Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Итоги и последствия реформ Александра 2



2016-01-26 707 Обсуждений (0)
Итоги и последствия реформ Александра 2 0.00 из 5.00 0 оценок




Политические и финансовые реформы, проведенные Александром 2 не зря называют великими. Благодаря им было положено начало формированию в Российской Империи нового типа общества – индустриального общества капиталистического типа. Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, не зависящие от сословия, а также возможность на честный и открытый суд. Пресса стала более свободной, что позволило гражданам иметь возможность обсуждать и осуждать решения правительства.

Освобождение крестьян и реформы в экономике позволили стране выйти из кризиса и создать се условия для дальнейшего успешного роста с учетом новых экономических реалий.

В целом, страна пережила значительные изменения, которые помогли ей встать на новый путь развития, более успешный и современный.

20.Общесвенно-политическое движения в 19 веке

Несмотря на проводимыереформы, Россия оставалась абсолютной монархией со всеми ее атрибутами. Самодержавная власть становилась все более тяжелым бременем для народов России. Основная масса россиян была лишена всяких гражданских прав. Безграничная власть чиновников и полиции, произвол губернаторов и градоначальников, взятничество, бюрократизм и казнокрадство стали нормой существующей системы. В провинциях этот список пороков властных структур дополнялся национальным гнетом, насильственной русификацией, ущемлением прав нерусского населения. Однако раскол в российском обществе шел не по национальному, а по социальному признаку. Зачастую уровень жизни русского населения был ниже уровня жизни других народов России.

Все это вело к росту недовольства в различных слоях населения. Увеличился поток крестьян, выезжающих на заработки, эмигрировали представители национальных меньшинств, появились политические эмигранты. Накал социальных противоречий перерастал в открытый протест. Созданию революционной ситуации способствовал наступивший экономический кризис. Начало 20-го столетия ознаменовалось проведением множества стачек, демонстраций и забастовок (Харьков - 1901 г., Ростов-на-Дону - 1902 г., Баку - 1904 г.). Ситуация требовала координации и объединения оппозиции в борьбе за права и свободы.

В 1883 г. в Женеве была основана группа «Освобождение труда» (В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов), которая занималась пропагандой идей Маркса и выработкой собственной программы политической борьбы.

В 1883 г. в Петербурге Димитр Благоев объединил социал-демократические кружки в «Партию русских социал-демократов» (разгромлена царской охранкой в 1887 г.).

В 1885 г. П.В. Точисский организовал группу «Товарищество Санкт-Петербургских мастеров», которая после разгрома переформировалась в «Социал-демократическое общество».

В 1887 г. в Казани Н.Е. Федосеев создал несколько студенческих кружков. М.И. Брусилов объединил питерских рабочих в 20-ти кружках.

В 1894 г. образован «Московский союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В 1895 г. в Петербурге В.И. Лениным создан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

В начале века в Штутгарте под редакцией П.Б. Струве начал издаваться журнал «Освобождение», в котором отражались идеи либерально-земской оппозиции.

В 1902 г. В.М. Черновым и Б.В. Савинковым образована партия социалистов революционеров (эсеров), ставившая своей задачей уничтожение самодержавия и построение социалистического общества.

В начале 19 в. создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). На 1 съезде в Минске был избран Центральный комитет партии и опубликованы ее основные цели. В основе программы - идеи К. Маркса в сочетании с российскими революционными традициями.

Противниками социал-демократов являлись легальные марксисты (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и др.). В 1894 г. Струве изложил программу развития России. Ленин подверг резкой критике всю систему взглядов легальных марксистов.

В середине 90-х гг. образовалось движение экономистов, которые основной целью видели экономические победы пролетариата. Идеологи - С.Н. Прокопович, Е.Д. Кусков, В.Н. Кричевский.

17 июля 1903 г. в Брюсселе состоялся 2 съезд РСДРП, на котором была утверждена первая программа партии, опубликованная в газете «Искра». Ставилась программа-минимум - свержение самодержавия и установление демократической республики, а также программа-максимум, по которой конечной целью партии является социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата. На съезде развернулась борьба за организационные принципы партии. Сторонники Ленина, получившие большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называться большевиками, сторонники Л. Мартова - меньше.

21.Восточный вопрос

ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС,комплекс международных конфликтов конца 18 – начала 20 в., связанных с борьбой балканских народов против турецкого ига и с соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи (Турции).

В середине 17 в. Османская империя вступила в период глубокого внутри- и внешнеполитического кризиса. После разгрома турок австрийцами и поляками под Веной в 1683 их продвижение в Европу было остановлено. В конце 17–18 в. Турция потерпела ряд серьезных поражений в войнах с Австрией, Венецией, Речью Посполитой и Россией. Ее ослабление способствовало подъему национально-освободительного движения балканских народов (молдаван, валахов, болгар, сербов, черногорцев, албанцев, греков), в большинстве своем православных. С другой стороны, в 18 в. в Османской империи усилились политические и экономические позиции Франции и Великобритании, которые, желая сохранить свое влияние и помешать территориальным приобретениям других держав (особенно Австрии и России), стали выступать за сохранение ее территориальной целостности и против освобождения покоренных христианских народов.

С середины 18 в. роль главного противника Османской империи перешла от Австрии к России. Ее победа в русско-турецкой войне 1768–1774 привела к кардинальному изменению ситуации в Черноморском бассейне. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира 1774 Россия окончательно утвердилась на северном побережье Черного моря и получила право протектората над христианским населением Турции; Дунайские княжества (Молдавия, Валахия, Бессарабия) обрели внутреннюю автономию; была ликвидирована зависимость Крымского ханства от турецкого султана. В 1783 Россия аннексировала Крым и Кубань. Резкое ослабление Османской империи создало условия для выхода России в Средиземное моря и для ликвидации турецкого господства на Балканах. На авансцену европейской политики выдвинулся Восточный вопрос – вопрос о судьбе турецкого наследства и христианских балканских народов: понимая неизбежность распада Османской империи, крупнейшие европейские государства – Россия, Великобритания, Франция и Австрия – активизировали свое вмешательство в дела Восточного Средиземноморья.

В 1780-х – первой половине 1790-х развернулась острая дипломатическая борьба австро-русского блока, стремившегося форсировать процесс расчленения Турции, с Великобританией и (до 1789) Францией, пытавшимися сохранить статус-кво на Балканах. Екатерина II (1762–1796) выдвинула проект полного изгнания турок из Европы, восстановления Греческой (Византийской) империи (на ее трон она планировала возвести своего внука Константина Павловича), передачи Австрии западной части Балканского п-ва и создания из Дунайских княжеств буферного государства Дакия. В то же время Порта (османское правительство), надеясь взять реванш за поражение в войне 1768–1774, при активной поддержке Великобритании и Франции начала новую войну против России (русско-турецкая война 1787–1791), на стороне которой в 1788 выступила Австрия. В 1788 англо-французской дипломатии удалось спровоцировать нападение на Россию Швеции (русско-шведская война 1788–1790). Но действия антирусской коалиции оказались неудачными: в 1790 из войны вышла Швеция (Верельский мир), а в 1791 Турции пришлось согласиться на заключение Ясского мира, подтвердившего условия Кючук-Кайнарджийского договора и отодвинувшего русско-турецкую границу до Днестра; Порта отказалась от притязаний на Грузию и признала право вмешательства России во внутренние дела Дунайских княжеств.

Борьба европейских держав против революционной Франции (с 1792) на время отвлекла их внимание от Восточного вопроса, что позволило Османской империи укрепить свое внешнеполитическое положение. Однако в конце 1790-х Восточное Средиземноморье вновь вышло на авансцену европейской политики. В 1798 Франция, стремясь восстановить свои утраченные после Революции позиции на Востоке и создать плацдарм для нанесения удара по английским владениям в Индии, предприняла попытку захвата Египта, находившегося под османским владычеством (Египетский поход Наполеона Бонапарта). В ответ Турция объявила войну Франции (1798) и вступила в союз с Россией и Великобританией (1799). В 1801 французские войска в Египте капитулировали. Однако рост освободительного движения балканских народов, воспринимавших Россию как своего естественного союзника, и попытки Великобритании закрепиться в Египте привели к распаду англо-русско-турецкого союза. В 1803 англичанам пришлось эвакуировать свои войска из Египта. После вспыхнувшего в 1804 в Сербии восстания под руководством Кара-Георгия и побед Наполеоновской империи над Третьей коалицией в Европе в 1805–1806 (см. такжеНАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ) Порта сблизилась с Францией и в 1806 при ее поддержке начала войну с Россией; одновременно ей пришлось вести борьбу и с Великобританией (англо-турецкая война 1807–1809). Затяжная русско-турецкая война 1806–1812 завершилась победой России: по Бухарестскому миру 1812 она получила Бессарабию; Турция признала за ней Западное Закавказье и несколько расширила автономию Молдавии и Валахии. Хотя она также обязалась предоставить внутреннюю самостоятельность Сербии, в 1813 ее войска оккупировали сербские земли; только после восстания 1814–1815 под предводительством М.Обреновича Порта согласилась дать Сербии ограниченную автономию: это событие стало началом процесса освобождения южно-славянских народов.

Разгром Наполеоновской Франции (1814–1815) вновь привлек внимание европейских держав к судьбе Османской империи. Александр I (1801–1825) вернулся к планам Екатерины II и начал покровительствовать тайным греческим национальным организациям, однако не смог добиться поддержки других участников Священного союза и в конце 1810-х под давлением Австрии и Великобритании смягчил свою антитурецкую политику. Но в 1821 в Греции вспыхнуло восстание против османского ига (1821–1829), вызвавшее большое сочувствие в европейских странах (филэллинское движение). С 1825 Россия развернула дипломатическую активность в поддержку греков; это побудило Англию и Францию также вмешаться в конфликт. В 1827 на Лондонской конференции три державы потребовали от Турции предоставить автономию Греции; когда же та отказалась удовлетворить их требования, они отправили к берегам Пелопоннеса объединенную эскадру, которая разгромила турецко-египетский флот под Наварином. В ответ Османская империя объявила войну России (русско-турецкая война 1828–1829). Эта война, в которой туркам оказала помощь только Австрия, завершилась очередной победой русского оружия. По Адрианопольскому миру 1829 Россия приобрела устье Дуная и черноморское побережье Кавказа; Турция признала все Закавказье российским владением, расширила автономию Дунайских княжеств, предоставила Греции независимость, а Сербии – статус вассального автономного княжества, обещанный ей еще по Бухарестскому миру 1812.

Роль России в восточных делах еще более возросла в 1830-х, когда она выступила в роли союзника Османской империи. В 1831 египетский паша Мухаммед-Али, за спиной которого стояла Франция, начал войну против султана Махмуда II (1808–1839). В условиях поражений турецких войск Николай I (1825–1855) решительно подержал Порту. В феврале 1833 русская эскадра вошла в Босфор и высадила тридцатитысячный десант для защиты Стамбула, что заставило Мухаммеда-Али пойти на компромиссное соглашение с султаном. В июле 1833 был заключен русско-турецкий Ункяр-Искелесийский союзно-оборонительный договор на восемь лет, по которому Россия гарантировала независимость и целостность Османской империи, а Порта обязалась не допускать в проливы (Босфор и Дарданеллы) военные суда других стран, за исключением русских.

В 1839 Великобритания, которой Мухаммед-Али отказался предоставить торговые привилегии в Египте, спровоцировала новую войну между ним и султаном. Победы египетских войск побудили европейские державы к вмешательству. На Лондонской конференции 1840 Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия приняли решения о коллективной помощи Махмуду II и потребовали сохранения «целостности и независимости» Османской империи. Когда Мухаммед-Али отверг ультиматум держав о прекращении военных действий, англо-австрийский флот подверг бомбардировке сирийские порты и заставил египетского пашу подчиниться. В 1841 под давлением остальных европейских государств Россия отказалась от преимуществ, полученные ею по Ункяр-Искелесийскому договору: отныне проливы были закрыты для военных судов всех европейских стран, включая и Россию.

В 1840-х – начале 1850-х Восточный вопрос значительно обострился. Еще в 1839, во время второй войны с Мухаммедом-Али, Порта объявила о намерении провести реформы, направленные на улучшение положения христианского населения (неприкосновенность жизни и имущества подданных, независимо от их религиозной принадлежности; устранение злоупотреблений в налоговой системе), однако эти обещания остались на бумаге. Для балканских народов оставался только один путь – вооруженная борьба против османского господства. С другой стороны, к середине 19 в. расширилось экономическое и политическое проникновение в Турцию европейских государств, что усилило их взаимное соперничество. В 1853, воспользовавшись конфликтом католического и православного духовенства за контроль над христианскими святынями в Палестине, НиколайI потребовал от Порты права покровительства над всеми православными подданными султана. Когда Турция при поддержке английской и французской дипломатии отклонила это требование, русские войска оккупировали Дунайские княжества, следствием чего стала русско-турецкая война 1853–1856 (см. также КРЫМСКАЯ ВОЙНА). В 1854 в войну на стороне Османской империи вступили Великобритания и Франция, в 1855 – Сардиния; антирусская коалиция пользовалась также активной дипломатической поддержкой Австрии. Поражение России привело к серьезному ослаблению ее позиций в Черноморском бассейне: она потеряла Южную Бессарабию и лишилась права иметь военный флот на Черном море; Дунайские княжества были поставлены под совместный протекторат великих держав (Парижский мир 1856).

По Парижскому миру Порта подтвердила свое обязательство предоставить христианскому населению Османской империи равные права с мусульманским, но вновь не выполнила его. Обстановка на Балканах еще более накалилась. В 1858 после долгой борьбы фактической независимости добилась Черногория. В 1859 при поддержке России Дунайские княжества создали единой государство Румыния, несмотря на противодействие Порты и англо-австрийской дипломатии; в 1861 Турция признала Румынию на условиях признания верховного сюзеренитета султана и выплаты дани. В 1861 вспыхнуло восстание в Герцеговине; помощь, оказанная восставшим соседней Черногорией, привела к турецко-черногорской войне 1862–1863; черногорцы потерпели в ней поражение, и герцеговинское восстание было подавлено. В 1861 Сербия провозгласила полную автономию во внутренних делах и создала собственную армию, которая в 1862 изгнала турецкий гарнизон из Белграда; в 1866 Сербия вступила в антитурецкую коалицию с Черногорией, в 1867 добилась полного вывода турецких войск со своей территории, а в 1868 заключила союз с Грецией и договор о дружбе с Румынией. В 1866 произошло восстание на Крите, участники которого провозгласили объединение острова с Грецией. Россия, Франция, Северогерманский союз и Италия предложили Турции провести плебисцита на Крите, но Порта при содействии Великобритании и Австрии отвергла их коллективную ноту и, угрожая войной, потребовала от Греции прекратить помощь восставшим. На Парижской конференций 1869 великие державы убедили Грецию принять турецкий ультиматум; вскоре Критское восстание было подавлено.

В начале 1870-х Россия сумела восстановить свои позиции в Черноморском бассейне. В 1870 при поддержке Германии она объявила о выходе из Парижского договора 1856 в части, касающейся права иметь военный флот на Черном море; это решение было санкционировано Лондонской конференцией великих держав 1871.

Невыполнение Портой обещаний о проведении реформ вызвало в 1875–1876 два восстания в Болгарии, однако, они были жестоко подавлены. В 1875 вспыхнуло восстание в Боснии и Герцеговине; в 1876 Сербия и Черногория открыто поддержали восставших; Турция открыла против них военные действия. Сербская армия потерпела поражение, но русский ультиматум заставил Порту приостановить военные действия. В условиях нарастающего распада Османской империи Великобритания и Австро-Венгрия отказались от прежней политики сохранения статус-кво и начали разрабатывать планы раздела турецких владений. В 1876–1877 европейские державы предприняли несколько попыток побудить Порту провести необходимые преобразования в балканских провинциях (Константинопольская 1876 и Лондонская 1877 конференции). После отказа Порты выполнить их требования Россия объявила ей войну. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Османская империя потерпела полное поражение и была вынуждена заключить Сан-Стефанский мир, по которому вернула России Южную Бессарабию, признала независимость Румынии, Черногории и Сербии и согласилась на предоставление самоуправления Боснии и Герцеговине и на создание обширной Великой Болгарии в составе Северной Болгарии, Фракии и Македонии. Однако успехи России вызвали противодействие остальных европейских держав во главе с Великобританией и Австро-Венгрией, которые добились пересмотра условий Сан-Стефанского договора на Берлинском конгрессе 1878: он подтвердил передачу России Южной Бессарабии и независимость Румынии, Сербии и Черногории, но Болгария оказалась разделенной на три части – Северная Болгария в статусе вассального княжества, Восточная Румелия на положении турецкой провинции с внутренней автономией и Македония, которая возвращалась в состав Турции; Босния и Герцеговина были переданы под управление Австро-Венгрии.

Несмотря на дипломатическое поражение России, русско-турецкая война 1877–1878 стала решающим этапом в решении Восточного вопроса, в процессе освобождения южнославянских народов и создания ими национальных государств; турецкому владычеству на Балканах был нанесен смертельный удар.

В конце 19 – начале 20 в. распад Османской империи принял необратимый характер. Еще в 1878 Порта уступила Великобритании о.Кипр. В 1881 Греция путем переговоров добилась от Турции передачи ей Фессалии. Восстание 1885 в Восточной Румелии привело к ее воссоединению с Болгарией; под давлением английской и австрийской дипломатии, стремившейся вырвать Болгарию из-под русского влияния, Порта де-факто признала создание единого Болгарского государства. В 1896 произошло новое восстание на Крите; в 1897 на нем высадились греческие войска. Великие державы объявили остров автономией «под протекторатом Европы» и оккупировали его. Хотя в разразившейся греко-турецкой войне 1897 Греция потерпела поражение и была вынуждена эвакуировать свои войска с Крита, Турция фактически утратила господство над островом: верховным комиссаром Крита стал греческий королевич Георг; на нем остались войска европейских государств. После Младотурецкой революции 1908 Австро-Венгрия при поддержке Германии аннексировала Боснию и Герцеговину. В результате итало-турецкой войны 1911–1912 Италия отобрала у Османской империи Киренаику, Триполитанию и о-ва Додеканес.

Финальным актом решения Восточного вопроса стали Балканские войны 1912–1913. В 1912 Болгария и Сербия при содействии России образовали военно-политический союз с целью раздела европейских владений Османской империи, к которому присоединились Греция и Черногория. В результате Первой Балканской войны (1912) Турция была практически изгнана с Балканского п-ва, лишившись Македонии и почти всей Фракии; на адриатическом побережье возникло независимое государство Албания. Хотя в итоге Второй Балканской войны (1913) Османской империи удалось вернуть часть Восточной Фракии с Адрианополем (тур. Эдирне), с турецким господством в юго-восточной Европе было покончено навсегда.

22.Экономическое развитие России в 19-20 веках

В конце XIX - начале XXв. окончательно сложилась система российского капитализма. Из отсталой аграрной страны Россия превратилась в аграрно-индустриальную державу, по объему промышленной продукции войдя в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягиваясь в мировую систему хозяйства.

Капитализм вступил в новую монополистическую стадию.
Признаки монополистического капитализма (империализма) следующие:
1)сохранение конкуренции
2)экспорт капитала, иностранные инвестиции
3)влияние олигархии на власть
4)финансовый капитал, финансовая олигархия
5)международные монополии
6)территориальный раздел мира
Это общие признаки. Но наряду с проявлением общих закономерностей импереализм в России имел и свои особенности.

Особенности экономики.
Капиталистическая и развитая промышленность России сочеталась с отсталым аграрным сектором, сохранившим еще пережитки крепостничества. Это обуславливало неравномерность развития капитализма по отраслям хозяйства. Политическая система и слабость отечественной буржуазии определяли вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В частности, банковские монополии сращивались с государственными финансовыми учреждениями. Была сравнительно невысокая активность в вывозе капиталов за пределы страны из-за возможностей их внутреннего вывоза на окраины страны (Сибирь, Средняя Азия, Европейский Север и другие территории) . Кроме того, своеобразие России заключалось и в том, что государство старалось защищать интересы как буржуазии, так и помещиков.

Промышленность.
В 90-е годы XIX века в промышленности наблюдался подъем, в начале ХХ - кризис. Он выразился в резком сокращении производства, массовой безработице. Государственная поддержка производства оказалась недостаточной.
В этих условиях усилился процесс монополизации.
Кроме того, разлад в экономику внесли затраты на русско-японскую войну, что стало одной изи причин послекризисной депрессии 1904-1908 гг.

Сельское хозяйство.
Капиталистические отношения в этой сфере формировались значительно медленнее, чем в промышленности. Это объяснялось сохранением помещичьего землевладения, крестьянского малоземелья, агротехнической отсталостью и общинными отношениями в деревне. Поступательное развитие сельского хозяйства усилилось после аграрной реформы 1906-1910 гг. В 2,5 раза увеличилось поголовье рогатого скота, заметные сдвиги произошли в техническом и агрокультурном перевооружении сельского хозяйства. Аграрный сектор стал доходной отраслью экономики.

В целом для экономики России было характерно совпадение процессов индустриализации и монополизации. Экономическая политика правительства была направлена на ускоренное промышленное развитие и имела протекционистский характер. В начале ХХ века было значительно сокращено отставание России от других держав.

Реформы с.ю.Витте

Реформы С.Ю.Витте

Реформы в налоговой системе.
В 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.
Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении на другие, более современные методы.
Витте стоял у истоков так называемой сахарной нормировки, которая была введена в России в 1895 году. Смысл её заключался в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом.

Введение винной монополии.
По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство. Реформа возымела положительный результат. К 1899 г. весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений. При Витте винная монополия давала около миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании населения.

Реформы в железнодорожном хозяйстве.
В 1889 г. было издано Временное положение о железнодорожных тарифах. Таким образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В дальнейшем Витте публиковал новые редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя. Другое направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте – выкуп убыточных железных дорог государством.

Денежная реформа.
Рубль стал одной из стабильнейших валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

Реформы в сфере аграрного сектора экономики.
Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и возможности его решения. По принятому на его заседании решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных комитетов. Кроме отмены в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов, Витте мало что сделал на министерском посту против общины.

Реформы в промышленности.
При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3 политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ торгового мореплавания.

23.Социально-экономическое развитие России в начале 20 века

К концу 19 в. ведущие мировые державы вступили в империалистическую стадию своего развития. Основные черты империализма: смена свободной конкуренции в экономике господством монополий образование финансового капитала и финансовой олигархии, вывоз капитала за границу, формирование мировой капиталистической системы хозяйства, обострение борьбы за рынки сбыта.

Россия, вступившая на путь капиталистических преобразований с большим опозданием, стремительно ликвидировала отставание (реформы 60-х годов, ускорение темпов роста экономики и промышленности).

Государственная политика финансирования крупных предприятий, интенсивное строительство железных дорог, повышенный спрос на металл, уголь, древесину свидетельствуют о начавшемся в 1893 г. экономическом подъеме. Производство в стране выросло в 1,5 раза, а производство средств производства утроилось.

Основная черта крупной российской промышленности - высокая концентрация производства. Активно шло акционирование предприятий, создавались предпринимательские и торговые союзы и объединения, которые в начале века выросли в мощные монополии - картели и синдикаты.

Шла концентрация банковского капитала. Всего 5 российских банков контролировали практически все финансовые потоки в стране. Банкиры вкладывали деньги в развитие промышленности, что вело к сращиванию финансового и промышленного капиталов; зарождалась финансовая олигархия.

В конце 1899 г. в России начался экономический кризис, затронувший в основном тяжелую промышленность. Обострение конкуренции послужило причиной разорения более 3 тыс. мелких предприятий и привело к укреплению монополий. Огромные картели и синдикаты типа «Продуголь», «Продвагон» и т.п. господствовали на рынке. Значительно укрепили свои позиции ведущие российские банки Петербургский международный, Азовско-Донской, Русско-Азиатский.

Особенностью империалистической стадии развития Российского государства стало отсутствие фактов вывоза капитала за рубеж. Представители крупной российской буржуазии в подавляющем большинстве предпочитали вкладывать деньги в отечественную промышленность и освоение огромных провинции и окраин Российской Империи. Это объясняется наличием военно-феодальных устремлений царизма, направленных на укрепление центральной власти.

Несмотря на высокие темпы экономического развития, Россия в начале 20 в. представляла собой в сравнении с передовыми европейскими державами аграрно-индустриальную страну с ярко выраженной многоукладностью в экономике.

Наряду с высшими формами капиталистической индустрии существовали ране-капиталистические и полуфеодальные формы хозяйствования - мануфактурная и мелкотоварная.

В деревне сохранились все пережитки крепостнических отношений, патриархальность, община и эксплуатация крестьянского труда. Низкая производительность крестьянского труда в аграрном секторе была результатом надельного крестьянского земледелия, малоземелья и чересполосицы.

Нельзя отрицать определенный прогресс в российском сельском хозяйстве: увеличились посевные площади, повысилась урожайность и техническое оснащение сельскохозяйственных предприятий.

Однако в целом отставание аграрного сектора от темпов развития промышленности принимало форму острого противоречия, что говорило о необходимости полного преодоления феодальных пережитков в российской деревне.

Эти противоречия прослеживались в социально-классовой структуре российского общества. С одной стороны, формировались буржуазия и пролетариат, с другой, продолжало существовать сословное деление, характерное для эпохи феодализма -дворянство, мещанство, купечество и крестьянство.

Сохранялась основная социальная опора царизма - дворянство, которое играло роль главенствующего класса, сохранив значительную экономическую и политическую силу.

24.Становление Российского парламентаризма в России

Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

25.П.А.Сталыпин и его реформы.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911 гг.) в период нала крестьянских волнений являлся губернатором Саратовской губернии. Уже через 3 года, он стал главой Министерства внутренних дел. Эту должность с июля 1906 г. Столыпин успешно совмещал с местом главы Совета министров. К тому времени деятельность Столыпина снискала ему известность во всех слоях общества. Как ни удивительно, покушение, совершенное на него эсерами - меньшевиками (12 августа 1906 г.) только увеличило популярность этого человека. Однако большинство его законопроектов не было принято царским правительством.

Идея Столыпина, высказанная им в разгар революционного движения, заключавшаяся в том, что сначала стране необходимо успокоение, а уж затем – реформы, легла в основу программы правительства. Одной из серьезнейших проблем того времени являлся аграрный вопрос. Именно он спровоцировал во многом революционные события 1905 <



2016-01-26 707 Обсуждений (0)
Итоги и последствия реформ Александра 2 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Итоги и последствия реформ Александра 2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)