Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Субъективные методики объединены в два основных методических направления: метод опроса (опросник) и метод шкалирования субъективных переживаний



2016-01-26 1101 Обсуждений (0)
Субъективные методики объединены в два основных методических направления: метод опроса (опросник) и метод шкалирования субъективных переживаний 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди поведенческих и субъективных методик оценки функциональных состояний наиболее часто применяют методики самооценки состояний по В. А. Доскину, Спилбергеру-Ханину и др. С помощью простейших методик исследования памяти, внимания и мышления оценивается «интеллектуальный компонент функционального состояния». В исследованиях по определению функционального состояния довольно часто учитывается и сенсомоторный компонент. Приведенный выше краткий анализ использования физиологических, биохимических, поведенческих и субъективных методик для оценки функционального состояния показывает, что использование одной из них в отдельности не дает полной и всесторонней информации. Преодолеть этот недостаток можно только путем использования комплексных методов диагностики. При этом для оценки функциональных состояний рекомендуют использование интегральных оценок, коэффициентов или критериев работоспособности, которые учитывают изменение как психофизиологических параметров, так и прямых показателей эффективности деятельности.

Билет

Общая классификация методов оценки функционального состояния. Принципы разработки комплексных батарей тестирования для решения конкретных практических задач.

Лекция 30 сент 2015г

Фото: первое фото и фото «комплекс методик для оценки фс»

 

Билет

Физиологические методы оценки функционального состояния (основные типы, процедуры полиэффекторной регистрации).

 

Физиологические

· Биохимические

· Оценка вегетативных сдвигов. Известно, что вегетативные сдвиги являются физиологическим показателем эмоциональных реакций. Выявлена особая связь определенных эмоциональных нарушений (тревога, страх, депрессия) с вегетативными расстройствами.

· Электрофизиологические: ээг, экг и т.д.

 

Полиэффекторный метод - одновременная регистрация несколькихреакций организма в ответ на действие раздражителя. В этом режиме наиболее часто регистрируются такиепсихофизиологические показатели, как кожно - гальваническая - и сердечнососудистая реакция,биопотенциалы мозга, тремор, электромиографические реакции, дыхание, артериальное давление.

 

Применение П. м. обусловлено тем, что исследование только одного физиологического показателя, как правило, не может дать однозначного ответа о состоянии оператора. Применение П. м. позволяет значительно повысить надежность и достоверность диагностики состояния оператора. Принцип полиэффекторной регистрации состоит в одновременной записи на одной ленте и последующем анализе комплекса реакций (показателей), называемого симптомокомплексом. В результате оказывается возможным судить об особенностях выполняемой деятельности, установить корреляции между характером внешних сигналов и ответными реакциями на них, возникающими при взаимодействии человека с объектами информации. Преимуществом П. м. является и тот факт, что с его помощью создается возможность разграничить те сложные функциональные системы, в которые регистрируемая частная реакция входит в качестве одного из компонентов. В состав симптомокомплекса, используемого при применении П. м., могут входить показатели КГР и сердечнососудистых реакций, изменение биопотенциалов мозга и сердца (Эечно-КГ, вызванные потенциалы и др.), реакции в двигательной сфере (тремор, электромиографические реакции, актограмма), изменение дыхания (пневмограмма), изменение артериального и венозного давления крови, сдвиги чувствительности в анализаторах и т. д. Конкретный состав симптомокомплекса определяется характером исследуемой деятельности и задачами исследования.

При полиэффекторной регистрации используется следующее оборудование: 1) аппаратура для усиления биопотенциалов; 2) многоканальная регистрирующая аппаратура; 3) аппаратура, позволяющая производить частотный анализ и интегрировать биопотенциалы мозга, мышц, сердца и т. п.; 4) специально оборудованная экранированная камера для испытуемого.

 

Объективирующие психометрические тесты. Примеры традиционных методик. Микроструктурные тесты.

Объективирующие психометрические тесты – когнитивные (тесты на память, внимание, мышление, переработку потоков информации и др.) и исполнительские (время реакции, тесты на слежение, миокинетический тест и др.)

 

Билет

Субъективные методы оценки функциональных состояний. Сравнительная характеристика опросников и методик субъективного шкалирования состояний. Примеры тестов.

Субъективные методики (опросники, субъективные шкалы, стандартизованные интервью)

Опросники

Использование опросников направлено на выявление качест­венно разнообразных симптомов утомления, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны человеком. Количе­ственная оценка или определение степени выраженности каждого признака не ставится главной целью подобных исследований. Со­стояние человека оценивается общим количеством перечисленных симптомов и их качественным своеобразием.

Отдельные опросники существенно различаются между собой объемом перечисленных признаков и способом их группировки. Объем их варьирует от нескольких признаков до нескольких де­сятков и даже сотен. Общей тенденцией при разработке новых опросников является стремление к ограничению списка симптомов, что соответствует требованиям краткости тестового описания и простоты количественной обработки. В то же время это предпола­гает включение в состав списка наиболее важных, «ключевых» признаков.

Выбор наиболее информативных симптомов и групп симптомов является основным путем создания более компактных и надежных опросников. Нередко такая работа ведется на основе привлечения средств многофакторного статистического анализа.

 

Методики субъективного шкалирования предназначены для оценки степени утомления самим человеком. Испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из ко­торых выделены полярные оценки (отсутствие/присутствие, пло­хой/хороший) . Расстояние между крайними точками представляет­ся в виде многоступенчатой шкалы. Степень выраженности каждо­го признака определяется расположением точки, выбранной испытуемым на этой шкале. Таким образом, рассматриваемая группа методов является одной из модификаций широко использу­емого в психологических исследованиях . метода семантического дифференциала Осгуда.

Размерность шкал и способы работы с ними существенно варь­ируют у разных авторов. Обычно используются шкалы, содержа­щие пять, семь или девять градаций. В последние годы все боль­шее распространение получают неградуированные шкалы, т. н. зрительные аналоги оценочных шкал. В этом случае испытуемым предлагаются отрезки прямых заданного размера, на которых они должны отметить расстояние, субъективно соответствующее сте­пени выраженности шкалируемого переживания.

 

Как уже указывалось, несомненным преимуществом использования методик субъективного шкалирования по сравнению с опросниками является возможность получения более тонких количественных оценок степени развития состояния. Для этого методика должна быть предварительно «откалибрована», т. е. количественные субъективные оценки состояния необходимо соотнести с другими показателями, выполняющими функцию эталона. Это достигается путем сопоставления и установления корреляционных связей между получаемыми субъективными оценками и данными о выполнении других, ранее апробированных, диагностических методик.

 

Методы оценки количественных и качественных показателей выполнения деятельности. Процедуры оценки показателей результативности деятельности. Метод наблюдения и качественные показатели поведения как индикаторов функционального состояния.

 

Количественные методыоценки, в результате применения которых можно определить уровень деловых качеств работников с достаточной степенью объективности.

Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6-7 критериев.

1. способность организовывать и планировать труд;

2. профессиональная компетентность;

3. сознание ответственности за выполняемую работу;

4. контактность и коммуникабельность;

5. способность к нововведениям;

6. трудолюбие и работоспособность.

Качественные методы -методы описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.

К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки управленческого персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных при формировании любой системы. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны управленческой деятельности подвергаются измерению, анализу и интерпретации, позволяет выделить несколько основных подходов.

В качествепредмета оценки руководителя в различных методиках выступают:

- деловые и личностные качества (свойства, черты) руководителей;

- характеристики их поведения в различных ситуациях;

- качество выполнения управленческих функций;

- характеристики применяемых средств руководства;

- показатели результатов деятельности возглавляемых коллективов;

- результаты организаторской деятельности;

- успешность установления и достижения руководителями целей управления конкретными коллективами

 



2016-01-26 1101 Обсуждений (0)
Субъективные методики объединены в два основных методических направления: метод опроса (опросник) и метод шкалирования субъективных переживаний 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Субъективные методики объединены в два основных методических направления: метод опроса (опросник) и метод шкалирования субъективных переживаний

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)