У Горация – правило золотой середины.Искусство служит пользе и наслаждению
2) Принцип пользы В классицизме – только пользе.(наслаждение от лукавого). Многие писатели стали ловко нарушать все эти правила.
Пьер Корнель. 02. 04. 14
“Сид” Дает возможность посмотреть – что такое классицизм.
Испанск. барокко Франц. Классицизм Сюжет Любовь Никакой любви, только честь Основной конфликт Главное - честь Между чувством и разумом Логика
Формальная, математическая Форма
Вся пьесса написана Александрийским стихом(в классицизме) – размер, изобретен во Франции для имитации гигзамен(нет разных ударений), 6-стопный ямб с цензурой посередине. 5 актов(как положено), зеркальный сюдет – в середине 3 акта сюжет сложится и мотивы совпадают. Фабула: Карнель хочет создать конфликт классицизма – между чувством и долгом. Еще до начала пьессы делает Родриго и Химены влюбленными друг в друга. Химена никому не говорит, ждет, когда отец выберет для нее жениха. Корнель смодулировал конфликт чувства и долга в Родриго(делема) Родриго догадался – без чести он будет не достоин Химены(не сможет получить Химену). Так Корнель объяснил не только логику Родриго, но и Химены(будет умирать, но мстить Родриго – потому что без чести не достойна его, чем сильнее любит, тем сильнее будет стремиться отомстить). Но за это время Корнель сделал еще кое-что. Из Родриго героя Король отказывает Химене, она объявляет конкурс на свою руку(убить Родриго). Дон Санчо вызввается(прошлый жених). Корнель рисует идеального рыцаря и к тому же добрый, не убийца. Выбивает меч сразу (доказывает превосходство). Велит отнести меч Химене. Корнель создал неразрешимый конфликт. Нужен накал страстей(трагедия создает исключительную ситуацию, чтобы доказать правильность героев. Они проверяются этой ситуацией). Корнель устраивает прием “Део сенс Махино – Бог из машины” Корнель объясняет, что трагедия не в плохом конце, а в величии и значительности персонажей.В возвышенном характере пьессы, серьезности ситуации.
Над сидом устроили суд.
13. Человек как жертва страстей в трагедии Расина «Федра». Отражение в трагедии янсенистских взглядов автора. Росин родился в Ларояле(недалеко от Ларошеля) “Федра”1677 г
Фабула: Предыстория: Росин ристианин. Он не верит в античные мифы, для него это декорации янсининского предопределения. Хочет показать, что Федра предопределена. Она стремитс к добру, очень нравственная, воспринимает страсть к Ипполиту, как змею в груди, хочет вырвать, но не может.
2) Федра поняв, что любит Иппалита хочет притвориться злой мачехой и гнать его от себя. 3) В предисловии же Росин говорит, что хотел сделать Федру менее виновной – из-за Арестотеля(герой должен быть не совсем невинным, не совсем виновным, как Эдип) Начало пьессы - Говорит “Как ты прекрасен, Иппалит”, он испугался. (У Эврипида Иппалит невинный, здесь у Росина он влюблен в Ариккию, а ее нельзя любить Иппалит отвергает ее. (Потому что любит другую.) 3. Но! Опять мешают(Весть о том, что муж Тезей жив) Росин здесь показывает, что у человека есть предел. Я больше не могу сражаться. Отдаю себя в твою власть(говорит Юноне). Делай что хочешь.
“Квиквакво” - путаница:
13. Человек как жертва страстей в трагедии Расина «Федра». Отражение в трагедии янсенистских взглядов автора. ПРОВЕРИТЬ
Жан Расин 1639-1690
Расин творит уже в другую эпоху. Умирает Ришелье, людовик XIII. Правит Музолини (новый кардинал), после и его смерти начинается т.н. "фронто" (?) – когда Людовик IV еще мальчик, а за него правит регент - его мать. Власти как таковой нет, общество начинает приходить в движение (начинается некое "смутное время"). Раз центральнаяя власть ослабла, то все сословия пытаются вернуть свои права (а особенно дворянство, желающее вернуть республику – то есть впрямую посягающие на власть короля). Расин уже по своему рождению принадлежал к оппозиции, причем не только к политической, но и к религиозной. Он принадлежал к янсенистам (ересь, появившаяся как продолжение движения гугенотов). Янсенизм – дуалистическая ересь. Дуализм – когда добро и зло считаются одинаково мощными силами, борющимимся между собой. Арена борьбы – человек. Но в отличие от альбигольцев (?), которые считали, что человек сам выбирает, быть ему добрым или нет, янсенисты верили, что Господь определяет склонность человека к добру или злу. Человек, по мнению янсенистов, своим аскетизмом может раскрыть себя бог, и бог может дать ему благодать или не дать (но это выбор Бога). Эта идеология – глубоко барочная, призывает к аскетизму и очень жесткой жизни. Расин родился недалеко от Ля Рошель – крепости-оплоте янсенистов, и учился в школе при женском монастыре. То есть Расин уже по рождению и воспитанию был янсенистом. В последствие Расин перебирается в Париж, чтобы заниматься литературной деятельностью, но оказывается в ситуации, когда "свои" его прокляли, а "новые" (в Париже) ему не доверяли. Это и усиливает пессимизм его произведений. Расин преимущественно брал сюжеты у Еврипида, что говорит нам о интересае Жана к человеческим страстям. Критики спорят о том, к какому направлению относить Расина (во франции – к барокко, у нас – к классицизму). На самом деле Расин – барочный классицист. Ко времени правления Людовика XIV приходит мода на барокко, поэтому и дворец в Версале в плане постройки – классицистический, а в разработке – барочный. Поэтому классицизм к 1677 году уже совсем не тот, что при Корнеле (1600-ые), включает в себя многие черты барокко. Но дворец в Версале – это скорее праздник формы и жизни, а произведения Расина – мрачные, пессимистические, описывающие человеческие страсти.
1677, "Федра". Сюжет и анализ
Сюжет – переработанная пьеса Еврипида "Ипполит". Федра у Еврипида – орудие мести Ипполиту, подсобное средство. У Расина же в центре пьесы – судьба Федры. Сюжет переработан. Федра – из рода Гелиоса, который проклят Афродитой за то, что Гелиос рассказал мужу Афродиты про ее измену. Для Расина фабула Еврипида – всего лишь декорации для янсенисткого предопределения. Расин показывает, что Федра предопределена ко злу, хоть и очень нравственна и стремится к добру, но не может вырваться. Поняв, что любит Ипполита, Федра начинает стремиться к нему, пытается избавиться от этого, но понимает, что это невозможно, и решает покончить с собой, но у нее это не получается. С точки зрения янсенизма ей лучше было бы умереть, но она нарушает как решение умереть, так и обет молчания – поэтому и происходит трагедия. С точки хрения христианского сознания Федра ужасно безнравственна, и писать об этом нельзя. Расин поэтому вынужден все смягчать, чтобы зритель не был оскорблен. Он хочет, чтобы зритель смог сочувствовать Федре, поэтому он ее обеляет. В конце каждой сцены Федра уходит, чтобы умереть, но каждый раз внешние события вынуждают ее отложить это. Например, ее просит не делать этого служанка, в другой раз Федра должна уговорить Ипполита не убивать других претендентов на престол и тд. Ипполит у Расина не настолько целомудрен, как у Еврипида (он влюблен в Арикию), что делает его более виновным, а Федру менее виновной (тк они зеркальные персонажи). Любовь Ипполита – это преступление против власти Тезея (он запретил ее любить). Поэтому любовь Ипполита и любовь Федры одинаково виновны. Каждая сцена с Федрой претворяется сценой с Ипполитом. С самого начала мы узнаем, что Ипполит любит Арикию, => надежды у Федры нет, => читатель должен сочувствовать Федре, а не осуждать ее. Ипполит и Арикия договариваются о тайном браке, и поэтому отказ Ипполита Федре смотрится у Расина совсем по-другому. Это унижение для Федры, и она хочет умереть, но обстоятельства снова мешают ей это сделать. Потом Федра уже отдает себя в руки Эноне. Тезей узнает, что Ипполит виноват перед ним (но из-за гнева не спрашивает, в чем именно), просит Посейдона убить его, что и происходит. Энона с горя спрыгивает со скалы. Тезей поставил чловеческое больше государственного – и тут же хаос вторгся в его жизнь – это чисто классицистический принцип. Федра же должна умереть, но умереть раскаянной (христианский принцип). Она принимает яд за сценой, выходит, рассказывает все, и уходит обратно умирать (насилие на сцене было запрещено). Таким образом, используя приемы классицизма, Расин показывает нам барочные страсти.
14. Приемы классицистической комедии. Мольер. Наследие средневековья не позволило создать в Париже свободный театр, какой был в Испании и Италии. Из-за комерции. Но были официальные театры. Бургундский отель(избранный театр) Есть две партии: Здесь, при этом дворе театр Мольера стаивит спектакль. С этого момента Мольер становится комедиографом короля. Важен подтекст комедий – сатирическая комедия – пароийная. Устраивать праздник будет Мольер(фильм Вотель)
Шайка святош Король Лувр(серый скучный) Версаль(пространство праздника) Власть, честь, долг Любиртинская атмосфера – освобождение от религиозного аскетизма.Протестное поведение.Вступать в брак нужно по любви. “Смешные жиманницы (грациозницы)”
Стиль: “Смешные прециозницы” - прециозность – это стиль, модный тогда. Это вариант барокко(когда на классицизм налепили барокко) “Остров любви” - фантастическая топография страны любви. Мольер смеялся над этим, а Людовик не доверяет дворянству и опирается на средний класс. “Смешные прициозницы” - высмеивают “особость” всех этих людей.
Сюжет: Эти двое дворян решили поиздеваться над ними. Переодели суг и научили их этому языку.И так обольстили девушек, что он на все готовы. Злобность Мольера в том, что арестократия думает, что только она может говорить на таком языке и чувствовать такие тонкие чувства.(а лакеи выучили за 15 минут этот язык) Все закончится разоблачением, позор не лакеям, а девушкам. И корользаставил всех слуг смотреть эту пьессу.
“Тортюф” Во время написания пьессы король лично просил Мольера пожеще писать, чтобы всем задать. А Мольер не хочет понимать эту ситуацию. И пишет королю письма с жалобами, что принял на себя правила 3хединств, пишет тепер другую, классичистическую комедию.(триединство, принцип пользы – высмеивание порока, принцип доминанты – доминирование одного качества персонажа, принцип “развлекать поучая”). Только через 5 лет была поставлена комедия. Сюжет: Многие сюжеты Мольер берет у Плафта.
Строение: Состоит из 5 актов и Тортюф появляется только в начале 3 акта, когда уже все о нем сказано и все знают о его пороке, чтобы зритель никогда не подумал, что Тортюф хороший. Фабула: Спор старого и нового. 2) Во второй сцене это подтверждается Аргоном(тоже не слышит) Дорина – говорит все м правду в лицо (Напоминает у Плавта “Раб и интриган”). Здесь царит структура. Очень классицистично. 3) Повсяется Тортюф. Говорит Дорине – прикрой ногою грудь. На этом архиепископ ушел. Из-за того, что она оскорбила его, как мужчину. И за то, что намек на похотливость. (Он захотел жениться на дочери Аргона, но и лапает его жену). 4) Влюбленные вместо того, чтобы соединиться, соррятся.(из-за женитьбы на Тортюфе). Дорина приходит и хочет помирить. Есть 2 персонажа, которые хотят урезонить Аргона: Почему не получается серьезными речами побороть зло? Потому что смех - орудие сатиры. (У Плафта “Раб интриган” все строится на интриге. - комедия положений,
Высокие персонажи не должны заниматься интригами – это смешно. 5) Эльмира назначает Тортюфу свидание, мужа сажает под стол. Слово – орудие лицемерия. Зеркальность присуща классицизму – сначала госпожа Дюперне защищает Тротюфа, потом Аргон. 6) Приходит госпожа Дюперне и спрашивает о ней. Потом опять начинает не верить – абсурд начинает зашкаливать. В итоге идти некуда. Она должна понять правду. Чередование комических и напряженных сцен. 7) Приходит пристав. Болегкая сцена.Говорит все собирать монатки. 8)Приходит Тортюф. И еще больше устрашает, что сейчас орестуют Аргона. 8) И как у Корнеля - “Бог из машины” - король разобрался, что Тортюф виноват, что он разорил уже не одно семейство. И прислал арестовывать уже Тортюфа. Но как же шкатулка? Королю нужно поднимать рейтинг. Оппозиции не много, много не определившихся. Серая масса запятнала себя и боится короля. А король хочет сказать – что им нечего бояться, чтобы все были на его стороне. Мольера часто ругали за это финал – потому что разрешился не естественным путем. 1) В то время была теория Деизм – механичтическое представление о мире, мир – машина, созданная Богом. С неумолимыми законами. Бог создал мир и ушел. Обченб барочная мысль.
14. Приемы классицистической комедии. Мольер. ВЫБРАТЬ!!!!
Принципы классицизма: требование подражания природе. В 20 годы во Франции идет спор о театре – каким должен быть. Жан Шоплен – письмо о правиле 24 часов (1630). 1 принцип – совершенное подражание (то есть на основе разума). (Полная иллюзия того, что происходит на сцене, происходит здесь и сейчас) Из этого и вытекает 3 единства. Время не чувствует хорошо так как место. Действие должно укладывается в 24 часа (украл у Аристотеля). Световой день длиться 18 часов в лучшем случае. 24 – сразу будет разрушаться. Единство действия – (в античности – концентрация действия (Царь Эдип). Нельзя допускать переплетать интриг. Спорит с театром Возрождения и театром барокко. «Зритель не может удержать в голове больше одной интриги» - за этим скрывается идеология (театр должен быть идеологическим, плакатность, абсолютная ясность). Тоталитарная литература. Второй принцип – пользы. (Гораций – правило абсолютной середины) Искусство служит пользе (наслаждение – от лукавого) – его ответ на вопрос Горация. Комедия положений – построена на интриге. Комедия нравов – для высмеивания, обличение порока. Высокие и низкие персонажи, а высокие не должны заниматься интригами. Высокое слогом – в практике оставалось фарсовым. Мольера можно обыгрывать фарсово. Принципы комедии представлены в разборе комедии Мольера «Тартюф»: высмеивается один порок, смена напряженных и комических сцен, наличие персонажей-резонеров, интрига (лучше всё это рассказывать на примере «Тартюфа» - см. ниже) В Париже был театральная монополия, был цеховой театр для постановки мистерий и мираклий, во Франции – для этого специальная организация (братство), и ей дали право на монополии. В театре Маре ставили классицистические пьесы, комедия дель арта – итальянский театр вошел в моду – нет текста, фиксированные персонажи (характеристики, ситуации, слова) – сюжет компенсируется мастерством актеров. («Скоромуш» - маска комедии дель арта). Первое представление о профессиональном театре возникает через итальянскую комедию – это фарс (изначально). Жан Батист Мольер – гуманистическое образование, итальянец – Госсенди, был нанят в учителя, гуманистическое образование – коллективное обучение, обучение идеологии, (Сирано де Бержерак – крали строчки, включая Мольера.) Роман «Государство и империя Луны». Мольер – продал наследственные привилегии. Театральному искусство учился у итальянцев. (Бордунов – про Мальера). Когда он был основан театр (Мольер и актеры Бежары) – Блистательный театр. Потратили много денег – без роскошного зала и костюмов, декораций было невозможно. Бежали из Париже – чтобы не сесть в долговую тюрьму. Бежар – была талантливая трагическая актриса. Мадлен – природный талант, а Мольера – учили этим приемам. Начали ставить комедии, кочевали по провинциям 12 лет. Впоследствии становятся труппой принца Де Канти (королевской крови). Сказалось положительно в смысле вкуса. Мольер научился писать (так как театр импровизационный, но при переездах – закреплялось одно). Поначалу – фарсы. Принц де Канти – осознал старость, запретил себе все удовольствия, включая театр, расстается со своей труппой, он ее представил королю. Ситуация при дворе (архиепископ парижский захватил власть – через Анну австрийскую, которая была регентом Людовика 14). Архиепископ – от иезуитов. Не хотел отпускать власть из своих рук, а король растет. Король вырос, но вокруг него – молодежь, шайка святош – архиепископ и его окружение. Показывается труппа Мольера – трагедия – Коренель, а фарс – влюбленный доктор. Комедиограф короля теперь Мольер, будет идеологическим рупором Людовика. Становится на сторону короля, когда это слабая стороны, у короля нет власти, и своими пьесами борется за его власть. Пьесы Мольера – слово в борьбе, важен их подтекст. Нужно знать объект сатиры. Версаль – противовес Лувру. (Строится при Мольере).
«Увеселение волшебного острова» - пьеса Мольера. Брак должен быть по любви, те кто не борется за любовь – не правы.
«Смешные жеманницы» - на самом деле – смешные прециозницы – Прециозность – вариант барокко. Чем отличие от черни – тонкость чувств. Форма поведения, стиль речи, жестикуляция, нельзя ничего употреблять низкого – Мольеру это было смешно. У Людовика – свои причины не доверять дворянству – Фрондо – (архиепископ) – начинает опираться на средний класс. Завел двор – против заговора (где держал вместе), ружева ручной работы – стоит как бриллиант. Чтобы дворянство появлялось в таких костюмах, и у них не было денег. Унизить, обуздать, прибрать к рукам. Смешные прециозницы – высмеивается особость дворянства. Две молодые кузины, начитавшись прециозности, мечтают о том, что их украдут, увезут на остров любви, грезы, слезы и т д. Пришли двое дворян – свататься, они их отшили. Дворяне - решили отомстить, лакеев обучили «языку» - те обольстили кузин, увезли их – был позор. Людовик заставил несколько раз дворянство смотреть эту пьесу и аплодировать. Мольер – писал это с подачи короля. 1864 году – сыграли 2 акта и чуть-чуть – вышла шайка святош. Был скандал. Утром в газете – статья, сказано, что король запретил писать комедиографу. У короля – шаткое положение, имеет дело с иезуитами, в безвыходном положении. Мольер – пишет письма королю, не понимает политической ситуации. Мольер – принял на себя правила классицизма, ставит другую классицистическую комедию, высокая – так как 3 единства, принцип пользы (показать как не надо, высмеять порок – потому – сатирическая, комедия нравов, более мрачная). Мольер и реализует принцип доминанты – доминирование одного качества. (Один порок – один носитель). Принцип развлекать поучая. 1869 – таки поставлена пьеса «Тартюф» - умер Мольер в 1873 году (туберкулез).
«Тартюф». Состоит из 5 актов, Тартюф появляется в начале 3-его. Тогда появляется, когда уже о нем в
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |