Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основными видами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы



2016-01-26 541 Обсуждений (0)
Основными видами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы 0.00 из 5.00 0 оценок




К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Это основные доходы бюджета. В РФ наибольшее значение для формирования бюджета имеют НДС, акцизы и таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий.

К неналоговым доходам относятся:

§ Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

§ Доходы от продажи этого имущества;

§ Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными учреждениями;

§ Штрафы, конфискации;

§ Финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней.

Расходы федерального бюджета включают в себя расходы на государственную поддержку отраслей народного хозяйства, социальную сферу, оборону, внешнеэкономическую деятельность, содержание государственного аппарата, погашение и обслуживание государственного долга, финансовую поддержку территорий.

Расходы местных бюджетов не повторяют расходов республиканского бюджета (финансирование местного жилищно-коммунального комплекса, дорожного строительства, социально-культурных мероприятий и т.д.).

Государственные расходы служат эффективным экономическим регулятором. В частности, увеличивая их, государство может:

§ Расширять совокупный спрос;

§ Стимулировать производство;

§ Ускорять развитие определенных сфер национального хозяйства (прогрессивных отраслей, науки, экологии).

Госрасходы обладают так называемым мультипликационным эффектом, т.е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП. Подобный «эффект растущего снежного кома» объясняется тем, что увеличение госинвестиций (скажем, в строительство дорог) вызывает не только рост первичного производства (дорожного строительства), но и вторичного (производство асфальта), третичного (добыча сырья), четвертичного (геологических работ). Мультипликатор государственных расходов определяется аналогично мультипликатору инвестиций.

 

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды —денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных целевых налогов, субсидий из бюджета, займов. Примерами могут служить Пенсионный фонд РФ, дорожные фонды.


 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.

В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета.

Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (бюджетный профицит), который идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения.

В современных условиях бюджеты большинства государств сводятся с дефицитом, т.е.с превышением расходов бюджета над его доходами.

Дефицит государственного бюджета — явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет. Более того, представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит — это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В целом же для ответа на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита для общества следует решить по крайней мере две проблемы:

1) определить, порожден ли дефицит спадом или является следствием финансовой политики государства;

2) выяснить, уменьшает дефицит частные инвестиции или поощряет их.

Чтобы ответить на первый вопрос, мы должны ввести новые понятия:циклический и структурный дефициты.

Циклический дефицит — это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, структурный — это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов.

В первом случае дефицит — это, скорее, зло, поскольку он является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

Вторая проблема связана с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. «Эффект вытеснения» связан с методами покрытия бюджетного дефицита.

Основными методами являются:

§ эмиссия кредитных денег;

§ выпуск государственных займов;

§ увеличение налогов;

§ сокращение расходов.

Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом это происходит? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки.Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой, скорее, будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, — это государственный долг, представляющий собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за все время существования государства.

    Государственный долг      
           
Внутренний долг — задолженность госу-дарства своим собст-венным гражданам       Внешний долг — задолженность государства гражданам и организациям других стран  
             

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам:

• необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

• долг приводит, в определенной мере, к вытеснениючастного капитала,что может ограничить дальнейший рост экономики;

• увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

• перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Подуправлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных

с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов,

с выпуском новых займов,

с выплатой процентов по ранее выпущенным займам,

проведением конверсии и консолидации займов,

проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту,

а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Государственные займы размещаются обычно двумя способами: в порядке подписки или при посредничестве банков (наиболее распространенный способ). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, коммерческие банки, страховые компании, промышленные корпорации, частные инвесторы, местные органы власти.

Погашение государственных займов и выплата процентов производятся либо из бюджетных средств, либо путемрефинансирования, т.е. выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменения этих условий, касающихся доходности, называетсяконверсией, а изменения, относящиеся к его срокам, называютсяконсолидацией государственного долга (превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные).

Итак, крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, хотя и не смертельны для экономики, тем не менее могут породить ряд серьезных проблем. Поэтому правительства большинства западных стран перешли в настоящее время от политики дефицитного финансирования (финансового накачивания экономики за счет бюджетного дефицита) к бюджетной политике, основанной на неоклассической теории (максимально возможное сокращение бюджетного дефицита).

Исходя из того, что государство использует национальный доход менее эффективно, чем частный сектор, масштабы его перераспределения через бюджет должны уменьшаться, значительно сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджетов. Новая бюджетная политика нашла выражение в изменениях в доходной и расходной части государственных бюджетов. Если кейнсианцы уделяли большое внимание стимулированию инвестиций за счет роста как частных, так и государственных расходов, то новые концепции делают ставку на увеличение накоплений, рост производства и расширение инвестиций главным образом за счет снижения налогов, перехода от прогрессивного к регрессивному налогообложению. Одновременно сокращаются государственные расходы (и прежде всего – социальные ассигнования, поддержка неэффективных отраслей).

 

Хотелось бы также отметить, что по методике осуществления фискальную (бюджетно-налоговую) политику можно разделить на 2 типа:

§ дискреционную – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпа инфляции.

§ недискреционную – автоматическое изменение указанных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода.

При недискреционной политике на экономику влияет система автоматических (или встроенных) стабилизаторов.

Под автоматическими стабилизаторами понимаются факторы рыночной экономики, которые «сглаживают» экономическую конъюнктуру независимо от текущих решений правительства.

Среди наиболее типичных автоматических стабилизаторов можно отметить следующие:

1. Прогрессивная шкала налогообложения. Благодаря ей во время экономического бума располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль предпринимательского сектора растут медленнее, чем национальный доход; а это сдерживает рост эффективного спроса и тормозит чрезмерный экономический рост. Напротив, во время спада эффективный спрос уменьшается медленнее, чем падение производства, что сокращает масштабы экономического спада.

2. Система пособий по безработице и материальная помощь бедным слоям населения. Во время спада государственные расходы на эти цели возрастают, а во время подъема — сокращаются без специальных решений законодательной и исполнительной властей.

3. Относительное постояноство потребления во времени.Во время подъема домашние хозяйства увеличивают свое потребление медленнее нарастания дохода, а во время спада — медленнее сокращают свое потребление по сравнению со снижением дохода.

В заключение следует сказать, что представители различных экономических школ относятся к идее встроенных стабилизаторов по-разному. К примеру, относительно третьего стабилизатора расхождений между кейнсианцами и неоклассиками (монетаристами) в принципе нет. Однако действенность первых двух, неоклассики и монетаристы отрицают, в отличие от кейнсианцев, ибо природа этих стабилизаторов вытекает из кейнсианского понимания активной роли совокупного спроса.

 

 



2016-01-26 541 Обсуждений (0)
Основными видами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основными видами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)