Задачи стратегического менеджмента
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине: «Стратегический менеджмент» ЛекциОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ направление подготовки 080400 Управление персоналом профиль подготовки Управление персоналом организации
Самара 20__г. Стратегический менеджмент – это разработка и реализация управленческих решений, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. Стратегический менеджмент можно также определить как составление долгосрочных целей организации (долгосрочными операциями называют те, которые планируются на срок больше пяти лет), а также и то, как организация собирается достигнуть этих целей. Глава организации и работники, которые будут связаны с этим долгосрочным проектом, должны иметь четкое представление об их линии поведения. Цель управления компанией – достижение ситуации, когда каждый из ее работников знает свою роль в стратегических проектах компании, а также имеет четкий инструментарий управления своими операциями для решения этой стратегической задачи. Тема 1. Введение. Роль и структура курса изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» Роль и место стратегического менеджмента в механизме управления. Стратегический менеджмент представлен в виде трех разделов: Раздел 1. Концепция стратегического менеджмента включает: Ø методы генерации идей, техники мышления; Ø систему мыслительной деятельности менеджера Ø технологии разработки новых концепций, ситуаций. Основные методы – социопроектирование новых отношений в условиях развития фирмы; методы рефлексии, т.е. самоанализа мышления, коллективного мышления в целях улучшения организации системы мыследеятельности. Применяются специальные методы – ситуационного анализа, мозгового штурма, синектики, топического анализа и др. Раздел 2. Стратегическое планирование включает: Ø разработку комплекса стратегий; Ø маркетинговые программы Ø матрицы стратегического анализа Ø стратегический план: 1) финансовый план 2) план организации производства продукции трех типов: · реальный план – соответствующий программе, · пессимистический план (с учетом издержек на введение новых проектов, диверсификации, замены оборудования и технологии); · оптимистический план выпуска продукции с учетом инвестиций, расширением бизнеса, завоеванием новых рынков); 3) стратегические планы развития, лидерства, интеграции и конкурентной борьбы. 4) Оперативный стратегический бизнес-план, производственная программа фирмы. Разрабатывается стратегический план специалистами, группами оперативного реагирования и стратегического развития. Раздел 3. Реализация стратегии и контроль включает: Ø принятие стратегических решений; Ø разработку стратегического бюджета; Ø реализацию комплекса стратегий; Ø оценку результативности принимаемых решений; Ø организацию мотивации и управленческого контроллинга (контроль финансовых потоков фирмы); управленческий контроль (учет, анализ).
Тема 2. Концепция стратегического менеджмента: цели, функции и принципы стратегического управления. Задачи стратегического менеджмента. 1. Научиться стратегически мыслить (разрабатывать миссию на основе видения фирмы в будущем, разрабатывать новые концепции и ситуации, генерировать новые идеи и предложения). 2. Проводить стратегический анализ факторов окружающей среды, конкурентов, состояния фирмы в отрасли, позиций параметров фирмы в выбранном сегменте рынка, анализ издержек. 3. Разрабатывать стратегии и стратегические планы. 4. Ориентировать фирму в рыночных отношениях. 5. Осуществлять стратегии и стратегические бизнес-планы в различных условиях неопределенности и риска. 6. Осуществлять стратегическое бюджетирование и стратегический контроллинг. 7. Принимать стратегические решения.
Принципы организации стратегического менеджмента: 1. Самоорганизация и саморазвитие (фирма сама должна осуществлять стратегическое управление и развитие). 2. Принципы реализуемости и реальности (должно быть закономерное и реальное развитие фирмы). 3. Принцип креативности (создание творческих условий для работы). 4. Принцип эмерджентности (целостности). 5. Принцип результативности стратегий. 6. Принцип синергии (обеспечение взаимодействия энергии интел-лектуальных потенциалов команды управления ). 7. Принцип создания конкурентных преимуществ. 8. Принципы альтернативной стоимости (оценка того, что можно пожертвовать, чтобы достичь выбранной стратегии и поставленной цели).
Тема 3. Стратегическое планирование и управление: общие понятия. 1. История становления и развития стратегического планирования и управления как самостоятельного направления экономической науки. Появление приёмов стратегического менеджмента и их использование на практике легче всего понять в историческом контексте. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент (Табл.1). Бюджетирование До второй мировой войны, в эпоху формирования корпораций специальных служб планирования, особенно долгосрочного, в компаниях не создавалось. Высшие руководители корпораций регулярно обсуждали и намечали планы развития своего бизнеса, однако формальное планирование ограничивалось лишь составлением ежегодных финансовых смет – бюджетов по статьям расходов на разные цели. Бюджеты составлялись, во-первых, по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (производству, маркетингу, капитальному строительству, НИОКР); во-вторых, по отдельным структурным единицам в рамках корпорации: отделениям, заводам и т.д. Особенностью бюджетно-финансовых методов является их краткосрочный характер и внутренняя направленность, т.е. организация в этом случае рассматривается как закрытая система. При использовании лишь бюджетно-финансовых методов главной заботой менеджеров являются текущая прибыль и структура затрат.
Таблица 1.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (472)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |