой другой политики ожидать не приходится. Процесс выстраивания управленческой вертикали пока не форсируется. Да это и понятно. На данном этапе создаётся лишь нормативно-правовая система координат, а реализация стратегического замысла наверняка резервируется на то время, когда политическая система в стране будет подвергнута полному кадровому обновлению. В общем содержательном смысле, объединяющем все три важнейшие перечисленные особенности, как, впрочем, конечно, многие другие, о которых речь пока не велась, прежде всего, из-за экономии места и времени, предстоящий четвёртый реформаторский цикл должен будет обеспечить перегруппировку сил, накопления общественно-политического и социально-экономического потенциала не только для действительного стабилизационного, но, возможно, и ускоренного развития России, Но для этого нужны люди, способные такой проект реализовать. Всё упирается именно в это. В. Путин за шесть лет своего президентства, после первых самых необходимых кадровых замен наиболее одиозных фигур, вроде А. Волошина и П. Бородина, никаких серьёзных действий на этом направлении не предпринимал. Даже совершенно перезревшую отставку М. Касьянова, которого в народе называли не иначе, как «Миша-два процента», В. Путин затянул до промежуточных выборов. Повторно став президентом, но сути дела на без альтернативной основе, В. Путин назначил председателем Правительства М. Фрадкова. Человека – это видно политически невооружённым глазом – абсолютно лишённого административного темперамента и властных амбиций. Было ясно, Фрадков, конечно, борозды не испортит, но и на глубокую вспашку не посягнёт. Типичный представитель имитационного цикла. Фрадкову, конечно же, предстояло уйти со своего поста вместе с либеральным ядром нынешнего правительства. Но уйти без политической эпиталамы. Он делал не только то, что мог, а главное – что должен: создавал демонстративный противовес радикал-либералам Грефу, Кудрину, Зурабову, Христенко, При этом на победу над ними не претендуя. Эта роль заведомо зарезервирована за обладающим на сегодняшний день высочайшим рейтингом В. Путиным. Без такого заоблачного рейтинга о радикальных кадровых преобразованиях нечего было бы и думать. Под решение задач полной «политический зачистки» Но, повторяю, завершение имитационного цикла должно предполагать не только выдворение неугодных, но и водворение на освободившиеся посты людей, пригодных для решения новых задач. Есть ли у В. Путина необходимый для этого кадровый резерв? Долгое время я затруднялся со всей определённостью ответить на этот вопрос. Было очевидно лишь то, что в кадровом отношении президент крайне бережлив, даже скуп. Порой вроде бы себе же в ущерб. Объяснение здесь может быть только одно: для чего-то, какого-то особого случая В. Путин людей берёг. Всюду понасажали «питерских», которые кроме личной преданности В. Путину никаких других примечательных качеств не продемонстрировали. Настоящими профессионалами среди них проявили себя лишь немногие. Полагаю, «питерский призыв» был необходим в качестве «растопочного материала». Какое-никакое, а мерцание в очаге надо было поддерживать. В этом контексте я бы обратил внимание на ещё одно немаловажное обстоятельство: уж коли В. Путин решил не баллотироваться на третий президентский срок, предстояло определиться по вопросу: по какому сценарию передачи власти отдать предпочтение – преемнику но высочайшему назначению или же «народному избраннику» по так называемой воле избирателей, «Избранник», собственно, тоже должен был олицетворять «путинский курс» и принадлежать к «путинской команде», но в то же время обладать политическим имиджем самостоятельной персоны. Поскольку заранее сказать, какой из сценариев окажется предпочтительней на решающем этапе, было трудно, подготовительную работу стали вести сразу по двум направлениям. Одновременное назначение вице-премьерами Дмитрия Медведева и Сергея Иванова многими было воспринято как своеобразный «праймариз» на русский манер – рейтинговое оглашение претендентов на занятие высшего государственного поста в результате выборов 2008 года. Полагаю, что эти кадровые назначения преследовали совершенно иную цель: сосредоточить на завершающем этапе путинского правления два наиболее важных направления хозяйственного развития страны – промышленного и социального – в руках наиболее преданных соратников, чтобы при их активном участии и уже только потом решать, кто именно – Д. Медведев или. С. Иванов – будут названы кандидатами в президенты. Это обстоятельство само по себе заведомо исключало непосредственное соперничество Д. Медведева и С. Иванова за президентский пост в ходе предстоящих выборов. Д. Медведев и С. Иванов – краеугольные камни постамента, а не сама скульптура. По второму сценарию, предполагавшему появление во главе государства «народного избранника», тоже делалось всё необходимое. Очевидные признаки этой работы дали о себе знать в июне 2005 года, когда один из ближайших сподвижников В. Путина В. Якунин стал президентом крупнейшей российской компании «Российские железные дороги». Хотя работа с ним с прицелом на участие в президентских выборах 2008 года началась гораздо раньше. Есть очень хороший способ определить репертуар любой вновь формируемой властной команды: приглядитесь, кого подбирают в исполнители и какие в их руках оказываются инструменты. Если перед вами люди, привыкшие сопровождать марширующие на армейском плацу роты, дуя в медные трубы и колотя в барабаны, то в их исполнении даже адажио из балета «Лебединое озеро» прозвучит как «Гром победы раздавайся!» Они просто ничего другого играть не умеют, даже в том случае, если ими руководит искуснейший дирижер. Не оркестру к нему, а ему к оркестру, хочет он того или нет, придётся приспосабливаться. Всё это наводит на мысль, что при внедрении В. Якунина в МПС еще в 2000 году речь, собственно, шла не столько о занятии руководящей должности, сколько об испытании человека на функциональную пригодность к формированию новой управленческой модели. В этой связи вспомнился такой эпизод: на пресс- конференции сразу после избрания на второй президентский срок В. Путину задали вопрос: «Не задумываетесь ли Вы о том, кто придёт Вам на смену?». На что В. Путин ответил молниеносно, как если бы заранее такой вопрос ожидал: «Я думаю над этим с первого дня своего прихода к власти». Тогда ответ В. Путина сочли остроумной шуткой, сегодня уже так не кажется. Уже слишком многое в биографии В. Якунина наводит на мысль, что он наверняка был среди имён, которые В. Путин имел в виду когда обмолвился о своих размышлениях но поводу будущего президента. Железные дороги – это не просто народнохозяйственный комплекс, пусть даже исключительно могучий, но и колоссальный организационно-политический ресурс. Даже КПСС как политическая сила не была организована так чётко, даже она не имела такого дисциплинарно-вышколенного состава, как РЖД. Тот, кому в России обеспечена поддержка РЖД, тому под силу любые политические вершины. Когда в 1996 году позиции Ельцина выглядели крайне слабыми, поддержку ему оказал аппарат РЖД. Именно отсюда исходила инициатива о сборе подписей за его выдвижение. Здесь, на железнодорожном пассажирском транспорте, активнее всего проводилась агитация за переизбрание Б. Ельцина. Да и сегодня, если откровенно, самой крупной политической силой обладает вовсе не «Единая» или «Справедливая» Россия, не КПРФ или ЛДПР, а именно РЖД. Другого такого полигона, который бы отвечал всем требованиям обкатки грандиозных социально-экономических и объективно-политических проектов, в России не было, нет и, скорее всего, никогда не будет. Росси некие железные дороги – это государство в государстве. Всё, что хорошо для РЖД, хорошо для России. Так было при царях-батюшках, так было при коммунистических генсеках-дедушках. Так остаётся и при их внучатом преемнике, нынешнем российском президенте. Всегда, как только в стране назревали радикально-стратегические перемены, железная дорога оказывалась в центре внимания. Да это и понятно: здесь сосредоточен самый крупный ресурсный потенциал, экономический, социальный, политический. На этом участке случайные, непродуманные назначения и увольнения исключены. Слишком тесно отрасль связана с большой государственной политикой. Биографический и политический бэкграунд В. Якунина не занятная. Служебный реестр не содержит необъяснимых стремительных взлётов и столь же немотивированных падений. По жизни В. Якунин шёл уверенно, полагаясь лишь на собственные силы, а пена дружескую протекцию, в которой ему, случись попросить, скорее всего, не отказали бы. О том, что В. Путин и В. Якунин близкие друзья, знали почти все и давно – у одних эхо вызывало удивление: такой большой друг, а особой пользы для себя из этой дружбы не извлёк, у других – искренние симпатии. В одном из опросов, проведённом Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), В. Якунин ещё до назначения на нынешний свой пост вошёл в четверку самых близких В. Путину людей. Но Грызлов, Иванов и Шойгу оказались в этом списке скорее по должности, а вот В. Якунин действительно по дружбе. Хотя и очевидной, но явно бескорыстной. На протяжении всего предвыборного срока В. Якунин держал себя и своё поведение строго в рамках того сценария, по которому он в случае необходимости дол – жен был предстать перед страной в роли «народного избранника», ничем при этом не мешая претендентам на первый пост из числа «назначенцев» отыгрывать свои предвыборные роли. С интересом прочитав первое интервью В. Якунина в качестве президента «РЖД», посмотрев первое выступление но телевидению, с удовлетворением обнаружил, он с абсолютной точностью подтвердил те соображения, которые были высказаны о содержательном и кадровом предназначении того этана российских реформ, который ожидает Россию после В, Путина, В. Якунин, по сути дела, признал, что на долю Путина действительно выпала неблагодарная задача «зачищать» российское политическое пространство от кадрового наследия двух предшествующих разрушительных циклов, а на их место даже не набирать, а специально выращивать людей, способных исполнять созидательные функции. Вот как это сформулировал В. Якунин: «В одной из бесед Владимир Владимирович Путин сказал, на мой взгляд, замечательную фразу о его личной кадровой работе. Смысл её заключается в том, что людей, назначаемых на высокие должности, необходимо выращивать. И начиная с 1997 года, происходил, как я сейчас понимаю, процесс постеленного и очень не ласкового выращивания из Владимира Ивановича Якунина управленца и человека, которому поручались сложные и ответственные участки работы... Что касается РЖД, то задача, которая передо мной здесь ставилась, сводилась к необходимости зашиты государственных интересов. Мой участок ответственности включат обеспечение реформирования отрасли, создание новой экономической модели её работы, реорганизацию и, по сути, формирование корпоративного управления компанией... Я никогда не рассматривал свою работу в РЖД как промежуточный этан, перед тем как стать руководителем компании. Но в определённый момент я понял, что готов к выполнению и более сложных задач. И те кадровые разговоры, которые со мной проводились в этом году, показывали, что идёт процесс принятия решения». Полагаю, в дополнительных комментариях и разъяснениях слова В. Якунина не нуждаются. В них чётко сказано, почему, как и с какими целями произошло его назначение, и что, собственно, оно собой доподлинно знаменует. К тому же в последние месяцы перед выборами чуть ли не каждый день происходят события, которые лишь укрепляют уверенность. Пасхальные торжества 2007 года оказались по существу под опекой В. Якунина как руководителя Фонда Андрея Первозванного. Именно по линии Фонда было на этот раз организовано массовое паломничество на Святую землю, именно Владимир Якунин доставил в Москву Благодатный огонь аккурат к торжественному богослужению в храме Христа Спасителя. Более впечатляющей демонстрации высокой духовности, столь востребованной сегодня общественным сознанием, невозможно придумать. Вслед за Христовым Воскресеньем в путинской резиденции в Ново-Огарёво прошло высокопоставленное рабочее свидание, посвященное РЖД, на котором В. Якунин удостоился высочайшей президентской похвалы. Если мне кто-нибудь скажет, что это случайное совпадение, позволю себе с такими утверждениями не согласиться. Зато совершенно убеждён в другом: из всех претендентов на президентский пост, включая В. Зубкова, Д. Медведева, С. Иванова, В. Якунин единственный, о ком в последствии, стань он главой государства, можно будет сказать, что он действительно избран, а не назначен на этот пост. В конечном итоге, вполне могло случиться так, что именно это обстоятельство могло оказаться главным как для Путина, так и для самих избирателей. И в заключение, быть может, самое важное. С. Медведевым, Ивановым, Якуниным, с РЖД и даже с Россией, если согласиться с изложенными в материале суждениями, вес более или менее ясно. Одному из перечисленных путинских сподвижников – быть президентом, два оставшихся будут «заряжены» на работу в правительстве, скорее всего в ранге вице-премьеров, но левую и правую руку В. Путина. Согласие В. Путина возглавить кабинет министров, стать премьером, при том, что за ним будет закреплён символический титул национального лидера, не выглядит окончательным, В действиях и суждениях В. Путина чем дальше, тем больше проглядывают признаки стремления возродить Россию в имперском качестве, вернуть её в международное сообщество в роли Великой Державы. Движение в этом направлении, скорее всего, приведёт к обострению отношений соперничества е другими политическими центрами силы. Прежде всего США и ЕС, в меньшей степени с Японией и Китаем и может быть даже с Индией. Понятие «империя» применительно к России – это вовсе не экономическая или социальная категория. Российская Империя это, прежде всего, национально-патриотическое сплочение и державная мощь. К достижению именно этих целей, как мне представляется, будут направлены усилия В. Путина. А уж в каком качестве он предстанет перед нами, если эти цели будут достигнуты, в чём я на самом деле глубоко сомневаюсь, хотя в 1993 году сам был приверженцем этой идеи, я бы оставил на суд времени.
Сборник «Восемь лет с В. Путиным». Москва, 2008г., стр. 162-169.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |