САМАЯ ПОСЛЕДНЯЯ УТОПИЯ
Предсказанная Мишелем Нострадамусом глобальная катастрофа, которая должна была случиться «незадолго до смены тысячного века», была абсолютно реальной перспективой. Но мы ее миновали, даже не заметив. Все ожидали «конца света» в результате третьей мировой воины, И она действительно произошла, Мы же продолжаем ее ждать. По причине психологической привычки не замечать очевидного. Первая мировая война (1914-1918) завершилась не только экономическим, политическим переделом мира и сфер влияния, но и появлением альтернативного пути развития. В России к власти пришли большевики, исповедующие идеологию глобального преображения и «светлого будущего всего человечества». Вторая мировая война (1939-1945) была антифашистской, она предотвратила попытку решить исторический спор радикальным образом «справа». Завершилась, как того и следовало ожидать, усилением позиции «левых». На планете возникла «мировая социалистическая система». Третья мировая война (1985-1999) должна была стать и фактически стала войной антисоциалистической, предотвращавшей попытку доктринального преображения мира «слева», на коммунистический лад. Пусть никого не смущает отсутствие атомных бомбардировок, дальнобойных обстрелов, передвижения армий и массовой гибели людей, с чем обычно принято связывать перспективу возникновения мировых войн. Судить надежнее по результатам. В мире произошли именно те сдвиги и перемены, которые происходят исключительно в результате войн глобального масштаба. С политической карты мира исчезло огромное государство, «великая держава», претендовавшая на олицетворение будущего планеты ликвидированы сферы ее влияния, отторгнуты территории и поделены союзники. Обширные пространства пришли в совершенный упадок, сопоставимый разве что с катастрофическими разрушениями в результате массированных налетов бомбардировочной авиации. Правопреемница прежнего государства оказалась в долгах, очень напоминающих контрибуцию, возложенную на страну-агрессора странами-победителями. 250 миллионов человек оказались перед необходимостью менять гражданство, влачить жалкое существование в режиме выживания. С насиженных мест сорваны миллионы людей, превратившихся в беженцев и переселенцев. Огромная территория стала зоной бедствий, кризисов, локальных конфликтов и политических разборок, где хозяйничают бандиты, мародеры, похитители людей, шарлатаны и самозванцы. Забудьте на секунду, что не гремели пушки, не падали на голову бомбы, тогда вы вынуждены будете признать, что описанные события и их результаты как по масштабам, так и по сути не могут быть расценены иначе, как последствия мировой войны, которая должна была обернуло глобальной катастрофой, но завершилась «концом света в отдельно взятой стране». Основным театром военных действий всех трех мировых войн стала Россия. На протяжении веков не только мы, но и весь мир жил в некоем предчувствии особой миссии России. Объяснение этому находили в особом двуедином геополитическом положении страны, в загадочном умственном и психологическом складе русских людей, в противоречивости их возвышенных мыслей и плебейского, нередко хамского, поведения, в их способности побеждать и неумении пользоваться результатами одержанных побед, плодами собственных достижений. Но все это лишь частично справедливые, но не исчерпывающие суждения. На самом деле суть состоит в том, что Россия, оказавшись основным театром трех мировых войн, была еще и главным историческим полигоном для разного рода общественно-политических экспериментов, которые должны были испытать материальные и духовные ресурсы человечества в различных экстремальных ситуациях с наибольшим напряжением сил. Многие великие умы обращали внимание на это обстоятельство и в нашей стране, и за рубежом. Но точнее всех, пожалуй, оказался Петр Чаадаев в своих знаменитых «Философических письмах» «Мы принадлежим к числу наций, – писал он, – которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь урок... И сколько бед суждено нам испытать, прежде чем исполнится наше предназначение?» Но ради чего? Не могут же муки и страдания быть самоцелью. Должен же быть в них хоть какой-то исторический смысл! Присмотримся к последним нашим испытаниям. В стране произошло то, чего меньше всего ожидали как непосредственные инициаторы реформ, так и их близорукие попечители и спонсоры, – здесь был нанесен сокрушительный удар по авторитету власти и государства, по стереотипам гражданского и общественного поведения. Целую страну вынудили жить в режиме выживания, когда каждый может полагаться только на себя, когда помощи и содействия ждать неоткуда. До событий в России весь цивилизованный мир обретался в убеждении, что государство и гражданин, человек и общество только тогда могут существовать благополучно, когда взаимно заинтересованы друг в друге, в равной мере друг другом дорожат. Не мыслят друг без друга своего существования, как спрос и предложение. На этом было основано все – политика, экономика, идеология. Теперь стройная, до поры до времени сбалансированная, даже гармоничная система рухнула. И вовсе не по причине специфических условий России. Просто произошел разрыв всемирной цепи в наиболее слабом ее звене. В таком случае рушатся все взаимосвязи. Глубоко ошибаются те, кто думает, будто острейший кризис переживает исключительно Россия, что только ее население конфликтует со своей неумелой, жуликоватой, эгоистической властью, что только российское государство расползается по швам. Мы являемся свидетелями глобального перевоплощения, своего рода всемирной психологической перестройки. Когда М. Горбачев выпустил свою знаменитую книгу «Новое мышление для нас и для всего мира», я не раз потешался над ее претенциозным названием. Не слишком ли велик замах, не слишком ли высок полет политической фантазии? Но... ирония судьбы. М. Горбачев оказался прав и прозорлив настолько, насколько может быть прозорлив человек, действующий по наитию. Россия действительно стала провозвестником глобальных перемен. Причем именно в сфере мышления, сознания, психологии, системы нравственных ценностей и жизненных ориентиров. Другие, более благополучные страны давно живут по инерции, по привычке, не замечая, что объективная логика жизни течет уже иным руслом, что совершенно другими стали точки отсчета, что абсолютно нет никакой необходимости заявлять и тем более кичиться своей принадлежностью к народу, к нации, к государству, даже человечеству. Планета незаметно вступила в ту полосу развития, когда гражданин государства превращается в гражданина мира, где понятие «права человека» распространяется не на одну какую-либо страну или группу стран, а на всю планету. Это, в свою очередь, означает, что человек становится суверенной личностью, свободной и полномочной, для которой понятие «Государство – это Я» становится приоритетным и основополагающим. Все прежние представления о нормах и правилах гражданского общежития перестают «работать». В зонах относительного благополучия эти процессы протекают в режиме эволюции, в зонах проблемных возникают кризисы, конфликты, потрясения, вплоть до революций. Но смысл происходящего в любом случае остается одинаковым, хотя и не всегда замеченным. Ведь не заметило же человечество третьей мировой войны. Не замечает и надвигающейся глобальной психологической революции. В чем же состоит смысл психологической революции, каковы ее основные параметры и неизбежные последствия? Главное состоит в том, что в истории развития гражданского общества завершается эпоха демократии. Наиболее разумные деятели, привыкшие трезво оценивать события и называть людей, процессы и явления своими именами, насчет демократии никогда не обольщались. Все, конечно же, хорошо помнят знаменитые отава Уинстона Черчилля: «Демократия – худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество». Великий англичанин, относившийся к демократии сугубо потребительски, как это вообще свойственно неглупым людям, – очень точно определил содержательные и хронологические рамки существования демократии: она полезна до тех пор, пока не созревают условия для более целесообразной формы управления обществом. Еще более точен и конкретен в оценке демократии был Николай Бердяев. В 1923 году в очерке «Новое средневековье» он писал: «Демократия провозгласила свободу выбора, но нельзя долго задерживаться на этой свободе, нужно ею воспользоваться, нужно сделать выбор правды, подчиниться какой-то истине. А это выводит за пределы демократии. Единственным оправданием демократии будет то, что она себя преодолевает. В этом будет ее правда. Современные демократы явно вырождаются и никого уже не вдохновляют. Веры в спасительность демократии уже нет...» Подчеркиваю, сказано это в начале 20-х годов. И если судить по большому счету, даже самые образцовые, цивилизованные и совершенные, демократии не смогли предотвратить ни одной крупной беды. Они лишь помогали балансировать на грани, которую обозначил Черчилль: не будь демократии, дела могли бы обернуться еще хуже. После того, что произошло в России, когда наружу вылезли все слабости, все генетические пороки демократии, после недавней варварской и бессмысленной акции объединенных западных демократий в Югославии стало совершенно ясно – демократия стала не только неэффективной, но еще и крайне опасной. Она теперь не защищает интересы прогресса человечества, не снимает накапливающихся противоречий, а, наоборот, создает их, служит не благополучию людей, а своим эгоистическим потребностям и амбициям. Короче, с демократией происходит именно то, что случается с любым вырождающимся организмом или явлением. На долю России в этой ситуации выпала демонстрационная роль. Она пустилась вдогонку за цивилизованным миром, когда демократия уже исчерпала свое историческое предназначение не только в идейно-политическом, но и сугубо функциональном плане. Мы провели над собой изнурительный исторический эксперимент по полной программе. Сначала по схеме доктринального коллективизма и интернационализма, затем – по модели отжившей свой век демократии. В России сегодня происходит то, что завтра, если мир не поймет сути происходящего, даст о себе знать и в других, самых благополучных странах. Существует неотвратимый закон общественного развития: если идея исчерпала себя по сути, то она изжила себя и функционально. И в этом случае ее уже ни к чему не пристроишь, не приспособишь. Ни во времени, ни в пространстве. Понятно, что поиски такого пути растянулись на несколько веков, привели к состязанию идей, столкновению интересов, идейно-политических концепций, человеческих амбиций. Все это нужно было как-то сглаживать, а то и усмирять. Вот здесь и пригодилась демократия. В качестве укротителя общественно-политических страстей, психологического амортизатора она со своей исторической задачей прекрасно справилась. Честь ей за это и хвала. Но как поступить, если окончательный выбор сделан, – а это произошло как раз на рубеже смены веков, когда разрешился глобальный спор между двумя мировыми системами? Если магистральный путь определился, принципы рыночных отношений и личной свободы одержали верх? Если отпала необходимость размазывать манную кашу по чистому столу, если нужно не тормозить, а ускорять движение? Если возникает необходимость включать иные рычаги, нажимать на совершенно иные педали? Демократия к этому абсолютно не приспособлена. Она имеет очень низкий коэффициент ускорения. Она научилась быть умной, но не умеет быть результативной. У нее на принятие решения, на обеспечение так называемых «сдержек и противовесов» уходит слишком много времени и средств. Ее политический механизм в нынешних, кардинально изменившихся условиях оказывается чрезмерно затратным, неэффективным, а значит – порочным. Вывод очевиден: демократия исчерпала свой ресурс максимальной полезности и должна отмереть. И это вполне естественно. Даже закономерно. Демократия по сути своей – суррогат, эрзац-продукт, посредническая структура внутри общественных отношений. Она предоставляет каждому из нас ущербное, заведомо девальвированное право делегировать так называемым «народным избранникам» наши мнения, суждения, устремления, а главное – право принимать от нашего имени государственные решения и государственные законы. Чем дальше, тем больше становится очевидным, что демократия после утраты своего изначального предназначения – сглаживать острые углы – обретает черты доведенного до абсурда политического лжепредставительства и самозванства, превращается в генератор политических и финансовых «накруток». Во что рано или поздно, но неизбежно, трансформируются любые посреднические структуры, будь то в политике или бизнесе. Тем не менее демократия продолжает существовать. Более того, до сих пор имеет массу сторонников и приверженцев. Тому много причин. Назову две важнейшие. Во-первых, работает инерционный фактор массового сознания. Людей несколько веков кряду убеждали, что лучше демократии ничего не существует. Убеждение в достоинствах и преимуществах демократии засело в мозгах людей так глубоко, что выбить его оттуда не так-то просто. Во-вторых, в сохранении демократии заинтересован весьма влиятельный и многочисленный слой политических иждивенцев. У щедрого корыта демократии кормится немало прихлебателей и нахлебников, представляющих собой так называемые политические элиты и их интеллектуальную обслугу. Сюда входят журналисты, пиарагенты, политологи, рекламщики, имиджмейкеры, советники, эксперты, издатели и т.д., и т.п. Всех, и политиков, и тех, кто их обслуживает, объединяет одно желание сохранить систему, которая их кормит. Они с удовольствием, даже воодушевлением, будут воевать друг против друга, но горой будут стоять за сохранение демократической «кормушки». На самом же деле демократия уже давно утратила свой и без того весьма условный представительский характер. Политики воспринимают людей только в качестве избирателей. Как самостоятельные личности со своими потребностями и запросами они их совершенно не интересуют. В нынешнем своем виде демократия – отнюдь не власть народа. Демократия переродилась в корпоративный антинародный заговор, узаконенный конституциями, президентскими указами, парламентскими законами. Демократия уже давно перезрела, стала загнивать на корню, внутренне себя исчерпала. Она превратилась в тяжкую и вредную обузу. В существовании парламентов и любых других избираемых формах управления и согласования интересов сегодня абсолютно нет никакой необходимости. Избираться может только одна-единственная фигура – глава государства, Все остальные чиновники должны назначаться, наниматься на службу. Поэтому не надо лукавить. Верните народу, точнее, людям, человеку, узурпированное у него демократией право самому управлять своей жизнью, своим будущим. Демократия – не что иное как ложь, возведенная в принцип политической деятельности и государственного управления. Любой из демократических принципов ложен, любая из демократических целей лукава, любой из демократов – по определению обманщик и лицедей. Мы видим сегодня в России особенно отчетливо, как так называемые публичные политики – вот уж действительно точная, исчерпывающая, саморазоблачительная характеристика иx сути – воюют друг с другом, поливают друг друга грязью, но в то же время горой стоят за сохранение демократии, за право быть избранными, за возможность действовал, от имени народа. Задумайтесь на минуту: если борьба за обладание демократической властью так неприглядна, если путь к достижению демократических целей так мелочен и подл – разве может быть честной и достойной сама власть? Любая идея, предназначенная для овладения сознанием так называемых масс, для управления, точнее, манипулирования ими, безнравственна. Более того, античеловечна, антигуманна. Рано или поздно человек, обретя качества личности, обязательно восстает против таких идей, предъявляет им свой счет. Так случилось с коммунизмом, так случится и с демократией. Ведь демократия – все тот же коммунизм, только для избранных. На смену демократии неизбежно придет действительно свободный, независимый человек. Он демократию породил, он ее и погубит во имя собственного блага. Прошлогодний кризис, обозначивший полный крах экономической политики российской власти, конфликт в Югославии, обнаживший беспомощность нашей внешней политики, скандалы с импичментом президента, с коррупцией в его окружении, предвыборные интриги и пошлые склоки между Кремлем, правительством и Государственной Думой продемонстрировали, что и во внутренней политике российская власть ни к чему не способна, неизбежно внесли в настроения россиян новые идеи. Как говорится, нет худа без добра. Если угодно, после пережитых потрясений, после горьких разочарований россияне оказались на пороге новой политической веры – веры человека в самого себя. Человек появится на свет свободным, без государства, общества, царей президентов, министров депутатов. Таким он в душе остался. Люди по своей духовной, нравственной, если хотите даже биологической природе – анархисты. Идея анархии, сколько бы ее ни отвергали, сколько бы ни придавали политической анафеме, живет и постоянно напоминает о себе. Природа ее живучести – в максимальном прибл!гжении к истине, к сути человеческого характера. Нужно перестать пугаться анархии, следует попытаться разобраться в причинах ее появления на свет и, будем откровенны, в ее неизбежном торжестве. Хотя бы потому, что анархия – апофеоз личности, а личность – основа грядущего миропорядка. Начнем с того, что анархизм как психологический феномен, как течение мысли и общественно-политическое явление – не вывих, не историческая аномалия. Если анархия заявляет о себе, значит, для этого сложились соответствующие благоприятные условия, появилась почва. Вместо размытого коллективистского «Мы» на первое место вышло четкое, категоричное «Я». В нынешней России проблема анархии вызвана острейшим политическим кризисом, крахом власти и государства. Все прежние параметры, которыми определяется исторический облик страны, рухнули. Новые еще не появились. В этой ситуации появление «я» – не свидетельство катастрофы, а надежда на выздоровление. Склонность россиян бросаться из крайности в крайность известна. Эта истина распространяется и на наши отношения с государством, с властью. Поначалу, с приходом новой власти, нам всегда кажется: вот наконец-то пришла настоящая власть, знающая и понимающая наши заботы. Но проходит совсем немного времени -и настроение недавнего восторга сменяют убеждения, что хуже, чем власть нынешняя, не было, нет и быть не может. Однако в нынешних условиях это неизбывное качество российского политического менталитета, нашего национального мышления обретает новые черты. Чем дальше, тем больше в обществе начинают преобладать настроения глубокого разочарования в самом властном институте, в его представителях, в любых претендентах на власть. Причем власть сама способствовала этому. В ходе нынешних реформ миллионы людей были выброшены за борт государственного корабля. Россиянам настойчиво внушали, что главный смысл свободы, которую они вроде бы обрели, есть свобода обеспечивать, кормить, одевать себя самого. Что государство – не нянька, не собес Короче, спасение утопающих – дело самих утопающих. В возникшей ситуации есть два выхода. Первый – ополчиться против анархии попытаться подавить ее силой, лишить права на волеизъявление. Соблазн таких действий очень велик. Но это было бы трагической ошибкой. Процессы, которые порождены объективным развитием событий, подавить, загнать внутрь практически невозможно. Гораздо более продуктивным и перспективным был бы другой путь – позволить анархии самореализоваться, дать ей возможность самой преодолеть себя. Мы должны перестать вздрагивать при одном лишь упоминании об анархии Она страшна, когда она поражает власть изнутри, как это происходит сейчас в России. Ведь нынешняя власть не управляет ни собой, ни страной. Так что же плохою в том, если в ситуации, когда власть обнаруживает свою несостоятельность, люди начинают ощущать себя решающим субъектом происходящих событий? Ошибается тот, кто воспринимает анархию вообще как протест против всякой власти. Вовсе нет. Анархия – это борьба за такую власть, которая бы соответствовала своему предназначению – обеспечивала преобладающий общественный интерес. Анархизм в России был опошлен и окарикатурен черными пиратскими знаменами, байками про Нестора Махно, литературными и драматургическими образами «вожаков», «вожачков», «сиплых» и «левок задовых». Но у нас очень мало известно об анархизме просвещенном и деятельном, умном и благородном В. Ленин, кстати, рационального зерна, содержащегося в идеологии анархизма, не отрицал. Говоря об одном из основоположников русского анархизма князе Кропоткине, он отмечал: «Идеи Кропоткина не потому неприемлемы, что вредны, а потому вредны, что несвоевременны...». Но ведь «несвоевременность» – тот недостаток, который с годами проходит. Что в анархизме главное? Апофеоз личности, ее самоценности, ее физического, правового, морально-нравственного суверенитета. Вместо верховенства закона анархизм выдвигает на первое место совесть. На место государства ставит ассоциацию суверенных личностей. Проще говоря, свободных людей. Анархизм ориентирован не на самые худшие человеческие качества, не на самые плохие и недостойные принципы. Согласитесь, большинство людей, во всяком случае тех, кого мы считаем честными и порядочными, вовсе не нуждаются в конституционных подсказках, указующих перстах различного рода кодексов и уложений. Они «умудряются» жить и поступать, не нарушая писаных законов. Значительная часть людей в репрессивном, регламентирующем участии государства не нуждается. Многие другие его функции, скажем организация системы образования и здравоохранения, между гражданами и государством вполне могут решаться на договорной или коммерческой основе, в режиме оказания услуг. Государство должно служить интересам человека, личности, гражданина. Вы же не станете платить сторожу, который не уберег вашу машину от угона, квартиру – от ограбления! Идейно-политическая подоплека нынешнего бунта российских налогоплательщиков состоит именно в этом. Нет смысла поощрять государство, если оно само, как это случилось в России, становится грабителем. Анархизм признает только одну высшую ценность – свободу личности. Для этой личности существует только один судья и один закон – совесть. У этой личности может быть только одна истинная, достойная цель – созидание себя, самосовершенствование. Свобода имеет только одно ограничение: она не может, не должна посягать на свободу других людей. Чаще всего в качестве возражения приходится слышать: УТОПИЯ. Да, действительно утопия. Как и всякая иная концепция. Концепции и теории сами по себе не создают жизни, не наполняют ее содержанием. Они формируют наши представления о ней, приноравливают эти представления под задачи управления обществом. Одна утопия умирает, ее место занимает другая. Жизнь развивается только через преодоление утопий. Иного пути нет. Поэтому анархизм – конечно же, УТОПИЯ, иллюзия. Но ничуть не большая, чем любые иные идейно-политические концепции, вроде авторитаризма, тоталитаризма, элитаризма, плюрализма, коммунизма, демократии, прагматизма. Пока же всюду и всегда государство и власть господствовали и господствуют. И будут господствовать до тех пор, пока в сознании и психологии людей будет жив стереотип, что общество не может обойтись без надсмотрщиков, плеток, кнутов. Пока в душе человека не исчезнет страх, не умрет раб, пока нам будет нравиться исполнять и отдавать приказы, пока дисциплинарные установки будут заменять нам человеческое достоинство – будет жить и государство. Человек создал государство по своему греховному образу и подобию. Найдет человек в себе самом силы преодолеть себя, собственные пороки, собственную греховность – преодолеет и государство. Нас долго убеждали, что национальная природа русского человека требует соборности, коллективизма. Неправда. Такая трактовка выгодна властям и вождям. Она помогает сгонять людей в стадо и управлять ими с помощью кнута или клочка, сена. На самом же деле русский человек по природе своей – воплощение активного одиночества. Психологически он самодостаточен. Русским человеком, безусловно, движут чувства дружбы, жертвенности, готовности отдать собственную жизнь за свободу страны, ее народа. Но так он поступает только тогда, когда ощущает себя свободной личностью. Понимание, что любая власть – насилие, а власть денег – ничуть не меньше, чем любая другая, у русских людей в крови. Поэтому ошибаются те политики, которые созывают русских людей под лозунги борьбы за власть. Сегодня он хочет не власти, а покоя и воли. Нынешняя власть не предлагает ему ни того, ни другого. Она предлагает ему полагаться только на себя, самостоятельно выживать. В этих условиях выход на политическую арену России идеологии анархизма может оказаться не только возможным, но и неизбежным. Так что предстоящие годы обещают быть весьма бурными. Тенденция социальной самоорганизации будет крепнуть и превращаться в главный фактор развития. Все будут захвачены поиском собственных выходов из затруднительных положений, тупиков и кризисов. Как говорится, нет худа без добра. После пережитых потрясений, после горьких разочарований россияне оказались на пороге новой политической веры – веры человека в самого себя. Склонен считать, что человечество действительно перестает существовать в своем собирательном смысле. Вслед утрачивают свое былое значение такие понятия, как коллектив, общество, государство. На первое место выходит индивидуум, человек, личность. Понятия «человечество», даже «народ» абстрактны, непригодны для понимания сути «живой жизни», как говорил Юнг. «Человечество – ничто, личность – все. С человека начиналось человечество, к человеку «идея жизни» и возвращается, вновь превращая его в абсолютную ценность, в «меру всех вещей». В «Словаре сути слов» встретил совершенно гениальную мысль: «Корни языка – в Будущем, а не в Прошлом. Слова уже есть в языке, но их истинный смысл открывается только тогда, когда приходит Время». Представляется, что именно сейчас, на наших глазах, время коллективов, общества, государства уходит. Наступает Время Человека.
Журнал «Персона», №3, 1999г.
V Блок №3. Психологические аспекты формирование общественного мнения по наиболее важным направлениям развития политических процессов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (441)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |