Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Московская школа классицизма



2016-01-26 693 Обсуждений (0)
Московская школа классицизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Василий Иванович Баженов (1737/38-1799). Проект Кремлевского дворца в Москве. Жанр архитектурной фантазии и вопрос о неосуществимости его замыслов. Баженов - теоретик архитектуры. Школа М.Ф. Казакова.

24) Скульптура 18 века.

. Становление скульптуры в петровское время про­исходило крайне медленно, поскольку русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена, так как в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. В самом начале XVIII в. русской культуре была известна лишь деревянная древнерусская скульптура религиозной направленности. Поскольку собственных традиций в этой области художественной культуры в России не существовало, пришлось воспользоваться традициями иностранных школ и мастеров. Скульптура барокко стремится к живописности. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит Бартоломее Карло Рас­трелли (1675—1744), чьим произведениям свойственны парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, например, статуя «Импе­ратрица Анна Иоановна с арапчонком» (1733—1741). В монументе автор соединил парадность и жанровость, показав контрасты обще­ственной жизни середины XVIII века. Несколько раньше Б.К. Раст­релли создал величественный образ А.Д. Меньшикова (1716—1717). Это типичный парадный портрет эпохи барокко, в котором скуль­птор воссоздал живописный образ незаурядного человека и госу­дарственного деятеля. Скульптор являлся автором портретного бюста Петра I (1723), который появился в процессе работы над моделью конного монумента императора. Бюст также является произведением типичного барокко. В портретном конкретном об­разе Петр I представлена новая эпоха в ее исторической правде и подобная обобщенность придает бюсту живописность и монумен­тальность. Петр I полон величия и героизма. Б.К. Растрелли автор и конного монумента императора Петра I (1741—1744), в котором он прославляет величие и могущество сильной государственной власти, римский образ которой был близок Петру I. Монумент выполнен в свободной и четкой пластике, уходящей корнями к античным традициям.

 

Работы Б.К. Растрелли послужили началом развития как рус­ского скульптурного портрета, так и монументальной русской скуль­птуры.

 

Вторая половина XVIII в. ознаменовалась открытием Академии художеств (1757), определившей направление развития художест­венной культуры на оставшуюся половину столетия. Ведущим на­правлением становится классицизм.

 

Во 2-й половине XVIII в. наблюдается расцвет светской скуль­птуры во всех видах: статуи, портретного бюста и монумента. Появилась русская самостоятельная скульптурная школа. Выросла целая плеяда ярких индивидуальностей, объединенных едиными творческими принципами, центром созидательного интереса кото­рых являлась глубина человеческой личности, ее богатый внутрен­ний мир, характер, многогранность индивидуальности. Среди них Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин.

 

Вершиной достижений школы ваяния явилось творчество Ф.И. Шубина (1740—1805). Ф.И. Шубин окончил Академию наук, был пенсионером в Париже и Риме. В ранних работах мастер использует приемы барокко, что особенно ярко наблюдается в бюсте А.Н. Голицына (1773). Торжественность разворота головы, пара­дность одежд, черты сословности и одновременно духовная содер­жательность личности, ум, насмешливость создают многогранную характеристику героя.

 

Ф.И. Шубин из материалов особенно любил мрамор, а среди форм выделял бюст. Самые известные работы мастера: портретные бюсты видных государственных деятелей и военачальников, напри­мер, бюст генерал-фельдмаршала З.Г. Чернышева (1774), фельдмар­шала П.А. Румянцева-Задунайского (1778), М.В. Ломоносова (1793).

 

Интересен в своей выразительности и портрет императора Павла I (1797), который достаточно точно передает психологию тирана и меняющееся душевное состояние несчастного, ни кем не любимого человека.

 

Ф.И. Шубин известен и как декоратор, и как скульптор. Он исполнил 58 овальных мраморных портретов для Чесменского дворца, изображающих династию русских царей от Рюрика до Елизаветы Петровны (1774—1775) в технике близкой к декоратив­ной скульптуре. Он автор статуи Екатерины II — законодательницы (1789-1790).

 

В целом в эпоху Просвещения в скульптуре закладываются национальные традиции нового русского искусства, в которых человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» представлены в поэтическом и эстетическом вариантах. Гармоничная соподчиненность отдельных частей человеческого тела, целесообразность их равновесия составили основные черты классицизма. Ваятели-классики, преклоняясь перед красотой человеческого тела, осозна­вали необходимость раскрытия внутренней свободы и воли человека, что и являлось предметом их творческих интересов.

 

Наряду с отечественными мастерами в России творил француз­ский скульптор Э.М. Фальконе (1716—1791), автор великолепного памятника Петру I (открыт в 1782 г.). Скульптор объединил в монументальном произведении лучшие черты барокко и классициз­ма. Император представлен прежде всего, как целеустремленный, волевой, сильный человек, как великий реформатор и гражданин. В аллегорической форме в монументе показана победа Петра I над природной стихией и средневековой общественной традицией, новаторский дух Петра I — преобразователя. Для монумента харак­терна ясность силуэта, легкость и чистота композиции. Взгляд Петра I исполнен спокойствия, уверенности и обращен, как бы к будущему России. Конь смотрит значительно левее и видит совсем иное. Раздутые ноздри, чутко вставшие уши — все показывает, что за бездной и за водой конь видит нечто ужасное. Многотонная статуя воспринимается как подвижная, нестатичная, готовая в любой момент исчезнуть. Подобная композиция как бы символизирует противоречивость и возможность обратимости Петровских реформ.

 

Искусство скульптуры в XVIII в. достигло европейского уровня, о чем свидетельствуют произведения русской пластики



2016-01-26 693 Обсуждений (0)
Московская школа классицизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Московская школа классицизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (693)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)